Знакомство с тремя стихотворениями Абая Кунанбаева.
Упражнение 143. Чтение текстов по
группам.
Осень
Тучи мрачно
окутали весь небосвод
—
Это осень в
дождях и туманах ползёт,
И застывшую
землю, от стужи дрожа,
Кобылица
напрасно копытом скребёт.
Нет уж больше
травы на просторе степей,
Смеха больше
не слышно и гама детей,
А деревья,
иссохшие, как старики,
Тянут к небу
безлистые руки ветвей.
Уж дымится с
овечьими шкурами чан
— Износилась
одежда, весь в дырках чапан,
Чинят женщины
юрту, заплаты кладут,
И старухи
свой ткацкий наладили стан.
Журавли в
тёплый край вереницей летят,
Голодают
верблюды и грустно глядят,
Приуныли аулы
— куда ни пойдёшь,
Не услышишь
весёлого смеха ребят.
Зима
В белой шубе,
плечист, весь от снега седой,
Слеп и нем, с
серебристой большой бородой,
Враг всему,
что живёт, с омрачённым челом
Он,
скрипучий, шагает зимой снеговой.
Старый сват,
белый дед натворил много бед.
От дыханья
его – стужа, снег и буран.
Тучу шапкой
надвинув на брови себе,
Он шагает,
кряхтя, разукрашен, румян.
Брови грозно
нависли – нахмуренный вид:
Головою
тряхнет – скучный снег повалит.
Злится он,
словно бешеный старый верблюд,
И тогда
шестистворная юрта дрожит.
Весна
Как весенней
порою шумят тополя!
Ходит ветер,
цветочною пылью пыля,
Всё живое
обласкано солнцем степным,
Пестроцветным
ковром зацветает земля.
И смеётся, и
песни поет молодёжь,
Да и старых
по юртам ищи — не найдешь:
И со
смертного ложа могли б их поднять
Песни,
солнце, и ветер, и птичий галдёж.
На весеннем
кочевье аулы сошлись,
В общей
радости родственники обнялись,
А знакомые
просто, шутя и смеясь,
Обо всём
толковать по душам принялись.
Проведение
словарной работы с использованием
карточек-информаторов
Групповая
работа. Каждой группе дается отдельное
задание
№1
|
№2
|
№3
|
1.
Какую картину осени рисует поэт?
|
1.
Какую картину зимы рисует поэт?
|
1.
Какую картину весны
рисует поэт?
|
2.
Какие приметы осени описывает Абай?
|
2.
Какие приметы зимы описывает Абай?
|
2.
Какие приметы весны
описывает Абай?
|
3.
В каких строках стихотворения говорится о жизни в
ауле?
|
3.
Какой образ зимы в своем стихотворении нарисовал Абай
Кунанбаев?
|
3. В каких строках показано
отношение старых к весне в стихотворении
?
|
4
Как поэт относится к этим
людям?
|
4.
Найдите описание мороза
|
4.
Найдите описание поступков
людей
|
5
Почему в стихотворении описа
на безрадостная картина
осени?
|
5.
В чьём образе изобразил поэт зиму?
Как называется этот приём
в литературе?
|
5 Чем покрывается земля весной
в стихотворении? Как
называется этот приём в
литературе?
|
6.
Что навевает на поэта тоску?
|
6.
Как меняются краски и звуки
|
6.
Как меняются краски и звуки
|
7
Какое настроение вызвало у вас
это стихотворение?
|
7
Какое настроение отражает сти
.хотворение?
|
7
Какое настроение отражает сти
.хотворение?
|
8
С какой интонацией надо читать
стихотворение, чтобы передать душевную боль Абая,
осеннее уныние
?
|
8
Почему стихотворение начинается с описания картин
природы?
|
8
Почему стихотворение начинается с описания картин
природы?
|
9.
Какие эпитеты, сравнения, олицетворения использовал поэт,
чтобы
лучше передать нам картины
осени
? Назовите их.
|
9.
Какие эпитеты, сравнения, олицетворения использовал поэт, чтобы
лучше передать нам картины
зимы? Назовите
их.
|
9.
Какие эпитеты, сравнения, олицетворения использовал поэт,
чтобы
лучше передать нам картины
весны ?
Назовите их.
|
10.
Переведите слово осень на
родной и английский
языки.
|
10.
Переведите слово на родной
и английский
языки
|
10.
Переведите слово весна на
родной
и английский языки
|
Критерии оценивания
:
Может определить общее настроение стихотворения - 1
балл
Может описать приметы времени года - 1
балл
Может найти в тексте нужные строки - 1
балл
Может ответить на вопросы по содержанию текста - 1
балл
Знает что такое эпитет ? - 1
балл
Знает что такое сравнение ? - 1
балл
Знает что такое олицетворение ? - 1
балл
Знает на родном и английском языках слово осень - 1
балл
Знает на родном и английском языках слово зима - 1
балл
Знает на родном и английском языках слово весна - 1
балл
Максимальный балл 10 баллов
Игра-вопросник:

Формативное оценивание двух
предыдущих
заданий проводится в виде раздачи звездочек за каждый набранный
балл, а также за каждый правильный ответ игры-вопросника
.
По их результатам с целью проведения дифференцированной
работы учащиеся делятся на 3 группы по
принципу:
1 группа- 4 человека – набравшие максимальное кол.
звездочек
2 группа- 4 человека с менее набранным количеством
звездочек
3 группа- оставшиеся 4
человека
Музыкальная
разминка (Видеоролик)
Дифференцированные
задания
|