Материалдар / авторская программа "Увлекательная математика"
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

авторская программа "Увлекательная математика"

Материал туралы қысқаша түсінік
авторская программа по предмету математика во 2 классе. В содержании программы входят темы с играми.логическими заданиями.крассворды
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
08 Ақпан 2022
299
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ПРОГРАММА

«Увлекательная

математика»

для учащихся 2 классов



Автор:

Келдибекова Гульзада Серикбаевна учитель начальных классов.

КГУ «Школа –гимназия №1 им М Горького»

Туркестанская область, Жетысайский район, г Жетысай.



Пояснительная записка

В Государственном общеобязательном стандарте начального образования содержатся чёткие требования по улучшению качества образования, и одной из тенденций улучшения качества становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления ,восприятия ребенком математики как способа понимания и изучения окружающего мира. Такой подход позволяет ребенку познавать мир с помощью математических знаний, умений и способов действий.на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.

К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п.

Современные программы по математике для начальной школы ориентированы на развитие духовного потенциала личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предмету. Но как показывает педагогическая практика, возможности урока для выполнения этих целей достаточно ограниченны во времени, и в процессе урока не удается реализовать их с достаточной полнотой. Полную реализацию этих целей можно осуществить на занятиях во внеурочной деятельности.

Особенности занятий по программе «Увлекательная математика» состоят в том, что ребенку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно для младшего школьника. На занятиях не ставят отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. К тому же на этих занятиях ребенок сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. А это означает, что возникает интерес к учебе.



Актуальность



В последнее время учителя начальных классов отмечают увеличение детей с трудностями в обучении, создаваемыми в первую очередь недостаточным уровнем развития познавательных и творческих способностей, которые играют большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов. Поэтому оказание действенной педагогической помощи учащимся на начальном этапе обучения, в настоящее время, становится особенно актуальной.

Способствует развитию математических способностей учащихся, формируeт элементы логической и алгоритмической грамотности, коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий с использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

«Развитие познавательных способностей»

Познавательными способностями называются психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей. К таким способностям относятся: внимание, память, мышление и др.

«Развитие творческих способностей»

Творческие способности рассматриваются как то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Поэтому, нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов - внимания, памяти, мышления и др. Именно эти качества по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.

К сожалению именно этим так мало занимается нынешняя школа. Ученые отмечают, что развитие творческих способностей это длительная целенаправленная работа, которая должна быть спланирована на основе системы задач, заданий и упражнений, ввода рациональных приемов (в том числе и алгоритмов), ориентированных на организацию управляемой деятельности учащихся.



Содержание занятий

Курс «Увлекательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в курс включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации кружка целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Программа рассчитана 34 ч в год с проведением занятий один раза в неделю. Содержание учебного курса «Увлекательная математика» соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.



Задания на развитие внимания: (развитие сосредоточенности, устойчивости, повышение объема, переключение внимания и навыки самоконтроля, формирование навыков произвольности)

Задания, развивающие память.

Выполняя задания на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание.



Задания на развитие восприятия и воображения.

Эти задания построены на материале, включающем задания геометрического характера.



Задания, развивающие мышление.

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. Выполняя задания и упражнения, дети учатся строить правильные суждения и проводить доказательства, сравнивать, выполнять анализ и синтез. Основное время занимает выполнение частично – поисковых, логически- поисковых заданий, направленных на развитие познавательных процессов, с целью усиления математического развития младших школьников. Такие задания дети придумывают и сами, создавая авторский «Математический задачник».

Особое внимание уделяется нестандартным задачам. Нестандартные задачи это те задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Как например, изучаются задачи определенных типов: о движении, о цене и стоимости, о работе. Решение нестандартных задач на занятиях начинается с 1по 4 классы. Известно, что для детей особенно труден самый первый этап решения задачи - анализ текста задачи. Учащиеся имеют большую возможность научиться ориентироваться в тексте задачи: создают рисунки к условию, пересказывают, инсценируют – на занятиях для этого отводится специальное время. От сильных учащихся моментально, решивших задачу, требуются аргументы, объяснения, рассуждения. Это умение - построить рассуждение понятное для других, понадобится при решении трудных задач.

Есть задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

С огромным интересом дети выполняют графические диктанты. Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. В процессе работы с этим заданием у детей также формируется внимание, зрительная память, развивается речь, активизируются творческие способности.



Методы и приемы организации учебной деятельности второклассников в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

В программе используются «Игры на логику», «Игры со спичками» и другие логические игры, игровые задания и упражнения. Систематическое применение игр позволяет эффективно развивать познавательные процессы и творческие способности детей.

Особенности структуры занятий



Наиболее подходящей формой проведения занятий по программе «Развивающая математика» является проведение специально выделяемых в сетке школьного расписания уроков. Достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объем, регулярность, систематичность и целенаправленность. Материал одного занятия рассчитан на 40 минут.

Структура творческого занятия.

Первый этап. (3 минуты) Разминка.

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона. В разминку включаются легкие, способные вызвать интерес вопросы и репродуктивные задачи из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую, подготовить память, актуализировать знания к выполнению творческих заданий.



Второй этап. (8 минут) Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей ( памяти, внимания, воображения). Развитое мышление, по мнению ученых, проявляет себя в способах запоминания и припоминания. Работа по их формированию происходит на основе решения репродуктивных и логически- поисковых задач, ввода рациональных приемов, в том числе и алгоритмов, ориентированных на организованную деятельность учащихся.

Минуты отдыха (2минуты)

Третий этап (10 минут) Решение частично- поисковых задач разного уровня. Интеллектуальное творчество проявляется в умении человека

в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи данного этапа и выражают именно такой подход к проблеме развития творческих способностей.

Веселая переменка. (3 минуты)

Четвертый этап. (14минуты) Решение творческих и нестандартных задач. Творческие задачи можно разделить на два типа.

1 тип – это собственно творческие задания, связанные стой или иной учебной дисциплиной. Они требуют большей самостоятельности рассчитаны на поисковую деятельность, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.

2 тип- это задачи повышенной трудности интегративного характера. Они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

освоение эвристических приёмов рассуждений;

формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях



Личностные результаты и универсальные учебные действия обучающихся по программе «Увлекательная математика»

2-й класс

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий. Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

занятия-конкурсы на повторение практических умений,

занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за учащимися в течение учебного года, включающее:

результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

активность,

аккуратность,

творческий подход к знаниям,

степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

выделять существенные признаки предметов;

сравнивать между собой предметы, явления;

обобщать, делать несложные выводы;

классифицировать явления, предметы;

определять последовательность событий;

судить о противоположных явлениях;

давать определения тем или иным понятиям;

определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

выявлять функциональные отношения между понятиями;

выявлять закономерности и проводить аналогии.

создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Основными принципами работы программы являются:

-учет современных требований

-учет возрастных особенностей

-доступность

-последовательность

-системность

-эффективность

-личностно-ориентированный подход

-сочетание в практической деятельности индивидуальной, групповой и коллективной форм работы



Методы работы.

Методы обмена информацией: объяснение, проблемный диалог, доказательство, рассуждение, беседа.

Методы организации деятельности: конкурсы, показ примеров и образцов, создание ситуации успеха.

Методы стимулирования и мотивации: игры, творческие задания, проектные и исследовательские работы, убеждение, поощрение.

Программа рассчитана на 34 часа

Прогнозируемый результат.

Одним из важных конкретных результатов является увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения интеллектуальных задач, высокая самостоятельность мышления, потребность в творческой активности.

Косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках ( повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности). Эти показатели также говорят и о здоровьсберегающей направленности этой программы



Содержание занятий в 2 классе.



Тема занятия


1

Вводное занятие. Математика-Царица наук

2

Как люди научились считать ?

3

Тренировка внимания. Интересные приемы устного счета.

4

Тренировка слуховой и зрительной памяти. Развитие аналитических способностей. Развивающая игра «Супермыслитель»

5

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Составление логических цепочек.

6

Совершенствование воображения. Развитие наглядно- образного мышления. Ребусы.

7

. Совершенствование мыслительных операций. Решение нестандартных задач.

8

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Игра «Размышлялки».

9

. Совершенствование мыслительных операций. Составление программ. (Движение точки).

<

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!