Учитель организовывает
обсуждение и проводит опрос по данной теме с помощью
следующих вопросов:
Как вы понимаете понятия
«кодирование», «код», «декодирование».
Приведите примеры кодирования
информации в жизни.
Работа с учебником. ИР:
чтение с пометкой.
Обсуждение по
вопросам:
1. Что такое шифрование
информации?
2. Что означает
дешифрование?
3. Почему мы шифруем
информацию?
История кодирования информации
начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек
выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов
окружающего мира.
Информация может поступать от
передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов
самой разной физической природы. Сигнал может быть световым,
звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения,
другого условного знака.
Для того чтобы произошла
передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и
расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек
понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то
нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о
долгожданной перемене.
Для правильного понятия разных
сигналов требуется разработка кода или
кодирование.
Ребята, давайте запишем
определения, что такое код,
кодирование.
Код - это система условных знаков
для представления информации.
Кодирование - формирование представления
информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что
кодирование, это переход от одной формы представления информации к
другой, более удобной для хранения, передачи или
обработки).
Обратное преобразование
называется декодированием.
Ребята, запишите себе в
тетрадь, что:
Декодирование
- это процесс
восстановления содержания закодированной
информации.
Способ кодирования зависит от
цели, ради которой осуществляется.
Существует три основных
способа кодирования информации:
-
Графический - с помощью
рисунков или значков;
-
Числовой - с помощью
чисел;
-
Символьный - с помощью
символов того же алфавита, что и
текст.
Множество кодов очень прочно
вошло в нашу жизнь. Так
-
числовая информация кодируется
арабскими, римскими цифрами.
(часы в классе)
-
для общения мы используем код
- русский язык, в Англии - английский и
т.д.
-
с помощью нотных знаков
записуется (кодируется) любое музыкальное произведение правила
дорожного движения закодированы с помощью дорожных
знаков
-
код используется для оценки
ваших знаний в школе ("5" отлично и т.д.), вы пишите что-то в
тетради - на самом деле вы кодируете информации с помощью
специальных символов, эти символы -
буквы.
-
свой код (почтовый индекс)
имеет каждый населённый пункт.
Людьми были придуманы
специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе,
флажковая азбука. В середине 19 века французский педагог Луи Брайль
придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта
выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по
образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и
могут читать специальные книги. Шифрование - это тоже кодирование,
но с засекреченным методом, известным только источнику и
адресату.
Характерной особенностью
азбуки Морзе является переменная длина кода
разных букв, поэтому код Морзе
называют неравномерным
кодом.
Буквы, которые встречаются в
тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Это
сделано для того, чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за
переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг
от друга в тексте. Поэтому для разделения приходится использовать
паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является
троичным, т.к. в нем используются три знака: точка, тире,
пропуск.
(см. Презентация, слайд
9-10)
Двоичное
кодирование - это перевод десятичных чисел
в двоичную систему счисления. Вся информация, поступающая в
компьютер (винчестер) кодируется числами 1 и 0, это может быть
картинка, буквы, числа, так поступающую информацию видит
компьютер.
(см. Презентация, слайд
11)
ФИЗМИНУТКА
Изобразить в пространстве с
закрытыми глазами:
-
Сердце
-
Круг
-
Букву М
-
Квадрат
-
Треугольник
-
Шпалы
Учитель организовывает игру «Источник
– приемник». Предлагает учащимся
самостоятельно выполнить
задания на кодирование и декодирование текстовой
информации.
Задание
№1 "Расшифровать следующие
записи, используя таблицу азбуки
Морзе"
(закодированное слово в
столбик)
Задание
№2 "Декодирование слов по
номерам букв (конкурс
капитанов)"
(см. Презентация, слайд
18-19)
Задание
№4 "Закодировать текст
используя код Цезаря (на 1 букву
вперёд)"
(см. Презентация, слайд
22-23)
Подведение итогов - команда
победитель.
|