
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Ашық сабақ: Определение 11 сынып
Открытый урок русского языка в 11 классе по теме:
«Определение»
Ход урока
-
Организационный этап.
-Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
-Ребята, все ли готовы к уроку?
Давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу на уроке.
Так пусть же наш урок пройдет под девизом:
« Новый день -новые знания».
Сегодня у нас не просто урок- у нас урок повторение.
Деление на группу
Там на листочке написано словосочетание выберите по одному прочитайте
2.Постановка цели и задач урока.
Многие поэты и писатели воспевали красоту осенней природы в своих произведен.
Давайте прочитаем фрагменты этих произведений наизусть – именно это и было домашним заданием
Унылая пора, очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса.
А.С. Пушкин «Осень»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный!
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И.А. Бунин «Листопад»
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Ф.И. Тютчев.
- Какая образность, выразительность, эмоциональность.
Прощальная краса
Пышное увяданье
Хрустальный день
Дивная пора
-Скажите, ребята, а с помощью каких слов поэтам удалось нарисовать красочные осенние пейзажи? Как называются такие слова?
(ответы уч-ся)
1 уч. Такие слова называются эпитетами. Это художественные определения.
- Скажите, а во всех ли стилях речи употребляются художественные определения?
(Ответы уч-ся)
2 уч. Нет, они характерны для художественного и публицистического стилей речи. А в других стилях речи употребляются обычные определения в прямом значении.
- Как вы думаете, ребята, о каком второстепенном члене предложения мы с вами будем говорить сегодня на уроке?
(ответ уч-ся)
Я думаю, это определение.
-Правильно. Давайте запишем число и тему урока.
Пятнадцатое декабря.
Определение
- А сейчас давайте поработаем с таблицей, которую найдете в рабочих листах на ваших столах.
Она поможет определить, что вы уже знаете об определении и что хотите узнать. Под таблицей вы найдете материал, представленный на данном слайде. Он состоит из 6 пунктов. Номер знакомого материала заносите в первую колонку таблицы « Я знаю», номер матер, по которому хотите расширить свои знания - во вторую колонку, а номер незнакомого материала- в 3 колонку таблицы.
1.Знач. определения
2. Вопросы, на которые отвечает определение.
3. Как подчеркивается определение в предложении.
4. Способы выражения определений.
5. Способ связи определения с определяемым словом.
6 Виды определений. Согласов. и несогласов.определен.
Дети заполняют таблицу
- Что у вас получилось ?
- Давайте проверим то, что вы знаете.
(Дети отвеч. по пункт. 1, 2 ,3)
Так каковы же цели сегодняшнего урока?
1 уч.- расширить свои знания о способах выраж. определений.
2 уч.- углубить свои знания о способах связи определения с определяемым словом.
3 уч.- узнать о видах определений, научиться различать согласованные и несогласованные определения.
4 уч.- научиться уместно использовать определения в своей речи, потому что они делают речь понятной, красочной, выразительной.
- Все правильно, ребята.
Сделаем мы с вами это ч/з игру «Веришь- не веришь», которую подготовила группа « Знатоки синтаксиса».
-Веришь ли ты, что
1. Подлежащее и сказуемое образуют словосоч? Нет
2. В роли подлежащего могут выступать даже межд.? Да
3. Простое сказуемое может быть именным? Нет.
4. В русском языке 5 второстеп. членов предлож? Нет.
5. Прямое дополн. может быть лишь беспредложным? Да.
6. Предложение может состоять лишь из главн. членов? Да
7. Дополн. отвечает на вопрос И.п.? нет
8. Слова в предложении могут занимать различн. места? Да
Орг.-ся взаимопроверка
Выставление оценок:
8 + «5»
6-7 + «4»
4-5 + «3»
1-3 + «Повтори пройденный материал по предыдущим темам.»
А сейчас мы свами посмотрим видео ролик и вспоминаем что мы забыли о теме определение
Работа с постером вам я сейчас даю картинки , над этим картинкой вы должны составить словосочетания согласованным и несогласованным определением
1. Укажите предложение с несогласованным определением.
1) Днём её примнут колёса автомобилей, но сейчас
по траве ходит голубь и урчит. (Евдокимов
Н.)
2) Река проснулась, она заворочалась, подставляя
солнцу свою остывшую за ночь чешую. (Евдокимов
Н.)
3) В воде отразилось далёкое облако. (Евдокимов
Н.)
4) А потом наступило долгое затишье. (Евдокимов
Н.)
2. Укажите предложение с несогласованным определением.
1) Днем Настена возила с гумна солому на
колхозный двор и всякий раз, спускаясь с горы, как завороженная
посматривала на баню. (Распутин В.)
2) Местный народ, кстати, с этим переименованием
почему-то не согласился. (Распутин
В.)
3) В доме напротив сидит на подоконнике девушка.
(Евдокимов Н.)
4) Насыщенные холодом тучи ползли над Царицыном.
(Толстой А.)
3. Укажите предложение с несогласованным определением.
1) Мы возвращались, таща на окровавленной шипели
одного из наших товарищей. (Евдокимов
Н.)
2) Шёл тяжёлый сорок первый год. (Евдокимов
Н.)
3) Каждую ночь мы ползли к немецким окопам в
надежде поймать «языка». (Евдокимов
Н.)
4) Этот длинный скользкий шест заменил нам
миноискатель. (Евдокимов Н.)
4. Укажите предложение с несогласованным определением.
1) Я просыпаюсь на рассвете и иду бродить по
пустым московским улицам. (Евдокимов
Н.)
2) Вышла из-за перегородки девочка лет
четырнадцати. (Пушкин А.)
3) Все мы умели говорить со стареющими осенними
листьями, с кустами, облитыми росой, с цветами, пахнущими огнем.
(Евдокимов Н.)
4) Крепость наша стояла на высоком месте.
(Лермонтов М.)
5. Укажите предложение с несогласованным определением.
1) Сибирская зима, хозяйкой широко расположившись
по большой этой земле, входила в середину. (Астафьев
В.)
2) Постояв внизу, Настена осторожно поднялась по
обледенелым ступенькам вверх. (Распутин
В.)
3) Она обрушила на себя прохладное шуршащее
платье в горошках. (Фадеев А.)
4) К ветеринару в наше село пришел с Урженского
озера Ваня Малявин и принёс завёрнутого в рваную ватную куртку
маленького тёплого зайца. (Паустовский
К.)
Домашнее задание : написать ЭССЕ исползав согласованные и несогласованные определение
Работа с таблицей
1 колонка |
2 колонка |
3 колонка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Знач. определения
2. Вопросы, на которые отвечает определение.
3. Как подчеркивается определение в предложении.
4. Способы выражения определений.
5. Способ связи определения с определяемым словом.
6 Виды определений. Согласов. и несогласов.определен.
Работа с таблицей
1 колонка |
2 колонка |
3 колонка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Знач. определения
2. Вопросы, на которые отвечает определение.
3. Как подчеркивается определение в предложении.
4. Способы выражения определений.
5. Способ связи определения с определяемым словом.
6 Виды определений. Согласов. и несогласов.определен.
Работа с таблицей
1 колонка |
2 колонка |
3 колонка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Знач. определения
2. Вопросы, на которые отвечает определение.
3. Как подчеркивается определение в предложении.
4. Способы выражения определений.
5. Способ связи определения с определяемым словом.
6 Виды определений. Согласов. и несогласов.определен.
Работа с таблицей
1 колонка |
2 колонка |
3 колонка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Знач. определения
2. Вопросы, на которые отвечает определение.
3. Как подчеркивается определение в предложении.
4. Способы выражения определений.
5. Способ связи определения с определяемым словом.
6 Виды определений. Согласов. и несогласов.определен.
Работа с таблицей
1 колонка |
2 колонка |
3 колонка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Знач. определения
2. Вопросы, на которые отвечает определение.
3. Как подчеркивается определение в предложении.
4. Способы выражения определений.
5. Способ связи определения с определяемым словом.
6 Виды определений. Согласов. и несогласов.определен.
Работа с таблицей
1 колонка |
2 колонка |
3 колонка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Знач. определения
2. Вопросы, на которые отвечает определение.
3. Как подчеркивается определение в предложении.
4. Способы выражения определений.
5. Способ связи определения с определяемым словом.
6 Виды определений. Согласов. и несогласов.определен.
Работа с таблицей
1 колонка |
2 колонка |
3 колонка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Знач. определения
2. Вопросы, на которые отвечает определение.
3. Как подчеркивается определение в предложении.
4. Способы выражения определений.
5. Способ связи определения с определяемым словом.
6 Виды определений. Согласов. и несогласов.определен.
Работа с таблицей
1 колонка |
2 колонка |
3 колонка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Знач. определения
2. Вопросы, на которые отвечает определение.
3. Как подчеркивается определение в предложении.
4. Способы выражения определений.
5. Способ связи определения с определяемым словом.
6 Виды определений. Согласов. и несогласов.определен.
Работа с таблицей
1 колонка |
2 колонка |
3 колонка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Знач. определения
2. Вопросы, на которые отвечает определение.
3. Как подчеркивается определение в предложении.
4. Способы выражения определений.
5. Способ связи определения с определяемым словом.
6 Виды определений. Согласов. и несогласов.определен.
Работа с таблицей
1 колонка |
2 колонка |
3 колонка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Знач. определения
2. Вопросы, на которые отвечает определение.
3. Как подчеркивается определение в предложении.
4. Способы выражения определений.
5. Способ связи определения с определяемым словом.
6 Виды определений. Согласов. и несогласов.определен.
Работа с таблицей
1 колонка |
2 колонка |
3 колонка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Знач. определения
2. Вопросы, на которые отвечает определение.
3. Как подчеркивается определение в предложении.
4. Способы выражения определений.
5. Способ связи определения с определяемым словом.
6 Виды определений. Согласов. и несогласов.определен.
Работа с таблицей
1 колонка |
2 колонка |
3 колонка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Знач. определения
2. Вопросы, на которые отвечает определение.
3. Как подчеркивается определение в предложении.
4. Способы выражения определений.
5. Способ связи определения с определяемым словом.
6 Виды определений. Согласов. и несогласов.определен.
Синее море
Вкусный пирог
Веселая молодёжь
Солнечный луч
Золотая брошь
Падежный вопрос
Согласованное
определение
Несогласованное
определение
Задания суммативного оценивания за 2 четверть
Слушание
-
Прослушай текст и ответь на вопросы.
-
О чём идёт речь в тексте?
А) спор предметов
В) спор друзей
С) дружба предметов
-
отдых предметов
-
О чём говорили школьные предметы? Соотнеси слова с фразами.
М
атематика учит
понимать красоту
И
скусство царица всех наук
Говорение
-
Ответь на вопросы.
-
Какие предметы спорили между собой?
-
Как ты думаешь, какие ещё школьные предметы вмешались в спор?
-
Как ты думаешь, кто из них прав?
-
Расскажи о своём любимом школьном предмете. Почему он тебе нравится?
Чтение
-
Прочитай текст и выполни задание.
Дом Али находится недалеко от леса. Однажды он вернулся из школы и увидел в комнате рыжую белочку. Али побежал к папе.
-
Папа, у меня в комнате бегает белка. Откуда она?
-
Она пришла из леса.
-
Пусть она останется у нас дома.
-
Нет, сынок, белка – дикое животное. Она обитает в лесу, питается орехами. Она не сможет прожить без леса.
-
Хорошо, папа. Я отнесу её в лес.
Али взял маленькую белочку и побежал в лес. Белочка спрыгнула из рук мальчика и забралась на дерево. Она была очень весёлой и довольной.
-
Определи тему текста.
А) шумный лес
В) маленькая белочка
С) школьный день
D) дружная семья
-
Определи жанр текста.
А) рассказ
В) сказка
С) песня
D) загадка
-
Как Али помог белочке?
А) дал орехи
В) показал папе
С) отнёс в лес
-
показал друзьям
-
Кому показал Али белочку?
-
другу
-
брату
-
маме
-
папе
Письмо
-
Соедини слова из первого столбика со словами второго столбика, чтобы получилось словосочетание.
-
1.
Еловые
а) зверёк.
2.
Пушистый
b) шишки.
3.
Рыжий
с) хвост.
-
Составь из этих слов одно предложение. Напиши.
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Суммативное оценивание за раздел «Мой родной край»
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
Чтение
Прочитай текст и выполни задания.
Асан и Ербол играли на улице. Вдруг они увидели маленького птенца, который сидел под большим деревом. Дети принесли птенца домой и показали отцу.
-
Папа, посмотри, мы нашли птенца. Пусть он останется в нашем доме. Мы его будем кормить, поить. Он будет нашим другом.
-
Дети, у птенца есть своё гнездо, есть родители, братья и сёстры. Ведь он будет очень скучать. Как мы скучаем по дому, когда уезжаем далеко, так и птенец будет искать свой дом.
-
Мы поняли, папа. Каждый счастлив в своём доме. Сейчас мы отнесём птенца в
гнездо.
-
Определи и отметь () жанр произведения.
сказка стихотворение рассказ загадка
-
Подбери название к тексту. A) Маленький кролик
B) Маленький котёнок C) Маленький птенец D) Маленький щенок
Письмо
-
Вставь в предложениях пропущенные слова и словосочетания.
Дети нашли птенца под _________________________. Ребята принесли птенца
_________________________. Дети показали птенца _________________________. Дети отнесли птенца в _________________________.
-
Выпиши в таблицу слова из текста.
-
Слова-предметы
Слова-признаки
Слова-действия
кто?
какой?
что делает?
Суммативное оценивание за тему «Кем я хочу стать, когда вырасту»
Чтение
Задания
1. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы по тексту.
-
тех пор как Матиуш высадился на необитаемом острове, всё переменилось. Матиуш стал философом, то есть человеком, который размышляет обо всем, что видит. Сидит и целый день думает. Но это вовсе не значит, будто философы – бездельники. Мышление тоже труд, и очень тяжелый. Между обыкновенным человеком и философом большая разница. Для обыкновенного человека лягушка – просто лягушка, а философ увидит лягушку и думает: «Зачем она существует в природе?» Обыкновенный человек увидит что-нибудь хорошее у другого и завидует, ломает себе
голову: «Как бы мне тоже заиметь такую штуку?!» А философ предается раздумьям: «Как сделать, чтобы у всех людей всё было?»
-
голове у Матиуша идет напряженная работа, рождается тысяча вопросов. Вот таким человеком и стал Матиуш.
(По Я. Корчаку)
Для справки: философ – человек, который размышляет обо всем, что видит.
-
Какое утверждение соответствует содержанию текста?
А) Матиуш только и делал, что сидел на берегу и бросал камешки в воду
В) между философом и обыкновенным человеком большая разница
С) Матиуш ничего не делал, поэтому вечером не уставал и не хотел спать
-
Где происходят события, описанные в тексте?
А) на острове
В) на прибрежье
С) в хижине
-
О чем хотел сказать автор?
А) В жизни очень много вопросов, на которые невозможно найти ответ
В) Философы только и умеют размышлять, но ничего не делают
С) Наблюдения и размышления помогают понимать окружающий мир
-
Укажите основную мысль текста?
А) Вопросы рождаются в голове из-за напряженной работы В) Матиуш стал философом, который размышляет обо всем С) мышление тоже труд, и очень тяжелый
Письмо
Задание
2. Напишите дневниковую запись на основе прочитанного текста.
Дайте развернутый ответ на вопрос: почему автор называет мышление тяжелым трудом? Соблюдайте падежные формы существительных, прилагательных, числительных, местоимений в соответствии с нормами языка. Объем 30 - 35 слов.
15

