жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз

Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Авторская работа "Финансовая грамотность учащихся"
Автор
Чаршидалиди Фарида Махаммад гызы
Тема: «Финансовая грамотность учащихся»
Пояснительной записки
Актуальность:
В современном мире финансовая грамотность является ключевым навыком, который способствует успешной социализации личности, помогает избегать финансовых рисков и принимать обоснованные решения. Учащиеся сталкиваются с множеством финансовых вопросов в повседневной жизни, поэтому важно с раннего возраста формировать у них понимание финансовых процессов.
Научно-методический уровень работы:
Программа разработана на основе современных исследований в области экономического образования и педагогики. В ней используются интерактивные методы обучения, направленные на развитие критического мышления и навыков решения проблем.
Новизна и педагогическая целесообразность:
Программа отличается интеграцией игровых и проектных форм обучения, что позволяет сделать процесс освоения материала более увлекательным и эффективным. Учащиеся не только изучают теорию, но и применяют полученные знания на практике.
Цели и задачи:
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у учащихся.
Задачи:
-
Ознакомить учащихся с базовыми финансовыми понятиями.
-
Развивать навыки планирования личного бюджета.
-
Воспитывать ответственное отношение к финансовым решениям.
-
Формировать умение анализировать финансовую информацию.
Теоретическая значимость:
Программа способствует углублению теоретических знаний учащихся о финансовых процессах, их связи с экономикой и обществом в целом. Она формирует системное видение роли финансов в жизни человека.
Практическая значимость:
Программа позволяет учащимся получить практические навыки управления личными финансами, что способствует их самостоятельности и уверенности в будущем. Выпускники программы смогут лучше адаптироваться к экономическим условиям и принимать обоснованные финансовые решения.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Ожидаемые результаты:
Учащиеся овладеют базовыми финансовыми понятиями.
Научатся составлять и анализировать личный бюджет.
Смогут оценивать риски финансовых решений.
Способы проверки:
Проведение тестирования и анкетирования до и после завершения программы.
Организация проектных работ, направленных на применение знаний на практике.
Анализ изменений в поведении учащихся в финансовых ситуациях.
СТАБИЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЕ – ЧАСТЬ
Структура и содержание учебного предмета состоит из наиболее полного и наглядно иллюстрированного курса. Основой данного раздела программы является выбор содержательной структуры и теоретического аспекта конкретной дисциплины. Курс конструирования содержания учебной дисциплины конкретен и изложен по реализации всех целей и задач, изложенных в пояснительном письме к программе.
-
Сущность и значение финансовой грамотности. 1 час. Определение основных понятий финансовой грамотности, анализ ее значения в личной и общественной жизни.
-
Доходы и расходы. 1 час. Виды доходов и как ими управлять, планирование и контроль расходов.
-
Личный бюджет и финансовое планирование. 2 часа. Создание личного бюджета, определение финансовых целей и анализ путей их достижения.
-
Банковская система и ее функции. 2 часа. Определить с учащимися роль банков, их деятельность и определение основных операций.
-
Депозиты и кредиты. 2 часа. С учащимися определить виды депозитов, их преимущества и недостатки; получение кредита, его условия и управление долгом.
-
Услуги электронного банка. 2 часа. Определить с учащимися интернет-банкинг, мобильный банкинг и анализ информации, связанной с их возможностями и безопасностью.
-
Основы инвестирования. 2 часа. Разъяснение учащимся понятия инвестиции, ее видов и целей инвестирования.
-
Фондовый рынок и акции. 2 часа. Анализ работы фондового рынка, видов акций и способов их торговли.
-
Паевые инвестиционные фонды и облигации. 2 часа. Особенности паевых инвестиционных фондов и облигаций, определение их преимуществ и рисков.
-
Основы страхования. 2 часа. Разъяснение учащимся понятия страхования, его видов и необходимости страхования.
-
Страхование жизни и здоровья. 2 часа. Анализ информации о видах страхования жизни и здоровья, их условиях.
-
Страхование имущества и автотранспорта. 2 часа. Определение видов и условий страхования имущества и автотранспорта.
-
Основы финансового права. 2 часа. Разъяснение учащимся основных понятий финансового права и финансовых правовых норм.
-
Защита прав потребителей. 2 часа. Определение информации о правах потребителей, методах их защиты и соответствующих законах.
-
Мошенничество и финансовая безопасность. 2 часа. Изучение видов финансового мошенничества, методов защиты от них и способов применения мер финансовой безопасности.
-
Принятие финансовых решений. 2 часа. Анализ типов финансовых решений с учащимися, процесс их принятия и методы принятия эффективных решений.
-
Пенсия и финансовое планирование на будущее. 2 часа. Обучение учащихся методам пенсионной системы, выбора пенсионных фондов и финансового планирования на будущее.
-
Стратегии достижения финансовых целей. 2 часа. Определение финансовых целей, разработка стратегий для их достижения и контроль их выполнения.
НОРМАТИВНЫЙ РАЗДЕЛ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КЛАСС 8-10, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО-34 ЧАСА
№ |
Темы |
Количество часов |
Срок |
В том числе |
|
|
|
|
|
Теоретическое образование |
Практическое образование |
Глава 1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ |
|||||
1 |
Сущность и значение финансовой грамотности |
1 |
|
1 |
1 |
2 |
Доходы и расходы |
1 |
|
1 |
1 |
3-4 |
Личный бюджет и финансовое планирование |
2 |
|
1 |
1 |
Глава 2. БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ |
|||||
5-6 |
Банковская система и ее функции |
2 |
|
1 |
1 |
7-8 |
Депозиты и кредиты |
2 |
|
1 |
1 |
9-10 |
Услуги электронного банка |
2 |
|
1 |
1 |
Глава 3. ИНВЕСТИЦИИ |
|||||
11-12 |
Основы инвестирования |
2 |
|
1 |
1 |
13-14 |
Фондовый рынок и акции |
2 |
|
1 |
1 |
15-16 |
Паевые инвестиционные фонды и облигации |
2 |
|
1 |
1 |
Глава 4. СТРАХОВАНИЕ |
|||||
17-18 |
Основы страхования |
2 |
|
1 |
1 |
19-20 |
Страхование жизни и здоровья |
2 |
|
1 |
1 |
21-22 |
Страхование имущества и автотранспорта |
2 |
|
1 |
1 |
Глава 5. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО И ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ |
|||||
23-24 |
Основы финансового права |
2 |
|
1 |
1 |
25-26 |
Защита прав потребителей |
2 |
|
1 |
1 |
27-28 |
Мошенничество и финансовая безопасность |
2 |
|
1 |
1 |
Глава 6. ФИНАНСОВЫЕ РЕШЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ |
|||||
29-30 |
Принятие финансовых решений |
2 |
|
1 |
1 |
31-32 |
Пенсия и финансовое планирование на будущее |
2 |
|
1 |
1 |
33-34 |
Стратегии достижения финансовых целей |
2 |
|
1 |
1 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
ТЕ, КОТОРЫЕ ВХОДЯТ В МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО:
-
основные содержательные части по каждой главе или теме;
-
характеристика методов и приемов организации учебно-воспитательного процесса, форма проведения занятий;
Тема урока: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель обучения: |
Учащиеся определяют основные понятия финансовой грамотности, анализируют ее значимость в личной и общественной жизни. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: |
Определение основных понятий финансовой грамотности, анализ ее значения в личной и общественной жизни. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теоретическое задание
|
Задание 1. Предоставление информации по теме. Знать мнение обучающихся.
«Что такое финансовая грамотность?»
Пример задачи: Задание: Определите среднемесячный доход вашей семьи и составьте соответствующий ей список расходов. Расходы должны включать питание, одежду, коммунальные услуги, транспорт, образование и отдых. Запишите сумму каждого убытка и рассчитайте все.
Задание 2. Практическое задание. Постановка финансовых целей
Задание: поставьте себе в жизни 3 финансовые цели (например, купить новый компьютер, поехать в отпуск, собрать средства на образование). 1-группа:Купля нового компьютера
2-группа: Поехать в отпуск
3-группа: Собрать средство на образование
Определите, сколько средств вам нужно для каждой цели и сколько времени вам нужно, чтобы достичь этой цели. Подсчитайте, сколько денег вам нужно собирать каждый месяц, чтобы собрать достаточно средств.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое задание
|
Задание 3. Инвестирование. Работа в группе.
Что такое «Инвестиция»?
Задание: Изучите информацию об акциях, облигациях и депозитах. Запишите преимущества и недостатки каждого типа инвестиций. Какой тип инвестиций вы бы выбрали сами и почему?
Задание 4. Финансовые кризисы. Самостоятельная работа. Используйте Гугл для работы
Цель: разъяснить учащимся причины и последствия финансовых кризисов в мире.
Задача: выберите любой финансовый кризис за последние 10 лет и изучите его причины, последствия и основные уроки, извлеченные из этого кризиса. Предложите свои мысли классу в форме презентации.
В каких странах сильно ощущается финансовый кризис?
Задание 5. Повышение финансовой грамотности Задание: Прочтите статью о финансовой грамотности и запишите 5 основных уроков, которые вы извлекли из нее. Обсудите, как вы можете применить эти уроки в своей жизни.
Ссылка на
статью:
1.______________________________________________________ 2.______________________________________________________ 3.______________________________________________________ 4.______________________________________________________ 5.______________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка критерий
|
Оценка:
|
Тема урока: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель обучения: |
Учащиеся анализируют способы составления личного бюджета, определения финансовых целей и их достижения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: |
Создание личного бюджета, определение финансовых целей и анализ путей их достижения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теоретическое задание
|
Задание 1. Практическое задание. Планирование личного бюджета
Задача: Составить личный бюджет на месяц. Запишите свои доходы (карманные деньги, подарки) и расходы (еду, транспорт, развлечения). Спланируйте свои расходы в соответствии с вашим доходом и определите расходы, которые вы можете сэкономить. Представьте свой бюджет в виде таблицы или электронной таблицы (Excel).
Задание 2. Практико-финансовый урок. Постановка финансовых целей
Задача: Поставьте себе 3 финансовые цели (например, купить велосипед, отправиться на летние каникулы, купить книги). Определите, сколько средств вам нужно для каждой цели и сколько времени вам нужно, чтобы достичь этой цели. Подсчитайте, сколько денег вам нужно собирать каждый месяц, чтобы собрать достаточно средств.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое задание
|
Задание 3. Индивидуальный финансовый план. Самостоятельная работа.
Задача: Составьте свой личный финансовый план на предстоящий год. Укажите в своем плане запланированные доходы и расходы на каждый месяц. Определите сумму, которую вы хотите сэкономить, и объясните, что вы составили план для достижения своих финансовых целей.
Задание 4. Анализ затрат и экономия
Задача: Проанализируйте свои расходы за последнюю неделю. Запишите каждую потерю, разделив ее на необходимую и ненужную. Подумайте, как сократить ненужные расходы, и разработайте для себя стратегию экономии.
Задание 5. Повышение финансовой грамотности
Текст статьи: Личный бюджет и финансовое планирование
Планирование личного бюджета-один из основных аспектов финансовой грамотности. Этот процесс позволяет правильно рассчитать доходы и расходы и эффективно управлять финансами. Учащиеся учатся четко видеть свое финансовое положение и понимать важность экономии, составляя личный бюджет на месяц. Такая практика помогает молодым людям правильно планировать и управлять своими финансами, а также позволяет избежать финансовых трудностей в будущем. Постановка финансовых целей – важная часть финансового планирования. Этот процесс учит учащихся превращать свои мечты в конкретные цели и планировать шаги, необходимые для их достижения. Например, определяя цели, такие как покупка велосипеда, поездка на летние каникулы или покупка книг, учащиеся привыкают к поддержанию финансовой дисциплины, экономии денег и сбережений. Этот опыт поможет им достичь больших финансовых целей в будущем.
Задание: Прочитайте краткие статьи о финансовой грамотности и запишите 5 основных уроков, которые вы извлекли из нее. Обсудите, как вы можете применить эти уроки в своей жизни, и включите их в свои финансовые планы. 1._____________________________________________________ 2._____________________________________________________ 3._____________________________________________________ 4._____________________________________________________ 5. ____________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка критерий
|
Оценка:
|
Тема урока: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель обучения: |
Учащиеся определяют роль банков, их деятельность и определение основных операций. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: |
Определить с учащимися роль банков, их деятельность и определение основных операций. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теоретическое задание
|
Задание 1. Текст передачи информации Банковская система является важной частью финансовой и экономической системы страны. Он состоит из коммерческих банков, Центрального банка и других финансовых учреждений. Центральный банк – главный финансовый регулятор государства, главной задачей которого является проведение денежно – кредитной политики, стабилизация валюты страны и обеспечение финансовой стабильности. Коммерческие банки – учреждения, оказывающие финансовые услуги физическим и юридическим лицам. Их основные функции включают прием депозитов, кредитование, платежи, валютные операции и инвестиционные услуги. Услуги банков оказывают большое влияние на экономику, поскольку они стимулируют экономический рост за счет управления финансовыми ресурсами, привлечения инвестиций и предоставления финансовых услуг.
Вопросы
Задание 2. Сравнительная задача. Работа в группе.
Сравните функции центрального банка и коммерческого банка. Опишите основные задачи и функции каждого типа банка и объясните их роль в экономической системе.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое задание
|
Задание 3. Логические задачи. Работа в группе.
1-задача. Какие меры может предпринять Центральный банк в случае повышения уровня инфляции в стране? Как вы думаете, как действия Центрального банка помогут снизить инфляцию?
Что такое «ИНФЛЯЦИЯ»?
2-задача. Как вы думаете, если коммерческий банк предоставляет клиентам ссуды под высокие процентные ставки, как это повлияет на процентную ставку, которую банк предлагает на депозиты? Почему?
Задание 4. Ситуационная задача: Банковские решения и их последствия
Ситуации: Крупный коммерческий банк города "финансист" планирует ввести новый финансовый продукт – потребительский кредит под низкие процентные ставки. Цель этого продукта-повысить потребительские способности населения и обеспечить дополнительный приток средств в экономику. Однако это решение Банка поднимает несколько вопросов:
Задание 5. Практическое задание Выберите любой коммерческий банк в вашем городе или районе и соберите данные о его услугах. Проанализируйте депозитные и кредитные продукты банка и изучите их условия. На ваш взгляд, на каких клиентов ориентирован этот банк и каковы его основные преимущества и недостатки? Предоставьте собранные данные классу в форме презентации.
Например:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка критерий
|
Оценка:
|
Тема урока: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель обучения: |
Учащиеся определяют виды депозитов, их преимущества и недостатки. Получение кредита, его условия и управление долгом. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: |
С учащимися определить виды депозитов, их преимущества и недостатки; получение кредита, его условия и управление долгом. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теоретическое задание
|
Задание 1. Текст передачи информации Депозиты и кредиты – важнейшие компоненты банковской системы и основа экономической системы любой страны. Депозит-это средства, хранящиеся в банке и возвращаемые на определенный срок или по требованию. Посредством депозитов банки финансируют свои услуги, что означает, что они собирают деньги с клиентов и предоставляют эти деньги другим клиентам по процентной ставке в качестве ссуд. Кредит-это средства на определенную сумму, получаемые от банка, которые должны быть возвращены в течение определенного периода времени. Кредиты позволяют предприятиям и физическим лицам удовлетворять свои потребности, развивать бизнес, приобретать жилье и достигать других целей.
Вопросы
Задание 2. Сравнительное задание со странами. Работа в группе.
Сравните депозитные и кредитные системы Казахстана и США.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое задание
|
Задание 3. Логические задачи. Работа в команде.
1-задача. Как вы думаете, как изменятся депозитные и кредитные процентные ставки банков, когда уровень инфляции в стране вырастет? Почему?
2-задача. Как вы думаете, если банки снизят кредитные ставки, какие секторы экономики это повлияет и как?
Задание 4. Практическое задание. Работа в группе.
Выберите любой банк в вашем городе или районе и соберите данные о его депозитных и кредитных продуктах. Изучите условия каждого депозитного и кредитного продукта (процентные ставки, сроки, требования).
Представьте эти детали в виде таблицы и высказайте свое мнение: какие продукты лучше всего подходят для вас и почему?
Задание 5. Ситуационное задание. Обсудите в группе.
Вы являетесь сотрудником отдела маркетинга банка и планируете провести специальную акцию для привлечения новых клиентов. Цель акции – увеличить депозиты и увеличить кредиты.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка критерий
|
Оценка:
|
Тема урока: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель обучения: |
Учащиеся определяют интернет-банкинг, мобильный банкинг и анализ информации, связанной с их возможностями и безопасностью. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: |
Определить с учащимися интернет-банкинг, мобильный банкинг и анализ информации, связанной с их возможностями и безопасностью. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теоретическое задание
|
Задание 1. Текст передачи информации Электронные банковские услуги – это финансовые услуги, предоставляемые банками через интернет и мобильные приложения. Услуги электронного банка позволяют сэкономить время, повысить доступность и с легкостью и комфортом выполнять финансовые операции. Такие услуги включают интернет-банкинг, мобильный банкинг, онлайн-платежи, денежные переводы, управление счетами, открытие депозитов и получение кредитов. С помощью электронных банковских услуг клиенты могут отслеживать свое финансовое положение в любое время и из любого места. Эти услуги были особенно популярны во время пандемии, потому что люди могли осуществлять финансовые операции, не посещая банки.
Вопросы
Задание 2. Сравнительное задание со странами. Работа в группе.
Заполните приведенную выше таблицу и сравните уровень использования услуг электронного банка Казахстана и США. Определите основные различия в двух странах и объясните их причины.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое задание
|
Задание 3. Логические задачи
1-задача. Как вы думаете, если интернет-банкинг имеет высокую доступность и безопасность, как это повлияет на клиентскую базу банка? Объясните причину.
2-задача. Как широкое использование мобильного банкинга влияет на сокращение числа банковских отделений? Каковы преимущества и недостатки такого решения?
Задание 4. Практическое задание Загрузите мобильное приложение любого банка в вашем городе или районе и изучите его возможности. Перечислите услуги, доступные через приложение, и проанализируйте преимущества и недостатки каждого из них.
Выбираем всеми изестный Каспий банкинг.
Опишите свой опыт и напишите свой отзыв об удобстве использования приложения.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Ситуационное задание Вы новый банковский клиент и хотите проводить все финансовые операции онлайн, не заходя в банк.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка критерий
|
Оценка:
|
Тема урока: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель обучения: |
Учащиеся понимают понятие инвестиции, ее виды и цели инвестирования. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: |
Разъяснение учащимся понятия инвестиции, ее видов и целей инвестирования. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теоретическое задание
|
Задание 1. Текст передачи информации Инвестирование – это процесс поиска долгосрочной прибыли путем инвестирования в финансовые инструменты, проекты или предприятия. Инвестиции способствуют росту экономики и обеспечивают физическим лицам дополнительный источник дохода. Основные типы инвестиций включают акции, облигации, недвижимость, и паевые инвестиционные фонды. У каждого типа инвестиций есть свои преимущества и недостатки. Например, акции могут приносить более высокую прибыль, но также и более высокий риск. Облигации приносят стабильную доходность, но имеют более низкую доходность, чем акции. Управление рисками играет важную роль в процессе инвестирования, поскольку каждая инвестиция несет с собой определенные риски.
Вопросы
Задание 2. Сравнительное задание со странами
Заполните приведенную выше таблицу и сравните объемы инвестиций Казахстана и Киргизстана. Определите основные различия в двух странах и объясните их причины.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое задание
|
Задание 3. Логические задачи
1-задача. Как вы думаете, если цена акций резко упадет, как это повлияет на поведение инвесторов? Объясните причину.
2-задача. Какие преимущества и недостатки могут возникнуть при инвестировании в недвижимость по сравнению с облигациями?
Задание 4. Практическое задание Изучите инвестиционные возможности в вашем городе или районе. Определите наиболее перспективные отрасли в вашем городе или районе, в которые вы можете инвестировать. Например, недвижимость, малый бизнес, стартапы. Проанализируйте преимущества и недостатки каждой отрасли. Представить накопленную информацию в виде таблицы или презентации.
Задание 5. Ситуационное задание Вам дали определенную сумму денег, и вам нужно в нее инвестировать. Вам будут предложены три варианта инвестирования: акции, облигации и недвижимость.
Проанализируйте преимущества и недостатки каждого варианта и объясните, какой вариант вы выберете и почему. Опишите, какие факторы вы учитываете при принятии инвестиционного решения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка критерий
|
Оценка:
|
Тема урока: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель обучения: |
Учащиеся анализируют работу фондового рынка, виды акций и способы их продажи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: |
Анализ работы фондового рынка, видов акций и способов их торговли. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теоретическое задание
|
Задание 1. Текст передачи информации Фондовый рынок - это рынок, на котором торгуются акции, облигации и другие ценные бумаги. На фондовом рынке компании выпускают и продают свои акции, а инвесторы покупают эти акции и пытаются получить прибыль. Акция - это ценная бумага, которая представляет собой право собственности компании. Владелец акций получает дивиденды от прибыли компании и имеет право участвовать в процессе управления компанией. На фондовом рынке цены на акции варьируются в зависимости от спроса и предложения. Фондовый рынок способствует развитию экономики, поскольку позволяет компаниям привлекать финансирование и предоставляет инвесторам возможность получать доход.
Вопросы
Задание 2. Сравнительное задание
Заполните приведенную выше таблицу и сравните фондовый рынок Казахстана и Японии. Определите основные различия в двух странах и объясните их причины.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое задание
|
Задание 3. Логические задачи
1-задача. Как вы думаете, если финансовые результаты компании улучшатся, а прибыль вырастет, как это повлияет на цену ее акций? Объясните причину.
2-задача. Как это повлияет на цену акций, если большинство инвесторов сразу начнут продавать свои акции на фондовом рынке? Почему?
Задание 4. Практическое задание Изучите акции любой компании в вашем городе или районе. Определите финансовые результаты выбранной компании за последний год, цену акций и дивиденды, выплаченные инвесторам.
Вопросы:
Задание 5. Ситуационное задание Вам была предоставлена определенная сумма денег, и вы должны инвестировать ее в акции. Вам предлагается приобрести акции трех компаний: технологической компании, энергетической компании и медицинской компании. Проанализируйте преимущества и недостатки каждой компании и объясните, какие акции компании вы покупаете и почему вы выбираете. Опишите, какие факторы вы учитываете при принятии инвестиционного решения. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка критерий
|
Оценка:
|
Тема урока: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель обучения: |
Учеба определяет особенности паевых инвестиционных фондов и облигаций, их преимущества и риски. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: |
Особенности паевых инвестиционных фондов и облигаций, определение их преимуществ и рисков. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теоретическое задание
|
Задание 1. Ознакомьтесь с информацией по теме. Отвечайте на вопросы. Паевые инвестиционные фонды и облигации – два основных инструмента инвестирования. Паевые инвестиционные фонды-это паевые инвестиционные фонды, которые объединяют средства многих инвесторов и инвестируют в различные ценные бумаги, такие как акции, облигации или другие активы. Паевые инвестиционные фонды позволяют инвесторам диверсифицировать свой портфель и воспользоваться преимуществами профессионального управления. Облигации – это долговые ценные бумаги, что означает, что инвесторы ссужают деньги компаниям или правительству и взимают процентные платежи за возврат этого долга. Облигации приносят стабильный доход и относятся к консервативному типу инвестиций из-за низкого уровня риска. Облигации обычно выпускаются на определенный срок, и по истечении этого срока возвращается номинальная стоимость.
Вопросы
Задание 2. Сравнительная задача.
Заполните приведенную выше таблицу и сравните рынки взаимных фондов и облигаций Казахстана и Германии. Определите основные различия в двух странах и объясните их причины. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое задание
|
Задание 3. Логические задачи
1-задача. Как вы думаете, как цены на облигации могут измениться, если процентные ставки вырастут? Объясните причину.
2-задача. Какие преимущества паевые инвестиционные фонды предоставляют инвесторам и в каких ситуациях, по вашему мнению, лучше всего их выбрать?
Задание 4. Практическое задание Изучите паевые инвестиционные фонды и облигации, предлагаемые любым банком или инвестиционной компанией в вашем городе или районе.
Вопросы:
Задание 5. Ситуационное задание Вам дали определенную сумму денег, и вам нужно в нее инвестировать. Вам будут предложены два варианта: паевые инвестиционные фонды или облигации.
Проанализируйте преимущества и недостатки каждого варианта и объясните, какой из них вы выберете и почему. Опишите, какие факторы вы учитываете при принятии инвестиционного решения.
Аналитический вопрос: Как ваше решение может измениться в условиях экономической нестабильности и почему?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка критерий
|
Оценка:
|
Тема урока: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель обучения: |
Учащиеся понимают понятие страхования, его виды и необходимость страхования. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: |
Разъяснение учащимся понятия страхования, его видов и необходимости страхования. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теоретическое задание
|
Задание 1. Текст передачи информации Страхование – это способ защиты людей или организаций от финансовых потерь, которые могут произойти в будущем. Через страховой полис страхователь выплачивает определенную выплату (страховую премию) страховой компании. В свою очередь, страховая компания обязуется выплатить страхователю финансовую компенсацию в случае какого-либо ущерба или ущерба. Основные виды страхования: страхование жизни, страхование имущества, страхование автомобиля и страхование здоровья. Страхование обеспечивает экономическую стабильность и обеспечивает финансовую защиту от непредвиденных обстоятельств.
Вопросы
Задание 2. Выполните сравнительную задачу.
Заполните приведенную выше таблицу и сравните страховой рынок Казахстана и Германии. Определите основные различия в двух странах и объясните их причины.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое задание
|
Задание 3. Логические задачи
1-задача. Как, по вашему мнению, повлияет на страховой рынок, если в стране случится экономический кризис? Почему?
2-задача. Как вы думаете, как обязательное страхование автомобиля может повлиять на безопасность дорожного движения?
Задание 4. Практическое задание Выберите любую страховую компанию в вашем городе или районе и изучите предлагаемые ею страховые продукты.
Вопросы:
Задание 5. Задача для анализа
Как деятельность страховых компаний обеспечивает экономическую стабильность и какую защиту предлагает людям? Чтобы ответить на этот вопрос, приведите конкретные примеры и проанализируйте преимущества страхования.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка критерий
|
Оценка:
|
Тема урока: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель обучения: |
Учащиеся анализируют информацию о видах страхования жизни и здоровья, их условиях. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: |
Анализ информации о видах страхования жизни и здоровья, их условиях. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теоретическое задание
|
Задание 1. Текст передачи информации Страхование жизни и здоровья – это способ защиты людей от финансовых потерь, вызванных непредвиденными обстоятельствами, болезнями или несчастными случаями. Полис страхования жизни обеспечивает финансовую помощь семье или близким страхователя в случае его смерти. Полис медицинского страхования позволяет покрыть расходы на медицинские услуги. Эти виды страхования обеспечивают финансовую стабильность и доверие отдельным лицам и их семьям, особенно в случае непредвиденных обстоятельств.
Вопросы
Задание 2. Таблица сравнительного анализа.
Заполните приведенную выше таблицу и сравните уровень страхования жизни и здоровья в Казахстане и Китай. Определите основные различия в двух странах и объясните их причины.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое задание
|
Задание 3. Логические задачи
Задание 4. Практическое задание Выберите любую страховую компанию в вашем городе или районе и изучите предлагаемые ею продукты страхования жизни и здоровья.
Вопросы:
Задание 5. Сделайте анали задании
Проанализируйте экономические и социальные преимущества страхования жизни и здоровья. Какую защиту предлагают эти виды страхования отдельным лицам и обществу в целом и каковы их долгосрочные выгоды? Приведите конкретные примеры и докажите свою точку зрения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка критерий
|
Оценка:
|
Тема урока: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель обучения: |
Учащиеся определяют виды и условия страхования имущества и автотранспорта. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: |
Определение видов и условий страхования имущества и автотранспорта. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теоретическое задание
|
Задание 1. Текст передачи информации
Страхование имущества и автомобиля – это способ защиты людей или предприятий от потери или повреждения их имущества или автомобиля. Страхование имущества направлено на защиту различных видов имущества, включая жилые дома, коммерческие здания и другие ценные вещи. Автострахование дает автовладельцам финансовую защиту в случае несчастных случаев, краж, стихийных бедствий или других повреждений. Эти виды страхования помогают избежать финансовых потерь и защитить себя от непредвиденных обстоятельств.
Вопросы
Задание 2. Сравнительная задача. Работа на таблице.
Заполните приведенную выше таблицу и сравните уровень страхования имущества и автомобиля в Казахстане и Швейцарии. Определите основные различия в двух странах и объясните их причины. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое задание
|
Задание 3. Логические задачи. Отвечайте на вопросы с аргументами.
1-задача. Как вы думаете, если уровень автострахования высок, как это повлияет на безопасность дорожного движения и снижение количества аварий? Почему?
2-задача. Как высокий уровень страхования имущества может повлиять на качество жизни жителей?
Задание 4. Практическое задание Выберите любую страховую компанию в вашем городе или районе и изучите предлагаемые ею продукты страхования имущества и автомобилей.
Вопросы:
Задание 5. Выполните задание по анализу.
Проанализируйте экономические и социальные преимущества страхования имущества и автомобиля.
Какую защиту предлагают эти виды страхования отдельным лицам и обществу в целом и каковы их долгосрочные выгоды? Приведите конкретные примеры и докажите свою точку зрения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка критерий
|
Оценка:
|
Тема урока: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель обучения: |
Учащиеся понимают основные понятия финансового права и финансово-правовых норм. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: |
Разъяснение учащимся основных понятий финансового права и финансовых правовых норм. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теоретическое задание
|
Задание 1. Ознакомьтесь с предоставленной информацией по теме.
Финансовое право – это совокупность правовых норм, регулирующих финансовую деятельность государства. Основная задача финансового права-обеспечение финансовой устойчивости государства путем регулирования общественных отношений. Эта область права включает государственный бюджет, налоговую систему, государственные расходы, кредит, банки и страхование. Основные принципы финансового права: законность, прозрачность, справедливость и эффективность. Государство через финансовое право обеспечивает стабильность экономики, Социальную Справедливость и финансовую дисциплину.
Вопросы
Задание 2. Работайте над сравнительной таблицей.
Заполните приведенную выше таблицу и сравните финансовую систему Казахстана и России. Определите основные различия в двух странах и объясните их причины.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое задание
|
Задание 3. Логические задачи
1-задача. Как вы думаете, если государство повысит налоговые ставки, как это повлияет на экономический рост? Почему?
2-задача. Как увеличение государственных расходов влияет на социальное положение страны? Проанализируйте эту проблему.
Задание 4. Практическое задание Обобщить информацию о деятельности налоговых органов.
Вопросы:
Задание 5. Выполните задание по анализу. Приведите убедительные доказательства.
Как финансовое право обеспечивает финансовую стабильность государства и общества и каковы его основные преимущества и недостатки? Приведите конкретные примеры и докажите свою точку зрения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка критерий
|
Оценка:
|
Тема урока: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель обучения: |
Учащиеся определяют информацию о правах потребителей, методах их защиты и соответствующих законах. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: |
Определение информации о правах потребителей, методах их защиты и соответствующих законах. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теоретическое задание
|
Задание 1. Внимательно читайте предоставленную информацию. Отвечайте на вопросы.
Защита прав потребителей – это система законов и правил, принятых в целях защиты интересов потребителей. Права потребителей обеспечивают их право на получение качественных товаров и услуг, безопасность, информированность и справедливое обращение. Эти права направлены на защиту интересов потребителей и сохранение справедливости и равенства в торговых отношениях. Законодательство о защите прав потребителей повышает ответственность производителей и продавцов, определяет порядок рассмотрения и удовлетворения жалоб потребителей.
Вопросы
Задание 2. Задание практического анализа Изучите работу любой организации по защите прав потребителей.
Для получения информации используйте интернет.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое задание
|
Задание 3. Практическое задание По итогам Практического задания 2.
Вопросы:
Задание 4. Приведите аргументы в пользу логических задач.
Задание 5. Отвечайте на вопросы анализа.
Как защита прав потребителей обеспечивает экономическую и социальную стабильность общества? Приведите конкретные примеры и докажите свою точку зрения.
1-пример:
2-пример:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка критерий
|
Оценка:
|
Тема урока: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель обучения: |
Учащиеся изучают виды финансового мошенничества, методы защиты от них и способы применения мер финансовой безопасности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: |
Изучение видов финансового мошенничества, методов защиты от них и способов применения мер финансовой безопасности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теоретическое задание
|
Задание 1. Ответье на вопрос. Познакомьтесь с текстовой информацией.
Во первых,
Во вторых,
Текст передачи информации Мошенничество – это незаконные действия, совершаемые с целью получения материальной выгоды путем обмана или злоупотребления доверием. Существует множество видов финансового мошенничества, включая интернет-мошенничество, банковское мошенничество, инвестиционное мошенничество и мошенничество с использованием кредитных карт. Финансовая безопасность – это защита финансовых ресурсов физических лиц или организаций от мошеннических действий. Чтобы обеспечить финансовую безопасность, людям необходимо хранить свою финансовую информацию в секрете и принимать меры безопасности, такие как использование сложных паролей, отказ от ответов на сомнительные электронные письма и проверка финансовых транзакций.
Вопросы Какие существуют виды финансового мошенничества? Какие меры необходимо предпринять для обеспечения финансовой безопасности?
Задание 2. Задача текстового анализа Прочтите и проанализируйте приведенный ниже текст:
Текст: "В последние годы интернет-мошенничество стало распространенным видом финансового преступления. Многие люди получают поддельные сообщения по электронной почте или в социальных сетях. В этих сообщениях просят ввести личные данные и используют их в мошеннических целях. Чтобы обеспечить финансовую безопасность, людям необходимо не раскрывать сомнительные ссылки, не отвечать на письма из неизвестных источников и защищать свою конфиденциальную информацию."
Задание: Из текста определите основную мысль и объясните, как защититься от интернет-мошенничества. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое задание
|
Задание 3. Логические задачи
Задание 4. Практическое задание Изучите финансовую безопасность любого банка Вопросы:
Задание 5. Аналитико-дискуссионное задание. Какие основные меры должны быть приняты отдельными лицами и организациями для обеспечения финансовой безопасности? Приведите конкретные примеры и докажите свою точку зрения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка критерий
|
Оценка:
|
Тема урока: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель обучения: |
Учащиеся анализируют виды финансовых решений, определяют процесс их принятия и методы эффективного принятия решений. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: |
Анализ типов финансовых решений с учащимися, процесс их принятия и методы принятия эффективных решений. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теоретическое задание
|
Задание 1. Ознакомьтесь с предоставленной информацией по теме. Принятие финансовых решений – это процесс, посредством которого отдельные лица или организации эффективно управляют и используют свои финансовые ресурсы. Этот процесс включает в себя управление доходами, контроль затрат, инвестирование, получение кредитов и планирование платежей. При принятии финансовых решений важно определить цели, собрать информацию, рассмотреть альтернативы и оценить потенциальные риски. Принятие правильных финансовых решений может помочь людям поддерживать финансовую стабильность и достигать финансовых целей в будущем.
Вопросы
Задание 2. Задача текстового анализа Прочтите небольшую статью о принятии финансовых решений и проанализируйте ее.
Статья: При принятии финансовых решений людям необходимо учитывать различные факторы. Во-первых, важно определить финансовые цели. Эти цели могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Во-вторых, необходимо тщательно проанализировать финансовое положение и собрать необходимую информацию. В-третьих, необходимо рассмотреть альтернативы и оценить их преимущества и недостатки. В-четвертых, важно выявить потенциальные риски и разработать стратегии их управления. Наконец, необходимо реализовать принятые решения и контролировать их результаты. Правильные финансовые решения помогают людям поддерживать финансовую стабильность и достигать финансовых целей в будущем.
Задание:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое задание
|
Задание 3. Логические задачи
Объясните причину.
Задание 4. Практическое задание Сформулируйте решения финансовых организаций при принятии клиента.
Вопросы:
Задание 5. Выполняйте аналитико-дискуссионное задание.
Как принятие финансовых решений обеспечивает финансовую стабильность людей и влияет на качество их жизни? Приведите конкретные примеры и докажите свою точку зрения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка критерий
|
Оценка:
|
Тема урока: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель обучения: |
Учащиеся учатся методам пенсионной системы, выбора пенсионных фондов и финансового планирования на будущее. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: |
Обучение учащихся методам пенсионной системы, выбора пенсионных фондов и финансового планирования на будущее. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теоретическое задание
|
Задание 1. Текст передачи информации Пенсия – это часть средств, накопленных человеком за годы его работы, которая выплачивается по достижении пенсионного возраста. Пенсионная система варьируется от страны к стране, но ее основная цель – предоставить людям финансовую поддержку в старости. Финансовое планирование на будущее – э \то процесс, с помощью которого человек в настоящее время принимает финансовые решения с учетом своих будущих финансовых потребностей. Это включает в себя создание пенсионных сбережений, инвестирование, управление расходами и определение финансовых целей. Правильное финансовое планирование помогает людям обеспечить финансовую стабильность при достижении пенсионного возраста.
Вопросы
Задание 2. Задача текстового анализа Прочтите небольшую статью о пенсиях и финансовом планировании на будущее и проанализируйте ее.
Статья: Финансовое планирование на будущее – важная часть обеспечения финансовой стабильности. Многие люди начинают накапливать пенсионные сбережения во время работы, потому что им нужен постоянный источник дохода, когда они достигают пенсионного возраста. Пенсионная система помогает людям обрести финансовую независимость в будущем. Кроме того, финансовое планирование на будущее не ограничивается созданием пенсионных сбережений, оно также включает в себя инвестирование, управление расходами и определение финансовых целей. Финансовые консультанты могут помочь в этом процессе, помогая людям правильно оценить свое финансовое положение и разработать эффективные стратегии.
Задание:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое задание
|
Задание 3. Логические задачи
Задание 4. Практическое задание Выберите любой пенсионный фонд или финансового консультанта в вашем городе или районе и узнайте, какие услуги они предлагают клиентам по пенсиям и финансовому планированию на будущее.
Используйте для практического задания интернет ресурсы
Вопросы:
Задание 5. Выполните задание по анализу.
Как пенсия и финансовое планирование на будущее влияют на финансовую стабильность людей? Каковы основные преимущества и недостатки этого процесса? Приведите конкретные примеры и докажите свою точку зрения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка критерий
|
Оценка:
|
Тема урока: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель обучения: |
Учащиеся разрабатывают определение финансовых целей, стратегии их достижения и контролируют их выполнение. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: |
Определение финансовых целей, разработка стратегий для их достижения и контроль их выполнения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теоретическое задание
|
Задание 1. Текст передачи информации Стратегии достижения финансовых целей – это набор планов и методов, которые помогают отдельным лицам и организациям достигать своих финансовых целей эффективным и безопасным способом. Эти стратегии включают определение финансовых целей, составление бюджета, сбережения, инвестирование, контроль затрат и управление финансовыми рисками. Использование правильных финансовых стратегий позволяет людям эффективно управлять своими финансами, защищаться от непредвиденных расходов и достигать финансовой стабильности в будущем.
Вопросы
Задание 2. Задача текстового анализа Прочтите небольшую статью о стратегиях достижения финансовых целей и проанализируйте ее.
Статья: Чтобы достичь финансовых целей, вам сначала нужно четко определить свои цели. Эти цели включают, например, покупку дома, образование, поездку в отпуск или сбережения для выхода на пенсию. После того, как ваши цели определены, важно составить бюджет и спланировать доход и расходы. Накапливая и инвестируя, вы можете увеличить свои средства. При инвестировании необходимо учитывать риски, поэтому важно использовать стратегию диверсификации. Кроме того, консультация финансовых консультантов может повысить эффективность ваших финансовых решений.
Задание:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое задание
|
Задание 3. Логические задачи
Задание 4. Практическое задание Выберите любого финансового консультанта или банка в вашем городе или районе и узнайте, какие услуги они предлагают клиентам при разработке стратегий достижения финансовых целей.
Для данной работы используйте интернет ресурсы.
Вопросы:
Задание 5. Аналитико-дискуссионное задание. Приведите убедительные доказательства.
Как стратегии достижения финансовых целей влияют на финансовую стабильность людей? Каковы основные преимущества и недостатки этих стратегий? Приведите конкретные примеры и докажите свою точку зрения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка критерий
|
Оценка:
|
Список использованной литературы:
Для учителей:
1.Ляаунов П.Г. Финансовая грамотность на уроках географии// https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2022/03/finansovaya-gramotnost-na-urokah-geografii.pdf
2.Учебно-методические материалы к программе «Финансовая грамотность в географии»// https://fmc.hse.ru/data/2019/06/13/1500503386/%D0%A3%D0%9C%D0%9A%20%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F.pdf
3. Финансовая грамотность в географии. Дополнительная профессиональая программа. Киров, 2021. – 52 с.// https://kirovipk.ru/wp-content /upload s/20 22/03/finansovaya-gramotnost-v-geografii.pdf
4.Финансовая граммотность на уроках географии// https://i nfolesso n.kz/finansovaya-grammotnost-na-urokah-geografii-4655798.html
5.Пряженцова М. Е. География и финансы. Формирование финансовой грамотности школьников// https://nsportal.r u/shkola/geografiya/ library /2023/01/31/geografiya-i-finansy-formirovanie-finansovoy-gramotnosti
6.10 лучших книг дл детей о финансовой грамотности// https://finuslu gi.ru/ navi gator/nakopit-i-sohran it/stat_1 0_luchshih_ knig_dlya_d etej_o_fin ansovoj_gramotnosti
Необходимая литература для учащихся:
1.Финансовая грамотность на уроках географии// https://s olnce svet. ru/op ublikovannyie-materialyi/finansovaya-gramotnost-na-urokah-geograf.3911859956/
2.Абдуллаева З.З. Финансовая грамотность и география: интегрируем содержание, конструируем урок// https://krippo.ru/files/fg/28_10_22/8.pdf
3.Финансовая грамотность учащихся// https://xn---12--43d0cpionhz6g7bq.xn--90ais/finansovaja-gramotnost-uchaschihsja.html
4.Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся// https://fmc.hse.ru/4forms
5.Как рнаучить ребенка быть финансово грамотным// https://ffin.kz/blog/40-kak-nauchit-rebenka-byt-finansovo-gramotnym
11

