Г.С. Таженова , учитель русского языка и литературы Есенсайской средней общеобразовательной школы Акжаикского района Западно-Казахстанской области «Второстепенные члены предложения. Определение»Цели урока: активизировать ранее усвоенные знания учащихся о второстепенных членах предложения; расширить понятие об определении:согласованные и несогласованные определения; развивать навыки находитьопределения; воспитывать любовь к природе.Тип урока: объяснение нового материала.Форма урока: урок с применением элемента критического мышления.Оборудование : интерактивная доска; слайды. Ход урока Психологический настрой I. Оргмомент.-Ребята, сегодня у нас не просто урок - у нас урок прощания с осенью. Сделаем мы это, вспомнив всё, что мы изучали раньше о второстепенных членах предложения.II. Проверка домашнего задания. Найти и соединить стрелкой начало и основную часть правила.1.Подлежащее А)второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и подчеркивается пунктирной линией.2.Сказуемое Б)второстепенный член предложения, кото- рый отвечает на вопросы Как? Когда? Где? т.д., подчеркивается точка, тире.3.Определение В)второстепенный член предложения,кото- рый отвечает на вопросы Какой? Чей? и подчеркивается волнистой линией.
4.Обстоятельство Г)главный член предложения, который отвечает на вопросы Кто? Что? и под- черкивается одной чертой черточкой.
5.Дополнение Д) главный член предложения, который отвечает на вопросы Что делать? Что сделать и подчеркивается двумя чертами.
Итак, повторение прошло успешно.Запись числа и темы урока в тетради.III. Подготовка к объяснению нового материала. Старые дубы сбросили жухлую листву, обнажив корявые сучья,раскидали желуди на загрубелую землю.Задание: Разберите по членам предложения. Какие второстепенныечлены предложения встретились вам? Что вы о них знаете?(Составление кластера: ключевое слово-«второстепенные членыпредложения»).
IV. Объяснение нового материала. 1)-А теперь, ребята, посмотрите на монитор.Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора-Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера…(Ф.Тютчев)
2) Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Весёлой пёстрою стенойСтоит над солнечной поляной. (И.Бунин)
3)Скучная картина!Тучи без конца…(А.Плещеев)
-Послушайте внимательно предложения.-Как вы думаете, без каких слов мы не смогли бы увидеть осенниекартины так, как их показали поэты?-Какими средствами художественной выразительности представленыэти слова?-Что такое эпитет?-Давайте посмотрим, каким членом предложения являются данные слова?Вывод: Вот мы и пришли к теме урока. Сегодня мы с вами будем говорить об определении. Откройте параграф 18 на странице 91.Работая с параграфом, ребята, вы будете заполнять таблицу, которая
лежит перед вами. Это поможет вам сосредоточить внимание на самыхглавных и трудных вопросах.1. «V»-знал (а). 2. «+»-новое. 3. «-»-вызывает.V. –Из 2 и 3 текстов выпишите все возможные словосочетания, в состав которых входит определение.-Проверьте, все ли словосочетания вы выписали.-Определите вид подчинительной связи.-Докажите это.VI. А теперь внимание на экран. Чей это портрет?Да , ребята, это великий русский поэт А.С.Пушкин.Как связана осень с именем великого поэта? Правильно. Пушкиночень любил осень. Вы сами знаете , какое это прекрасное и очаровательное время года.Прочитайте строки из стихотворения Пушкина, вставьте недостающиеслова , поставьте к ним вопросы.
... пора ! Очей очарованье! Приятна мне твоя ... краса. Люблю я … природы увяданье. В багрец и в золото … леса.VII. Творческая работа. Составление кластера
VIII. Составьте синквейн на тему «Осень» .
IX. Домашнее задание : Упражнение 84.
X. Оценки.XI.Рефлексия.