Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Баяндама " Полиязычие в Казахстане"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
« Коммуникативная компетенция учащихся-
государственная норма образования»
Дюсенова Бактыгуль Абитовна
«Боранқұл орта мектебі» мемлекеттік мекемесі
В Республике Казахстан, представляющий собой многонациональное государство, актуальной остается проблема формирования поликультурной личности, владеющей двумя или несколькими языками. Среди языков, функционирующих в нашей стране, особое место занимает русский язык, который является важнейшим средством получения информации в современном обществе. И современная школа призвана осуществлять продуктивное развитие ребенка, обеспечивать возможность формирования личности соответствующим темпом с учетом потребностей и способностей.
Одним из важнейших аспектов происходящей в казахстанском обществе экономической и социальной модернизации выступает политика в области языка. Внимание Лидера нации к этой составляющей государственной политики очевидно и заслуживает самого пристального изучения и анализа, поскольку именно в нашей республике реализуется уникальный проект, инициированный Главой государства, — триединство языков. В современном мире, полиязычном и мультикультурном, как никогда актуальна проблема сопряженности языков, поиск эффективных и жизнеспособных программ в области языков по консолидации обществ. В связи с этим значимость и актуальность полиязычного образования, являющегося результатом внедрения идеи Президента о триединстве языков, не вызывают сомнения.
В своих выступлениях и обращениях Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев неоднократно говорил о важности и значимости развития полиязычия для многонационального казахстанского общества. Идею триединства языков в Казахстане Президент впервые озвучил ещё в 2004 г., впоследствии неоднократно к ней возвращаясь. Так, в октябре 2006 г. на ХІІ сессии Ассамблеи народа Казахстана Глава государства вновь отметил, что знание, как минимум, трех языков важно для будущего наших детей. А уже в 2007 г. в Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» Глава государства предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков». Именно с этого момента и начинается отсчёт новой языковой политики независимого Казахстана, которая сегодня может служить примером для других стран мира по степени популярности в обществе и уровню своей эффективности. Гармонично войдя в процесс духовного развития народа, языковая политика неотделима от общей политики масштабной социальной модернизации. Президент считает, что для успеха модернизации очень важно, чтобы каждый гражданин был полезен своему Отечеству. Модернизация нужна всем казахстанцам. Только при таком понимании может быть достигнут широкий общественный консенсус и успех [1]. «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, — неоднократно подчёркивал Президент, — население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык — государственный язык, русский язык — как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику» [2]. Для казахстанцев идея триединства языков особенно важна, поскольку сформулирована была Главой государства как ответ на вызов времени, как решение насущной жизненной потребности общества, активно интегрирующегося в глобальный мир. Интеграция Казахстана в мировое сообщество зависит сегодня от осознания и реализации простой истины: мир открыт тому, кто сможет овладеть новыми знаниями через овладение доминирующими языками. Благодаря инициативе Президента наше государство приступило к реализации концепции полиязычия в образовании, потому что именно полиязычие послужит укреплению конкурентоспособности Казахстана.
В Казахстане уделяется очень большое внимание изучению языков народов, населяющих эту страну. Здесь казахский язык является государственным, а русский язык – язык межнационального общения. По государственной программе учебники нового поколения издаются в стране на шести языках: казахском, русском, уйгурском, узбекском, турецком и немецком. Иностранные языки изучаются во всех школах. Если учесть, что обучение осуществляется на государственном, казахском, и языке межнационального общения, русском языках в школах, колледжах и вузах, а в учебных планах всех учебных заведений предусмотрено изучение, кроме русского, еще, как минимум, одного иностранного языка, то можно говорить, что в Казахстане уже сформировалась двуязычная ситуация и имеется тенденция полиязычного образования. Необходимость обновления системы языкового образования в настоящее время совершенно очевидна. Появление нового поколения учебников русского языка для начальных и старших классов школ с казахским языком обучения не снижает остроты проблемы.
Говоря о формировании функционально-грамотной языковой личности, мы имеем в виду содержание обучения русскому языку на последней ступени школы, когда в процессе максимально осознаваемой старшеклассниками личностно-значимой деятельности происходит переориентация от полученных знаний и выработки умений к становлению коммуникативных качеств и развитию интеллектуальных, творческих, лидерских, художественно-исполнительских и других способностей, которое стимулируется владением языком на уровне функциональной грамотности.
Основная цель обучения русскому языку в условиях полиязычия связана с формированием коммуникативной компетенции как системы определенных умений. В числе актуальных для современной социокультурной ситуации требований к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся на старшей ступени школы общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений в Госстандарте названы и те, что мотивируют проявления функциональной грамотности:
в области аудирования - анализировать содержание воспринимаемой; прогнозировать дальнейший ход речи; оценивать звучащую речь с точки зрения нормативности и определять допущенные в ней функционально-стилистические ошибки; воспринимать художественную речь как источник эстетического воздействия; определять тему и идею связного текста, авторскую оценку героев и описываемых событий; определять структурно-композиционные элементы текста;
в области говорения – создавать оригинальные тексты; использовать риторические формы привлечения внимания; выбирать для текста языковые единицы с ориентацией на социальную роль адресата; участвовать в диалоге в соответствии с ситуацией, сферами общения и с учетом соответствующей социальной роли; убеждать друг друга в правильности своих мнений;
в области чтения – анализировать смысловую структуру текста, выделять в нем логические части (введение, основную часть, заключение); прогнозировать в тексте и его заключение; владеть отдельными приемами скорочтения;
в области письма – владеть приемами планирования процесса создания письменного текста «замысел – реализация замысла » путем выбора соответствующих языковых средств; располагать члены предложения
У каждого учителя есть свой наработанный опыт в педагогической деятельности, который ведет исследовательскую работу по той или иной проблеме,т.е эксперимент ( наша самообразовательная работа ) . Специфика работы учителей-словесников заставляет искать пути, позволяющие сделать изучение русского языка интересным и востребованным. В связи с этим возникает необходимость в реализации деятельного, компетентностного подхода, способствующего интенсификации учебного процесса. Процесс обучения для обучающегося должен быть увлекательным. И учителя, и родители хотят, чтобы ребенок был успешным, умел находить рациональное решение любой задачи.
Из числа современных научных подходов, используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание , являются подходы, основанные на конструктивистких теориях.
В основу Программы, несмотря на множество рассматриваемых в ней научных подходов, заложена конструктивистская теория обучения. Данная теория базируется на утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников. Большинство сторонников конструктивистской теории считают, что подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися.
Знания, приобретенные посредством « традиционной » методики преподавания, основанные на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение. Получаемая подобным методом информация может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но она не усваивается прочно учениками, малополезна после завершения её изучения и различного рода экзаменаций и не используется в жизненных ситуациях. Цель конструктивисткого преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение вне класса.
Я закончила курсы «Программу повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» третьего (базового) уровня, ожидаемыми результатами которой является сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие,- становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.
На своих уроках я использую семь модулей Программы. Использование модулей Программы развивают у учащихся внутреннюю мотивацию к изучению русского языка и литературы, способствуют приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, развивают умения анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Самостоятельно найденный ответ создаёт положительные эмоции, устраняет неосознанное сопротивление к уроку.
Обновление всех сфер педагогической деятельности, ориентация на национальные ценности, интеграция в мировое образовательное пространство обязывает нас, педагогов, ориентируясь на основные направления модернизации: доступность, качество, эффективность, компетентность – осмысливать время, выполнять требования сегодняшнего дня, думая о будущем, и на первое место ставить ученика, затем свою деятельность, определяя собственную позицию. Развитие языка и его обновление складывается из накоплений и потерь, не нарушающих преемственности речевых навыков. Изменение- это неизбежный спутник языковой истории. Важно лишь, помня об этом, не забывать и о культуре речевого общения и чистоте языка.
Язык – наше бесценное наследство, с ним мы не расстаемся на протяжении всей жизни, поэтому нельзя быть безразличным к тому, как мы пользуемся языком, как выражаем свои чувства и мысли, как ценим родное слово. Этому мы должны научить и своих учеников.
Список литературы
1 Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире // Казахстанская правда. — № 33(25278). — 2007. — 1 марта
2 Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы // ru.government.kz/resources/docs/doc18
3 Руководство для учителя. Третий (Базовый ) уровень 2012.
4 Журнал « Русский язык » №4 (40) – 2012