Консультация для
родителей
Тема: «Воспитание патриотических чувств
у дошкольников»
Цель:
-
заинтересовать родителей данной проблемой;
- дать родителям знания о значении
воспитания патриотических чувств в развитии
ребёнка дошкольного
возраста.
Чувство патриотизма так многогранно по своему
содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и
любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей
неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать
богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных
ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни
народа.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем
применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение
за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет
сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством
знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с
будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о
добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что
воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с
дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»-
Как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумаюсь об
истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям
детства: это и дерево под окном, и родные напевы. С
младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки
открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее,
вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои:
Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют,
увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают
ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие,
дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они
по-своему, со свойственным данному народу колориту передают от
поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку,
ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то,
что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной
педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы
кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с
педагогическими гениями народа.
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины
народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В
них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству.
Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему
народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного
края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого
общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него
появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в
лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими,
родными, остающимися в памяти на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого
педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого
ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное
характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное
нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый
садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен
заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к
Родине. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся
на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок
видит каждый день – это и есть его
Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и
окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие
окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей
способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у
них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем
субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется
их отношение к жизни которое постепенно воспитывает чувства
ребенка.
При воспитании патриотических чувств очень важно
поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной
жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать,
что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей
последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям,
родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако
неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем
самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи,
когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием
к судьбе Родины и даже с
предательством.
Мы учим ребенка с первых лет, жизни любить
родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому
человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним –
все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства
защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали
началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше
увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как
тружеников, вносящим свой вклад в общее
дело.
Важным средством патриотического воспитания
является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать
профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим
войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов,
участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память
погибших воинов. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен
переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он
поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на
глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился
под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций.
Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются
началом патриотических
чувств.
Одна из граней патриотизма – отношение к
трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками
человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране,
должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный
ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем
героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям,
рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для
чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых очень
важно показать им общественную значимость этого труда, его
необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей
стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде
хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о
самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за
человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль
книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе
ребенка, рождает стремление к
подражанию.
Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими
интонациями, логическими ударениями передать кульминационные
моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться.
Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не
разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям
прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная,
ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и
радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много
вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были
направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные
моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А
когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего
запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще
раз.
Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля
«Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример
героизма.
Любить Родину – это и знать её. Что может знать о
своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство
любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку
нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов
людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми
педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как
чувство проявляющееся каждодневно. Очень важно для воспитания
патриотических чувств и исторические знания. Обращение к
литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это
обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и
уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может
стать подлинными патриотами.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким
чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать
о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества,
бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой
деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно
важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они
имеют большое значение для формирования его личности. Нужно
поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой
является желание сделать, что - то для коллектива, для детского
сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот
здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной
организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на
которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», -
говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад,
сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем
дворе». Участие в общих делах воспитывает в ребенке хозяина своей
страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной
мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он
был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь
постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для
пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд
действительно имел реальное значение для окружающих, не был
надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию
патриотических чувств у детей.