РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕМЕ
Стереометрия 10 класса, для профильного. (68 часов).
Автор: Шубай Айдана Манатовна
Учитель математики
г. Алматы – 2025
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Рассмотрено и одобрено на
заседании методического объединения
Протокол № ____ от «___» ___________ 2025 г.
Руководитель МО _____________________________
Согласовано:
Заместитель директора по методической работе _________Аубакирова
Г.Г.
Подпись автора:
________________________ Шубай А.М.
Стереометрия 10 класса, для профильного обучения. (68 часов).
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Авторская учебно-методическая программа «Стереометрия» разработана для учащихся профильного обучения.
Программа основана на учебнике Е.В. Потоскуева «Геометрия. 10–11 классы» (М.: Просвещение) и учитывает требования ГОСО РК 5.04.034–2021.
Общий объём программы — 68 академических часов.
Формы организации занятий: лекции, практические работы, самостоятельное обучение, текущий и итоговый контроль.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Современное образование требует формировать у учащихся пространственное мышление, аналитические и логические способности.
Стереометрия играет особую роль в развитии геометрической интуиции, визуализации и способности к доказательствам.
Будущие учащиеся должны не просто знать этот раздел, но и владеть с использованием наглядных и цифровых средств.
Данная программа направлена на формирование у учащихся способности знать раздел «Стереометрия» осознанно, с пониманием логики школьного курса и с применением современных образовательных технологий.
3. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Формирование у учащихся прочных теоретических знаний и практических умений по разделу «Стереометрия», развитие профессиональной готовности к формированию методических и исследовательских компетенций.
4. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1. Определить исходный уровень знаний у учащихся по геометрии (входной тест).
2. Сформировать систему базовых понятий и представлений о пространственных объектах.
3. Развить пространственное мышление, умение выполнять построения и доказательства.
4. Научить учащихся использовать аксиоматический подход в обучении геометрии.
5. Ознакомить с приёмами объяснения и визуализации материала по Потоскуеву.
6. Сформировать у учащихся умение проектировать и анализировать уроки стереометрии.
7. Развить рефлексию.
5. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
1. Владение основными аксиомами, теоремами и методами доказательства в стереометрии.
2. Способность знать пространственные темы с использованием моделей и цифровых инструментов.
3. Умение проектировать уроки по геометрии с применением активных форм обучения.
4. Готовность анализировать учебный материал.
5. Способность к саморазвитию.
6. СТРУКТУРА КУРСА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ
|
№ |
Тема |
Лекция |
Практика |
Самост. работа |
Форма контроля |
|
1 |
Диагностический тест (входной контроль) |
- |
- |
1 |
Тестирование |
|
2 |
Аксиомы стереометрии. Простейшие геометрические тела |
2 |
2 |
1 |
Контрольная работа |
|
3 |
Взаимное расположение прямых в пространстве |
2 |
2 |
1 |
Контрольная работа |
|
4 |
Параллельность прямой и плоскости |
2 |
2 |
1 |
Контрольная работа |
|
5 |
Перпендикулярность прямой и плоскости |
2 |
2 |
1 |
Контрольная работа |
|
6 |
Угол между прямой и плоскостью |
3 |
3 |
1 |
Контрольная работа |
|
7 |
Параллельные плоскости |
3 |
3 |
1 |
Контрольная работа |
|
8 |
Двугранный угол. Угол между двумя плоскостями |
3 |
3 |
1 |
Контрольная работа |
|
9 |
Расстояние в пространстве |
3 |
3 |
1 |
Контрольная работа |
|
10 |
Векторы и координаты в пространстве |
3 |
3 |
1 |
Контрольная работа |
|
11 |
Координатный метод в пространстве |
3 |
3 |
1 |
Контрольная работа |
|
12 |
Практикум по решению задач |
- |
3 |
1 |
Защита мини-урока |
|
13 |
Итоговая контрольная работа |
- |
- |
1 |
Контрольная работа |
|
|
Итого |
26 |
29 |
13 |
— |
7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ
• Входной тест – определение уровня базовой подготовки.
• Текущий контроль – оценка активности и качества выполнения заданий.
• Самостоятельные и работы – проверка умения анализировать и применять материал.
• Итоговая контрольная работа – оценка системности знаний.
• Входной тест — диагностика
уровня знаний.
• Текущий контроль — выполнение заданий и тестов.
• Самостоятельные работы по разделам.
• Итоговая контрольная работа — проверка усвоения
понятий.
8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащийся должен знать:
• основные понятия, аксиомы и теоремы стереометрии;
• структуру курса Е.В. Потоскуева и его логическую последовательность;
• способы визуализации пространственных фигур и построения чертежей;
• современные методические подходы к изучению геометрии.
Учащийся должен уметь:
• выполнять пространственные построения и решать задачи;
• объяснять материал доступным языком;
• проектировать уроки по стереометрии с применением наглядных и ИКТ-средств;
• анализировать типичные ошибки и выбирать эффективные приёмы.
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Использовать аксиоматический подход Е.В. Потоскуева для последовательного раскрытия тем.
2. Применять 3D-модели и цифровые ресурсы (GeoGebra 3D, Xournal++, SketchUp) для визуализации фигур.
3. Сочетать лекционные и практические формы занятий, делая акцент на самостоятельных работах у учащихся.
4. Поощрять разработку мини-уроков по каждой теме.
5. Использовать проектную форму работы при подведении итогов курса.
10. НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Программа разработана в соответствии с требованиями:
• ГОСО РК 5.04.034–2021. Образовательный стандарт образования.
• Типовых учебных программ по математике Министерства просвещения РК.
• Методических рекомендаций МОН РК по обновлённому содержанию обучения математике.
11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Потоскуев Е.В. Геометрия. 10 класс. — М.: Просвещение, 2019.
2. Шарыгин И.Ф. Методика преподавания геометрии. — М.: Просвещение, 2015.
3. Погорелов А.В. Геометрия. — М.: МГУ, 2016.
4. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Геометрия. 10–11 классы. — М.: Просвещение, 2018.
5. ГОСО РК 5.04.034–2021. Образовательный стандарт образования.
6. Методические рекомендации МОН РК по реализации обновленного содержания обучения математике.
12. ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Форма итогового контроля:
• контрольная работа по разделу «Стереометрия»;
• защита мини-проекта (разработка и проведение фрагмента урока с применением наглядных и цифровых средств).
Диагностический тест (входной контроль)
Вариант 1
1. Точки М, К, N и Н не лежат на одной плоскости. Какое из утверждений верно:
а) Прямые МN и КН параллельны;
б) Прямые МN и КН пересекаются;
в) Прямые MK и NН параллельны;
г) Прямые МК и NН скрещиваются?
А. а) В. б) С. в) D. г)
2. Отрезок РQ и
плоскость
не имеют общих точек, а R –
середина РQ. Параллельные прямые, проходящие через точки Р, Q и R,
пересекают плоскость
в точках
Р1,
Q1
и
R1
соответственно:
РР1=4см,
RR1=6см. Найдите
QQ1.
А. 5 см; В. 8 см; С. 10 см; D. 7 см.
3. Точки А, В, С и D не лежат на одной плоскости, а точки Р, Q, R и Т являются серединами отрезков АС, ВС, ВD и АD соответственно. Найдите периметр четырехугольника РQRТ, если АВ=10 см, СD=12 см.
А. 18 см; В. 20 см; С. 22 см; D. 24 см.
4. Отрезок АН перпендикулярен плоскости квадрата АВСD.
Какое из утверждений 1) – 4) верно:
1)
ВD
(АСН);
2) ВС
(АСН);
3)
АD
(АСН);
4) НС
(АВС)?
А. 1) В. 1), 2) С. 3), 4) D. 4).
5. Отрезок АН перпендикулярен плоскости квадрата АВСD. Найдите DН, если АВ=8 см, АН=6 см:
А. 7 см; В. 8 см; С. 9 см; D. 10 см.
6. Точка Р является серединой ребра ВС прямого параллелепипеда АВСDА1В1С1D1. Углом между какими прямыми измеряется двугранный угол между плоскостями РА1В1 и АА1В1?
А. АР и А1Р; В. В1Р и АР; С. В1Р и ВВ1; D. А1Р и ВР?
7. Даны точки А(1; -2; 3), В(3; 2; -1) и С(m; -1; 4). При каких значениях m
?
А. 4; В. 3; С. 2; D. 1.
8. Через одну точку на плоскость проведены перпендикуляр и две наклонные, длины проекции которых равны 4см и 11 см. Найдите длину перпендикуляра, если наклонные относятся как 2 : 5.
А. 5 см; В. 4 см; С. 3 см; D. 2 см.
Диагностический тест (входной контроль)
Вариант 2
1. Точки С, D, E и F не лежат на одной плоскости: Какое из утверждений верно:
а) Прямые CE и DF параллельны; б) Прямые CE и DF пересекаются;
в) Прямые CD и EF параллельны; г) Прямые CD и EF скрещиваются?
А. г) В. в) С. б) D. а)
2. Отрезок MN и
плоскость
не имеют общих точек, а K –
середина MN. Параллельные прямые, проходящие через точки M, N и K
пересекают плоскость
в точках
M1,
N1
и
K1
соответственно. Найдите
KK1, если
MM1=7см,
NN1=3см.
А. 3 см; В. 4 см; С. 5 см; D. 6 см.
3. Точки P, Q, R и T не лежат на одной плоскости, а точки C, D, Е и F являются серединами отрезков PT, TR, QR и РQ соответственно. Найдите CF, если PR=12 см и периметр четырехугольника CDEF равен 26 см.
А. 6 см; В. 7 см; С. 8 см; D. 9 см.
4. Отрезок РМ перпендикулярен плоскости прямоугольника МNКН. Какое из утверждений 1) – 4) верно:
1)
NH
(PMK);
2) NK
(PMN);
3)
NH
(PMН);
4)
KM
(PNH)?
А. 4) В. 1), 3) С. 2) D. 1), 2).
5. Отрезок РМ перпендикулярен плоскости прямоугольника МNКН. Найдите расстояние от точки Р до точки пересечения диагоналей МNКН , если NH=10 см, PM=12 см:
А. 12 см; В. 13 см; С. 14 см; D. 15 см.
6. Точка K является серединой ребра АВ прямого параллелепипеда АВСDА1В1С1D1. Углом между какими прямыми измеряется двугранный угол между плоскостями KDD1 и АА1D1?
А. DK и А1D; В. A1D и АD; С. AD и DK; D. А1D1 и D1K?
7. Даны точки М(3;
-2; m), N(-1; 4; 3) и K(-2; 0; 2).
При каких значениях m
?
А. 20; В. 21; С. 22; D. 23.
8. Через одну точку на
плоскость проведены перпендикуляр и две наклонные, длины проекции
которых равны 10см и 4
см. Найдите длину
перпендикуляра, если наклонные
относятся как
7 : 8.
А.
4
см;
В.
5
см;
С.
6
см; D.
7
см.
«Стереометрияның аксиомалары. Қарапайым геометриялық денелер».
Тmax-60´, Максималды балл -20 //«Аксиомы стереометрии. Простейшие геометрические тела». Тmax-60´, Максимальное количества баллов-20
|
№ |
Бірінші нұсқа // Первый вариант |
Ұпай саны // Кол-во баллов |
|
1 |
Тікбұрышты |
4 |
|
2 |
Төбесі S болатын SABCD дұрыс
пирамиданың SD, SB және AD қабырғаларынан Q, W және E нүктелері
сәйкесінше алынған. |
4 |
|
3 |
MABCD дұрыс төртбұрышты пирамида берілген. O нүктесі — ABCD табанының центрі. K және P нүктелері MO және MB кесінділерінен сәйкесінше MK:KO = BP:PM = 2:1 қатынасында алынған, ал H нүктесі MA қабырғасынан MH:HA = 3 :1 болатындай алынған. MABCD пирамидасында K, P және H нүктелері арқылы жүргізілген жазықтық, DC және DA қабырғаларын қандай қатынаста бөлетінін табыңыз. // Точка O — центр основания правильной четырехугольной пирамиды MABCD с основанием ABCD. Точки K и P на отрезках MO и MB соответственно делят их в равных отношениях MK:KO = BP:PM = 2:1, точка H на ребре MA такова, что MH:HA = 3 :1. Найдите, в каком отношении ребра DC и DA пирамиды MABCD делятся плоскостью, проходящей через точки K, P и H. |
4 |
|
4 |
Қабырғасы 1-ге
тең |
4 |
|
5 |
|
«Стереометрияның аксиомалары. Қарапайым геометриялық денелер».
Тmax-60´, Максималды балл -20 //«Аксиомы стереометрии. Простейшие геометрические тела». Тmax-60´, Максимальное количества баллов-20
|
№ |
Екінші нұсқа // Второй вариант |
Ұпай саны // Кол-во баллов |
|
1 |
Тікбұрышты |
4 |
|
2 |
Төбесі S болатын SABCD дұрыс
пирамиданың SD, SB және AD қабырғаларынан Z, X және V нүктелері
сәйкесінше алынған. |
4 |
|
3 |
MABCD дұрыс төртбұрышты пирамида берілген. O нүктесі — ABCD табанының центрі. K және P нүктелері MO және MB кесінділерінен сәйкесінше MK:KO = BP:PM = 3:1 қатынасында алынған, ал H нүктесі MA қабырғасынан MH:HA = 3 :1 болатындай алынған. MABCD пирамидасында K, P және H нүктелері арқылы жүргізілген жазықтық, DC және DA қабырғаларын қандай қатынаста бөлетінін табыңыз. // Точка O — центр основания правильной четырехугольной пирамиды MABCD с основанием ABCD. Точки K и P на отрезках MO и MB соответственно делят их в равных отношениях MK:KO = BP:PM = 3:1, точка H на ребре MA такова, что MH:HA = 3 :1. Найдите, в каком отношении ребра DC и DA пирамиды MABCD делятся плоскостью, проходящей через точки K, P и H. |
4 |
|
4 |
Қабырғасы 1-ге
тең |
4 |
|
5 |
|
4 |
«Взаимное расположение прямых в пространстве».
Тmax-60´, Максималды балл -20 //« Взаимное расположение прямых в пространстве». Тmax-60´, Максимальное количества баллов-20
|
№ |
1Нұсқа // 1Вариант |
Max |
|
1 |
Ауданы 18 тең АВС үшбұрышында М және К нүктелері сәйкесінше АС және ВС қабырғаларын қатынастары АМ:МС=3:4 және ВК:КС=2:7 болатындай ВМ және АК кесінділері жүргізілген. Егер Р – ВМ және АК кесінділерінің қиылысу нүктесі болса, онда СМРК төртбұрышының ауданын табыңыз. // В треугольнике АВС площади 18 проведены отрезки ВМ и АК, причем точки М и К делят соответственно стороны АС и ВС в отношении АМ:МС=3:4 и ВК:КС=2:7. Найдите площадь четырехугольника СМРК, где Р – точка пересечения отрезков ВМ и АК. |
3 |
|
2 |
SABC тетраэдрінің барлық қырлары a-ға тең. M нүктесі AS қырының ортасы, K ∈ SC, SK:KC =1: 3; BC-ға параллель және M,K нүктелері арқылы өтетін қиманы салып, қиманың ауданын табыңыз. // Все ребра тетраэдра SABC равны a, точка M − середина AS,K ∈ SC и SK:KC = 1: 3. Постройте сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точки M и K параллельно BC. Найдите площадь сечения. |
5 |
|
3 |
ABCDA1B1C1D1 призмасының ABCD табаны қабырғасы 5 болатын ромб, бүйір қырлары 6-ға тең. BD = 8, M нүктесі AB қырын A төбесінен бастап 1: 4 қатынасында, N нүктесі A1B1 қырын A1 төбесінен бастап 3: 1 қатынасында бөледі. BD -ға параллель және M және N нүктелері арқылы өтетін қиманы салып, қиманың ауданын табыңыз. // Основание призмы ABCDA1B1C1D1 – ромб ABCD со стороной 5, боковые ребра равны 6, диагональ BD = 8, точка M делит ребро AB в отношении 4: 1 от вершины A, точка N делит ребро A1B1 в отношении 3: 1 от вершины A1. Постройте сечение призмы плоскостью, проходящей через точки M и N параллельно BD. Найдите площадь сечения. |
5 |
|
4 |
|
5 |
|
5 |
Угол между скрещивающимися прямыми. SABCDEF дұрыс алтыбұрышты пирамидасының табан қабырғасы 1-ге, ал бүйір қабырғасы 4-ке тең. Р нүктесі АS қырының ортасы. SD және BК түзулері арасындағы бұрышты табыңыз. // В правильной шестиугольной пирамиде SABCDEF, стороны основания ABCDEF которой равны 1, а боковые рёбра равны 4 , найдите угол между прямыми SD и BР, где Р середина ребра АS. |
5 |
|
№ |
2Нұсқа // 2Вариант |
Max |
|
1 |
АВС үшбұрышында М, К және Р
нүктелері АМ: МВ= ВК: КС= СР: РА= 2: 1 болатындай белгіленген. СМ
және ВР кесінділері |
3 |
|
2 |
SABC тетраэдрінің барлық қырлары a-ға тең. M нүктесі AS қырының ортасы, K ∈ SC, SK:KC =1: 5; BS-ке параллель және M,K нүктелері арқылы өтетін қиманы салып, қиманың ауданын табыңыз. // Все ребра тетраэдра SABC равны a, точка M − середина AS,K ∈ SC и SK:KC = 1: 5. Постройте сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точки M и K параллельно BS. Найдите площадь сечения. |
5 |
|
3 |
ABCDA1B1C1D1 призмасының ABCD табаны қабырғасы 5 болатын ромб, бүйір қырлары 7-ге тең BD = 6, M нүктесі AB қырын A төбесінен бастап 4: 1 қатынасында, N нүктесі A1B1 қырын A1 төбесінен бастап 1: 2 қатынасында бөледі. AC -ға параллель және M және N нүктелері арқылы өтетін қиманы салып, қиманың ауданын табыңыз. // Основание призмы ABCDA1B1C1D1 – ромб ABCD со стороной 5, боковые ребра равны 7, диагональ BD = 6, точка M делит ребро AB в отношении 4: 1 от вершины A, точка N делит ребро A1B1в отношении 1: 2 от вершины A1. Постройте сечение призмы плоскостью, проходящей через точки M и N параллельно AC. Найдите площадь сечения. |
5 |
|
4 |
|
5 |
|
5 |
SABCDEF дұрыс алтыбұрышты пирамидасының табан қабырғасы 4-ке, ал бүйір қабырғасы 3√6 –ға тең. Егер К – SC қабырғасындағы нүкте және SК: КC = 1: 2 болса, онда BК және AD түзулері арасындағы бұрышты табыңыз. // В правильной шестиугольной пирамиде SABCDEF, стороны основания ABCDEF равны 4, а боковые рёбра равны 3√6 . Найдите угол между прямыми BК и AD, где К —точка на ребре SC, причём SК : КC = 1 : 2. |
5 |
«Итоговая контрольная работа». Тmax-60´, Максимальное количества баллов-20
1 нұсқа // 1 вариант.
(Есептерді кез-келген әдіспен шығаруға болады// Задачи можно решать любым способом)
|
№ |
Есеп шарты / Условие задачи |
Балл |
|
1 |
Декарттық координаттар
жүйесінде А(-2;1;0), В(1;0;2), С(3;1;0),
D(5;0;-2), E(-3;2;-1) Нүктелер берілген. Табыңыздар: В декартовой системе координат
даны
точки А(-2;1;0), В(1;0;2), С(3;1;0),
D(5;0;-2), E(-3;2;-1). Найдите |
4 |
|
2 |
Дұрыс үшбұрышты пирамиданың
бүйір қыры табан жазықтығымен
arccos В правильной треугольной
пирамиде боковое ребро наклонено к плоскости основания под углом
arccos |
4 |
|
3 |
В пирамиде |
5 |
|
4 |
В треугольной
пирамиде |
5 |
|
5 |
Тік бұрышты
АВСDА1В1С1D1 параллелепипедтің АА1, АВ және АD
қырлары
сәйкесінше 6,
4 және 1-ге тең.
Длины
ребер АА1, АВ и АD
прямоугольного
параллелепипеда АВСDА1В1С1D1 равны соответственно 6, 4 и 1. Найдите расстояние
между прямыми |
6 |
|
6. E X T R A |
О(2;-1;0) нүктесінен
екі Найдите расстояние от точки О(2;-1;0) до линии пересечения двух плоскостей
|
3 |
«Итоговая контрольная работа». Тmax-60´, Максимальное количества баллов-20
2 нұсқа // 2 вариант.
(Есептерді кез-келген әдіспен шығаруға болады// Задачи можно решать любым способом)
|
№ |
Есеп шарты / Условие задачи |
Балл |
|
1 |
Декарттық координаттар
жүйесінде А(-2;1;0), В(1;0;2), С(3;1;0),
D(5;0;-2), E(-3;2;-1) Нүктелер берілген. Табыңыздар: В декартовой системе координат
даны
точки А(-2;1;0), В(1;0;2), С(3;1;0),
D(5;0;-2), E(-3;2;-1). Найдите |
4 |
|
2 |
Дұрыс үшбұрышты пирамиданың
бүйір қыры табан жазықтығымен
arcsin В правильной треугольной
пирамиде боковое ребро наклонено к плоскости основания под углом
arcsin |
4 |
|
3 |
В пирамиде |
5 |
|
4 |
В треугольной
пирамиде |
5 |
|
5 |
Тік бұрышты АВСDА1В1С1D1 параллелепипедтің АА1, АВ және АD қырлары сәйкесінше 6, 4 және 2-ге тең. BD1 мен A1C1 түзулерінің ара қашықтығын табыңыздар. Длины ребер АА1, АВ и АD прямоугольного параллелепипеда АВСDА1В1С1D1 равны соответственно 6, 4 и 2. Найдите расстояние между прямыми BD1 и A1C1. |
6 |
|
6 E X T R A |
О(-1;-5;-2) нүктесінен
екі Найдите расстояние от точки О(-1;-5;-2) до линии пересечения двух плоскостей
|
3 |
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Авторская программа: Стереометрия 10 класса, для профильного. (68 часов).
Авторская программа: Стереометрия 10 класса, для профильного. (68 часов).
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕМЕ
Стереометрия 10 класса, для профильного. (68 часов).
Автор: Шубай Айдана Манатовна
Учитель математики
г. Алматы – 2025
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Рассмотрено и одобрено на
заседании методического объединения
Протокол № ____ от «___» ___________ 2025 г.
Руководитель МО _____________________________
Согласовано:
Заместитель директора по методической работе _________Аубакирова
Г.Г.
Подпись автора:
________________________ Шубай А.М.
Стереометрия 10 класса, для профильного обучения. (68 часов).
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Авторская учебно-методическая программа «Стереометрия» разработана для учащихся профильного обучения.
Программа основана на учебнике Е.В. Потоскуева «Геометрия. 10–11 классы» (М.: Просвещение) и учитывает требования ГОСО РК 5.04.034–2021.
Общий объём программы — 68 академических часов.
Формы организации занятий: лекции, практические работы, самостоятельное обучение, текущий и итоговый контроль.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Современное образование требует формировать у учащихся пространственное мышление, аналитические и логические способности.
Стереометрия играет особую роль в развитии геометрической интуиции, визуализации и способности к доказательствам.
Будущие учащиеся должны не просто знать этот раздел, но и владеть с использованием наглядных и цифровых средств.
Данная программа направлена на формирование у учащихся способности знать раздел «Стереометрия» осознанно, с пониманием логики школьного курса и с применением современных образовательных технологий.
3. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Формирование у учащихся прочных теоретических знаний и практических умений по разделу «Стереометрия», развитие профессиональной готовности к формированию методических и исследовательских компетенций.
4. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1. Определить исходный уровень знаний у учащихся по геометрии (входной тест).
2. Сформировать систему базовых понятий и представлений о пространственных объектах.
3. Развить пространственное мышление, умение выполнять построения и доказательства.
4. Научить учащихся использовать аксиоматический подход в обучении геометрии.
5. Ознакомить с приёмами объяснения и визуализации материала по Потоскуеву.
6. Сформировать у учащихся умение проектировать и анализировать уроки стереометрии.
7. Развить рефлексию.
5. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
1. Владение основными аксиомами, теоремами и методами доказательства в стереометрии.
2. Способность знать пространственные темы с использованием моделей и цифровых инструментов.
3. Умение проектировать уроки по геометрии с применением активных форм обучения.
4. Готовность анализировать учебный материал.
5. Способность к саморазвитию.
6. СТРУКТУРА КУРСА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ
|
№ |
Тема |
Лекция |
Практика |
Самост. работа |
Форма контроля |
|
1 |
Диагностический тест (входной контроль) |
- |
- |
1 |
Тестирование |
|
2 |
Аксиомы стереометрии. Простейшие геометрические тела |
2 |
2 |
1 |
Контрольная работа |
|
3 |
Взаимное расположение прямых в пространстве |
2 |
2 |
1 |
Контрольная работа |
|
4 |
Параллельность прямой и плоскости |
2 |
2 |
1 |
Контрольная работа |
|
5 |
Перпендикулярность прямой и плоскости |
2 |
2 |
1 |
Контрольная работа |
|
6 |
Угол между прямой и плоскостью |
3 |
3 |
1 |
Контрольная работа |
|
7 |
Параллельные плоскости |
3 |
3 |
1 |
Контрольная работа |
|
8 |
Двугранный угол. Угол между двумя плоскостями |
3 |
3 |
1 |
Контрольная работа |
|
9 |
Расстояние в пространстве |
3 |
3 |
1 |
Контрольная работа |
|
10 |
Векторы и координаты в пространстве |
3 |
3 |
1 |
Контрольная работа |
|
11 |
Координатный метод в пространстве |
3 |
3 |
1 |
Контрольная работа |
|
12 |
Практикум по решению задач |
- |
3 |
1 |
Защита мини-урока |
|
13 |
Итоговая контрольная работа |
- |
- |
1 |
Контрольная работа |
|
|
Итого |
26 |
29 |
13 |
— |
7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ
• Входной тест – определение уровня базовой подготовки.
• Текущий контроль – оценка активности и качества выполнения заданий.
• Самостоятельные и работы – проверка умения анализировать и применять материал.
• Итоговая контрольная работа – оценка системности знаний.
• Входной тест — диагностика
уровня знаний.
• Текущий контроль — выполнение заданий и тестов.
• Самостоятельные работы по разделам.
• Итоговая контрольная работа — проверка усвоения
понятий.
8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащийся должен знать:
• основные понятия, аксиомы и теоремы стереометрии;
• структуру курса Е.В. Потоскуева и его логическую последовательность;
• способы визуализации пространственных фигур и построения чертежей;
• современные методические подходы к изучению геометрии.
Учащийся должен уметь:
• выполнять пространственные построения и решать задачи;
• объяснять материал доступным языком;
• проектировать уроки по стереометрии с применением наглядных и ИКТ-средств;
• анализировать типичные ошибки и выбирать эффективные приёмы.
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Использовать аксиоматический подход Е.В. Потоскуева для последовательного раскрытия тем.
2. Применять 3D-модели и цифровые ресурсы (GeoGebra 3D, Xournal++, SketchUp) для визуализации фигур.
3. Сочетать лекционные и практические формы занятий, делая акцент на самостоятельных работах у учащихся.
4. Поощрять разработку мини-уроков по каждой теме.
5. Использовать проектную форму работы при подведении итогов курса.
10. НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Программа разработана в соответствии с требованиями:
• ГОСО РК 5.04.034–2021. Образовательный стандарт образования.
• Типовых учебных программ по математике Министерства просвещения РК.
• Методических рекомендаций МОН РК по обновлённому содержанию обучения математике.
11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Потоскуев Е.В. Геометрия. 10 класс. — М.: Просвещение, 2019.
2. Шарыгин И.Ф. Методика преподавания геометрии. — М.: Просвещение, 2015.
3. Погорелов А.В. Геометрия. — М.: МГУ, 2016.
4. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Геометрия. 10–11 классы. — М.: Просвещение, 2018.
5. ГОСО РК 5.04.034–2021. Образовательный стандарт образования.
6. Методические рекомендации МОН РК по реализации обновленного содержания обучения математике.
12. ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Форма итогового контроля:
• контрольная работа по разделу «Стереометрия»;
• защита мини-проекта (разработка и проведение фрагмента урока с применением наглядных и цифровых средств).
Диагностический тест (входной контроль)
Вариант 1
1. Точки М, К, N и Н не лежат на одной плоскости. Какое из утверждений верно:
а) Прямые МN и КН параллельны;
б) Прямые МN и КН пересекаются;
в) Прямые MK и NН параллельны;
г) Прямые МК и NН скрещиваются?
А. а) В. б) С. в) D. г)
2. Отрезок РQ и
плоскость
не имеют общих точек, а R –
середина РQ. Параллельные прямые, проходящие через точки Р, Q и R,
пересекают плоскость
в точках
Р1,
Q1
и
R1
соответственно:
РР1=4см,
RR1=6см. Найдите
QQ1.
А. 5 см; В. 8 см; С. 10 см; D. 7 см.
3. Точки А, В, С и D не лежат на одной плоскости, а точки Р, Q, R и Т являются серединами отрезков АС, ВС, ВD и АD соответственно. Найдите периметр четырехугольника РQRТ, если АВ=10 см, СD=12 см.
А. 18 см; В. 20 см; С. 22 см; D. 24 см.
4. Отрезок АН перпендикулярен плоскости квадрата АВСD.
Какое из утверждений 1) – 4) верно:
1)
ВD
(АСН);
2) ВС
(АСН);
3)
АD
(АСН);
4) НС
(АВС)?
А. 1) В. 1), 2) С. 3), 4) D. 4).
5. Отрезок АН перпендикулярен плоскости квадрата АВСD. Найдите DН, если АВ=8 см, АН=6 см:
А. 7 см; В. 8 см; С. 9 см; D. 10 см.
6. Точка Р является серединой ребра ВС прямого параллелепипеда АВСDА1В1С1D1. Углом между какими прямыми измеряется двугранный угол между плоскостями РА1В1 и АА1В1?
А. АР и А1Р; В. В1Р и АР; С. В1Р и ВВ1; D. А1Р и ВР?
7. Даны точки А(1; -2; 3), В(3; 2; -1) и С(m; -1; 4). При каких значениях m
?
А. 4; В. 3; С. 2; D. 1.
8. Через одну точку на плоскость проведены перпендикуляр и две наклонные, длины проекции которых равны 4см и 11 см. Найдите длину перпендикуляра, если наклонные относятся как 2 : 5.
А. 5 см; В. 4 см; С. 3 см; D. 2 см.
Диагностический тест (входной контроль)
Вариант 2
1. Точки С, D, E и F не лежат на одной плоскости: Какое из утверждений верно:
а) Прямые CE и DF параллельны; б) Прямые CE и DF пересекаются;
в) Прямые CD и EF параллельны; г) Прямые CD и EF скрещиваются?
А. г) В. в) С. б) D. а)
2. Отрезок MN и
плоскость
не имеют общих точек, а K –
середина MN. Параллельные прямые, проходящие через точки M, N и K
пересекают плоскость
в точках
M1,
N1
и
K1
соответственно. Найдите
KK1, если
MM1=7см,
NN1=3см.
А. 3 см; В. 4 см; С. 5 см; D. 6 см.
3. Точки P, Q, R и T не лежат на одной плоскости, а точки C, D, Е и F являются серединами отрезков PT, TR, QR и РQ соответственно. Найдите CF, если PR=12 см и периметр четырехугольника CDEF равен 26 см.
А. 6 см; В. 7 см; С. 8 см; D. 9 см.
4. Отрезок РМ перпендикулярен плоскости прямоугольника МNКН. Какое из утверждений 1) – 4) верно:
1)
NH
(PMK);
2) NK
(PMN);
3)
NH
(PMН);
4)
KM
(PNH)?
А. 4) В. 1), 3) С. 2) D. 1), 2).
5. Отрезок РМ перпендикулярен плоскости прямоугольника МNКН. Найдите расстояние от точки Р до точки пересечения диагоналей МNКН , если NH=10 см, PM=12 см:
А. 12 см; В. 13 см; С. 14 см; D. 15 см.
6. Точка K является серединой ребра АВ прямого параллелепипеда АВСDА1В1С1D1. Углом между какими прямыми измеряется двугранный угол между плоскостями KDD1 и АА1D1?
А. DK и А1D; В. A1D и АD; С. AD и DK; D. А1D1 и D1K?
7. Даны точки М(3;
-2; m), N(-1; 4; 3) и K(-2; 0; 2).
При каких значениях m
?
А. 20; В. 21; С. 22; D. 23.
8. Через одну точку на
плоскость проведены перпендикуляр и две наклонные, длины проекции
которых равны 10см и 4
см. Найдите длину
перпендикуляра, если наклонные
относятся как
7 : 8.
А.
4
см;
В.
5
см;
С.
6
см; D.
7
см.
«Стереометрияның аксиомалары. Қарапайым геометриялық денелер».
Тmax-60´, Максималды балл -20 //«Аксиомы стереометрии. Простейшие геометрические тела». Тmax-60´, Максимальное количества баллов-20
|
№ |
Бірінші нұсқа // Первый вариант |
Ұпай саны // Кол-во баллов |
|
1 |
Тікбұрышты |
4 |
|
2 |
Төбесі S болатын SABCD дұрыс
пирамиданың SD, SB және AD қабырғаларынан Q, W және E нүктелері
сәйкесінше алынған. |
4 |
|
3 |
MABCD дұрыс төртбұрышты пирамида берілген. O нүктесі — ABCD табанының центрі. K және P нүктелері MO және MB кесінділерінен сәйкесінше MK:KO = BP:PM = 2:1 қатынасында алынған, ал H нүктесі MA қабырғасынан MH:HA = 3 :1 болатындай алынған. MABCD пирамидасында K, P және H нүктелері арқылы жүргізілген жазықтық, DC және DA қабырғаларын қандай қатынаста бөлетінін табыңыз. // Точка O — центр основания правильной четырехугольной пирамиды MABCD с основанием ABCD. Точки K и P на отрезках MO и MB соответственно делят их в равных отношениях MK:KO = BP:PM = 2:1, точка H на ребре MA такова, что MH:HA = 3 :1. Найдите, в каком отношении ребра DC и DA пирамиды MABCD делятся плоскостью, проходящей через точки K, P и H. |
4 |
|
4 |
Қабырғасы 1-ге
тең |
4 |
|
5 |
|
«Стереометрияның аксиомалары. Қарапайым геометриялық денелер».
Тmax-60´, Максималды балл -20 //«Аксиомы стереометрии. Простейшие геометрические тела». Тmax-60´, Максимальное количества баллов-20
|
№ |
Екінші нұсқа // Второй вариант |
Ұпай саны // Кол-во баллов |
|
1 |
Тікбұрышты |
4 |
|
2 |
Төбесі S болатын SABCD дұрыс
пирамиданың SD, SB және AD қабырғаларынан Z, X және V нүктелері
сәйкесінше алынған. |
4 |
|
3 |
MABCD дұрыс төртбұрышты пирамида берілген. O нүктесі — ABCD табанының центрі. K және P нүктелері MO және MB кесінділерінен сәйкесінше MK:KO = BP:PM = 3:1 қатынасында алынған, ал H нүктесі MA қабырғасынан MH:HA = 3 :1 болатындай алынған. MABCD пирамидасында K, P және H нүктелері арқылы жүргізілген жазықтық, DC және DA қабырғаларын қандай қатынаста бөлетінін табыңыз. // Точка O — центр основания правильной четырехугольной пирамиды MABCD с основанием ABCD. Точки K и P на отрезках MO и MB соответственно делят их в равных отношениях MK:KO = BP:PM = 3:1, точка H на ребре MA такова, что MH:HA = 3 :1. Найдите, в каком отношении ребра DC и DA пирамиды MABCD делятся плоскостью, проходящей через точки K, P и H. |
4 |
|
4 |
Қабырғасы 1-ге
тең |
4 |
|
5 |
|
4 |
«Взаимное расположение прямых в пространстве».
Тmax-60´, Максималды балл -20 //« Взаимное расположение прямых в пространстве». Тmax-60´, Максимальное количества баллов-20
|
№ |
1Нұсқа // 1Вариант |
Max |
|
1 |
Ауданы 18 тең АВС үшбұрышында М және К нүктелері сәйкесінше АС және ВС қабырғаларын қатынастары АМ:МС=3:4 және ВК:КС=2:7 болатындай ВМ және АК кесінділері жүргізілген. Егер Р – ВМ және АК кесінділерінің қиылысу нүктесі болса, онда СМРК төртбұрышының ауданын табыңыз. // В треугольнике АВС площади 18 проведены отрезки ВМ и АК, причем точки М и К делят соответственно стороны АС и ВС в отношении АМ:МС=3:4 и ВК:КС=2:7. Найдите площадь четырехугольника СМРК, где Р – точка пересечения отрезков ВМ и АК. |
3 |
|
2 |
SABC тетраэдрінің барлық қырлары a-ға тең. M нүктесі AS қырының ортасы, K ∈ SC, SK:KC =1: 3; BC-ға параллель және M,K нүктелері арқылы өтетін қиманы салып, қиманың ауданын табыңыз. // Все ребра тетраэдра SABC равны a, точка M − середина AS,K ∈ SC и SK:KC = 1: 3. Постройте сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точки M и K параллельно BC. Найдите площадь сечения. |
5 |
|
3 |
ABCDA1B1C1D1 призмасының ABCD табаны қабырғасы 5 болатын ромб, бүйір қырлары 6-ға тең. BD = 8, M нүктесі AB қырын A төбесінен бастап 1: 4 қатынасында, N нүктесі A1B1 қырын A1 төбесінен бастап 3: 1 қатынасында бөледі. BD -ға параллель және M және N нүктелері арқылы өтетін қиманы салып, қиманың ауданын табыңыз. // Основание призмы ABCDA1B1C1D1 – ромб ABCD со стороной 5, боковые ребра равны 6, диагональ BD = 8, точка M делит ребро AB в отношении 4: 1 от вершины A, точка N делит ребро A1B1 в отношении 3: 1 от вершины A1. Постройте сечение призмы плоскостью, проходящей через точки M и N параллельно BD. Найдите площадь сечения. |
5 |
|
4 |
|
5 |
|
5 |
Угол между скрещивающимися прямыми. SABCDEF дұрыс алтыбұрышты пирамидасының табан қабырғасы 1-ге, ал бүйір қабырғасы 4-ке тең. Р нүктесі АS қырының ортасы. SD және BК түзулері арасындағы бұрышты табыңыз. // В правильной шестиугольной пирамиде SABCDEF, стороны основания ABCDEF которой равны 1, а боковые рёбра равны 4 , найдите угол между прямыми SD и BР, где Р середина ребра АS. |
5 |
|
№ |
2Нұсқа // 2Вариант |
Max |
|
1 |
АВС үшбұрышында М, К және Р
нүктелері АМ: МВ= ВК: КС= СР: РА= 2: 1 болатындай белгіленген. СМ
және ВР кесінділері |
3 |
|
2 |
SABC тетраэдрінің барлық қырлары a-ға тең. M нүктесі AS қырының ортасы, K ∈ SC, SK:KC =1: 5; BS-ке параллель және M,K нүктелері арқылы өтетін қиманы салып, қиманың ауданын табыңыз. // Все ребра тетраэдра SABC равны a, точка M − середина AS,K ∈ SC и SK:KC = 1: 5. Постройте сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точки M и K параллельно BS. Найдите площадь сечения. |
5 |
|
3 |
ABCDA1B1C1D1 призмасының ABCD табаны қабырғасы 5 болатын ромб, бүйір қырлары 7-ге тең BD = 6, M нүктесі AB қырын A төбесінен бастап 4: 1 қатынасында, N нүктесі A1B1 қырын A1 төбесінен бастап 1: 2 қатынасында бөледі. AC -ға параллель және M және N нүктелері арқылы өтетін қиманы салып, қиманың ауданын табыңыз. // Основание призмы ABCDA1B1C1D1 – ромб ABCD со стороной 5, боковые ребра равны 7, диагональ BD = 6, точка M делит ребро AB в отношении 4: 1 от вершины A, точка N делит ребро A1B1в отношении 1: 2 от вершины A1. Постройте сечение призмы плоскостью, проходящей через точки M и N параллельно AC. Найдите площадь сечения. |
5 |
|
4 |
|
5 |
|
5 |
SABCDEF дұрыс алтыбұрышты пирамидасының табан қабырғасы 4-ке, ал бүйір қабырғасы 3√6 –ға тең. Егер К – SC қабырғасындағы нүкте және SК: КC = 1: 2 болса, онда BК және AD түзулері арасындағы бұрышты табыңыз. // В правильной шестиугольной пирамиде SABCDEF, стороны основания ABCDEF равны 4, а боковые рёбра равны 3√6 . Найдите угол между прямыми BК и AD, где К —точка на ребре SC, причём SК : КC = 1 : 2. |
5 |
«Итоговая контрольная работа». Тmax-60´, Максимальное количества баллов-20
1 нұсқа // 1 вариант.
(Есептерді кез-келген әдіспен шығаруға болады// Задачи можно решать любым способом)
|
№ |
Есеп шарты / Условие задачи |
Балл |
|
1 |
Декарттық координаттар
жүйесінде А(-2;1;0), В(1;0;2), С(3;1;0),
D(5;0;-2), E(-3;2;-1) Нүктелер берілген. Табыңыздар: В декартовой системе координат
даны
точки А(-2;1;0), В(1;0;2), С(3;1;0),
D(5;0;-2), E(-3;2;-1). Найдите |
4 |
|
2 |
Дұрыс үшбұрышты пирамиданың
бүйір қыры табан жазықтығымен
arccos В правильной треугольной
пирамиде боковое ребро наклонено к плоскости основания под углом
arccos |
4 |
|
3 |
В пирамиде |
5 |
|
4 |
В треугольной
пирамиде |
5 |
|
5 |
Тік бұрышты
АВСDА1В1С1D1 параллелепипедтің АА1, АВ және АD
қырлары
сәйкесінше 6,
4 және 1-ге тең.
Длины
ребер АА1, АВ и АD
прямоугольного
параллелепипеда АВСDА1В1С1D1 равны соответственно 6, 4 и 1. Найдите расстояние
между прямыми |
6 |
|
6. E X T R A |
О(2;-1;0) нүктесінен
екі Найдите расстояние от точки О(2;-1;0) до линии пересечения двух плоскостей
|
3 |
«Итоговая контрольная работа». Тmax-60´, Максимальное количества баллов-20
2 нұсқа // 2 вариант.
(Есептерді кез-келген әдіспен шығаруға болады// Задачи можно решать любым способом)
|
№ |
Есеп шарты / Условие задачи |
Балл |
|
1 |
Декарттық координаттар
жүйесінде А(-2;1;0), В(1;0;2), С(3;1;0),
D(5;0;-2), E(-3;2;-1) Нүктелер берілген. Табыңыздар: В декартовой системе координат
даны
точки А(-2;1;0), В(1;0;2), С(3;1;0),
D(5;0;-2), E(-3;2;-1). Найдите |
4 |
|
2 |
Дұрыс үшбұрышты пирамиданың
бүйір қыры табан жазықтығымен
arcsin В правильной треугольной
пирамиде боковое ребро наклонено к плоскости основания под углом
arcsin |
4 |
|
3 |
В пирамиде |
5 |
|
4 |
В треугольной
пирамиде |
5 |
|
5 |
Тік бұрышты АВСDА1В1С1D1 параллелепипедтің АА1, АВ және АD қырлары сәйкесінше 6, 4 және 2-ге тең. BD1 мен A1C1 түзулерінің ара қашықтығын табыңыздар. Длины ребер АА1, АВ и АD прямоугольного параллелепипеда АВСDА1В1С1D1 равны соответственно 6, 4 и 2. Найдите расстояние между прямыми BD1 и A1C1. |
6 |
|
6 E X T R A |
О(-1;-5;-2) нүктесінен
екі Найдите расстояние от точки О(-1;-5;-2) до линии пересечения двух плоскостей
|
3 |
шағым қалдыра аласыз

















