Класс: 9 . Русский язык
Тема урока: Косвенная речь.Замена прямой речи косвенной.
ЦЕЛь:
-
Научить заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания.
-
Развивать умение работать самостоятельно по изучению новой темы;научить критически мыслить совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
-
Воспитывать внимание, наблюдательность, толерантность во время работы в группе, чувство коллективизма.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент
2. Вызов к уроку :
Жил один прозорливец. Люди со всей округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране.
Прослышал об этом один завистливый человек, позавидовал прозорливцу и думает:
— Дай-ка я над ним посмеюсь!
Поймал этот человек бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к прозорливцу направился. Идет и про себя веселится:
— Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих — мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел человек к прозорливцу и говорит:
— Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую? Посмотрел на него прозорливец и говорит:
-Что сказал мудрец?(дети предлагают варианты )
— Все в руках твоих!
-
Выслушивание ответов учащихся.
Класс делится на две группы . Выбирают ученика-консультанта
ЗАДАНИЕ 1. Карточки
1группа. Спиши предложения, расставляя знаки препинания.
А. У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и качаясь шепчет шаловливо С добрым утром!
Б. Гроза будет сказал Федя посматривая на облака.
2группа. Спиши предложения, расставляя знаки препинания
В.Он сказал Я приду к вам вечером .
Г.Мальчик ответил Я дал честное слово.
2. Объясни постановку знаков препинания товарищу, выслушай его объяснения.
3. Составь схемы последнего и первого предложения.
3.Изучение нового материала
ЗАДАНИЕ
2. Прочитай внимательно теоретический материал. Если тебе что-то непонятно, обратись к учителю или своему консультанту .Стр .213
|
Рассмотри предложенные примеры, разберись, как происходит замена прямой речи косвенной. (Работа проходит под руководством ученика–консультанта. Комментирование идёт по цепочке вслух). Обрати внимание на выделенные слова в прямой речи и на то, как они заменяются в речи косвенной.
|
Предложения с прямой речью |
Предложения с косвенной речью |
|
«Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров. |
Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал. |
|
Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!» |
Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество. |
|
Командир приказал: «Огонь!» |
Командир приказал, чтобы открыли огонь. |
|
«Который час?» - спросил я. |
Я спросил, который час. |
|
Врач спросил: «Какая у вас была температура?» |
Врач спросил, какая у меня была температура. |
После работы с таблицей переходим к практической части.
Закрепи свои знания!
Выполнение упражнений
ЗАДАНИЕ 1.Замени прямую речь косвенной.
Упражнение 323. Стр.215.
ЗАДАНИЕ2 . Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью
Упражнение 324. Стр.216.
За эту часть работы ученики получают оценки в карточки учёта, которые выглядят так:
|
Фамилия, имя |
Теоретический материал |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексия
ЗАДАНИЕ 3 Карточки. . Исправь ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Для слабых ребят возможно поддержка сильного в виде 2 вопросов- консультаций .Объясни, чем вызваны эти ошибки.
1группа
-
Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
-
Меня спросили, где я раньше работал?
-
Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
-
2группа
-
Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
-
Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
-
В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
Карточка ЗАДАНИЕ 3 3. Выпиши номера предложений с косвенной речью (знаки препинания не расставлены).
А. Ну,
это ещё не на высоте подумал я.
Б. Может быть вы скажете какой это инструмент
спрашивал учитель.
В. Упрёки в том что телевидение не искусство, во многом
закономерны.
Г. Охотник говорил чтобы мы были осторожнее.
Д. Час от часу не легче подумал я.
Е. Врач велел чтобы я и сидел дома.
Ж. По мнению соседей он был угрюм.
4.Подведение итогов урока
Подводим итог урока, корректируем знания. На дом предлагаю найти в тексте Стр.216.Упр.325 предложения с прямой речью и перестроить их в предложения с косвенной речью.
- Объяснение домашнего задания Упр.325. Стр.216.
5.Выставление оценок за урок
Обратная связь .Ответы на вопросы
-Какие у нас учителя в школе? А школа?
- Вам понравился урок ?
Карточка
ЗАДАНИЕ 3 3. Выпиши номера предложений с косвенной речью (знаки препинания не расставлены).
А. Ну,
это ещё не на высоте подумал я.
Б. Может быть вы скажете какой это инструмент
спрашивал учитель.
В. Упрёки в том что телевидение не искусство, во многом
закономерны.
Г. Охотник говорил чтобы мы были осторожнее.
Д. Час от часу не легче подумал я.
Е. Врач велел чтобы я и сидел дома.
Ж. По мнению соседей он был угрюм.
ЗАДАНИЕ 3 Карточки. . Исправь ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Для слабых ребят возможно поддержка сильного в виде 2 вопросов- консультаций .Объясни, чем вызваны эти ошибки.
1группа
-
Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
-
Меня спросили, где я раньше работал?
-
Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
-
2группа
-
Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
-
Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.7
-
В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
ЗАДАНИЕ 1. Карточки
1группа. Спиши предложения, расставляя знаки препинания.
А. У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и качаясь шепчет шаловливо С добрым утром!
Б. Гроза будет сказал Федя посматривая на облака.
2группа. Спиши предложения, расставляя знаки препинания
В.Он сказал Я приду к вам вечером .
Г.Мальчик ответил Я дал честное слово.
2. Объясни постановку знаков препинания товарищу, выслушай его объяснения.
3. Составь схемы последнего и первого предложения.
|
Предложения с прямой речью |
Предложения с косвенной речью |
|
«Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров. |
Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал. |
|
Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!» |
Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество. |
|
Командир приказал: «Огонь!» |
Командир приказал, чтобы открыли огонь. |
|
«Который час?» - спросил я. |
Я спросил, который час. |
|
Врач спросил: «Какая у вас была температура?» |
Врач спросил, какая у меня была температура. |
-
|
Фамилия, имя |
Теоретический материал |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
|
|
|
|
|
|
|
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
ашық сабақ Прямая речь и замена ее косвенной
ашық сабақ Прямая речь и замена ее косвенной
Класс: 9 . Русский язык
Тема урока: Косвенная речь.Замена прямой речи косвенной.
ЦЕЛь:
-
Научить заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания.
-
Развивать умение работать самостоятельно по изучению новой темы;научить критически мыслить совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
-
Воспитывать внимание, наблюдательность, толерантность во время работы в группе, чувство коллективизма.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент
2. Вызов к уроку :
Жил один прозорливец. Люди со всей округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране.
Прослышал об этом один завистливый человек, позавидовал прозорливцу и думает:
— Дай-ка я над ним посмеюсь!
Поймал этот человек бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к прозорливцу направился. Идет и про себя веселится:
— Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих — мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел человек к прозорливцу и говорит:
— Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую? Посмотрел на него прозорливец и говорит:
-Что сказал мудрец?(дети предлагают варианты )
— Все в руках твоих!
-
Выслушивание ответов учащихся.
Класс делится на две группы . Выбирают ученика-консультанта
ЗАДАНИЕ 1. Карточки
1группа. Спиши предложения, расставляя знаки препинания.
А. У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и качаясь шепчет шаловливо С добрым утром!
Б. Гроза будет сказал Федя посматривая на облака.
2группа. Спиши предложения, расставляя знаки препинания
В.Он сказал Я приду к вам вечером .
Г.Мальчик ответил Я дал честное слово.
2. Объясни постановку знаков препинания товарищу, выслушай его объяснения.
3. Составь схемы последнего и первого предложения.
3.Изучение нового материала
ЗАДАНИЕ
2. Прочитай внимательно теоретический материал. Если тебе что-то непонятно, обратись к учителю или своему консультанту .Стр .213
|
Рассмотри предложенные примеры, разберись, как происходит замена прямой речи косвенной. (Работа проходит под руководством ученика–консультанта. Комментирование идёт по цепочке вслух). Обрати внимание на выделенные слова в прямой речи и на то, как они заменяются в речи косвенной.
|
Предложения с прямой речью |
Предложения с косвенной речью |
|
«Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров. |
Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал. |
|
Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!» |
Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество. |
|
Командир приказал: «Огонь!» |
Командир приказал, чтобы открыли огонь. |
|
«Который час?» - спросил я. |
Я спросил, который час. |
|
Врач спросил: «Какая у вас была температура?» |
Врач спросил, какая у меня была температура. |
После работы с таблицей переходим к практической части.
Закрепи свои знания!
Выполнение упражнений
ЗАДАНИЕ 1.Замени прямую речь косвенной.
Упражнение 323. Стр.215.
ЗАДАНИЕ2 . Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью
Упражнение 324. Стр.216.
За эту часть работы ученики получают оценки в карточки учёта, которые выглядят так:
|
Фамилия, имя |
Теоретический материал |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексия
ЗАДАНИЕ 3 Карточки. . Исправь ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Для слабых ребят возможно поддержка сильного в виде 2 вопросов- консультаций .Объясни, чем вызваны эти ошибки.
1группа
-
Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
-
Меня спросили, где я раньше работал?
-
Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
-
2группа
-
Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
-
Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
-
В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
Карточка ЗАДАНИЕ 3 3. Выпиши номера предложений с косвенной речью (знаки препинания не расставлены).
А. Ну,
это ещё не на высоте подумал я.
Б. Может быть вы скажете какой это инструмент
спрашивал учитель.
В. Упрёки в том что телевидение не искусство, во многом
закономерны.
Г. Охотник говорил чтобы мы были осторожнее.
Д. Час от часу не легче подумал я.
Е. Врач велел чтобы я и сидел дома.
Ж. По мнению соседей он был угрюм.
4.Подведение итогов урока
Подводим итог урока, корректируем знания. На дом предлагаю найти в тексте Стр.216.Упр.325 предложения с прямой речью и перестроить их в предложения с косвенной речью.
- Объяснение домашнего задания Упр.325. Стр.216.
5.Выставление оценок за урок
Обратная связь .Ответы на вопросы
-Какие у нас учителя в школе? А школа?
- Вам понравился урок ?
Карточка
ЗАДАНИЕ 3 3. Выпиши номера предложений с косвенной речью (знаки препинания не расставлены).
А. Ну,
это ещё не на высоте подумал я.
Б. Может быть вы скажете какой это инструмент
спрашивал учитель.
В. Упрёки в том что телевидение не искусство, во многом
закономерны.
Г. Охотник говорил чтобы мы были осторожнее.
Д. Час от часу не легче подумал я.
Е. Врач велел чтобы я и сидел дома.
Ж. По мнению соседей он был угрюм.
ЗАДАНИЕ 3 Карточки. . Исправь ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Для слабых ребят возможно поддержка сильного в виде 2 вопросов- консультаций .Объясни, чем вызваны эти ошибки.
1группа
-
Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
-
Меня спросили, где я раньше работал?
-
Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
-
2группа
-
Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
-
Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.7
-
В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
ЗАДАНИЕ 1. Карточки
1группа. Спиши предложения, расставляя знаки препинания.
А. У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и качаясь шепчет шаловливо С добрым утром!
Б. Гроза будет сказал Федя посматривая на облака.
2группа. Спиши предложения, расставляя знаки препинания
В.Он сказал Я приду к вам вечером .
Г.Мальчик ответил Я дал честное слово.
2. Объясни постановку знаков препинания товарищу, выслушай его объяснения.
3. Составь схемы последнего и первого предложения.
|
Предложения с прямой речью |
Предложения с косвенной речью |
|
«Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров. |
Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал. |
|
Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!» |
Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество. |
|
Командир приказал: «Огонь!» |
Командир приказал, чтобы открыли огонь. |
|
«Который час?» - спросил я. |
Я спросил, который час. |
|
Врач спросил: «Какая у вас была температура?» |
Врач спросил, какая у меня была температура. |
-
|
Фамилия, имя |
Теоретический материал |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
|
|
|
|
|
|
|
шағым қалдыра аласыз













