Материалдар / Ашық сабақ Виды односоставныз предложений.8 класс

Ашық сабақ Виды односоставныз предложений.8 класс

Материал туралы қысқаша түсінік
Данный урок предназначен для учеников 8 класса
ЖИ арқылы жасау
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

Тема: Виды односоставных предложений

Цели: Повторить состав простого предложения, подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.

- Углубить представление учащихся об односоставных предложениях.

  • Научить различать двусоставные предложения от односоставных.

  • Изучить новую терминологию.

  • Формировать культуру речи учащихся.

Основные задачи:

  • Учащиеся должны научиться опознавать данное языковое явление.

  • Учащиеся должны приобрести навыки анализа предложений данной конструкции.

  • Учащиеся должны овладеть нормами построения и употребления односоставных предложений в собственной речи.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Фронтальный опрос учащихся

Над изучением какой темы мы работали на предыдущих уроках?
– На какие две группы делятся все члены предложения?
 
– Какие члены предложения называются главными? Второстепенными?
III. Исследовательская работа

Даны 5 предложений, напечатанных на полосках бумаги:

  1. Я умею читать книги.

  2. Люблю классическую музыку.

  3. По радио объявили о посадке самолёта.

  4. Мне не спится

  5. Какая ночь!

- Внимательно рассмотрите эти предложения.

- Подумайте, как их можно разделить на две группы. (слайд № 3)

Я умею читать книги.                        Люблю классическую музыку.

                                                По радио объявили о посадке самолёта

                                                Мне не спится.

                                                Какая ночь!

- По какому принципу вы их поделили? (принцип разделения – наличие членов предложения).

Определение темы урока:

- Что мы уже знаем? Если в предложении есть оба главных члена предложения, то как они называются? (двусоставные предложения).

- Чем выражены главные члены в этом предложении? («Я умею читать» - подлежащее выражено местоимением, сказуемое составное глагольное – гл. в форме 1 л., ед.ч. + инфинитив).

- Как называются предложения, в котором один из главных членов предложения отсутствует? (односоставные предложения).

- Какова же тема нашего урока? (Односоставные предложения).

Слово учителя: Сегодня на уроке мы будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных; посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают, понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются, попробуем сами использовать односоставные предложения. Эти знания нам понадобятся на ЕНТ в 11 классе.

СЛАЙД № 3

Понятие об односоставных предложениях

Попробуйте теперь, зная тему урока, сформулировать его цель. Для этого используйте опорную запись.

СЛАЙД № 4

Цели:

  • познакомиться с …;

  • учиться находить ... и различать ...;

  • формировать…

Да, действительно, цель нашего урока –

  • познакомиться с односоставными предложениями и углубить знания о них;

  • учиться находить односоставные предложения и отличать их от двусоставных;

  • формировать культуру речи учащихся.

IV. Работа над темой

Итак, вы уже знаете, что по своим грамматическим основам простые предложения бывают двусоставными и односоставными. В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, причем оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения.
В односоставных же предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена, причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения или его вообще не может быть.
Поэтому по форме главного члена односоставные предложения делятся на две группы, а какие мы сейчас узнаем.

СЛАЙД № 3

Вывод: односоставные предложения делятся на две основные группы:

1) с главным членом подлежащим –назывное (именное)
2) с главным членом сказуемым- глагольное

Далее:

СЛАЙД № 6

Сравните:

Мороз.         Сильный мороз.

Вечер. Тихий вечер

Вывод: как и двусоставные предложения, односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

Задание: спишите и распространите предложения.

СЛАЙД № 7

Проверьте!

VI. Изучение нового материала

Стратегия «Вращающая станция»

-составление и защита кластера

СЛАЙД № 8

Продолжи ответ.

1. Односоставные предложения – это ...
2. По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на следующие группы ...
3. В предложениях с глагольными сказуемыми выражено ...
4. В безличных предложениях ...
5. В назывных предложениях ...
6. По смыслу односоставные предложения отличаются от двусоставных тем ...

СЛАЙД № 9

А теперь, пользуясь материалом , заполните схему:

СЛАЙД № 10

Односоставные предложения

Главный член – сказуемое
(глагольные предложения)
1.
 
2.
 
3.

Глагольный член – подлежащее
(существительное в им. падеже)
1.
 
2.
 
3.

На основе схемы расскажите об односоставных предложениях по плану.

СЛАЙД № 11

План

1. На какие группы делятся предложения в зависимости от строения грамматической основы (наличие одного или двух главных членов)?
2. Как называются предложения с главным членом сказуемым?
3. Назовите виды глагольных предложений.
4. Как называются односоставные предложения с главным членом предложения подлежащим?
А теперь вопрос повышенной трудности.

СЛАЙД № 12

Что объединяет, а что разделяет односоставные предложения?

СЛАЙД №13

VII. Актуализация опорных знаний

1. Этап первичного закрепления. Работа по учебнику

СЛАЙД №15

Некоторые учащиеся выполняют задание на компьютере, а остальные – на листах; взаимопроверка по компьютеру.

Задание: указать, к какой группе односоставных предложений относятся данные предложения: подлежащее или сказуемое.

п.                      с.

2. Этап вторичного закрепления.

СЛАЙД №16

План

1. Найти и подчеркнуть главный член предложения.
2. Определить его синтаксическую функцию.
3. Определить, чем выражены главные члены предложения.

Учащиеся (цепочкой) выходят к доске и записывают предложения, определяя грамматические значения главного члена.

СЛАЙД №17

1. Вижу горы и долины.
2. Кому-то принесли от мастера ларец.
3. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
4. Одной рукой и узла не развяжешь.
5. К вечеру похолодало.
6. Летнее утро.
7. Рассвет.

СЛАЙД №18

Проверьте себя:

1. Вижу горы и долины.
2. Кому-то принесли от мастера ларец.
3. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
4. Одной рукой и узла не развяжешь.
5. К вечеру похолодало.
6. Летнее утро. 
7. Рассвет.

изъяв, накл., наст, вр., 1-е л., ед, ч.
– изъяв, накл., прош. вр., мн. ч.
– изъяв, накл., буд. вр., 1-е л. мн.ч.
– изъяв накл., буд. вр., 2-е л., ед.ч.
– изъяв, накл., прош. вр., ед. ч.
– им.п.
– им.п.

Каково же грамматическое значение односоставных предложений?

СЛАЙД №19

3. А теперь заглянем немного вперёд.

Используя таблицу-подсказку, определите (устно) типы односоставных предложений.

СЛАЙД № 20

4. Самостоятельная работа

Для того чтобы проверить, как вы поняли тему урока, перед вами сейчас появятся три вида работ. Вы можете выбрать то задание, которое вам больше нравится.

СЛАЙДЫ № 21–23





СЛАЙД № 24

Проверь себя

VIII. Обобщение

Вопросы:

  • Вспомните, что является смысловым центром предложения?

  • А что на этом нашем уроке для вас было данным, ранее изученным?

  • А что новым?

  • Что является общим для всех односоставных предложений?

СЛАЙД № 25

IX.Рефлексия 
«Шкатулка»

- Наша мастерская завершается. Хотелось бы знать, что вы сейчас чувствуете?

- Каковы ваши ощущения?

На ваших столах стоят шкатулки, в ней лежат картинки, и я хочу, чтобы вы выбрали одну из них.

Яблоки - я съел бы еще этого…

Сапоги- скороходы – мое стремление пройти этот путь

Жар- птица- полет моих мыслей, фантазии.

Золотая рыбка – чувствовал (- а) себя как рыба в воде

Ученики оценивают ответы разными смайликами)

«5» -

«4» -

«3» -



Мы сегодня познакомились с односоставными предложениями, учились пользоваться алгоритмом для их определения. Несколько следующих уроков мы посвятим более подробному изучению односоставных предложений

Домашнее задание разноуровневое:





ЖИ арқылы жасау
03 Желтоқсан 2018
432
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі