Материалдар / Ашық сабақ Одномерный массив
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Ашық сабақ Одномерный массив

Материал туралы қысқаша түсінік
КСП
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Раздел


ФИО педагога


Дата


Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Одномерный массив

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


9.3.3.1 создавать программы на языке программирования Python (пайтон) с использованием одномерных массивов

Цель урока

познакомить учащихся с понятиями массив данных, имя массива, элемент массива, индекс;

показать естественность использования циклов при обработке массивов;

продемонстрировать преимущество использования массивов при решении некоторых типов задач;

показать правила описания массивов в среде Turbo Pascal и продемонстрировать простейшие алгоритмы обработки массивов (суммирования элементом массива, поиск наибольшего элемента массива, поиск заданного элемента и т.д.);


Критерии успеха

Познакомиться с понятием «массивы»,»одномерные массивы», изучить свойства массива.

Научиться формировать массивы в программах; применять их при составлении программ


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап


  • Создание коллаборативной среды, актуализация опорных понятий (работа с классом): учитель предлагает учащимся посмотреть мультфильм «Азбука безопасности в Интернет», организуя обсуждение рисков общения в сети, предлагая определить ключевые термины урока и сформулировать тему и цель урока. Таким образом, учитель совместно с учащимися определяет тему и цели урока.


Учащиеся в течение 1 минуты размышляют, предлагая ключевые термины урока, тему, записывают тему урока, обсуждая дескрипторы и цель обучения.

Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем

Интерактивное обучение

Диалогическое обучение

Саморегулируемое обучение

Критическое мышление

Изучение нового материала

МАССИВ – это упорядоченная совокупность однотипных данных, обозначаемых общим именем и различаемых с помощью индексов.


Задание на закрепление определения массива.

  1. Заданы последовательности. Определите, какая из этих последовательностей является массивом?

{1, 2, a, -5, n, 9, y} {a, p, c, d, f, k, i} {4, 7, 9, 11, 13, 20}


  1. Рассмотрим примеры реальных объектов, которые можно представить в виде массива. Объясните, почему? Назовите в каждом случае, что будет являться элементом массива, а что – индексом (используются слайды из презентации)


Ответ: книга состоит из множества однотипных элементов – страниц, у каждой страницы есть номер (индекс), все страницы объединены под одним названием (название книги)


Ответ: дому соответствует один почтовый адрес (город, улица, номер). Элементами дома можно считать квартиры, у каждой из которых есть номер (индекс).


Ответ: Доска состоит из клеток, каждая клетка обозначается буквой и цифрой (двойной индекс).


Ответ: команда состоит из нескольких людей, у каждого из них есть номер (индекс).


Одной из важных характеристик массива является размерность. Под размерностью понимают минимальное количество независимых параметров (индексов), которые однозначно определяют положение любого элемента в нём.

Массивы бывают одномерные, двумерные и многомерные. Познакомимся с одномерными массивами.

Одномерный массив - это упорядоченная совокупность однотипных элементов (данных), обозначаемых одним именем, и каждый элемент которой имеет индекс.

Для обозначения типа данных – массив в Паскале есть специальное служебное слово array.

Описание одномерного массива может быть выполнено двумя способами:

  1. в разделе var:

var <имя> : array [n1 .. n2] of <тип>;


  1. описание через введение типа данных пользователя:

type <наименование типа> = array [n1 .. n2] of <тип компонента>;

var <имя массива> : <наименование типа>;


Примеры описания массивов:

1) type mass = array[1 .. 10] of real;

var f : mass;


2) var a : array[1 .. 10] of integer;


3) const n = 15;

var massiv : array[1 .. n] of integer;


Для того чтобы обратиться к элементу этого массива, необходимо указать имя массива и в квадратных скобках – номер элемента. Например, первый элемент массива А – A[1], а пятый – A[5].


Задание на отработку умения обращения к элементам массива:

  1. Количество жильцов в 7 квартире равно 3

a[7] := 3

  1. Температура в первый день месяца была -25°С

m[1] := -25

  1. В футбольной команде под номером 6 играет футболист по фамилии Иванов

zenith[6] := 'Иванов'

  1. На 25 странице в книге начинается глава 1

kniga[25] := 'глава1'


Рассмотрим основные алгоритмы при работе с массивами (все алгоритмы проецируются на экран с помощью мультимедийного проектора и подробно объясняются учителем, как они работают)


  1. Заполнение элементом массива

Для ввода данных в память необходимо организовать цикл. Поскольку число повторений ввода данных известно, удобно использовать цикл прямого пересчета.


    • ввод с клавиатуры


for i := 1 to n do read(a[i]);

writeln;


вводимые значения набираются на клавиатуре в одну строку через пробел, после этого нажимается ENTER


    • ввод с помощью случайного выбора данных


for i := 1 to n do a[i] := random(10);


Для этого используется генератор случайных чисел RANDOM(N), который выбирает случайным образом числа от 0 до N – 1.

Если требуется, чтобы значения элементов массива выбирались из определенного интервала [a, b], то m[i] := a + Random(b a + 1);


    • с помощью оператора присваивания по заданному выражению

for i := 1 to n do a[i] := sqr(i);

    • ввод массива в разделе констант:

const n = 10; a : array[1 .. n] of integer = (1, 0, -2, 3, 8, -10, 9, 8, 17, 0);


  1. Вывод элементов массива

    • вывод элементов массива в строку

for i := 1 to n do write(a[i], ' ');

writeln;


    • вывод элементов массива в столбец

for i := 1 to n do writeln(a[i]);


  1. Суммирование элементов массива

    • нахождение суммы всех элементов массива

s := 0;

for i := 1 to n do s := s + a[i];


    • нахождение суммы элементов массива по условию

s := 0;

for i := 1 to n do

if <условие поиска> then s := s + a[i];


  1. Замена элементов массива

Суть замены элементов массива состоит в том, что элементы, удовлетворяющие условию замены, заменяются на новые в соответствии с правилом замены

for i := 1 to n do

if <условие для замены> then a[i] := <выражение>;


  1. Определение количества элементов массива, удовлетворяющих условию

k := 0;

for i := 1 to n do

if <условие поиска> then k := k + 1;


  1. Нахождение наибольшего элемента массива

max := a[1];

for i := 2 to n do

if a[i] > max then max := a[i];

Самостоятельная работа в группах

В программе Pascal заготовлены шаблоны для всех задач, которые необходимо заполнить. Выдаются распечатанные шаблоны, которые ученики заполняют при решении задач на компьютере. После урока шаблоны остаются у них. Учитель должен дать краткие комментарии по каждой задаче, обратить внимание учащихся, что решение задач сводится к типовым задачам – нахождение максимального или минимального элементов массива, нахождению количества элементов массива, обладающих некоторым свойством, и т.д.


1 На крыше дома жило 10 семей ласточек. В первой семье ласточка была одна, во второй – 4, в третьей – 9 и т.д. Подсчитайте общее количество ласточек. Выведите на экран номера семей, где количество ласточек кратно 4. Откройте файл VAR1_ ZADACHA 1. PAS и в готовом шаблоне допишите недостающие операторы.

program lastochka;

var l:array[1.. ] of ;


begin


for i:=1 to do begin


writeln ('l[',i,']=',l[i]);


end;

writeln ('s=',s);

for i:=1 to 10 do begin

if

writeln ('i=',i);


end.


Решение:

program lastochka;

var l:array[1..10] of integer;

s,i:integer;

begin

s:=0;

for i:=1 to 10 do

begin

l[i]:=i*i;

writeln ('l[',i,']=',l[i]);

s:=s+l[i];

end;

writeln ('s=',s);

for i:=1 to 10 do

begin

if l[i] mod 4=0 then

writeln ('i=',i);

end;

readln;

end.


  1. Во время субботника учащиеся школы вышли на посадку деревьев. Директором были собраны сведения о количестве деревьев, посаженных каждым классом. Определить наилучший результат и количество классов, добившихся его. Откройте файл VAR1_ ZADACHA 2. PAS и в готовом шаблоне допишите недостающие операторы.

program derevo;

var d:array[1..] of integer;


begin

randomize;

for i:=1 to do

begin

d[i]:= ;

writeln ('d[',i,']=',d[i]);

end;


for i:= to do

Материалды жүктеу

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!