Мозговой штурм
-
Что вы знаете о Мухтаре Ауэзове?
-
Автором каких замечательных произведений является М. Ауэзов? Какие
из них вы прочитали?
-
Какие еще писатели затрагивали тему сиротства? Перечислите
произведения
-
В. Г. Короленко «Дети
подземелья»;
-
А. И. Приставкин «Ночевала тучка золотая» -
входит в проект «100 книг»;
-
А.С. Пушкин
«Сказка о мертвой царевне
-
Д.И. Фонвизин
«Недоросль» и другие.
-
Опишите героев этих произведений. Какие они… дети-сироты? Какова их
судьба?
Слово учителя
- Сегодня мы
проанализируем рассказ М.О. Ауэзова «Сирота».
Мухта́р Омарханович Ауэ́зов (1897—1961) —
советский казахский писатель, драматург и учёный. Академик АН
Казахской ССР (1946), председатель Союза писателей Казахстана. Его
двухтомный роман «Путь Абая» вошёл в «Библиотеку всемирной
литературы».
Рассказ «Сирота», написанный в 1925 г.,
относится к ранней прозе М. Ауэзова.
Действия учителя:
показывает слайды с высказываниями о творчестве М.
Ауэзова.
-
Величайшая заслуга М.Ауэзова состоит в том, что его творчество
заставило обратить внимание на литературу, фольклор и – в целом –
на всю духовную культуру казахов, замечательные ценности обитателей
Великой Степи…
Александр Куделин
-
Вы еще не прочли «Абая»? Значит, вы ничего не читали. Это –
невероятно, это удивительно! Степь ожила и пошла на вас, со всем
великолепием ее первозданной природы, ее жестами и цельными
характерами. А какие страсти – шекспировские! Вы ощущаете эпоху,
как ни в одном научном исследовании. А какая поэзия! Ни одной
прозаической строки в этих двух объемистых книгах, созданных в
форме прозы.
Альфред Курелла
Действия учащихся:
обсуждают высказывания по стратегии «Подумай, обсуди в паре,
поделись».
Анализ произведения
Предтекстовая работа
Задание. Соотнесите каждое слово с определением из второй
графы, составьте с данными словами предложения
(устно).
тумак
|
опрокинувшись на спину, вверх
лицом.
|
глыба
|
прессованный навоз, употр. как топливо в
степных районах на юге и
востоке.
|
навзничь
|
громкое
восклицание.
|
возглас
|
большой обломок твёрдого
вещества.
|
кизяк
|
удар
кулаком.
|
Текстовый этап
Задание. Прочитайте фрагмент рассказа М. Ауэзова
«Сирота», найдите изобразительно-выразительные средства и
определите их роль в произведении.
«Хмурый вечер середины лета. У подножья гор
Улытау сумрачная прохлада. Еле шевелит травы легкий ветерок. Солнце
садится. В долине сгущаются тени. На горизонт грозно легли тяжелые
тучи, и лучи заката, пробиваясь сквозь них, красят притихшие холмы
в темно-багровый цвет, отчего они кажутся грустными, сиротливыми.
Иногда луч вспыхнет ярко, предгорье оживет на мгновенье, и снова
все вокруг мрачно и холодно».
- Как начинается произведение? Как начало связано
с последующими событиями в рассказе? - Кто
главный герой рассказа М. Ауэзова «Сирота»?
- Каким Касым был до смерти бабушки? Каким после
смерти? Найдите и выпишите описание из текста, заполните
таблицу.
Описание
героя
|
До смерти
бабушки
|
После смерти
бабушки
|
Внешность
|
|
|
Настроение
|
|
|
Поведение
|
|
|
Критерий
оценивания
|
Дескрипторы
|
Определяет главную,
второстепенную и детальную информацию художественного
текста
|
- отвечает на
вопросы по содержанию
произведения;
- определяет роль
изобразительно-выразительных средств в
тексте;
- находит описание внешности,
настроения и поведения мальчика до и после смерти
бабушки
|
Взаимооценивание по дескрипторам, комментарии
учителя
Действия учителя:
Для
развития умения определять главную информацию учитель предлагает
учащимся составить сложный план. Каждая пара анализирует фрагмент
текста, предложенный учителем.
П. Учащиеся в парах работают с фрагментом рассказа
М. Ауэзова «Сирота», делят его на части, озаглавливают части,
обсуждают, составляют сложный план.
Критерий
оценивания
|
Дескрипторы
|
Понимать главную информацию
сплошного текста
|
- составляет сложный план
текста;
- текст правильно разделен на
смысловые части;
- пункты плана отражают
содержание смысловой
части.
|
Памятка по составлению сложного
плана:
-
Внимательно прочитайте изучаемый
материал.
-
Разделите его на основные смысловые части и
озаглавьте их (пункты плана).
-
Разделите на смысловые части содержание каждого
пункта и озаглавьте (подпункты плана).
-
Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты
плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого
материала.
Ф комментарий учителя
Учителю необходимо провести подготовительную
работу перед составлением плана прочитанного текста и предоставить
учащимся памятку и образец оформления. Графическую формулу сложного
плана можно выразить следующим образом:
I A
II A
1. А
2.А
а)
б)
в)
3. А
III
А
Ф. Взаимооценивание парами, комментарий
учителя
|