Тема:Творительный падеж имен
существительных.
Цели
урока:
1.Развивать умения,
различать падежи по их признакам, правильно употреблять имена
существительне в нужном падеже.
2.Развивать мышление и
творческие способности учащихся.
3.Уточнить и расширить
знания учащихся о творительном падеже.
4.Формировать умения,
определять творительный падеж по его признакам и использовать в
письменной речи.
5.Прививать чувство
прекрасного к окружающей среде.
Оборудование: опорные
схемы,карточки,учебник
Тип
урока:комбинированный.
Методы и
приемы:словесно-письменный,
индивидуальный, практический.вопросно-ответный.
Ход
урока:
І.Организационный
момент
Посмотрите друг другу в
глаза, улыбнитесь.Я вам желаю хорошего настроения и интересной
работы.
ІІ.Орфографический
диктант.
Сегодняшний урок, на
котором мы продолжим углублять знания о падежах, я предлагаю начать
с орфографического диктанта. Запишите слова в два столбика.
Учащиеся у доски комментируют запись слов.
Пейзаж
Рисунок
Алмаз
Альбом
Дорожка
Береза
Едкий
Окраина
Жемчуг
Тянулись
Явление
Госпожа
Аромат
Что объединяет слова
первого столбика?
Какое слово может быть
лишним?Едкий
Какое лишнее слово во
втором столбике?Тянулись
Выделите карандашом в
столбиках первые буквы слов.
Какие слова у вас
получились? Падеж,
работяга
ІІІ.Постановка
проблемного вопроса.
Какие вопросы у вас
возникли? Почему во втором столбике читается слово
«работяга»?
Какой падеж взял себе
такой псевдоним?
Творительный
Почему его так
назвали?
IV. Поиск решения проблемы.
Чтобы найти ответы на ваши вопросы,
я предлагаю записать
ассоциативный ряд к слову работяга
Падеж
работяга? Труд, работа,
творить.
По какому слову вы
догадались, что так называют творительный падеж?
Творить.
Итак, почему же
творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех
падежей? Отвечают на вопросы
кем?чем? Существительные в
Творительном падеже
обозначают предметы, которыми выполняют
работу.
V
. Формирование темы и цели
урока
.
Сформулируйте тему
урока: Творительный
падеж
Какую цель мы поставили
перед собой на этом уроке?
Расширить знания об
особенностях творительного падежа.
VI. Изучение нового
материала.
Беседа «Что мы узнаем о
творительном падеже?»
На основе ответов
составляется кластер.
Творительный падеж
Вопросы
Кем?Чем?
Окончания:
-ой,-ей,-ом,-ем
Вспомогательное
Слово :творить
Роль в предложении:
дополнение
Предлоги:с,
над, под, за, перед
VII. Индивидуальная работа.
Раздать карточки с
заданиями.
Опережающее задание.Что
вы знаете о зимних месяцах?
декабрь
январь
февраль
Декабрь. Название «декабрь» родственно
слову «дециметр».Что же общего у календарного месяца и меры длины?
Оба эти слова образованы от латинского «децим»,что значит
«десять».
Дециметр-десятая часть
метра, а декабрь у римлян был десятым месяцем. Название это
сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым,последним в
году.
В Древней Руси декабрь
называли «студень»: в этом месяце начиналась зима,приходила
стужа,становилось студено.
Стужа, стынуть,
застывать-отсюда и древнее название месяца-
«студень»
Январь. В старину на Руси январь
называли «сечень» так как он рассекает (делит) зиму на две
половинки.Древние римляне назвали этот месяц январем в честь
Януса-бога солнца и света. На пальцах правой руки Януса было
написано число 300, на пальцах левой руки –число 65, 365-это общее
число дней в году. Январь, по пословице,-году начало, зиме
середка.
Февраль. Название месяца февраль
–латинское по происхождению:в Древнем Риме он заканчивал год,
поэтому в конце месяца устраивался большой праздник,на котором
древние римляне приносили жертвы покровителю стад богу
Фербусу.Отсюда и название месяца-февраль.
А
древнерусское его название –лютый: ведь в феврале стоят лютые
(жестокие, свирепые) морозы, метут метели, выпадает много снега.
Русская пословица говорит: «Вьюги,метели под февраль
полетели»
А как по- казахски
называются январь и февраль?
Объясните, что
обозначают их названия на казахском языке.
VIII. Объяснительное
списывание.
Задание
1. Данные существительные
поставьте в Творительный падеж. Обозначьте окончания, укажите
род.
Заниматься спорт,
хоккей, природа
Увлекаться картина,
музыка, история
Интересоваться
Любоваться
Задание
2. Поставьте существительные в
Творительный падеж.
Используйте предлоги:
над, под, с, за, перед.
Образец: гараж-перед
гаражом
Кирпичи, мячи, матчи,
птицы, границы, лучи, ключи, этажи, столицы,
пальцы.
Задание
3. Спишите. Вставьте пропущенные
буквы. Составьте 2-3 предложения.
Находиться за дворц..м,
разговаривать с учительниц..й, жить за границ..й, вытираться
полотенц..м, ярким солнц..м, теплым месяц..м, хорошей
пословиц..й.
IX. Беседа по вопросам.
Рефлексия.
Что мы узнали о
Творительном падеже?
Что это
падеж-работяга.
С какими предлогами
употребляется Творительный падеж? Над, под, с, за,
перед.
Назовите окончания
Творительного падежа. –ой, -ей, -ом,
-ем.
Сегодня на уроке мы
познакомились с самым трудолюбивым падежом, который любит творить
также как и вы.
X.Домашнее
задание:
Уровень І. Упражнение
309
Уровень ІІ. Составьте
текст – описание катка или снежной горы.
XI. Выставление оценок за
урок.
Карточка
1
Укажите правильный
перевод выделенного слова.
Ақылды жігіт атқа мінер, таққа да
мінер.
А)честный
В)умный
В)смелый
Г)самостоятельный
Карточка
2
Какой перевод
соответствует выделенному слову?
На темном
небе зажглись
звезды.
А)жанды
Б)жарқырады
В)көрінді
Карточка
3
Укажите правильный
перевод выделенного слова.
Жақсылар жақсымен деп
айта алмайды,жамандар жақсымен деп айқайлайды.
А)говорят
В)кричат
В)ругают
Г)обещают
Карточка
4
Какой перевод
соответствует выделенному слову?
Даже самое большое
дерево выросло
из
маленького семени.
А)үлкейді
Б)есейді
В)өсті
Г)жетелді
Карточка
1
Укажите правильный
перевод выделенного слова.
Ақылды жігіт атқа мінер, таққа да
мінер.
А)честный
В)умный
В)смелый
Г)самостоятельный
Карточка
5
Укажите
антонимы:
А)громкий -
тихий
Б) громкий -
огромный
В) громкий -
звонкий
Г) громкий -
шумный
Карточка
6
Укажите слова не
являющиеся антонимами:
А)разница –
сходство
Б)мороз -
жара
В)нападение -
атака
Г)хорошо –
плохо
Карточка
7
К слову
большой укажите синоним, в котором
признак выражен сильнее.
А)крупный
Б)огромный
В)гигантский
Г)немаленький
Карточка
8
Найдите
антонимы.Отгадайте загадку:
Всегда он в
работе,
Когда мы
говорим,
А
отдыхает,
Когда мы
молчим.
Карточка
9
Укажите антоним к
словам холод,злой
:
Бывает он в холод
,
Бывает ив
зной,
Бывает он
добрый,
Бывает и
злой.