Класс: 9
. Русский язык
Тема
урока: Косвенная речь.Замена прямой речи
косвенной.
ЦЕЛь:
-
Научить заменять прямую речь косвенной, учитывая
особенность предложений по цели высказывания.
-
Развивать умение работать самостоятельно по
изучению новой темы;научить критически
мыслить совершенствовать орфографические и
пунктуационные навыки.
-
Воспитывать внимание, наблюдательность,
толерантность во время работы в группе, чувство
коллективизма.
ХОД
УРОКА:
1.Организационный момент
2.
Вызов к уроку :
Жил один прозорливец. Люди со всей
округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни
один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась
по всей стране.
Прослышал об этом один завистливый
человек, позавидовал прозорливцу и думает:
— Дай-ка
я над ним посмеюсь!
Поймал этот человек бабочку, меж
сомкнутых ладоней посадил и к прозорливцу направился. Идет и про
себя веселится:
— Скажу
ему, мол, какая бабочка в руках моих — мертвая или живая. Скажет,
что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и
выпущу. Пришел человек к прозорливцу и
говорит:
— Все
тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или
живую? Посмотрел на него прозорливец и
говорит:
-Что сказал мудрец?(дети предлагают
варианты )
— Все в
руках твоих!
Класс делится на две группы
. Выбирают ученика-консультанта
ЗАДАНИЕ 1. Карточки
1группа. Спиши предложения,
расставляя знаки препинания.
А. У
плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и качаясь
шепчет шаловливо С добрым утром!
Б.
Гроза будет сказал Федя посматривая на облака.
2группа. Спиши предложения,
расставляя знаки препинания
В.Он
сказал Я приду к вам вечером .
Г.Мальчик ответил Я дал
честное слово.
2.
Объясни постановку знаков препинания товарищу, выслушай его
объяснения.
3.
Составь схемы последнего и первого предложения.
3.Изучение нового
материала
ЗАДАНИЕ
2. Прочитай
внимательно теоретический материал. Если тебе что-то непонятно,
обратись к учителю или своему консультанту
.Стр
.213
-
Предложение с косвенной речью состоит из двух
частей: одна часть, как и в предложении с прямой речью,
представляет собой слова автора; другая часть выражает содержание
чужой речи (косвенную речь) и присоединяется к первой
союзами что, будто,
чтобы, местоимениями и
наречиями кто, что, как, какой, где, когда,
почему и другими или
частицей ли. Мать просила
нас, чтобы мы не опаздывали к чаю. (Ср. Мать
просила: "Не опаздывайте к чаю!")
-
В
предложении с косвенной речью кавычки не
ставятся.
-
Слова
автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее
запятой.
-
После
косвенного вопроса вопросительный знак не
ставится. Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд
в Москву.
-
При замене прямой речи косвенной личные
и притяжательные местоимения (а также личные формы глаголов)
передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь
передается. Я поинтересовался, можно ли мне остаться
на ночь.
|
Рассмотри предложенные примеры, разберись, как
происходит замена прямой речи косвенной. (Работа проходит под
руководством ученика–консультанта. Комментирование идёт по цепочке
вслух). Обрати внимание на выделенные слова в прямой речи и на то,
как они заменяются в речи косвенной.
Предложения с
прямой речью
|
Предложения с
косвенной речью
|
«Мой дед землю
пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров.
|
Базаров отвечал с надменной
гордостью, что его дед землю
пахал.
|
Андрей воскликнул:
«Я таких людей
видел множество!»
|
Андрей
воскликнул, что он таких людей
видел множество.
|
Командир приказал:
«Огонь!»
|
Командир
приказал, чтобы открыли огонь.
|
«Который час?» - спросил
я.
|
Я спросил,
который час.
|
Врач спросил: «Какая
у вас была
температура?»
|
Врач спросил,
какая у
меня была температура.
|
После
работы с таблицей переходим к практической
части.
Закрепи свои знания!
Выполнение
упражнений
ЗАДАНИЕ 1.Замени прямую
речь косвенной.
Упражнение 323. Стр.215.
ЗАДАНИЕ2 .
Проведите обратную замену, преобразовав
предложения с косвенной речью в предложения с прямой
речью
Упражнение 324.
Стр.216.
За эту часть работы ученики получают оценки в карточки учёта,
которые выглядят так:
Фамилия,
имя
|
Теоретический
материал
|
Задание
1
|
Задание
2
|
Задание
3
|
Задание
4
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексия
ЗАДАНИЕ 3 Карточки. . Исправь ошибки,
связанные с употреблением прямой и косвенной речи.
Для слабых ребят возможно поддержка
сильного в виде 2 вопросов- консультаций .Объясни, чем вызваны эти
ошибки.
1группа
-
Он
говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге
совсем издержался.
-
Меня
спросили, где я раньше работал?
-
Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они
заехали.
-
2группа
-
Савельич спросил у Гринёва, узнал он
атамана.
-
Когда
мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел
ответил, что хочу всё знать.
-
В
детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда
отвечала: «Учительницей».
Карточка ЗАДАНИЕ 3 3. Выпиши номера
предложений с косвенной речью (знаки препинания не
расставлены).
А. Ну,
это ещё не на высоте подумал я.
Б. Может быть вы скажете какой это инструмент
спрашивал учитель.
В. Упрёки в том что телевидение не искусство, во многом
закономерны.
Г. Охотник говорил чтобы мы были осторожнее.
Д. Час от часу не легче подумал я.
Е. Врач велел чтобы я и сидел дома.
Ж. По мнению соседей он был угрюм.
4.Подведение итогов
урока
Подводим итог урока, корректируем знания. На дом
предлагаю
найти
в тексте
Стр.216.Упр.325 предложения с
прямой речью и перестроить их в предложения с косвенной
речью.
- Объяснение домашнего задания
Упр.325. Стр.216.
5.Выставление оценок за
урок
Обратная связь .Ответы на
вопросы
-Какие у нас учителя в
школе? А школа?
- Вам понравился урок
?
Карточка
ЗАДАНИЕ 3 3. Выпиши номера
предложений с косвенной речью (знаки препинания не
расставлены).
А. Ну,
это ещё не на высоте подумал я.
Б. Может быть вы скажете какой это инструмент
спрашивал учитель.
В. Упрёки в том что телевидение не искусство, во многом
закономерны.
Г. Охотник говорил чтобы мы были осторожнее.
Д. Час от часу не легче подумал я.
Е. Врач велел чтобы я и сидел дома.
Ж. По мнению соседей он был угрюм.
ЗАДАНИЕ 3 Карточки. . Исправь ошибки,
связанные с употреблением прямой и косвенной речи.
Для слабых ребят возможно поддержка
сильного в виде 2 вопросов- консультаций .Объясни, чем вызваны эти
ошибки.
1группа
-
Он
говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге
совсем издержался.
-
Меня
спросили, где я раньше работал?
-
Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они
заехали.
-
2группа
-
Савельич спросил у Гринёва, узнал он
атамана.
-
Когда
мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел
ответил, что хочу всё знать.7
-
В
детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда
отвечала: «Учительницей».
ЗАДАНИЕ 1. Карточки
1группа. Спиши предложения,
расставляя знаки препинания.
А. У
плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и качаясь
шепчет шаловливо С добрым утром!
Б.
Гроза будет сказал Федя посматривая на облака.
2группа. Спиши предложения,
расставляя знаки препинания
В.Он
сказал Я приду к вам вечером .
Г.Мальчик ответил Я дал честное
слово.
2.
Объясни постановку знаков препинания товарищу, выслушай его
объяснения.
3.
Составь схемы последнего и первого предложения.
Предложения с
прямой речью
|
Предложения с
косвенной речью
|
«Мой дед землю
пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров.
|
Базаров отвечал с надменной
гордостью, что его дед землю
пахал.
|
Андрей воскликнул:
«Я таких людей
видел множество!»
|
Андрей
воскликнул, что он таких людей
видел множество.
|
Командир приказал:
«Огонь!»
|
Командир
приказал, чтобы открыли огонь.
|
«Который час?» - спросил
я.
|
Я спросил,
который час.
|
Врач спросил: «Какая
у вас была
температура?»
|
Врач спросил,
какая у
меня была температура.
|
-
Фамилия, имя
|
Теоретический
материал
|
Задание 1
|
Задание 2
|
Задание 3
|
Задание 4
|
|
|
|
|
|
|