Родительское собрание №1
"Адаптация детей и взаимодействие ДО с
семьей"
Цель: Помочь познакомиться друг с другом, снять
психологические барьеры в общении. Вызвать у родителей потребность
к педагогическим знаниям.
Повестка дня:
1
Беседа воспитателей детского сада с родителями об адаптации ребенка
в детском саду. Итоги адаптации.
2.
Основные направления воспитательно – образовательной работы ДО на
новый учебный год.
3.
Выбор родительского комитета
4.
Организационные вопросы.
2.
Воспитатель: дорогие родители, адаптация ребёнка к детскому саду,
что это такое, на ваш взгляд? …. Ответы
родителей.
Вот
именно об этом мы сегодня и поговорим. Адаптация - это
приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот
процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит
с напряжением. Многие из родителей замечали, что в период
адаптации, по приходу домой детки были чрезмерно подвижны,
плаксивы, требовательны или наоборот вялы! У них может пропадать
аппетит сон, иногда повышается температура тела.
Это
способствует понижению иммунитета и приводит к заболеваниям. К
сожалению многие родители не знают, что эти явления временны.
Поэтому помочь ребенку адаптироваться в новых условиях могут помочь
взрослые и, в первую очередь родители. Поэтому мы расскажем вам
какие несложные действия способны уменьшить тревожность и
положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным
условиям.. Так, рекомендуем вам приучать ребенка к детскому саду
постепенно, стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню
посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома
для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи, соответствующий
режиму ДО.
В
первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух
часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По истечению
2–3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка,
учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в
ДО.
Каждый раз после прихода из детского сада
необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он
получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына
или дочери на положительных моментах, так как родители такими
короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное
отношение к дошкольному учреждению.
Если малыш плачет, стоит взять его на руки,
успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых
совсем недавно было намного больше.
Желательно укладывать ребенка спать пораньше,
побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с
вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад,
вместе решить, какую одежду он наденет утром.
В
выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДО, повторять
все виды деятельности, которым малыш уже
обучился.
Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он
категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо
рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.
Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут
успокоить малыша.
Помните, что с началом посещения детского сада
ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким
детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали,
укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания
ребенку дома.
И
Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать
ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления.
Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на
положительных моментах, так как родители такими короткими
замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к
дошкольному учреждению.
Организационные вопросы. Выборы. родительского
комитета.
Педагог-психолог проводит психологическое
обследование детей и на основе полученных результатов осуществляет
развивающую и коррекционную работу. В дошкольном возрасте
большинство психических функций находится в стадии формирования,
поэтому больше внимания уделяется профилактической и развивающей
работе. С целью создания условий для полноценного психического
развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь детям, родителям
и педагогам в период адаптации, составляет рекомендации по
предупреждению эмоциональных перегрузок детей. образовательных
услуг и имеют право принимать участие в организации
образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и
решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях.
Поэтому, следует изменить не только их форму и структуру
организации, но и считаться с мнением родителей при определении
тематики.
Современные исследования показали, что лучше
всего проходят, и самое главное, дают больше знания родителям,
нетрадиционные родительские собрания. Цель, которых заключается в
том, чтобы родители самостоятельно поделились опытом воспитания
детей из собственной практики. “За чашечкой чая” родители
высказывают свои наработанные методики в воспитании, задают вопросы
друг другу и воспитателю, самостоятельно отвечают с позиции
собственного опыта.
Программное содержание:
-
познакомить родителей
с понятиями “адаптация”, “адаптационный
период”;
-
помочь
родителям понять своих детей, проявить заботу о
психологическом здоровье своего ребенка;
-
помочь родителям и детям уметь понимать друг
друга;
-
создание благоприятной атмосферы общения в
семье.
Литература
-
Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к
условиям ДОУ: [Текст]/ Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель. -2004.
-236 с.
-
Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском
саду: взаимодействие дошк. образов. Учреждения и семьи: [Текст]/
О.Г. Заводчикова. -М.: Просвещение. - 2007. -
79с.
-
Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации:
[Текст]/ С. Теплюк // Дошкольное воспитание. -2006. - №3.
С.29-35.
Ход собрания
Уважаемые родители!
Спасибо, что вы нашли время и пришли на
родительское собрание.
Сегодня тема нашего собрания “Улыбка малыша в
период адаптации”. Сегодня я принесла “волшебный микрофон” он
поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет
свою точку зрения, как он понимает что такое “Адаптация”,
“адаптационный период”. (Родители, по очереди, передают микрофон и
высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно
выслушивает все высказывания и в конце обобщает все
высказывания).
Всем известно, что начало учебного года – трудный
период для детей раннего возраста, так как это время привыкания к
новым для них условиям. Из привычного мира семьи малыши попадают в
совершенно новые условия детской среды. Поэтому вполне понятно,
почему дети с первых дней посещения плачут, тяжело переживают
разлуку с мамой.
Многочисленные исследования отечественных и
зарубежных педагогов и психологов доказали, что привыкание ребенка
к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый
период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье
смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его
жизни. Одна из основоположников науки о раннем возрасте профессор
Н. М. Аксарина, не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей в
дошкольном учреждении, всегда приводила один и тот же пример:
садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно
окапывает дерево, стараясь не повредить корневую I систему,
пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на
новом месте, пока не приживется.
Взрослые в семье понимают, что адаптационный
период — один из самых сложных в жизни ребенка. Все волнуются за
него. В один из дней приводят в детский сад и оставляют одного
среди незнакомых взрослых и в незнакомой обстановке - это является
стрессом для ребенка.
По
характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно
можно разделить на 3 группы.
Первая
группа. Большинство детей отрицательно и бурно
выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются
на пол, кусаются и т.п. они то просятся на руки к взрослому, то
бегут к двери. Устав от бурного проявления протеста, малыш может
внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в
стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до
хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30
дней.
Вторая
группа – немногочисленная, 2-3 ребенка, которые
после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены,
насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать
несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол,
спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти
дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят,
уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к еде, ни к игрушкам.
Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при
попытке вступить с ними в контакт. Адаптация таких детей длится 2-3
месяца, протекает очень сложно.
Характер и длительность адаптационного периода
зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей.
Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку
с мамой, более длительное время привыкают, чаще
болеют.
В третью
группу можно выделить коммуникабельных,
общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой
карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут
же берет инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел в гости
к детям, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к
взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как
личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные
игрушки, какой у него брат и т.д. Целый день он рассказывает о
своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с
удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест,
раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а
в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Но такая
идиллия длится не более 2-3 дней, на большего у него не хватает
информации. Теперь же, увидев издали здание детского сада, он
впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю
поведения не отличается от детей первой
группы.
Проходит время (у каждого свое), и адаптационный
период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в
стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается,
расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное
состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит. Со
временем он перестает плакать при расставании с родителями,
адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются
положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то
степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует
о завершении адаптационного периода. Самым последним и значительным
показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и
достаточный по длительности сон малыша как в дневное, так и в
ночное время.
А
может ли малыш улыбаться в период адаптации? Оказывается, может.
Для этого нужны лишь слаженные действия заинтересованных в этом
процессе взрослых – родителей и всех сотрудников образовательного
учреждения.
(Далее предлагаем родителям за чашкой чая задать
вопросы, которые у них возникли по ходу собрания и на которые не
получили ответа. Предлагаем всем родителям принять участие в
диспуте, совместно отвечать на заданные
вопросы)