Г.С. Таженова ,
учитель русского языка и литературы
Есенсайской средней общеобразовательной
школы
Акжаикского района Западно-Казахстанской
области
«Второстепенные члены предложения.
Определение»
Цели урока: активизировать ранее усвоенные знания учащихся о
второстепенных членах предложения; расширить понятие об
определении:
согласованные и несогласованные определения;
развивать навыки находить
определения; воспитывать любовь к
природе.
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма урока: урок с применением элемента критического
мышления.
Оборудование : интерактивная доска; слайды.
Ход урока
Психологический настрой
I. Оргмомент.
-Ребята, сегодня у нас не просто урок - у нас
урок прощания с осенью. Сделаем мы это, вспомнив всё, что мы
изучали раньше о второстепенных членах
предложения.
II. Проверка домашнего
задания. Найти и соединить стрелкой начало и основную
часть правила.
1.Подлежащее А)второстепенный член
предложения,
который отвечает на вопросы
косвенных
падежей и подчеркивается
пунктирной
линией.
2.Сказуемое Б)второстепенный член предложения,
кото-
рый
отвечает на вопросы Как? Когда? Где?
т.д., подчеркивается точка,
тире.
3.Определение В)второстепенный член
предложения,кото-
рый
отвечает на вопросы Какой? Чей? и
подчеркивается волнистой
линией.
4.Обстоятельство Г)главный член предложения,
который
отвечает на вопросы Кто? Что? и
под-
черкивается одной чертой
черточкой.
5.Дополнение Д) главный член предложения,
который
отвечает на вопросы Что делать? Что
сделать
и
подчеркивается двумя чертами.
Итак, повторение прошло
успешно.
Запись числа и темы урока в
тетради.
III. Подготовка к объяснению нового
материала.
Старые дубы сбросили жухлую листву, обнажив
корявые сучья,
раскидали желуди на загрубелую
землю.
Задание: Разберите по членам предложения. Какие
второстепенные
члены предложения встретились вам? Что вы о них
знаете?
(Составление кластера: ключевое
слово-«второстепенные члены
предложения»).
IV. Объяснение нового
материала.
1)-А теперь, ребята, посмотрите на
монитор.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы
хрустальный,
И
лучезарны вечера…(Ф.Тютчев)
2)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над солнечной поляной.
(И.Бунин)
3)Скучная картина!
Тучи без конца…(А.Плещеев)
-Послушайте внимательно
предложения.
-Как вы думаете, без каких слов мы не смогли бы
увидеть осенние
картины так, как их показали
поэты?
-Какими средствами художественной выразительности
представлены
эти
слова?
-Что такое эпитет?
-Давайте посмотрим, каким членом предложения
являются данные слова?
Вывод: Вот
мы и пришли к теме урока. Сегодня мы с вами будем
говорить об определении. Откройте параграф 18 на
странице 91.
Работая с параграфом, ребята, вы будете заполнять
таблицу, которая
лежит перед вами. Это поможет вам сосредоточить
внимание на самых
главных и трудных вопросах.
1. «V»-знал (а). 2. «+»-новое. 3.
«-»-вызывает.
V. –Из
2 и 3 текстов выпишите все возможные словосочетания, в состав
которых входит определение.
-Проверьте, все ли словосочетания вы
выписали.
-Определите вид подчинительной
связи.
-Докажите это.
VI. А
теперь внимание на экран. Чей это портрет?
Да
, ребята, это великий русский поэт А.С.Пушкин.
Как
связана осень с именем великого поэта? Правильно.
Пушкин
очень любил осень. Вы сами знаете , какое это
прекрасное и очаровательное время года.
Прочитайте строки из стихотворения Пушкина,
вставьте недостающие
слова , поставьте к ним
вопросы.
...
пора ! Очей очарованье!
Приятна мне твоя ... краса.
Люблю я … природы увяданье.
В
багрец и в золото … леса.
VII. Творческая работа. Составление
кластера
VIII. Составьте синквейн на тему «Осень»
.
IX. Домашнее задание : Упражнение
84.
X. Оценки.
XI.Рефлексия.