IV. Освоение изученного
материала.
Скоро наступит декабрь , и зима законно
вступит в свои права.
И некоторые птицы останутся
зимовать.
Назовите,какие это
птицы.
( Как правило,
остаются зимовать оседлые птицы.
Это- воробьи,голуби,большие
синицы,синицы-гаечки,поползни,дятлы,галки,вороны,сороки
снегири,щегол,клест,чиж,синица-
московка,пищуха,свиристель)
Задание
-
Используя кластер, первая и вторая группы, дайте
характеристику воробью. ( Воробей-маленькая,
очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей,
толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями.
Клюв тонкий, твёрдый, к концу заостренный. .
У него короткие, но сильные ножки. Хвостик
держит поднятым вверх. Воробьи
чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке,
пыли).
От какого словосочетания
произошло слово «воробей»? (Воробьи - очень прожорливые птички.
Часто они летают по садам и полям и вредят урожаю. Само название
воробья говорит об этом: «Вора бей!»- кричали крестьяне,
когда видели,
как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут с тех
пор).
Две звезды и 1
пожелание.
Работа с деформированным
текстом.
Встретились ли в тексте
незнакомые слова? Если да, то обратитесь к карточкам-информаторам в
учебнике.
Благоговение
- глубочайшее
почтение
Зачуяв
– услышав, унюхав,
почувствовав.
Упасть камнем
– рухнуть.
Взъерошенный
– лохматый.
Искаженный
– сильно изменить.
Жертвовать
собой- оз жанын курбан
ету
Ринулся
– бросился.
Трепетать
– дрожать.
Громадное
– большое.
Прочитайте ещё раз текст
самостоятельно.
Чтение
текста.
Упр.101.
Найдите в рассказе
вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение, используя
опорную схему.
Составьте сложный
план.
Две звезды и 1
пожелание.
Вопросы по
содержанию.
У. От чьего лица идет
повествование в рассказе?
Д.
От имени автора -
Тургенева.
У. Какова степень родства
между птенцом и старым
воробьем?
Д.
Я считаю, что старый воробей ему отец.
Автор везде употребляет местоимение
«он».
Птенец называется его
детищем, т.е. сыном.
У. Почему автора
восхитил поступок
птицы?
Д.
Потому что старый воробей мог остаться на безопасной ветке, но не усидел, хотя ему
самому было очень страшно.
У.
Как вы думаете, испытал ли воробей страх,
увидев приближающуюся собаку?
Какие слова это доказывают?
Дети зачитывают со слов
«... и весь взъерошенный... » до слов «... он жертвовал собою!»
У. Почему же воробей победил
свой страх и был готов пожертвовать собой? Какая
сила, сильнее его воли, сбросила воробья с
дерева?
Д.
Любовь, которая сильнее смерти и страха
смерти.
-
Сколько раз встречаются в
тексте личные местоимения? Как вы думаете,
почему?
-
Какие по синтаксической
структуре предложения чаще употребляет
автор?
-
Найдите в рассказе
восклицательные предложения. Чем вызвана была необходимость их
употребления?
-
Какие
художественно-выразительные средства встречаются в
тексте?
-
Камнем упал-какой вид
худ.-выраз.средства?
-
Где используется приём
антитезы? Назовите эти слова.
-
Какие суффиксы используются
при описании молодого воробья?
-
Слышим ли мы голоса в
рассказе? Если да,то чьи?
-
Обратите внимание на
конструкцию следующих предложений и скажите, что их
объединяет.
-
Чем они
осложнены?
-
Он упал из
гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно,
беспомощно растопырив едва прораставшие
крылышки.
2. Видно, и он признал эту
силу.
3. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха
смерти.
Две звезды и 1
пожелание.
У.В самом начале
урока вы давали общую характеристику воробью, поменялось ли ваше
представление о воробье после прочтения рассказа? Что бы вы ещё
добавили в ваш кластер?
.
Как вы думаете, как сложится судьба наших
героев в будущем? (Ответы детей).
Метод
«Аквариум»
4 героя: старый воробей,
молодой воробей, пёс, автор
Они отвечают на вопросы
учащихся.
Релаксационная пауза
(для расслабления мышц шеи)
У.
Поверните голову влево, постарайтесь это
сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Клювик- ротик вытянули
вперёд, как воробушки. Сейчас мышцы шеи напряжены! Попробуйте шею
справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное
положение. Аналогично в другую сторону. Вдох-пауза, выдох-пауза. А
теперь повторим эти же движения, но уже со
словами:
Любопытный воробей
Смотрит влево...
Смотрит вправо
А потом опять вперед-
Тут немного отдохнет
Шея не напряжена
И расслаблена.
Музыкальное задание
Соотнесение музыки к отрывкам.
Определи, к какому отрывку
относится озвученная музыка. Почему ты так
думаешь?
Воробушек упал – Оффенбах
канн-на
Приближение собаки - Бизе –
кармен сиюта№2
Воробей – санти –
Чардаш
Последний отрывок –
Огинский полонез «Прощание с родиной».
Составление эссе .
Две звезды и 1
пожелание.
|