Материалдар / АТОМ ОРБИТАЛЬДАРЫНЫҢ ГИБРИДТЕНУІ ЖӘНЕ КАТАЛИЗАТОРЛАР.

АТОМ ОРБИТАЛЬДАРЫНЫҢ ГИБРИДТЕНУІ ЖӘНЕ КАТАЛИЗАТОРЛАР.

Материал туралы қысқаша түсінік
Биология және биожүйе
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
14 Сәуір 2021
561
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Page 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»






Г.Г. Савельев, Л.М. Смолова



ОБЩАЯ ХИМИЯ



Рекомендовано в качестве учебного пособия
Редакционно-издательским советом
Томского политехнического университета



















Издательство
Томского политехнического университета
2006


Page 2

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
2
УДК 546(075.8)
C13

C13
Савельев Г.Г., Смолова Л.М.
Общая химия: учебное пособие / Г.Г. Савельев,
Л.М. Смолова; Томский политехнический университет. −
Томск: Изд-во Томского политехнического университета,
2006. − 202 с.


В учебном пособии представлены методические материалы по
курсу химии в соответствии с ГОСТами. Помимо теоретического ма-
териала в каждом разделе приведены примеры решения задач и уп-
ражнения, которые помогут студентам лучше подготовиться к экзаме-
ну, а также при выполнении индивидуальных домашних заданий.
Пособие подготовлено на кафедре общей неорганической химии
ЕНМФ ТПУ
и предназначено для студентов ИДО, обучающихся по на-
правлениям 220400 «Управление в технических системах», 220700 «Ав-
томатизация технологических процессов и производств», 200100 «При-
боростроение», 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника», 140400
«Электроэнергетика и электротехника», 150700 «Машиностроение»,
240100 «Химическая технология», 241000 «Энерго- и ресурсосбере-
гающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехноло-
гии», 280700 «Техносферная безопасность»
УДК 546(075.8)




Рецензенты

Доктор химических наук, профессор ТГУ
Л.Н. Курина

Доктор химических наук, заведующий
кафедрой химии СибГМУ
М.С. Юсубов





© Томский политехнический университет, 2006
© Савельев Г.Г., Смолова Л.М., 2006
© Оформление. Издательство Томского
политехнического университета, 2006


Page 3

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее пособие является составной частью комплексного мето-
дического обеспечения по химии, общей химии, общей и неорганиче-
ской химии для студентов всех специальностей Томского политехниче-
ского университета, изучающих эти дисциплины на 1−2 курсах. В мето-
дическое обеспечение, кроме этого пособия, в настоящее время входят
соответствующие рабочие программы, учебные пособия «Неорганиче-
ская химия
» (для химических специальностей), «Специальные вопросы
в курсах химии» (для нехимических специальностей), «Справочник для
изучающих общую химию», сборники задач по общей и неорганической
химии и лабораторные практикумы по этим курсам. Созданы и опубли-
кованы тестовые задания, которые используются при оценке знаний
и умений, приобретённых студентами. Кроме того, в сети ИНТЕРНЕТа
на
сайте ЦДО ТПУ.ru размещены краткие версии учебных пособий,
в том числе виртуальные лабораторные работы и пособия по решению
химических задач.
В настоящем пособии авторы ставили перед собой цель сжато, но
достаточно полно изложить теоретический материал по дисциплине
«Общая химия».
В пособии приведены примеры решения основных типовых задач
и упражнений, помогающих
глубже освоить материал, решать практи-
ческие задачи, которые встретятся в профессиональной деятельности.
Мы предполагаем также, что при необходимости студент воспользуется
другими рекомендуемыми пособиями.
Такая постановка цели связана с изменениями условий обучения,
происходящими в последнее время в университетах страны: увеличени-
ем роли (и количества времени, отводимого в учебных планах) само-
стоятельной работы
студентов. При этом несколько изменяется роль
всех компонентов учебного процесса. Во время аудиторных занятий фи-
зически невозможно изучить даже основные вопросы изучаемой дисци-
плины, не говоря уже о приобретении навыков решения задач. На них
рассматриваются лишь немногие принципиальные вопросы, проводится
консультирование студентов, диагностика текущего усвоения материала
и определение доли усвоенных
знаний и умений, обычно с использова-
нием тестирования. В связи с реформированием методики обучения
в вузах поставлена и решается важная проблема объективизации оценки
знаний студентов, которая включает разработку и использование тести-
рования, исключающего прямое участие преподавателя в оценке зна-
ний. Всё это должно способствовать усилению стимулов сознательной
самостоятельной работы студентов, воспитанию
более инициативных
специалистов.


Page 4

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
4
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Химия является одной из фундаментальных естественнонаучных
дисциплин. Это значит, что она описывает мир на определённом уровне
строения материи, а именно на атомно-молекулярном, в ней рассматри-
ваются лишь вещества определенного состава (химические вещества)
и превращения этих веществ (химические превращения, реакции). По-
нимание проблем и процессов на атомно-молекулярном уровне необхо-
димо
для инженера любой специальности, поскольку ему обязательно
приходится иметь дело с различными веществами, материалами и хи-
мическими реакциями. Как всякая фундаментальная наука, она воору-
жает техникой решения специфических (в данном случае − химических)
задач.
Особенность занятий студентов в современном университете −
большая самостоятельность при работе над учебным материалом.
В курсе
химии используются следующие виды занятий и контроля зна-
ний: лекции, практические занятия по решению задач, лабораторные за-
нятия, изучение дисциплины по учебникам и учебным пособиям, вы-
полнение самостоятельных заданий; индивидуальные и групповые кон-
сультации; выполняются три контрольные работы, каждая из которых
охватывает значительную долю материала по всему курсу; сдача зачёта
и
экзамена по всему курсу в тестовой форме.
При подготовке этого учебного пособия было учтено, что значи-
тельная часть студентов, поступивших в университет, не сдают вступи-
тельного экзамена по химии и не имеют достаточной для дальнейшего
обучения подготовки по этой дисциплине. Для создания возможности
преодоления этого недостатка в курсе предусмотрено достаточно
под-
робное изучение вопросов школьного курса – основных (исходных) по-
нятий и законов, которые относятся к разделу «Состав вещества». При
изложении этих вопросов в вузовском курсе ставилась задача достичь
большей структурированности изложения и большей чёткости опреде-
лений по сравнению со школьным курсом.
Изучать курс нужно по темам в соответствии с программой. При

этом перед лекцией необходимо знакомиться с материалами учебного
пособия, конспектировать материал во время лекции, вносить в кон-
спект добавления при проработке темы после лекции. Рекомендуется
решить задачи и упражнения перед практическим занятием, с тем чтобы
на нём или на консультации преодолеть непонимание и исправить
ошибки. На практических занятиях проводится разбор
наиболее важных
и трудных вопросов темы и проводится тестирование уровня усвоения
материала студентами. Лабораторные работы служат наглядной иллю-


Page 5

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
5
страцией изученных теоретических положений, способствуют освоению
основных методов и приёмов практической работы с реактивами и при-
борами; учат умению ставить задачи, формулировать наблюдения, про-
изводить измерения, делать по ним вычисления и выводы. В предлагае-
мом пособии теоретический материал дан очень сжато, поэтому, если
студент испытывает затруднения в понимании, помимо консультаций
можно рекомендовать пользоваться не одним, а несколькими учебника-
ми, так как в них по-разному рассматриваются вопросы учебного мате-
риала, что способствует его пониманию.


































Page 6

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
6
Раздел 1
ОСНОВНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ.
СОСТАВ ВЕЩЕСТВА
1.1. Основные понятия и определения
Химия − часть естествознания, изучающая свойства веществ и их
превращения, сопровождающиеся изменением состава и структуры.
Необходимо уточнить, что, во-первых, в химии речь идет о вещест-
вах определенного состава и структуры − химических веществах, во-
вторых, речь идет об относительно низкоэнергетических превращениях
− химических реакциях −
при условиях, близких к обычным (темпера-
тура, не превышающая нескольких десятков тысяч градусов, энергия −
обычно менее нескольких тысяч килоджоулей на грамм вещества, дав-
ление − обычно менее сотен МПа).
Под химическими свойствами веществ понимают совокупность
химических реакций, в которые они могут вступать. Как и физические
свойства (цвет, плотность, твердость, электропроводность
, температуры
плавления и кипения), они определяются электронным строением веще-
ства, структурой и составом.
Простое химическое вещество (простое вещество) − это вещество,
которое не может быть разложено на другие вещества в условиях хими-
ческих реакций.
Атом − мельчайшая частица простого вещества, сохраняющая все
его основные химические свойства. В физике установлено, что
каждый
атом состоит из определенного числа протонов и нейтронов, состав-
ляющих ядро, и электронов, количество которых равно числу протонов,
т. е. атом электронейтрален. Именно атом не может быть превращен
в другие атомы в условиях химических реакций.
Элемент − вид атомов, характеризующихся одинаковым числом
протонов; элементу присваивается порядковый номер, равный числу

протонов в его ядре, и ему дается название, первые буквы (латинского
названия) которого являются символом элемента и обычно, кроме того,
обозначают один атом. Например, элемент с порядковым номером 18
называется Аргон (Argon − лат.) и обозначается Ar; знак одновременно
обозначает наличие одного атома (или одного моля атомов – см. ниже).
Сложным химическим веществом (химическим
соединением) яв-
ляется вещество, состоящее из атомов нескольких элементов. Химиче-
ское соединение состоит из групп атомов, отражающих его состав, −
формульных единиц (ФЕ).


Page 7

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
7
Молекулой называют мельчайшую частицу вещества, способную
к самостоятельному существованию и обладающую всеми его химиче-
скими свойствами. Например, из молекул состоят вещества: хлороводо-
род НСl (1 атом водорода соединен с 1 атомом хлора), аммиак NH
3, вода
H
2O. В то же время во многих конденсированных (жидких и твердых)
химических соединениях нельзя выделить молекулы, так как они состо-
ят из прочно связанных между собою атомов, на которые невозможно
разделить сложное вещество, не изменив существенно его свойства (на-
пример, кристаллические NaCl, K
2SO4, Fe2O3). В этом случае вместо мо-
лекул используют формульные единицы (например, K
2SO4 кр. обознача-
ет формульную единицу вещества, содержащую 2 атома калия, 1 атом
серы и 4 атома кислорода). При описании состава и строения вещества
часто используют понятие о структурной единице (СЕ) – это более
общее понятие, обозначающее любые атомы или их группы (в том чис-
ле и ФЕ), которые используются для описания состава или структуры
вещества.
Таким образом, состав вещества выражается его химической фор-
мулой, которая определяет соотношение между количеством атомов
элементов в соединении или количеством атомов в простом веществе;
она может соответствовать или не соответствовать составу молекулы
(например: Cl и Cl
2, P2O3 и P4O6, где сначала дана формула состава ве-
щества, а потом − молекулы).
1.2. Атомно-молекулярное учение
В 1748 г. М. В. Ломоносов ввел, по сути, современные представле-
ния об атомах. Однако его работа была неизвестна до 1904 г.
В 1803–1807 гг. английский ученый Дж. Дальтон сформулировал
основные постулаты атомно-молекулярного учения (АМУ):
1) каждый элемент
состоит из очень мелких частиц – атомов;
2) все атомы одного элемента одинаковы;
3) атомы различных элементов обладают разными свойствами
(в том числе имеют разные массы);
4) атомы одного элемента не превращаются в атомы других эле-
ментов в результате химических реакций;
5) химические соединения образуются в результате комбинации
атомов двух или нескольких
элементов;
6) в данном соединении относительные количества атомов различ-
ных элементов всегда постоянны.
Эти постулаты вначале были косвенно доказаны совокупностью
стехиометрических законов: закон сохранения массы, закон сохране-
ния энергии, закон постоянства состава, закон кратных отношений, за-


Page 8

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
8
кон объемных отношений, газовые законы и объединенный газовый за-
кон, закон Авогадро и закон эквивалентов.
Химическая стехиометрия − учение о составе веществ и их изме-
нении в ходе химических превращений (это слово образовано от грече-
ских слов «стехион» − элемент и «метрон» − мера). Законы стехиомет-
рии обычно считают составными
частями АМУ.
На основании этих законов было введено понятие о химических
формулах, химических уравнениях и валентности.
1.2.1. Моль. Эквивалент и эквивалентные массы
Измерения в химии производятся с использованием принятой во
всем мире, в том числе и в России, Международной системы единиц
измерения (СИ). В этой системе имеется семь основных единиц: метр

(м, длина), килограмм (кг, масса), секунда (с, время), ампер (А, сила то-
ка), Кельвин (К, температура), кандела (кд, сила света), и моль (количе-
ство вещества).
Относительные атомные и молекулярные массы (А
r, Мr). Уста-
новление стехиометрических законов позволило приписать атомам хи-
мических элементов строго определенную массу. Массы атомов чрез-
вычайно малы. Так, масса атома водорода составляет 1,67·10
−27
кг, ки-
слорода − 26,60·10
−27
кг, углерода − 19,93·10
−27
кг. Пользоваться такими
числами при различных расчетах очень неудобно. Поэтому с 1961 г. за
единицу массы атомов принята
1
/12 массы изотопа углерода
12
С − угле-
родная единица (у. е.) или атомная единица массы (а. е. м.).
Масса у. е. составляет 1,66043
.
10
−27
кг (1,66043
.
10
−24
г).
Относительной атомной массой элемента (А
r) называют отноше-
ние абсолютной массы атома к
1
/12 части абсолютной массы атома изо-
топа углерода
12
С.
А
r показывает, во сколько раз масса атома данного элемента тяже-
лее
1
/12 массы атома
12
С. Например, А r кислорода равна

1 у. е. − 1,66 · 0
−24
г
Х − 26,60 · 10
−24
г.
Отсюда Х = 16,02.

Это означает, что атом кислорода примерно в 16 раз тяжелее
1
/12
массы атома углерода
12
С. Относительные атомные массы элементов

r) обычно приводятся в периодической таблице Менделеева.
Относительной молекулярной массой (М
r) вещества называется
масса его молекулы, выраженная в у. е.


Page 9

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
9
М
r численно равна сумме атомных масс всех атомов, входящих
в состав молекулы вещества. Она подсчитывается по формуле вещества.
Например, относительная молекулярная масса серной кислоты H
2SO4
будет слагаться из:

атомных масс двух атомов водорода 2 · 1,00 = 2,01;
атомной массы одного атома серы 1 · 32,06 = 32,06;
атомной массы четырех атомов кислорода 4 · 16,02 = 64,08;

98,16.

Значит, М r (H2SO4) равна 98,16, или округленно 98. Это означает,
что масса молекулы серной кислоты в 98 раз больше
1
/12 массы атома
изотопа
12
С.
Относительные атомные и молекулярные массы − величины отно-
сительные, а потому − безразмерные.
Кроме рассмотренных величин, в химии чрезвычайное значение име-
ет особая величина − количество вещества. Количество вещества опре-
деляется числом структурных единиц (атомов, молекул, ионов или др.)
этого вещества и выражается в молях.
Моль − это количество вещества,
содержащее столько структурных
или формульных единиц, сколько атомов содержится в 12 г (0,012 кг)
изотопа
12
С.
Понятие «моль» распространяется на любые структурные единицы
(это могут быть реально существующие частицы, такие, как атомы (К, О,
С), молекулы (Н
2, СО2), катионы (К
+
, Са
2+
), анионы (
−2
3
CO , I

), радикалы
(

ON,

2
NO ), формульные единицы (КОН, ВеSO 4), электроны и др.
Экспериментально установлено, что в 12 г изотопа
12
С содержится
6,02
⋅10
23
атомов (постоянная Авогадро, N А); ее размерность − моль
−1
.
При применении понятия «моль» надо указывать, какие структурные
единицы имеются в виду.
Например, 1 моль атомов Н содержит 6,02
·10
23
атомов Н, 1 моль
молекул Н
2О содержит 6,02 ·10
23
молекул Н 2О, 1 моль ионов Н
+
содер-
жит 6,02
·10
23
ионов Н
+
и т. д.
Количество вещества обозначается буквой
n.
Отношение массы вещества ( m) к его количеству ( n) представляет
собой
молярную массу вещества:
М =
n
m
, г/моль. (1.1)
Отсюда
n =
M
m
, моль. (1.2)


Page 10

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
10
Молярная масса вещества численно равна относительной молеку-
лярной массе этого вещества (
Мr), выраженной в атомных единицах
массы. Так, молекула Н
2О имеет массу ( Мr) 18 а. е. м., а 1 моль Н 2О
(т. е. 6,02
⋅10
23
молекул) имеет массу 18 г.
Пример 1. Какому количеству вещества соответствует 56 г азота и сколько
молекул азота содержится в этом количестве?
Решение. Молярная масса азота (N
2) равна 28 г/моль. Следовательно, 56 г азо-
та соответствуют двум молям. Моль любого вещества содержит 6,02⋅10
23
структур-
ных единиц; в двух молях азота содержится 12,04⋅10
23
молекул.
Пример 2. В результате реакции железа с серой получено 22 г сульфида желе-
за (II). Какое количество сульфида железа соответствует этой массе?
Решение. Молярная масса сульфида железа (II) − FeS − равна 88 г/моль.
Используя формулу (1.2), определим количество FeS: n
M
m
=
=
88
22
= = 0,25 моль.
Пример 3. Каковы масса и количество воды, которые образовались при сгора-
нии 8 г водорода?
8 г Х
Решение. Запишем уравнение реакции 2Н 2 + О2 = 2Н 2О
4 г 2
.
18 г

Записываем молярные массы: М(Н 2) = 2 г/моль; М(Н 2О) = 18 г/моль.
Вычисляем массу воды по уравнению:
из 4 г водорода получается 36 г воды
из 8 г получается Х г
Х=

=
836
4
72 г воды.
По формуле (1.2) находим количество воды
n =
M
m
=
72
18
=4 (моль Н
2О).
1.2.2. Газовые законы
Многие вещества (например, кислород и водород) существуют в га-
зообразном состоянии. Газы подчиняются определенным законам. Было
экспериментально установлено, что все газы (при
t = const) одинаково
сжимаются (
закон Бойля − Мариотта: PV = const или Р1V1 = P 2V2),
обладают одинаковым термическим коэффициентом расширения (
зако-
ны Гей – Люссака и Шарля:
=
T
V
const при постоянном давлении
и
T
P
= const при постоянном объеме) и имеют некоторые другие общие
свойства. Сочетание обоих законов находит свое выражение в
уравне-
нии Клапейрона
2
22
1
11
T
VP
T
VP
= = const. (1.3)


Page 11

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
11
(Этим выражением пользуются для приведения объемов газов от
одних условий температуры и давления к другим.)

На основе этих газовых законов и своих наблюдений Авогадро
сформулировал закон (1811 г.):
в равных объемах различных газов
при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул
.
Если взять 1 моль любого газа, то легко убедиться взвешиванием
или измерением объемов, что при нормальных условиях он займет объ-
ем 22,4 л. Это так называемый
мольный объем газа.
Нормальные условия в Международной системе единиц (СИ):
давление 1,013
⋅10
5
Па (760 мм рт. ст. = 1 атм.); температура 273 К (0
º
С).
Если условия отличаются от нормальных, мольный объём имеет
другое значение, для расчетов которого можно воспользоваться
урав-
нением Менделеева
− Клапейрона
RT
M
m
PV=
, (1.4)
где
Р − давление газа; V − объем; m − масса газа; М − молярная масса,
Т − температура (К); R − универсальная (молярная) газовая постоянная,
численное выражение которой зависит от единиц, определяющих объем
газа и его давление.
В Международной системе измерений (СИ)
R = 8,314 Па⋅м
3
/ моль ⋅ К
(Дж/моль
·К).
Для внесистемных единиц измерения давления и объема величина
R имеет значения

R = 62400 мм рт. ст. ⋅мл / моль ⋅К; R = 0,082 атм ⋅л / моль⋅К;
R = 1,99 кал / моль·К.

Эти законы сыграли большую роль в установлении атомно-
молекулярного строения газов и в настоящее время широко использу-
ются для расчетов количеств реагирующих газов.
Пример 4. Найти массу 200 л хлора при н. у.
Решение. 1 моль газообразного хлора (Сl 2) имеет массу 71 г и занимает объем
22,4 л. Составляем пропорцию:
71 г − 22,4 л
Х г − 200 л.
Отсюда
Х = 200 ⋅ 71 / 22,4 = 633,2 г.
1.2.3. Эквивалент. Эквивалентные массы
Количественный подход к изучению химических явлений и уста-
новление закона постоянства состава показали, что вещества вступают
во взаимодействие в определенных соотношениях масс, что привело


Page 12

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
12
к введению такого важного понятия, как «
эквивалент» , и установле-
нию
закона эквивалентов : массы взаимодействующих без остатка
веществ соотносятся как их эквивалентные массы.
Математическое
выражение закона эквивалентов
эк,2
эк,1
2
1M
M
m
m
=
, (1.5)
где
Мэк,1 и Мэк,2 − эквивалентные массы.
Эквивалент
− это частица или часть частицы, которая соединя-
ется (взаимодействует) с одним атомом водорода или с одним элек-
троном
.
Из этого определения видно, что понятие «эквивалент» относится
к конкретной химической реакции; если его относят к атому в химиче-
ском соединении, то имеют в виду реакцию образования этого соедине-
ния из соответствующего простого вещества и называют
эквивалентом
элемента в соединении
.
В одной формульной единице вещества (В) может содержаться

эквивалентов этого вещества. Число ZВ называют показателем эквива-
лентности.

Фактор эквивалентности (f) − доля частицы, составляющая экви-
валент;
f ≤ 1 и может быть равным 1, 1/2, 1/3 и т. д.;
fВ =
в
1
Z
. (1.6)
Масса одного моля эквивалентов, выраженная в граммах, называет-
ся
молярной эквивалентной массой (М эк, г/моль·экв); численно она
равна относительной молекулярной массе эквивалента (кратко ее назы-
вают эквивалентной массой).

Пример 5 . Определить эквивалент и эквивалентную массу кислорода в Н 2О.
Решение. Такая формулировка вопроса предполагает реакцию образования
молекулы воды из кислорода и водорода:
H
2 + ½O2 = Н2О,
т. е. с 1 атомом водорода соединяется
½ атомов кислорода. Следовательно, Z(О) = 2.
Масса одного моля атомов кислорода равна 16 г, отсюда
Мэк (O)

= М(О)·
1
/Z =
16
/2 =
= 8 г/ моль.

Эквиваленты одних и тех же элементов в различных химических
соединениях могут различаться, так как величина эквивалента зависит
от характера превращения, претерпеваемого им. Так, в соединении SO
2


Page 13

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
13
эквивалентная масса серы равна 8 г/моль, что составляет
1
/4 от атомной
массы, а в соединении SO
3 − 5,3 г/моль, что составляет
1
/6 от атомной
массы серы (
ZS = 4 и 6) соответственно. Практический расчет эквива-
лентной массы элемента в соединении ведут по формуле
Мэк (элемента) = Аэк =
ω
А
, (1.7)
где
А − атомная масса; ω − степень окисления элемента в данном соеди-
нении. (Ниже будет показано, что для реакции образования соединения
из простых веществ
ZВ = IωI).
Например,
ZВ (Mn) в соединении KMnO 4 (ω = +7) составляет 7,
а
Мэк (Mn)

=
55
/7 = 7,85 г/моль; в соединении Mn 2O3 (ω = +3) – ZВ = 3
и
Мэк (Mn)

=
55
/3 = 18,3 г/моль.
Эквивалентная масса вещества в химических реакциях имеет
различные значения, в зависимости от того, в каком взаимодействии это
вещество участвует. Если во взаимодействии сложного вещества участ-
вует его известное количество или известно количество реагирующих
групп, то для расчета эквивалентных масс можно пользоваться следую-
щими правилами и формулами:
а) вещества друг с другом реагируют одинаковыми количест-
вами эквивалентов.
Например, в реакции
2Al +
3
/2 O2 = Al2O3
6 моль эквивалентов Al реагируют с таким же количеством кислорода
(
ZВ (Al) = 3, ZВ (O) = 2);
б) эквивалентная масса кислоты в реакциях замещения ионов
водорода равна

Мэк. кислоты =
+
− Нионовхсязаместившивокол
M
. (1.8)
Пример 6 . Определить эквивалент и эквивалентную массу H 2SO4 в реакциях:
1)
H2SO4 + KOH = KHSO4 + H2O
2)
H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O
Решение. В реакции 1 заместился один ион водорода, следовательно, эквивалент
серной кислоты равен одному молю, а
ZВ (H2SO4) = 1, М эк(H2SO4) = М ⋅ 1 = 98 г/моль.
В реакции 2 заместились оба иона водорода, следовательно, эквивалент серной ки-
слоты равен двум молям,
ZВ (H2SO4) = 2, а M эк (H2SO4) = 98 / 2 = 49 г/моль.
в) эквивалентная масса основания в реакции замещения ионов
гидроксила равна
Мэк. основания =

− ОНионовхсязаместившивокол
M
. (1.9)


Page 14

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
14
Пример 7 . Определить эквивалент и эквивалентные массы гидроксида висмута
в реакциях:
1) Bi(OH)
3 + HCl = Bi(OH)2Cl + H2O
2) Bi(OH)
3 + 3HCl = BiCl3 + H2O

Решение.
1) ZВ (Bi(OH)3) = 1, M эк(Bi(OH)3) = 260 г/моль (так как из трех ионов
гидроксила заместился один);
2) Z
В (Bi(OH)3) = 3, a M эк (Bi(OH)3) =
260
/3 = 86,3 г/моль (так как из трех ионов
ОН

заместились все три);

г) эквивалентная масса соли в реакциях полного замещения
катиона или аниона равна
анионоввоколанионазаряд
эк.соли
катионоввоколкатионазаряд
эк.соли
или
−⋅
−⋅
=
=
M
M
M
M
, (1.10)
Так,
ZВ Al2(SO4)3 = 3⋅2 = 6. Однако в реакции эта величина может
быть больше (неполное замещение) или меньше (комплексообразова-
ние). Если, например, это соединение участвует во взаимодействии по
реакции
Al
2(SO4)3 + 12KOH = 2K3[Al(OH)6] + 3K2SO4,
то при этом три аниона с суммарным зарядом 6 замещаются 12 ОН

ио-
нами, следовательно, 12 эквивалентов этого вещества должно вступать
в реакцию. Таким образом,
ZВ Al2(SO4)3 = 12;

д) эквивалентная масса оксида в реакциях полного замещения
равна

Мэк. оксида =
элем.атомоввоколэлем.окисл.степень −⋅
M
. (1.11)
Например,
ZВ (Fe2O3) = 3 ⋅ 2 = 6; Мэк=М(Fe2O3)·ZВ=160⋅
1
/6 = 26,6 г/моль.
Однако в реакции
Fe
2O3 + 4HCl = 2FeOHCl2 + H2O
ZВ (Fe2O3) = 4, Мэк = М(Fe2O3)·ZВ = 160⋅
1
/4 = 40 г/моль, так как Fe 2O3
взаимодействует с четырьмя эквивалентами HCl.
При решении задач, связанных с газообразными веществами, целе-
сообразно пользоваться значением
эквивалентного объема . Это объем,
занимаемый одним молем эквивалентов газообразного вещества. Для
водорода при н.у. этот объем равен 11,2 л (молярный объем Н
2 состав-


Page 15

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
15
ляет 22,4 л, а так как
Мэк (Н) = 1 г, то эквивалентный объем будет
в 2 раза меньше молярного, т. е. 11,2 л).
Пример 8. На восстановление 1,80 г оксида металла израсходовано 883 мл во-
дорода (н. у.). Вычислить эквивалентные массы оксида и металла.
Решение. Согласно закону эквивалентов (1.5) массы (объемы) реагирующих
веществ пропорциональны их эквивалентным массам (объемам):
2,11883,0
80,1
;
эк
)(нэк
оксидаэк
)н(
оксида
22
M
V
M
V
m
==
.
Отсюда
М
эк. оксида
2,24
883,0
2,118,1
=

= (г/моль); М эк. оксида = Мэк. металла + Мэк. (О),

тогда М эк. металла = М эк. оксида − Мэк. (О) =24,2 − 8 = 16,2 г/моль.

(Мэк (О) =
16
/2 = 8 г/моль).


Пример 9.
Вычислить эквивалентную массу цинка, если 1,168 г Zn вытеснили
из кислоты 438 мл Н
2 (t = 17
о
С и Р = 750 мм рт. ст.).
Решение. Согласно закону эквивалентов (1.5)
)Н(
)Zn(
эк
эк
H
Zn
2
M
M
m
m
=
.
Из уравнения Менделеева – Клапейрона (1.4)

TR
MVP
m

⋅⋅
=)H(
2
= 29062400
2438750

⋅⋅
= 0,036 г;

=

=
2H
экZn
эк
)Н(
(Zn)
m
Mm
M
036,0
1168,1⋅
= 32,6 г/моль.
1.2.4. Определение атомных и молекулярных масс
Из закона Авогадро следует, что два газа одинаковых объемов при
одинаковых условиях содержат одинаковое число молекул; однако они
имеют неодинаковые массы: масса одного газа во столько раз больше
другого, во сколько раз больше его молярная масса:
D
M
M
m
m
==
2
1
2
1
, (1.12)
где
D − относительная плотность одного газа (1) к другому (2) − вели-
чина безразмерная. Отсюда

М1 = М2⋅ D. (1.13)
Пример 10 . Масса 1 л газа (н. у.) равна 1,25 г. Вычислить: а) М газа; б) массу
одной молекулы газа; в) плотность газа относительно воздуха.


Page 16

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
16
Решение. Молярную массу газа найдем по мольному объему (1 моль газа при
н. у. занимает V = 22,4 л):
а) 1 л газа имеет массу 1,25 г
22,4 л − Х г
Х = 28 г; М
газа = 28 г/моль;

б) 1 моль газа − 6,02⋅10
23
молекул − 28 г
1 молекула − Х г
Х =
28
602 10
23
,⋅
= 4,7⋅10
−23
г;
в) из (1.12) D газа по воздуху =
воздуха
газаM
M
=
29
28
= 0,96, т. е. данный газ легче
воздуха в 0,96 раза.
(Средняя молекулярная масса воздуха М
возд. = 29 г/моль).
Пример 11. Анализ показал, что соединение состоит из 30,43 % азота
и 69,57 % кислорода. Относительная плотность этого вещества по водороду равна 46.
Определить его молекулярную массу и формулу.
Решение. Согласно (1.13) определяем относительную молекулярную массу
вещества
М
r = 2D Н2 = 2·46 = 92 г/моль.
Формулу вещества примем N
xOу. Чтобы найти соотношение между х и у, надо
разделить весовые количества (в данном примере процентное содержание) азота
и кислорода на соответствующие атомные массы:
х : у =
30 43
14
69 57
16
,
:
,
= 2,17:4,34 = 1:2.
Отсюда простейшая формула вещества − NO
2, которой соответствует молеку-
лярная масса 46. Разделив 92 на 46, получим 2. Значит, простейшую формулу надо
удвоить, т. е. истинная формула вещества − N
2O4.

Атомные, молярные и молекулярные массы атомов и молекул мож-
но определять, как показано выше, из закона эквивалентов и из газовых
законов. Кроме того, их находят приближенно
методом Менделеева ,
как среднее арифметическое атомных масс соседних по периодической
системе атомов. Можно также оценить значение атомной массы по
удельной теплоёмкости из
закона Дюлонга и Пти: атомные теплоём-
кости простых твердых веществ примерно одинаковы и составляют
около 25 Дж·

моль
−1
·К
−1
.
Примечание: атомная теплоёмкость вещества примерно определяется
количеством колебаний, которое может совершать атом в кристалличе-
ской решётке; число таких колебаний в трехмерной решётке равно трем;
каждому колебанию соответствует энергия, равная
R = 8,314 Дж/(моль ·К),
что и даёт около 25 Дж/(моль
·К):


Page 17

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
17
( )
()
[ ]
1
уд
11
уд
11
мольг
25
KгДж
KмольДж25

−−
−−
⋅=
⋅⋅
⋅⋅
≈′
CC
A . (1.14)
Зная неточное значение атомной массы
А' и точное значение Мэк
для данного элемента из опыта и принимая во внимание, что валент-
ность
− целое число, можно найти точное значение А.
Пример 12. При взаимодействии 1,168 г металла с серной кислотой выдели-
лось 438 мл водорода (объем измерен при 17
о
С и 750 мм рт. ст.). Удельная тепло-
емкость металла − 0,39 Дж/г. Вычислить атомную массу металла и определить, ка-
кой это металл.

Решение
1. По уравнению (1.4) Клапейрона − Менделеева вычисляем массу вытеснен-
ного водорода
TR
MVP
m

⋅⋅
=
)H(
)H(
2
2
=
2990624000
2438750

⋅⋅
= 0,036 г.
2. По закону эквивалентов (1.5) определяем эквивалентную массу металла
)Н(
2
(H)экМе
Меэкm
Mm
M ⋅
= =
036,0
1168,1⋅
= 32,69 г/моль.
3. По закону Дюлонга и Пти (1.14) находим приблизительную атомную массу
металла
==≈′
39,0
2525
удC
A 64,1 г/моль.
4. По эквивалентной массе и приблизительной атомной массе металла опреде-
ляем валентность: V = 641
32 69
196 2
,
,
,=≈ .

5. Рассчитываем точную атомную массу и по ней находим металл в периодиче-
ской системе:
А
r = Mэк ·V = 32,69
.
2 = 65,38. Это цинк (Zn).
Точные значения относительных атомных масс (
Аr) приводятся
в Периодической системе Д. И. Менделеева под символами элементов.
Они представляют собой средние значения атомных масс всех природ-
ных изотопов с учетом их относительного содержания в природе.
Пример 13 . Природный кислород состоит из изотопов
16
О (99,76 %),
17
О (0,04 %) и
18
О (0,2 %). Определить относительную атомную массу элемента ки-
слорода.
Решение. Аr = 16·0,9976 + 17·0,0004 + 18·0,002 = 16,0.
Точные значения атомных масс почти всех элементов, однако, были
определены из химических реакций с использованием весового анализа
(так как взвешивание можно производить с очень высокой точностью).


Page 18

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
18
Пример 14. Определить атомную массу серебра, если при взаимодействии 1 г
его с азотной кислотой получилось 1,57479 г нитрата серебра.
Решение. Запишем уравнение реакции Ag + 2HNO 3 = AgNO3 + NO2 + H2O.
Если известны А
r(N) = 14,0067 и А r(О) = 15,9994, то, пользуясь уравнением ре-
акции, можно составить пропорцию:

из 1 г Ag получено 1,57479 г AgNO 3
из А г Ag получится (А + 14,0067 + 3
.
15,9994) г AgNO 3 ,

т. е.
==
+
=
57479,0
0049,62
;
0049,62
57479,11
A
AA
107,8733 г/моль.

Точные значения атомных масс определялись также методами
масс-спектрографии и рентгенографии.
1.2.5. Химические формулы. Валентность
Химическая формула отражает состав (структуру) химического со-
единения или простого вещества. Например, Н
2О − два атома водорода
соединены с атомом кислорода. Химические формулы содержат также
некоторые сведения о структуре вещества: например, Fe(OH)
3, Al2(SO4)3
− в этих формулах указаны некоторые устойчивые группировки (ОН,
SO
4), которые входят в состав вещества − его молекулы, формульной
или структурной единицы (ФЕ или СЕ).
Молекулярная формула указывает число атомов каждого элемен-
та в молекуле. Молекулярная формула описывает только вещества с мо-
лекулярным строением (газы, жидкости и некоторые твердые вещества).
Состав вещества с атомной или ионной структурой можно описать
только символами формульных единиц.
Формульные единицы указывают простейшее соотношение меж-
ду числом атомов разных элементов в веществе. Например, формульная
единица бензола
− СН, молекулярная формула − С6Н6.
Структурная (графическая) формула указывает порядок соеди-
нения атомов в молекуле (а также в ФЕ и СЕ) и число связей между ато-
мами.
Рассмотрение таких формул привело к представлению о
валентно-
сти
(valentia − сила) как о способности атома данного элемента присое-
динять к себе определенное число других атомов. Можно выделить три
вида валентности: стехиометрическую (включая степень окисления),
структурную и электронную.
1.
Стехиометрическая валентность. Количественный подход
к определению валентности оказался возможным после установления
понятия
«эквивалент» и его определения по закону эквивалентов. Ос-
новываясь на этих понятиях, можно ввести представление о
стехиомет-


Page 19

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
19
рической валентности − это число эквивалентов, которое может к себе
присоединить данный атом, или
− число эквивалентов в атоме. Эквива-
ленты определяются по количеству атомов водорода, т. е.
Vстх фактиче-
ски означает число атомов водорода (или эквивалентных ему частиц), с
которыми взаимодействует данный атом:
Vстх = ZB или Vстх =
экМ
A
. (1.15)

Например, в SO 3 (ω S= +6); ZB (S) равен 6; Vстх(S) = 6.
Эквивалент водорода равен 1, поэтому для элементов в приведен-
ных ниже соединениях
ZB (Cl) = 1; ZB (О) =2; ZB (N) = 3, а ZB (C) = 4.
Численное значение стехиометрической валентности принято обозна-
чать римскими цифрами:
I I I II III I IV I
HCl H2O NН 3 CH4
В тех случаях, когда элемент не соединяется с водородом, валент-
ность искомого элемента определяется по элементу, валентность кото-
рого известна. Чаще всего ее находят по кислороду, поскольку валент-
ность его в соединениях обычно равна двум. Например, в соединениях:
II II III II IV II
CaO Al
2O3 CО 2.
При определении стехиометрической валентности элемента по
формуле бинарного соединения следует помнить, что
суммарная ва-
лентность всех атомов одного элемента должна быть равна сум-
марной валентности всех атомов другого элемента.

Зная валентность элементов, можно составить химическую форму-
лу вещества. При составлении химических формул можно соблюдать
следующий порядок действий:
1) пишут рядом химические символы элементов, которые входят
в состав соединения: KO AlCl AlO;
2) над символами химических элементов проставляют их валентность:
I II III I III II
KO AlCl AlO;
3) используя вышесформулированное правило, определяют наи-
меньшее общее кратное чисел, выражающих стехиометрическую ва-
лентность обоих элементов (2, 3 и 6 соответственно);
4) делением наименьшего общего кратного на валентность соответ-
ствующего элемента находят индексы:

I II III I III II
K
2O AlCl3 Al2O3.


Page 20

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
20
Пример 15. Составить формулу оксида хлора, зная, что хлор в нем семивален-
тен, а кислород − двухвалентен.
Решение. Находим наименьшее кратное чисел 2 и 7 − оно равно 14. Разделив
наименьшее общее кратное на стехиометрическую валентность соответствующего
элемента, находим индексы: для атомов хлора
14
/7 = 2, атомов кислорода
14
/2 = 7.
Формула оксида −
VII II
Cl 2O7 .

Степень окисления
также характеризует состав вещества и равна
стехиометрической валентности со знаком «плюс» (для металла или бо-
лее электроположительного элемента в молекуле) или «минус»:
ω = ±Vстх. 1.16)
Определяется
ω через Vстх, следовательно, через эквивалент, и это
означает, что
ω(Н) = ±1; далее опытным путем могут быть найдены ω
всех других элементов в различных соединениях. В частности, важно,
что ряд элементов имеют всегда или почти всегда постоянные степени
окисления.
Полезно помнить следующие правила определения степеней окис-
ления:
1)
ω(Н) = ±1 (ω = +1 в Н 2О, НCl; ω = −1 в NaH, CaH2).
2) F (фтор) во всех соединениях имеет
ω = −1, остальные галогены с
металлами, водородом и другими более электроположительными эле-
ментами тоже имеют
ω = −1.
3) Кислород в обычных соединениях имеет
ω = −2 (исключения −
пероксид водорода и его производные
− Н2О2 или BaO 2, в которых ки-
слород имеет степень окисления
−1, а также фторид кислорода OF 2,
в котором степень окисления кислорода равна +2).
4) Щелочные (Li
−Fr) и щелочно-земельные (Ca −Ra) металлы всегда
имеют степень окисления, равную номеру группы, т. е. +1 и +2 соответ-
ственно.
5) Al, Ga, In, Sc, Y, La и лантаноиды (кроме Се)
− ω = +3.
6) Высшая степень окисления элемента равна номеру группы пе-
риодической системы, а низшая равна (№ группы
− 8). Например, выс-
шая
ω (S) = +6 в SO 3, низшая ω = −2 в Н 2S.
7) Степени окисления простых веществ приняты равными нулю.
8) Степени окисления ионов равны их зарядам.
9) Степени окисления элементов в соединении компенсируют друг
друга так, что их сумма для всех атомов в молекуле или нейтральной
формульной единице равна нулю, а для иона
− его заряду. Это можно
использовать для определения неизвестной степени окисления по из-
вестным и составления формулы многоэлементных соединений.


Page 21

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
21
Пример 16. Определить степень окисления хрома в соли K 2CrO4 и в ионе
Cr
2O7
2− .
Решение. Принимаем ω(К) = +1; ω(О) = −2. Для структурной единицы K 2CrO4
имеем 2·(+1) + Х + 4·(−2) = 0, отсюда Х = ω (Сr) = +6.
Для иона Cr
2O7
2− имеем 2 ·Х + 7·(−2) = −2, Х = ω (Cr) = +6, т. е. степень
окисления хрома в обоих случаях одинакова.

Пример 17.
Определить степень окисления фосфора в соединениях P 2O3 и PH3.
Решение. В соединении P 2O3 ω (О) = −2. Исходя из того, что алгебраическая
сумма степеней окисления молекулы должна быть равной нулю, находим степень
окисления фосфора: 2
·Х + 3·(−2) = 0, отсюда Х = ω (Р) = +3.
В соединении PH
3 ω (Н) = +1, отсюда Х + 3·(+1) = 0; Х = ω (Р) = −3.
Пример 18. Напишите формулы оксидов, которые можно получить при тер-
мическом разложении перечисленных ниже гидроксидов:
H
2SiO3; Fe(OH)3; H3AsO4; H2WO4; Cu(OH)2.
Решение. H2SiO3. Определяем степень окисления кремния: ω(Н) = +1, ω(О) = −2,
отсюда 2
·(+1) + Х + 3·(−2) = 0; ω(Si) = Х = +4. Формула оксида – SiO 2.
Fe(OH)
3 − заряд гидроксогруппы равен −1, следовательно, ω(Fe) = +3 и форму-
ла соответствующего оксида − Fe
2O3.
H
3AsO4 − степень окисления мышьяка в кислоте 3
.
(+1) + X + 4·(−2) = 0;
X = ω(As) = +5. Таким образом, формула оксида − As 2O5.
H
2WO4 − ω(W) в кислоте равна +6. Таким образом, формула соответствующе-
го оксида − WO
3.
Cu(OH)
2 − так как имеется две гидроксогруппы, заряд которой равен −1, сле-
довательно, ω(Cu) = +2 и формула оксида − CuO.

Большинство элементов имеют по несколько степеней окисления.
Рассмотрим, как с помощью таблицы Д. И. Менделеева можно оп-
ределить основные степени окисления элементов.
Устойчивые степени окисления
элементов главных подгрупп
можно определять по следующим правилам:
• У элементов I −III групп существуют единственные степени
окисления
− положительные и равные по величине номерам групп
(кроме таллия, имеющего
ω = +1 и +3).
• У элементов IV −VI групп, кроме положительной степени окис-
ления, соответствующей номеру группы, и отрицательной, равной раз-
ности между числом 8 и номером группы, существуют еще промежу-
точные степени окисления, обычно отличающиеся между собой на две
единицы. Для IV группы степени окисления соответственно равны +4,
+2,
−2, −4; для V группы − соответственно −3, −1 +3 +5 и для VI группы
соответственно +6, +4,
−2.
• У элементов VII группы существуют все степени окисления: от
+7 до
−1, различающиеся на две единицы, т. е. +7, +5, +3, +1 и −1.


Page 22

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
22
В группе галогенов выделяется фтор, который не имеет положительных
степеней окисления и в соединениях с другими элементами существует
только в одной степени окисления «
−1». (Имеется несколько соедине-
ний галогенов с четными степенями окисления: ClO, ClO
2 и др.).
У элементов
побочных подгрупп нет простой связи между устой-
чивыми степенями окисления и номером группы. У некоторых элемен-
тов побочных подгрупп устойчивые степени окисления следует просто
запомнить. К таким элементам относятся: Cr (+3 и +6), Mn (+7, +6, +4
и +2), Fe, Co и Ni (+3 и +2), Cu (+2 и +1), Ag (+1), Au (+3 и +1), Zn и Cd
(+2), Hg (+2 и +1).
Для составления формул трех- и многоэлементных соединений по
степеням окисления необходимо знать степени окисления всех
элемен-
тов. При этом количество атомов элементов в формуле определяется из
условия равенства суммы степеней окисления всех атомов заряду фор-
мульной единицы (молекулы, иона). Например, если известно, что в не-
заряженной формульной единице имеются атомы K, Cr и О со степеня-
ми окисления, равными +1, +6 и
−2 соответственно, то этому условию
будут удовлетворять формулы K
2CrO4, K2Cr2O7, K2Cr3O10 и многие дру-
гие; аналогично этому иону с зарядом
−2, содержащему Cr
+6
и O
−2
, бу-
дут соответствовать формулы CrO
4
2−, Cr2O7
2−, Cr3O10
2−, Cr4O13
2− и т. д.
2.
Координационная (структурная) валентность, или координа-
ционное число
Vк.ч, определяет число соседних атомов. Например, в мо-
лекуле SO
3 у серы число соседних атомов кислорода равно трем и Vк.ч = 3,
Vстх = Vсв = 6.
3.
Электронная валентность Vē – число химических cвязей, обра-
зуемых данным атомом. Например, в H
2O2
Н ⎯ О
Vстх(O) = 1; Vк.ч (O) = 2; Vē (O) = 2, ⏐
Н
⎯ О
т. е. имеются химические соединения, в которых стехиометрическая
и электронная валентности не совпадают (см. разд. 1.3); к ним, напри-
мер, относятся и комплексные соединения.
Координационная и электронная валентности более подробно рас-
сматриваются в разделах «Химическая связь» и «Комплексные соеди-
нения».

1.2.6. Структурные формулы
В веществах (молекулярных, ионных, ковалентных, металлических)
атомы связаны друг с другом в определённой последовательности,
а между парами атомов (между химическими связями) имеются опреде-


Page 23

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
23
лённые углы. Всё это необходимо для характеристики веществ, так как
от этого зависят их физические и химические свойства. Сведения о гео-
метрии связей в веществах частично или полностью отражаются
в структурных формулах. В этих формулах связь между атомами изо-
бражают чертой. Например, H
2O изображают так: H −O−H
Hg
2Cl2: Cl −Hg−Hg−Cl

HNO2: H −O−N=O

При изображении структурных формул часто принимают, что элек-
тронная валентность совпадает со стехиометрической. Такие структур-
ные формулы несут информацию о составе и порядке расположения
атомов, но не содержат правильных сведений о связях.

Например, HNO 3:

O O
H
−O−N H−O−N
O O
(неправильно) (правильно)

Здесь V стх(N) = 5, однако Vē (N) = 4.
Структурные формулы, построенные по стехиометрическим ва-
лентностям (
Vстх), иногда называются графическими.
Соединения, в которых у всех элементов V
стх действительно
совпадает с электронной валентностью (V
ē), называют простыми
соединениями;
к ним относятся только некоторые молекулярные со-
единения (например: CO
2, SO2, SO3, CH4, ClF3 и др.). Соединения, в ко-
торых это условие не выполняется, называются
сложными. К ним от-
носятся, например, все комплексные соединения, CO, H
2O2 и др.
Большинство оксидов, кислот, оснований и солей существуют в ви-
де твердых или жидких соединений с частично ионными связями или
в виде растворов, в которых соединения диссоциированы на ионы и кото-
рые, в свою очередь, гидратированы. Поэтому даже при совпадении
Vстх
и
Vē графические формулы не соответствуют структуре, а носят формаль-
ный, условный характер, показывая, как могли бы соединяться атомы, ес-
ли бы вещество состояло из молекул, соответствующих формуле.
Истинную структурную формулу можно изобразить лишь на осно-
вании исследования реальной структуры вещества – экспериментально
или теоретически (см. разд. учебников химии «Химическая связь»).
При изображении
структурных (графических) формул нужно вы-
полнять следующие простые правила:


Page 24

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
24
1) число чёрточек, исходящих от каждого атома, равно его валент-
ности (
Vстх = Vē);
2) в обычных кислотах и солях со сложным кислородсодержащим
катионом атомы H и Me соединяются с кислотообразующим элементом
через кислород

H−O−Э Мe −О−Э

3) одинаковые атомы не соединяются между собой, не образуют
гомоцепей, они соединяются через атомы неметалла: a) CrO
3; б) K 2O;
в) Al
2S3:
O K S
а) Cr ; б) О ; в) Al
⎯ S ⎯ Al или
O O K S

S
Al
−S−Al
S

Правила нарушаются в сложных соединениях, например в пероксо-
и персульфо-соединениях:

K ⎯ S K ⎯ O
K
2S2: ⏐ K 2O2: ⏐
K
⎯ S K ⎯ O

Некоторые кислоты и соли фосфора также являются сложными со-
единениями.

H O

| ⎜⎜
Кислоты:
H3PO2 H−O−P = O H3PO3 H−O−P − O −H

| ⎜
H H

Пример 19.
Изобразить структурную формулу K 2SO4.
Решение. Определяем стехиометрические валентности атомов: V(K) = 1;
V(S) = 6; V(O) = 2. Изображаем структурную формулу, пользуясь правилами 1−3:

K − O O Эта формула − графическая. На самом деле таких
S молекул не существует (К
2SО4 – формульная единица
K − O O с ионной кристаллической решеткой твердого вещества).


В приведенных примерах углы между связями взяты произвольно.
Однако они также могут быть точно указаны и изображены.


Page 25

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
25
Для графического изображения формул солей можно исходить из
соответствующих формул кислот, заменяя в них атомы водорода на
атомы металла с соблюдением правила валентности, т. е. один атом во-
дорода заменяется одновалентным металлом, два
− двухвалентным, три
− трехвалентным и т. д. Например, графическое изображение формулы
карбоната кальция (CaCO
3) можно представить так: карбонат кальция −
это средняя соль угольной кислоты H
2CO3, в которой атомы водорода
замещены на атомы кальция:

Н
−О О
С=О Са С = О
Н
−О О

Пример 20. Изобразите графические формулы кислой соли гидросульфата на-
трия и основной соли карбоната гидроксожелеза (III).
Решение. При составлении графических формул солей нужно отчетливо пред-
ставлять себе графические формулы кислотных и основных остатков. Кислую соль
(NaHSO
4) можно представить как продукт замещения одного атома водорода в сер-
ной кислоте на атом натрия:
H−О O H−O O
S S
H
−О O Na −O O

Основную соль (FeOHCO 3) можно представить как продукт час-
тичного замещения гидроксогрупп в основании Fe(OH)
3 на кислотный
остаток угольной кислоты:
О
⎯ H H−O O −H
Fe
⎯ O ⎯ H C = O Fe ⎯ O
O
⎯ H H−O C = O
O
1.2.7. Уравнения химических реакций
Химические реакции записывают в виде особых алгебраических
уравнений, в которых каждый символ атома или молекулы обозначает
атом (молекулу) или один их моль. Знак равенства между реагентами
и продуктами отражает закон сохранения массы вещества в химических
реакциях и, как следствие, тот факт, что число атомов каждого сорта
среди реагентов равно числу таких
же атомов среди продуктов. Напри-
мер, для реакции

2 + О2 = 2Н 2О
реагенты продукты


Page 26

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
26
это означает, что две молекулы Н
2 (4 атома Н) реагируют с одной моле-
кулой О
2 (2 атома О) и при этом получается две молекулы воды, в кото-
рых столько же атомов Н (4) и О (2), сколько их было в реагентах. Ко-
эффициенты перед формулами называют
стехиометрическими; они
относятся ко всем атомам формулы; коэффициент 1 не используется.
Кроме того, в химических уравнениях сохраняется заряд; это важно при
написании уравнений ионных реакций и полуреакций (см. разд. 6 и 7).
При написании химического уравнения сначала записывают его
схему без стехиометрических коэффициентов, например:
Н
2 + N2 → NH3,
а затем уравнивают его. Общий метод уравнивания заключается в со-
ставлении уравнений баланса всех атомов. Для этого записывают хими-
ческое уравнение с неизвестными коэффициентами:
х1Н2 + х2N2 = x3NH3,
а затем
− алгебраическую систему уравнений баланса по атомам:

1) 2х1 = 3х3 (по атомам Н);
2) 2
х2 = х3 (по атомам N).

Система не имеет определенного решения, так как не хватает одно-
го уравнения. Решая эту систему, находим, что
3
2
1
3
=
x
x и
.2
2
3
=
x
x
Принимая далее один из коэффициентов равным 1 (например,
х2 = 1 −
это и будет третье уравнение системы), найдем, что
х3 = 2 и х1 = 3. Та-
ким образом, получим уравнение 3Н
2 + N2 = 2NH3.
Если получаются дробные коэффициенты, то их обычно приводят
к наименьшему целому.

Другие способы уравнивания будут рассмотрены в разд. 7.1.1.
Уравнение химической реакции замечательно тем, что по нему
можно найти количества и массы всех реагирующих и получающихся
веществ, если известно количество или масса хотя бы одного из них
и если реакция протекает
нацело.

Пример 21. Рассчитать массу 30 %-й соляной кислоты, необходимой для раз-
ложения одного кг СаСО
3. Определить объем СО 2 (н. у.), выделяющегося при этом.
Решение. Запишем уравнение реакции
СаСО
3 + 2НСl = CaCl 2 + CO2 + H2O.
Из уравнения делаем вывод, что на разложение 1 моль СаСО
3 требуется 2 моль ки-
слоты и при этом выделяется 1 моль СО
2. Из (1.1) следует, что m =n·M и V = n·V M


Page 27

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
27
(n − количество (моль), V M = 22,4 л − молярный объем), то можно составить про-
порции:

1) 1 моль СаСО 3 (100 г/моль) реагирует с 2 моль НСl (2 ·36,5 г)

100
1000
моль (1000 г) реагируют с Х г.
Отсюда Х = 720 г HCl. Масса 30 %-й кислоты m = .г2400
%30
%100г720
=


2) 1 моль (100 г) CaCO
3 выделяют 1 моль (22,4 л) СО 2

100
1000
(1000 г) − Х л.
Отсюда Х = 224 л СО
2. Аналогично можно рассчитать массы СаСl 2 и Н2О.
1.2.8. Классификация химических реакций
Из определения химии как науки ясно, что под химической реак-
цией
понимают превращения одних веществ в другие . При этом вы-
полняются фундаментальные законы сохранения:
− общий атомный состав продуктов и реагентов одинаков (атомы
сохраняются);
− в реакции сохраняется суммарный заряд;
− энергия, выделяющаяся в ходе прямой реакции, равна энергии,
поглощающейся в обратной ей реакции.
В химии используются различные классификации реакций. Напри-
мер, с точки зрения участия в них кислот и оснований или солей выде-
ляют
кислотно-основные реакции:
НCl + NaOH = NaCl + Н

кислота основание
BaCl2 + H2SO4 = BaSO4↓ + 2HCl
соль кислота
(без изменения степени окисления).

Химические реакции классифицируются по различным признакам:

1. По составу реагентов и продуктов реакции делят на следующие
типы:
соединения, разложения, замещения и обмена.

Реакции соединения
− это такие реакции, в результате которых из
двух или нескольких веществ образуется одно новое вещество. Например:
2H
2 + O2 = 2H2O или SO 3 + H2O = H2SO4


Page 28

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
28
Реакции разложения − это такие реакции, в результате которых из
одного сложного вещества образуется несколько новых веществ. На-
пример:
(CuOH)
2CO3 = 2CuO + H2O + CO2
Реакции замещения − это реакции, в результате которых атомы
простого вещества замещают атомы одного из элементов сложного ве-
щества или молекулы одного вещества замещают некоторые атомы (мо-
лекулы) в составе другого вещества. Например:
Fe + CuSO
4 = FeSO4 + Cu
Могут замещаться и группы атомов, например:
[Cu(H
2O)4]Cl2 + 4NH3 = [Cu(NH3)4]Cl2 + 4H2O
Реакции обмена − это такие реакции, в результате которых два
вещества обмениваются своими составными частями, образуя два но-
вых вещества. Например,
Zn(OH)
2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O
2.
По признаку выделения или поглощения теплоты реакции делят
на
экзотермические и эндотермические.
Экзотермические
− это реакции, протекающие с выделением тепло-
ты. Например, реакция образования хлороводорода из водорода и хлора:
H
2 + Cl2 = 2HCl + 184,6 кДж ( ΔН
0
= −184,6 кДж)
(
ΔН
0
– тепловой эффект при постоянном давлении в стандартных усло-
виях – см. дальше, в разд. 4).
Эндотермические − это реакции, протекающие с поглощением те-
плоты из окружающей среды. Например, реакция образования оксида
азота (II) из азота и кислорода протекает при высокой температуре с
по-
глощением
тепла:
N
2 + O2 = 2NO − 180,8 кДж (ΔН
0
= +180,8 кДж).
3. По признаку обратимости реакции делят на
обратимые и необ-
ратимые.
Обратимые
− это такие реакции, которые могут протекать в двух
взаимно противоположных направлениях при небольшом изменении
условий (концентраций, температуры, давления), например:
3H
2 + N2 ∅ 2NH3
(в уравнениях обратимых реакций знак равенства заменяется двумя
стрелками, направленными в противоположные стороны).


Page 29

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
29
Необратимые − это реакции, протекающие до конца, т. е. до пол-
ного превращения исходных реагирующих веществ в конечные продук-
ты; причём обратная реакция не может быть проведена ни при каких
условиях (иногда говорят о необратимости в данных условиях – когда
обратная реакция принципиально возможна, но её скорость ничтожно
мала). Примером такой (принципиально необратимой) реакции
может
служить разложение бертолетовой соли при нагревании:
2KClO
3 = 2KCl + 3O2
Реакция прекратится тогда, когда вся соль превратится в хлорид
калия и кислород. Необратимых реакций немного. Большинство реак-
ций являются обратимыми.
По признаку природы реагентов и продуктов выделяют
окисли-
тельно-восстановительные, кислотно-основные реакции, комплек-
сообразования
и т. д. Например, реакция
+4 −1 +2 0
MnO
2 + 4HCl = MnCl2 + Cl2↑ + 2H2O
окислитель восст-тель

является окислительно-восстановительной (протекает с изменением
степени окисления элементов), а реакция
2KI + HgI
2 = K2[HgI4]
является реакцией комплексообразования.
Одна и та же реакция может быть классифицирована по нескольким
признакам. Так, кислотно-основные реакции одновременно часто явля-
ются обменными и т. д.














Page 30

Савельев Г.Г., Смолова Л.М. «Общая химия».
Учебное пособие. 2006 г
30
Раздел 2
СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА
Строение вещества − учение о том, какие силы определяют его со-
став и структуру. В случае химии состав и структура определяются на
уровне атомов и молекул, а действующие силы определяются взаимо-
действием заряженных элементарных частиц
− электронов и протонов.
При изучении строения вещества принята естественная последова-
тельность: сначала изучают строение атомов, а затем
− строение со-
стоящих из них молекул и немолекулярных веществ, т. е. химическую
связь между атомами.
2.1. Строение атома
2.1.1. Корпускулярно-волновое описание движения электрона
в атоме. Квантовые числа
До конца ХIХ в. полагали, что атом − неделимая и неизменяющаяся
частица. Открытие радиоактивности некоторых элементов (А. Бекке-
рель, 1896 г., уран) и объяснение ее расщеплением ядер атомов (Э. Ре-
зерфорд, Ф. Содди, 1903 г.), а также открытие электрона как составной
части атома (Дж. Стоней, 1881 г.; Дж. Томсон, 1897 г.) доказали слож-
ное строение атома.
Было экспериментально доказано (Э. Резерфорд, 1911 г.),
что атом
состоит из положительно заряженного тяжелого ядра, имеющего разме-
ры порядка 10
−6
нм и легкой оболочки из отрицательно заряженных
электронов, имеющей размеры порядка 10
−1
нм (т. е. в 100 000 раз
больше, чем ядро); масса ядра примерно в 2 000 раз больше массы элек-
тронов, а заряды ядра и электронной оболочки равны между собой.
Ядро атома, в свою очередь, состоит из положительно заряженных
частиц
− протонов и незаряженных частиц − нейтронов, имеющих
примерно одинаковые массы (см. табл. 2.1). При этом абсолютные ве-
личины зарядов частиц принято выражать в единцах заряда электрона

1,602
·10
−19
Кл = 1 ед. заряда.
Природа элемента, его основные химические свойства определяют-
ся числом протонов в ядре, определяющих его заряд Z. Атомы, имею-
щие одинаковый заряд ядра (или число протонов в ядре), относят к од-
ному и тому же элементу. Атомы одного и того же элемента, имеющие
различное число нейтронов в ядре (
N), называются изотопами. Напри-
мер, изотопами элемента кальция (Ca) являются Ca
40
20
(20p + 20n),


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ