Материалдар / Открытый урок. Единственное и множественное число существительных. Жанры устного народного творчества.

Открытый урок. Единственное и множественное число существительных. Жанры устного народного творчества.

Материал туралы қысқаша түсінік
тема: Единственное и множественное число существительных. Жанры устного народного творчества. цель обучения: 2.1.2.1 определять в прослушанном тексте, что хотел сказать автор/в чем он хотел нас убедить (используя опорные слова). 2.2.3.1 формулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. 2.3.8.1 различать имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги; определять их роль в предложении.
Авторы:
09 Наурыз 2025
134
0 рет жүктелген
450 ₸
Бүгін алсаңыз
+23 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +23 бонус беріледі Бұл не?
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

Открытый урок

Предмет: Русский язык

Школа:

Раздел (сквозная тема):

Традиции и фольклор.

ФИО педагога


дата:


класс

кол-во присутствующих

кол-во отсутствующих

тема: Единственное и множественное число существительных. Жанры устного народного творчества.

цель обучения

2.1.2.1 определять в прослушанном тексте, что хотел сказать автор/в чем он

хотел нас убедить (используя опорные слова).

2.2.3.1 формулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на

вопросы по содержанию прочитанного.

2.3.8.1 различать имена существительные, прилагательные, глаголы,

предлоги; определять их роль в предложении.

Цели урока

- Узнать о числе имен существительных.



Ход урока

время

деятельность учителя

Деятельность ученика

оценивание

ресурсы

0-6

Создание положительного эмоционального настроя.

Великая радость – работа.

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счета –

Все счастье земли – за трудом!

Н. Борбат

Актуализация жизненного опыта.

Цель: Понять как изменяются имена существительные.

Открываем тетрадь пишем число

(К, И) Минутка чистописания: запись пословицы.

Обсуждение. Почему так говорят?


приветствуют учителя












выполняют чистописание


ФО

ФО


7-11

Работа с экраном (7 цветик)






На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят).

Уши внимательно слушают и всё …(слышат).

Голова хорошо … (думает).

Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?

Сегодня мы продолжим путешествие по стране «Частей речи». На прошлых уроках вы познакомились с «волшебным солнышком», которое зовут… - «Имя существительное». Оно очень доброе и ласковое, согревает нас своими лучами. Имя существительное поможет нам раскрыть еще один свой секрет.


- Ребята, кто из вас любит сказки, поднимите руки? Все? Я так и думала.

Сегодня я приглашаю вас в одну из них. Но чтобы узнать, в какую, нам необходимо подвинуть карточки №1. Взять ручку и внимательно слушать все мои указания.

1.Зачеркните буквы, обозначающие гласные звуки, которые указывают на твёрдость предшествующих согласных.

2.Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.

3.Зачеркните буквы, которые всегда обозначают мягкий согласный звук.

4.Зачеркните буквы, которые звуков не обозначают.

-Какое слово у вас получилось (терем).

Итак, в какую сказку мы с вами сегодня попадем. (теремок).

Сегодня мы заглянем в волшебный мир сказки о животных, где вы узнаете много нового и интересного. Итак, сказка начинается.

Стоит в поле теремок

Он не низок, не высок.

Шла норушка из болота,

Видит – заперты ворота.

Остановилась и спрашивает:… Что спрашивает мышка?

Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?

Никто не отзывается.

Чтобы мышке войти в теремок, надо снять с двери замок. А замок-то с секретом (щелчок по замку).

Секрет такой: на слайде расположены картинки, а вы подумайте на какие две группы можно разделить их? (одушевленные и неодушевленные имена существительные).

По какому признаку вы определили картинки в 1 столбик? Докажите.

Что общего между этими словами?

Запишите по памяти словарные слова. Запишите словарные слова в столбик, 1 вариант - слова, отвечающие на вопрос кто?, 2-й вариант – на вопрос что?

А давайте проверим, как выполнила это задание мышка? Исправьте ошибки, докажите.

Оцените свою работу на полях.

«!» - молодец, все выполнил верно;

«+» - хорошо, но есть ошибки;

«?» - ошибок много, нужна помощь учителя.


- На какие две группы можно ещё разбить данные слова.(на слова обозначающие один предмет и много предметов).

Предположите, какова тема нашего урока? (один предмет, много предметов).

- А где мы с вами можем узнать точное название темы? (в учебнике). (Прочитайте её).

Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных».

Определите, какие задачи мы должны выполнить на уроке (выяснить что такое единственное и множественное число, научиться употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе).

Мы помогли мышке справиться с трудным заданием и она оставила нам подарок. Мышка идёт в терем.

А мы двигаемся с вами дальше.

Мышка сбила лапкою замок,

Заглянула в теремок.

Только свет зажгла норушка,

Слышит топот шустрых ножек.

Это наш приятель … (ёжик)

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Пришел он к теремку. А мышка то его не пускает и сказала, что никого не впустит в терем, пока те не выполнят задание. Так мы поможем ежику? К счастью, еж оказался очень умным и принёс с собой книги.

(На доске слева одна книга, а справа стопа книг.)

- Одинаковые ли предметы изображены на рисунках (Да.)

- Назовите предмет на рисунке слева. (Книга.)

- Запишите это слово.

- Что изображено на рисунке справа? (Книги.)

- Запишите это слово.

- Почему для обозначения одинаковых предметов мы использовали разные формы слова?

(Первое слово обозначает один предмет, второе несколько, много предметов.)

-А как вы думаете, как называются имена существительные, которые обозначают один предмет. Много предметов. (предположение). ( Имя существительное в форме единственного числа и имя существительное в форме множественного числа).

-Чтобы точно узнать, как они называются, куда мы должны обратиться (в учебник).

ПРАВИЛО!

- Оправдались наши предположения?

Этот признак имени существительного в тетрадях мы будем обозначать сокращенно.

А теперь, Посмотрите на слова, которые записали мышка. Эти слова обозначают один предмет или много? Назовите имена существительные в форме единственного числа. Назовите слова в форме множественного числа.

Измените, эти слова так, чтобы слова в форме единственного числа стали словами во множественном числе, а слова, которые были во множественном числе, стали словами в единственном числе. Припишите рядом.

Впустила мышка Ёжика,

- А мы двигаемся дальше.

Поселились мышь да ежик.

Топят печь, зерно толкут

Да блины в печи пекут.

А тут мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Быстро угадай-ка,

Кто же это?.. (зайка)

А теперь поработаем парами. Перед вами лежат конверты со словами (лиса – лисы, ворона – вороны, ёж - ежи, сосна – сосны, снег – снега). Вам нужно составить пары имен существительных в единственном и множественном числе. Назовите пары, которые у вас получились.

- Просигнальте у всех ли так получилось. - Проверьте себя!

- Молодцы!

2. Вот живут они: еж, зайчишка да мышка-норушка. А тут…

Идёт хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это?.. (лиса)

-Вместе с лисой к нам прилетели две тучки. В каждой из которых спрятаны по 2 предложения. Составьте из слов предложения.

-Какие предложения у вас получились? (называют устно). Давайте вместе прочитаем получившийся текст.

-Спишите второе и третье предложение. Подчеркните главные члены. У имен существительных укажите число.

-Лисоньку мы впускаем


3.Только стали жить звери вчетвером.

Идет серый волк-волчище. И говорит:

Вот хоромы так хоромы –

Здесь простора хватит всем!

Что молчите? Есть кто дома?

Да не бойтесь вы, не съем!

Чтобы помочь волку, нам с вами необходимо проверить свои знания, выполнив самостоятельную работу.

Поднимите руку у кого карточки с мышкой. Вам необходимо выписать слова в единственном числе.

1. Выпишите слова в единственном числе.

Окна, узоры, сосны, ветерок, зверята, снегири.

Поднимите руку у кого карточки с ёжиком. Вам необходимо вставить пропущенные буквы и поставить имена существительные в форму единственного числа.

2. Поставьте имена существительные в единственное число

Л..са, сн..га, сл..ды, п..ля, д..ревья.

Поднимите руку у кого карточки с зайчиками. Вам необходимо записать предложение, вставить пропущенные буквы, указать число у имен существительных.

3.Запишите предложение. Укажи число у имен существительных.

В л..су ж..вут др..зды, гр..чи, сн..гири.

Выполнили. 1 и 2 группа проверяем вместе с вами. А 3 проверяет себя самостоятельно на слайде. Исправили ошибки. Оценили себя!

Волк идет в терем.

4. А тут откуда не возьмись.

Появился мишка – медведь.

И, как начал, как начал реветь:

«Ои, беда, беда, беда,

Затрудненья у меня

Не могу поставить я,

В форму множественного числа.

Помогите мне друзья

Ведь не пустит мышь меня».

- Посмотрите на экран. Прочитаем вместе эти слова.

Торт –

шарф –

- В форме какого числа эти имена существительные? (В форме ед. ч.)

- Устно поставьте эти имена существительные в форму множественного числа.

- Возникла проблема: вы все предлагаете разные варианты. Что делать в таком случае?

- Правильно. Надо обратиться к «Орфоэпическому словарику» учебника.

- Девочки ищут первое слово и смотрят как правильно произносятся слова во множественном числе. А мальчики ищут второе слово.

Торт – тОрты

шарф – шАрфы

Помогли мы с вами мишке. Обрадовался он.


Вот и подошел к концу наш урок. «Волшебное солнышко» всегда будет светить в стране «Речь» и откроет нам еще много своих секретов.


Оцените свою работу на уроке.


- Мишка угощает вас конфетками, с помощью которых каждый из вас может оценить наш урок.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны – возьмите зеленую конфетку.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – желтую конфету.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – красную.


У каждого будет своё .

1. У кого домашнее задание на конфета желтого цвета вам нужно выполнить С.48 Упр.5

2. У кого домашнее задание на конфете крассного цвета вам нужно выполнить С.48 Упр.3

3. У кого домашнее задание на конфете зелёного цвета вам нужно составить небольшой рассказ (3-4 предложения) о жителях теремка. У имен существительных определи число.

- Спасибо за урок! Можете быть свободны!


























Участвуют в обсуждении, формулируют собственное мнений






















Формулируют собственное мнение, аргу-ментируют его



Два ученика работают на интерактивной доске, распре-деляют картин-ки в 2 столбика (Воробей, берёзы, карандаши, тетрадь, сороки, мед-ведь, заяц, пенал).

Вывод: имена существитель-ные, неодушев-лённые, нари-цательные.

Проверка: чи-тают слова в 1 столбике; во 2-м столбике.

Учащиеся по выбору выхо-дят и исправ-ляют ошибки на интерактив-ной доске, а за-тем оценивают свою работу
























Формулируют проблемные вопросы (со-ставляют план своей деятель-ности)

Как называет-ся новый при-знак имён суще-ствительных
















Составляют кластер на доске.








Вывод: имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе.


Работа в тетради.













Составляют пары слов в единственном и множествен -ном числе.

Обсуждение задания в парах.






делают вывод: можно ли только по одному окончанию определить число существительного?


Работа у доски и в тетрадях делают.








Обобщают и классифициру-ют по призна-кам.











Выполняют необходимые действия.










Осуществляют взаимный кон-троль и со-трудничают, оказывают не-обходимую взаимопомощь.

















Решение про-блемной ситуации. Поиск ин-формации в орфоэпическом словаре.
























Самооценка собственной учебной деятельности (цветовая гамма оценивания своих знаний из технологии оценивания образовательных достижений) Самооценка усвоения материала.


Устное оценивание




Оценивание конфетами





























ФО
















ФО












ФО












ФО











ФО












































ФО



















































































































































Дескриптор:

6-5 конфеты «5»

4-3 конфеты «4»

2-1 конфеты «3»

















Учебник,


Карточки со

словами,


слайд,


Сайт Сanva,


Plickers


карточки

ФО















































Индиви-

дуальные

карточки



































































Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі