Материалдар / Бағдарлауды үйренеміз
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Бағдарлауды үйренеміз

Материал туралы қысқаша түсінік
Адамдар жануарлаардан не алады?
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
14 Маусым 2019
308
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ПРОЕКТ

Сборник заданий формативного оценивания
Русский язык
(с русским языком обучения)
6 класс

1

ПРОЕКТ
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам
адаптировать, дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и
потребностей обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах.
Сборник разработан в не коммерческих целях.

2

ПРОЕКТ
Содержание
1 четверть .......................................................................................................................................... 4
Раздел «Семья: права и обязанности».............................................................................................. 4
Раздел «Развлечение и спорт» ........................................................................................................ 15
2 четверть ........................................................................................................................................ 21
Раздел «Мир профессий» ................................................................................................................ 21
Раздел «Космос»............................................................................................................................... 24
3 четверть ........................................................................................................................................ 29
Раздел «Разнообразие форм жизни» .............................................................................................. 29
Раздел «Вода в жизни человека» .................................................................................................... 32
Раздел «Еда: необходимость или роскошь?» ............................................................................ 36
4 четверть ........................................................................................................................................ 41
Раздел «Музыка в современном обществе» .................................................................................. 41
Раздел «Научные открытия и технологии» ................................................................................... 45

3

ПРОЕКТ
1 четверть
Раздел «Семья: права и обязанности»
Раздел/тема
Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Задание

Семья: права и обязанности
8.1.3.1 Пересказывать содержание текстов различных
типов речи с изменением лица, сохраняя структуру
исходного текста
Обучающийся
• Пересказывает текст подробно от 3-го лица
Понимание

Прослушайте текст. Перескажите его подробно от 3-го лица.
Первых постояльцев для домов престарелых в Таджикистан в советские времена
привозили из России. Теплый климат и хороший уход, по мнению советских врачей,
продлевал жизнь и благотворно влиял на настроение одиноких пенсионеров.
Сегодня ситуация изменилась. Климат, возможно, по-прежнему благотворный. Но если в
первые таджикские дома престарелых селили, в основном, бездетных и одиноких
стариков, то сейчас у большинства жильцов приюта есть дети.
Судьба у каждого из них непростая. У кого-то даже трагичная. Оказываются здесь в силу
разных обстоятельств.
«Я тяжело заболела и несколько месяцев пролежала в больнице, а после выписки узнала,
что государственную квартиру, в которой прожила всю жизнь, уже отдали другим людям,
– рассказывает Надежда Смирнова. – Со своим сыном на Украине связь потерялась. Так я
здесь и оказалась».
75-летний Садулло Муродов получает пенсию 16 сомони (около 4 долларов). Этих денег
едва хватает на покупку хлеба.
Пенсионер – отец пятерых детей. Они и привезли отца в интернат, когда решали
жилищный вопрос.
«Я все оставил детям. Я же старый, а они молоды, им жить было негде. Сказали: уходи. Я
ушел, – вспоминает Садулло. – Но дома все-таки лучше. Там даже воздух другой. Родные
стены, какие бы бедные ни были, лучше казенной комнаты».
Большинство домов престарелых открылись в Таджикистане после гражданской войны.
Многие пожилые люди оставались совсем одни, когда их дети покидали страну в поисках
лучшей жизни.
Если в прежние годы в Таджикистане отправка пожилых родственников в приют
считалась грубым нарушением традиций и религиозных канонов, сегодня такое
отношение никого не удивляет.
По словам директора дома престарелых города Вахдат Хикматулло Аминова, дети
нередко не могут ухаживать за больными родителями или отправляют родных в приюты
из-за бедности.
«У многих экономические проблемы, тяжелый быт, нет возможности ухаживать за
пожилыми родителями, – говорит Хикматулло Аминов. – Некоторые дети навещают
своих родных, но бывает и так, что, оставив здесь человека, к нему больше не
приезжают».
«Многие из жильцов интерната, когда только поступают сюда, говорят, что одиноки, –
рассказывает сотрудница вахдатского дома престарелых Давлатбахт Шехова. – Я
специально карандашом вписываю их данные в учетную книгу, потому что через
некоторое время они сами начинают рассказывать нам о своей жизни. И выясняется, что у
них есть дети».
4

ПРОЕКТ
Для многих стариков последним домом оказываются интернаты. И их постояльцы уже не
рассчитывают вернуться к своей семье.
Дескриптор

Обучающийся
− подробно пересказывает текст от 3-го лица;
− демонстрирует хорошее понимание темы, идеи прослушанного
текста;
− соблюдает смысловую цельность, речевую связность и
последовательность изложения;
− демонстрирует точность выражения мысли, разнообразие
грамматического строя речи;
− соблюдает речевые нормы.

5

ПРОЕКТ
Раздел/тема
Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков

Семья: права и обязанности
8.1.1.1 Понимать содержание текста, определяя открытую
и скрытую (подтекст) информацию, цель высказывания
Обучающийся
• Определяет открытую и скрытую информацию в
прослушанном тексте
Навыки высокого порядка

Задание
Прослушайте текст 2 раза. Запишите ключевые слова (не менее 8-10 слов).
Заполните таблицу, используя информацию из прослушанного текста.
Открытая информация

Скрытая информация

Семья в США — не просто пара влюбленных романтиков, которые решили связать
себя узами брака, а сотрудничество, в котором все выполняют свои обязанности. Все
семейные проблемы американцы обсуждают с психологами.
Вещи, авто, жилье — все покупается в кредит, который молодожены обычно берут
на себя. О детях в США задумываются только после того, как пара встает на ноги,
обзаводится жильем и солидной работой. Многодетные семьи в Америке — редкость.
Права ребенка — почти как у взрослого. Поэтому родители просто боятся лишний
раз «воспитывать» своих детей, стараясь предоставить им полную свободу.
(источник http://www.colady.ru/osobennosti-semejnyx-otnoshenij-v-raznyx-stranax-mira.html)
Дескриптор

Обучающийся
− записывает ключевые слова (не менее 8 - 10);
− определяет не менее 2-х примеров открытой информации;
− определяет не менее 2-х примеров скрытой информации;
− демонстрирует точность выражения мысли, разнообразие
грамматического строя речи;
− соблюдает языковые нормы.

Информация для учителя.
Некоторые примеры открытой информации в этом тексте:
1. Семейные проблемы в Америке обсуждаются с психологами.
2. Вещи и т.д. покупаются в кредит.
3. Кредит молодожены выплачивают сами.
4. Многодетные семьи в Америке – редкость.
5. Права у ребенка почти как у взрослого и т.д.
Скрытая информация:
1. Американцы очень серьезно относятся к семейным проблемам.
2. Молодожены в большинстве случаев должны рассчитывать только на себя.
3. Рождение детей в американских семьях связано с материальным благополучием,
хорошей работой, приносящей стабильный заработок, соответственно, родители не
могут быть очень молодыми.
4. Возможно, что родители в американской семье находятся на более далекой
«дистанции» от ребенка, чем в казахской или русской семье и т.д.
6

ПРОЕКТ
Раздел/тема
Цель обучения

Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков

Семья: права и обязанности
8.2.1.1 Понимать основную информацию сплошных и
несплошных текстов (в том числе особенности письменной
формы речи), извлекая открытую и скрытую (подтекст)
информацию
Обучающийся
• Извлекает открытую и скрытую информацию из
несплошного текста
Навыки высокого порядка

Задание
Изучите диаграмму «Основные признаки неблагополучной семьи (%, мнение населения
Алматы)». Укажите открытую и скрытую информацию.
(источник http://sange.kz/files/9813/6021/9161/_____ru.pdf)

Дескриптор

Обучающийся
− приводит не менее 2-х примеров открытой информации;
− приводит не менее 2-х примеров скрытой информации;
− демонстрирует точность выражения мысли, разнообразие
грамматического строя речи;
− соблюдает речевые нормы.

Информация для учителя.
Некоторые примеры открытой информации:
1. Респонденты в возрастной группе 18-24 лет считают, что неблагополучная семья – это
в первую очередь семья, где присутствует алкоголизм и наркомания (38,5%).
2. Поколение старше 50 лет, как и молодое поколение, считает, что в первую очередь
неблагополучная семья - это семья, страдающая от алкоголизма, таково мнение около
42% респондентов и т.д.
Некоторые примеры скрытой информации:
1. Возрастная категория 30-40 лет – это люди, которые имеют определенный опыт
семейной жизни, но в тоже время они еще достаточно молоды и не «устали» от
7

ПРОЕКТ
семейной жизни. Возможно, поэтому мнение респондентов этой возрастной группы
не имеет сильного расхождения взглядов.
2. Неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не
менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей и т.д.

8

ПРОЕКТ
Раздел/тема
Цель обучения

Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков

Семья: права и обязанности
8.2.1.1 Понимать основную информацию сплошных и
несплошных текстов (в том числе особенности письменной
формы речи), извлекая открытую и скрытую (подтекст)
информацию
Обучающийся
• Извлекает открытую и скрытую информацию из
несплошного текста
Навыки высокого порядка

Задание
Изучите диаграмму «Признаки благополучной семьи, доли %, мнение различных сторон
(г.Алматы)». Сформулируйте и запишите открытую и скрытую информацию (не менее 2-х
примеров на каждый вид информации).
(источник http://sange.kz/files/9813/6021/9161/_____ru.pdf)

Дескриптор

Обучающийся
− определяет не менее 2-х примеров открытой информации;
− определяет не менее 2-х примеров скрытой информации;
− демонстрирует грамотность речи.

Информация для учителя.
Некоторые примеры открытой информации:
9

ПРОЕКТ
1. Большинство считает благополучной семью, в которой есть взаимопонимание между
родителями и любовь к детям (58% респондентов)
2. Благополучная семья – это семья, где есть взаимопонимание и материальный достаток
(34% респондентов) и т.д.
Некоторые примеры скрытой информации:
1. Специалисты, работающие с детьми, в большей степени, чем другие, в том числе и
родители, ассоциируют благополучие семьи с взаимопониманием в семье и любовью
к детям (83%),
2. По сравнению со специалистами для других групп материальные ценности довольно
значимы для благополучия семьи и т.д.

10

ПРОЕКТ
Раздел/тема
Цель обучения

Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков

Семья: права и обязанности
8.2.4.1 Определять смешанные типы текстов, различать
характерные черты, языковые и жанровые особенности
публицистического, разговорного, научного, официальноделового стилей (репортаж, фельетон, статья, интервью,
очерк, обзор, послание, характеристика, биография,
автобиография, аннотация, тезисы, реферат, доклад,
комментарии в блоге, чате, форуме)
различает характерные черты, языковые и жанровые
особенности публицистического стиля
Понимание и применение
Задание

Прочитайте текст и письменно выполните задания.
Задание
1. Определите стиль текста.
2.Аргументируйте свой ответ, проиллюстрировав его примерами из текста (не менее 3-х
доказательств).
3.Определите жанр текста.
4.Обоснуйте свой выбор, приведите 2 доказательства.
В этом году День семьи выпал на 13 сентября. Напомним, согласно указу президента
Казахстана, этот праздник отмечается каждое второе воскресенье сентября. Мы
находимся на церемонии награждения победителей национального конкурса «Мерейлi
отбасы». Открывая мероприятие, Г.Абдыкаликова, председатель Национальной комиссии
по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте Казахстана,
зачитала поздравительное приветствие Президента Казахстана Н.Назарбаева участникам
церемонии награждения победителей конкурса. «В этот праздничный день хочу выразить
слова благодарности за родительский труд, за ваши семьи, в которых трепетно хранятся
любовь, добрые традиции и искренность отношений. Только с крепкими семейными
ценностями страна может быть устойчивой и вечной», – говорится в приветствии.
На сцене 16 семей-претендентов, вышедших в финал регионального этапа и принявших
участие в sms- и интернет-голосовании. Главная ценность этих семей – истинный
патриотизм, высокие духовно-нравственные качества, любовь к знаниям, прилежание и
трудолюбие. Кто же стал обладателем главного приза?
Победителем Национального конкурса «Мерейлi отбасы» стала семья Кулсариевых из
поселка Жетыбай Мангистауской области. Глава семьи – почетный гражданин области,
основатель известного ансамбля «Маңғыстау маржандары». Семья состоит из 96 человек
– 12 детей, 43 внуков, 41 правнука. Все дети успешно работают на благо государства в
различных отраслях экономики – в нефтегазовой отрасли, сферах образования,
здравоохранения.
Завершилась церемония награждения праздничным концертом с участием звезд
казахстанской эстрады.
Национальный конкурс «Мерейлі отбасы» стал поистине всенародным и любимым
событием, а его участники и победители – ярким примером для подражания всему
обществу.
BNews.kz «www.bnews.kz».

11

ПРОЕКТ
Дескриптор

Обучающийся
− верно определяет стиль текста;
− приводит 3 доказательства стиля
− верно определяет жанр текста;
− приводит 2 доказательства жанра;
− демонстрирует грамотность речи.

12

ПРОЕКТ
Раздел/тема
Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Задание

Семья: права и обязанности
8.3.1.1 Составлять цитатный план (простой и сложный),
учитывая жанровое своеобразие текста
Обучающийся
• Составляет простой цитатный план, учитывая
жанровое своеобразие текста
Понимание

Прочитайте текст. Составьте простой цитатный план текста, разделив его на части.
В каждой семье существуют свои традиции и правила, ровно, как и права и обязанности.
Одни родители уверены в том, что дети должны хорошо учиться и наслаждаться детством,
другие уверяют, что приучать наследников к домашним обязанностям и помощи нужно с
пеленок, третьи трубят о необходимости новых методов воспитания и равноправии между
детьми и родителями. Не стоит полагать, что настойчивое требование к выполнению
детских обязанностей может навредить ребенку. Четкий график и ответственность
разовьют в юном человеке такие качества как пунктуальность, уверенность в себе,
целеустремленность. Ребенок научится планированию, дисциплине и будет знать о том,
что его вклад в семейные дела также важен и необходим, как обязанности мамы и папы.
Необходимо воспитать в ребенке организованность и ответственность ко всему, что
происходит в его жизни. Что же касается детских прав, то в современном обществе на это
достаточно демократичные взгляды. Психологи считают, что дети и родители во многом
равны. Существенное отличие состоит лишь в том, что взрослые несут материальную
ответственность за свои действия и поступки. Это говорит о том, что в человеческих
достоинствах и ценностях оба поколения равны. Данные суждения поистине верны,
мировая практика доказывает это. Родители должны понимать, что ребенку необходимы
любовь и поддержка. Более того, данный список можно дополнять по желанию родителей,
чтобы в процессе воспитания в семье не возникало конфликтов, недопонимания и обед.
Следует помнить, что гармония в семье основана на равенстве и уважение между ее
членами. Соблюдение правил и обязанностей гарантирует в семье крепкие и дружные
отношения.
Дескриптор

Обучающийся
− делит текст на части;
− озаглавливает параграфы, выбирая из текста цитаты,
отражающие основное содержание;
− демонстрирует логическую последовательность;
− записывает пункты плана в соответствии с требованиями к
оформлению;
− соблюдает пунктуационные и орфографические нормы языка.

13

ПРОЕКТ

Раздел/тема
Цель обучения

Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков

Семья: права и обязанности
8.3.4.1 Создавать тексты- описание с элементами
рассуждения, повествование с элементами описания
и создавать тексты публицистического, официальноделового, научного, разговорного стилей
(репортаж, фельетон, статья, интервью, очерк, обзор,
послание, характеристика, биография, автобиография,
аннотация, тезисы, реферат, доклад, комментарии в блоге,
чате, форуме и др.) с учетом целевой аудитории
8.4.3.1 Использовать правильно обособленные члены
предложения
Обучающийся
• Создает интервью с учетом целевой аудитории;
• Использует обособленные члены предложения
Навыки высокого порядка

Задание
Напишите для школьной газеты интервью с главой семьи Кулсариевых из поселка
Жетыбай Мангистауской области, победившей в Национальном конкурсе «Мерейлi
отбасы». Объем работы 100-150 слов. Включите в работу не менее 3-х обособленных
членов предложения.
Дескриптор

Обучающийся
− создает интервью в соответствии с темой;
− соблюдает структуру интервью (представление
интервьюируемого, цель интервью, вопросы, вывод);
− раскрывает тему;
− учитывает целевую аудиторию;
− уместно использует не менее 3-х обособленных членов
предложения;
− правильно расставляет знаки препинания при обособленных
членах предложения;
− демонстрирует хороший уровень грамотности.

14

ПРОЕКТ
Раздел «Развлечение и спорт»
Раздел/тема
Цель обучения

Критерий оценивания

Уровень мыслительных
навыков

Развлечение и спорт
8.2.6.1 Использовать разные виды чтения, в том числе
изучающее
8.1.5.1 Участвовать в дискуссии по предложенной
проблеме, аргументируя собственные утверждения,
убеждая оппонента в правильности своей позиции, делать
выводы
Обучающийся
• Использует изучающее чтение при работе с текстом
• Участвует в дискуссии по предложенной проблеме,
аргументируя собственные убеждения, убеждая
оппонента в правильности своей позиции
Навыки высокого порядка

Задание
Прочитайте текст. Выполните задания.
Часто на выбор спорта для ребенка влияют собственные предпочтения родителей: «Мы
думаем отдать сына в секцию картинга: нашему папе нравятся эти машинки и, видимо,
это уже не лечится», – говорит Ирина, мама четырехлетнего Вадима. – Что касается меня,
я бы очень не хотела, чтобы он пошел в фигурное катание: сама в детстве занималась этим
видом спорта, это достаточно большая физическая нагрузка для ребенка".
«Родителям, которые за счет ребенка хотят исправить ошибки прошлого, нужно
намекнуть, что их желание – это не забота о ребенке, а взваливание на него
ответственности за то, что собственная мечта не сбылась. Ребенок растет в другое время, и
интересы у него тоже совсем другие, отличные от интересов родителей», – говорит
Лариса Воронкова.
Узнать, что интересно ребенку, не так сложно – достаточно просто понаблюдать за ним и
спросить его мнение. Прочитайте вместе с ним информацию о каждом виде спорта,
посмотрите фотографии спортсменов на соревнованиях. Возможно, нужно поговорить с
учителем физкультуры в детском саду или школе, чтобы точнее сориентироваться, к
какому именно виду спорта склонен ваш ребенок. Ведь на выбор влияют не только
личные предпочтения детей и родителей, но и физические возможности будущего
спортсмена: если ребенок не обладает нужными «параметрами», его усилия гораздо
полезнее направить в другое русло, где он добьется более заметных успехов.
Выбирая спорт для ребенка, нужно выяснить, нет ли у него противопоказаний к занятиям:
так, банальная близорукость может помешать ребенку стать фигуристом, но не станет
помехой для желающих заняться стендовой стрельбой. Необходимо обратить внимание и
на психологические характеристики ребенка. «Гиперактивным детям не рекомендуется
заниматься боксом, футболом, хоккеем, где присутствует физическое противостояние
игроков, зато такому ребенку показаны велоспорт и легкая атлетика, где все спортсмены
просто движутся в одну сторону. Застенчивым детям футбол и хоккей противопоказаны
по другой причине: как только в команде обозначится лидер – застенчивый ребенок
добровольно уйдет в его тень. Поэтому лучше для начала предложить такому малышу
заняться плаванием или конным спортом», – советует психолог Лариса Воронкова.
1. На основе прочитанного текста сформулируйте и запишите вывод, указав в нем
основные факторы, которые могут повлиять на выбор вида спорта (не менее 2-х примеров
из текста).
15

ПРОЕКТ
2. Подготовьтесь к дискуссии «Самый важный фактор при выборе вида спорта»
(подберите из текста доказательства, которые будут аргументировать ваше утверждение,
убеждать оппонента в правильности вашей позиции).
Дескриптор

Обучающийся
− формулирует вывод, используя информацию из прочитанного
текста;
− принимает участие в дискуссии, демонстрируя собственную
позицию по данной теме;
− использует убедительные аргументы;
− соблюдает логичность и последовательность в изложении;
− проявляет корректность по отношению к оппоненту;
− демонстрирует богатый словарный запас, точное и верное
словоупотребление.

16

ПРОЕКТ
Раздел/тема
Цель обучения

Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков

Развлечение и спорт
8.2.4.1 Определять смешанные типы текстов, различать
характерные черты, языковые и жанровые особенности
публицистического, разговорного, научного, официальноделового стилей (репортаж, фельетон, статья, интервью,
очерк, обзор, послание, характеристика, биография,
автобиография, аннотация, тезисы, реферат, доклад,
комментарии в блоге, чате, форуме и др.)
Обучающийся
• Различает характерные черты, языковые и
жанровые особенности публицистического стиля
Навыки высокого порядка

Задание
Прочитайте текст и выполните задания.
1. Определите стиль текста. Приведите 3 доказательства стиля.
2. Определите жанр текста. Приведите 2 доказательства жанра
Факты истории спорта свидетельствуют о его важной роли в укреплении мира и дружбы
между народами, т.е. о его миротворческой функции.
Неоднократно спорт выступал как «посол мира», помогающий перебросить мост
взаимопонимания, сотрудничества и доброй воли, установить или поддержать культурные
и политические связи, дружественные отношения между различными странами и
народами в условиях общей конфронтации. Направление спортивных делегаций за рубеж
использовалось для завязывания или укрепления дипломатических отношений между
странами. Классическим примером этого является вояж в Китай команды спортсменов
США по настольному теннису в 1971 г., явившийся началом завязывания
дипломатических контактов между этими странами. Спортивные контакты используются
и для своеобразного «наведения мостов» между странами, когда планируемый проигрыш
команды одной страны создает для этой страны благоприятную политическую атмосферу.
Международные спортивные соревнования содействуют установлению дружеских
отношений и между самими спортсменами. Опрос спортсменов разных стран,
проведенный в ходе международного социологического исследования «Спорт и
международное взаимопонимание» (1986 г.), показал, что свыше 10% респондентов
имеют более 10 друзей-иностранцев и некоторые имеют более 30 таких друзей.
источник https://books.google.kz/books?isbn=5040409265
Дескриптор

Обучающийся
− верно определяет стиль текста;
− приводит 3 доказательства стиля;
− верно определяет жанр текста;
− приводит 2 доказательства жанра;
− демонстрирует грамотность письменной речи.

17

ПРОЕКТ
Раздел/тема
Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков

Развлечение и спорт
8.3.1.1 Составлять цитатный план (простой и сложный),
учитывая жанровое своеобразие текста
Составляет простой цитатный план
Применение

Задание
1. Разделите текст на части и составьте сложный цитатный план текста.
Торговые центры заменили детям семью и школу
Красивые витрины, праздничные огоньки, мишура, куча красивых и дорогих вещей
вокруг... Все торговые центры одинаковы как под копирку. Для человека, у которого в
кармане три медных пятака, весь этот антураж — иллюзия прекрасной и счастливой
жизни. Попал сюда, и уже все хорошо, ничего не надо делать. Многие подростки сегодня
проводят в торговых центрах все свое свободное время. Приходят сюда, как раньше
выходили во двор. Здесь их жизнь со своими специфическими развлечениями и забавами.
Чем занимаются дети в безликих торговых центрах и так ли безвредно подобное
времяпрепровождение?
— А почему вы именно туда ходите?
— А куда еще-то? На улице долго не погуляешь — холодно. В подъездах торчать сейчас
не модно. Домой многие стесняются приглашать. Кто богатый — родители не разрешают
водить друзей, чтобы не завидовали. А кто бедные — тем стыдно. А в торговом центре все
равны — и непонятно, у кого какой доход, — рассказывает 15-летняя Вика Д.
— И что делаете?
— Болтаем в основном. Музыку слушаем, в Интернете можно посидеть — везде же есть
бесплатный Wi-Fi. Мальчишки там тоже сидят. В тэцэшке можно перезнакомиться с
ребятами со всего района, не только из своего двора и своей школы. Так что весело.
Излюбленное место всех подростков в ТЦ — это фудкорты. Зайдите в любой в
послеобеденное время — сами увидите. Дети кучкуются за столами или на диванах. Все
вместе на одном, с ногами. Подруги Катя и Милана ходят в этот большой молл буквально
каждый день.
— Да просто пиццы поесть и пошататься по магазинам. Не, покупаем что-нибудь редко,
чаще просто меряем, делаем селфи в нарядах, потом размещаем эти луки (лук — значит
модный образ) в Интернете. Катя вот мечтает шопинг-консультантом стать.
Помады, наряды, зеркала... с девочками все понятно. А мальчишки что же? Они тоже
одежду примеряют?
— Нет, нет! Такие магазины мне неинтересны, — смеется 14-летний Андрей. — Мы
ходим только в компьютерные. Там можно поюзать новые модели телефонов, планшетов.
И вообще все гаджеты там дают трогать и смотреть. Я в Интернете подписан на
нескольких видеоблогеров, у них там все самые-самые последние изобретения раньше
всех появляются. Я смотрю видео, а потом мы с друзьями идем в магаз и все лично
изучаем.
Инспектор по делам несовершеннолетних призывает всех родителей внимательнее
относиться к своим детям-подросткам и к их занятиям.
— Торговый центр — не лучшее место для времяпрепровождения детей. Они друг друга
подстрекают на всякие шалости, например, просто от нечего делать ходить по магазинам
и срывать бирки с одежды. Или промышлять мелким воровством. «Что, не можешь взять?
Значит, не крутой!» А крутыми им хочется в этом возрасте быть больше всего на свете. К
тому же у подростков очень развито стадное чувство: один взял бутылку воды, не
18

ПРОЕКТ
заплатив, значит, и мне надо! Потом второй раз, потом не воду, а что посерьезнее, и
пошло-поехало. По статистике, на 10 мальчиков, попавшихся на воровстве, приходится 1
девочка. Мотивы у всех разные. Дети из неблагополучных семей идут на кражу
осознанно. А из благополучных часто ради забавы. Одним словом, не каждая тусовка в
торговом центре оказывается такой уж безобидной.
Детский и подростковый психолог Дарья Савченко говорит:
— Дети и подростки подвергаются массовой пропаганде материальных ценностей.
Последние модели телефонов, модные вещи и прочее могут служить средством
достижения определенного статуса в группе сверстников. А торговые центры — это
своего рода «храм общества потребления». Решиться на воровство в торговом центре,
особенно если «все крутые так делают», для ребенка большой соблазн. И, несмотря на то,
что в подростковом возрасте родители смещаются с пьедестала и уступают место
сверстникам, отношения с ними продолжают играть важную роль. Если дома все хорошо,
то подростку проще не попасть под пагубное влияние. Нужно постараться еще в детском
возрасте привить своему ребенку стремление к «здоровому» досугу, заразить его
правильными интересами и предложить общество сверстников.
http://www.mk.ru/social/2017/01/25/razvlecheniya-rossiyskikh-podrostkov-v-torgovykhcentrakh-prevratilis-v-opasnuyu-maniyu.html
Дескриптор

Обучающийся
− делит текст на смысловые части;
− озаглавливает части текста цитатами, отражающими основную
мысль части;
− оформляет план в соответствии с нормами;
− демонстрирует грамотность письменной речи.

Примерный план
I «…иллюзия прекрасной и счастливой жизни».
II «Чем занимаются дети в безликих торговых центрах…?»
1. «…в торговом центре все равны».
2. «…делаем селфи в нарядах».
3. «Там можно поюзать новые модели телефонов…».
4. «…промышлять мелким воровством».
III «…привить своему ребенку стремление к «здоровому» досугу».

19

ПРОЕКТ
Раздел/тема
Цель обучения

Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков

Развлечение и спорт
8.3.4.1 Создавать тексты-описание с элементами
рассуждения, повествование с элементами описания
и создавать тексты публицистического, официальноделового, научного, разговорного стилей
(репортаж, фельетон, статья, интервью, очерк, обзор,
послание, характеристика, биография, автобиография,
аннотация, тезисы, реферат, доклад, комментарии в блоге,
чате, форуме и др.) с учетом целевой аудитории
8.4.3.1 Использовать правильно обособленные члены
предложения
Обучающийся
• Создает текст публицистического стиля (интервью);
правильно использует обособленные члены предложения
Навыки высокого порядка

Задание
1. Напишите в школьную газету интервью со звездой казахстанского спорта о выборе вида
спорта.
2. Включите в работу обособленные члены предложения.
Дескриптор

Обучающийся
− соблюдает структуру интервью (представление
интервьюируемого, цель интервью, вопросы, вывод);
− составляет интервью в соответствии с темой;
− учитывает целевую аудиторию;
− использует в работе обособленные члены предложения;
− правильно расставляет знаки препинания в предложениях с
обособленными членами.

20

ПРОЕКТ
2 четверть
Раздел «Мир профессий»
Раздел/тема
Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков

Мир профессий
8.1.2.1 Определять основную мысль на основе
структурных элементов текста и целевой аудитории
Обучающийся
• Определяет основную мысль текста на основе
целевой аудитории
Навыки высокого порядка

Задание
1. Посмотрите видеоролик, сформулируйте и запишите его основную мысль и целевую
аудиторию.
(источник https://www.youtube.com/watch?v=a2qsRDEnqQY «Видеоурок «Ты и твоя
будущая профессия»» 5-10 мин)
Дескриптор

Обучающийся
− определяет основную мысль ролика;
− определяет целевую аудиторию;
− демонстрирует грамотность письменной речи.

Раздел/тема
Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Задание

Мир профессий
8.2.5.1 Формулировать вопросы и собственные идеи на
основе прочитанного текста, различать факт и мнение
Обучающийся
• Формулирует вопросы и находит факты
Навыки высокого порядка

Прочитайте текст и выполните задания.
1. Сформулируйте 2 вопроса высокого порядка, опираясь на содержание текста.
2. Сделайте вывод на основе прочитанного текста.
Притча «О любви к профессии»
Когда-то на высоком берегу
Красивый пышный город весь в цвету стоял.
Строительство шло полным ходом там –
Носили камни вверх, чтоб строить храм.
Правитель города издал указ:
«Чтоб на строительстве хотя бы час
Трудился каждый житель городка!»
А мимо люди шли издалека…
Спросил один прохожий человек:
- Что делаешь?
- Горбачусь! – был ответ.
21

ПРОЕКТ
Ответивший был хмур, угрюм и зол.
Ответив так, все бросил и ушел.
Спросил второго:
– Милый человек, что делаешь?
– Дом строю, – был ответ.
Тон равнодушный, равнодушный взгляд:
– Я отработал час. Прощай, мой брат!
Спросил он третьего:
– Ты скажешь мне иль нет, что делаете вы?
– О, – был ответ, – я строю Храм!
Вот стены возвожу…
Уютно будет в нем, я вам скажу!
Как хорошо в нем будет! Как светло!
Прохладно летом, а зимой тепло!
Как замечательно молиться будет там –
Приют душе, и людям, и Богам!
Лицо его светилось изнутри.
– Я все хочу спросить тебя, прости, – сказал прохожий, Только разве час не отработал ты?
Уж день погас, а ты все трудишься, не покладая рук…
– Ну что ты говоришь такое, друг!
Сюда я с удовольствием иду.
Здесь забываю все: сон и еду, …
Мне нравится профессия моя!
Ее люблю и ей доволен я.
Как думаешь, читатель, кто из них
Красивый чудный Божий храм воздвиг?
Тот, кто горбатился? Кто равнодушен был?
Иль тот, кто душу в этот Храм вложил?
Смысл притчи ясен:
Коли любишь ты свою работу –
Будут и плоды!
(источник https://www.stihi.ru/2015/08/20/5809)
Дескриптор

Обучающийся
− формулирует 2 вопроса высокого порядка;
− делает вывод на основе прочитанного текста;
− демонстрирует грамотность.

22

ПРОЕКТ
Раздел/тема
Цель обучения

Критерий оценивания

Уровень мыслительных
навыков

Мир профессий
8.3.2.1 Излагать подробно, кратко, выборочно содержание
текстов смешанного типа с изменением лица
8.4.2.1 Использовать профессиональные слова, термины,
неологизмы, инверсию, градацию
Обучающийся
• Излагает кратко содержание текста с изменением
лица;
• Использует профессиональные слова и термины.
навыки высокого порядка

Задание
1. Просмотрите ролик и кратко изложите его содержание от 2-го лица. Используйте не
менее 3-х профессионализмов и терминов.
( источник https://www.youtube.com/watch?v=a2qsRDEnqQY «Видеоурок «Ты и твоя
будущая профессия» 5,1 мин)
Дескриптор

Обучающийся
− подробно пересказывает текст от 2-го лица;
− демонстр
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!