Материалдар / Баяндама "Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Баяндама "Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста"

Материал туралы қысқаша түсінік
В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
12 Қараша 2021
272
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады




Игровые технологии в обучении детей

дошкольного возраста. 


Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. (Короленко В. Г.)

«Изучаем русский язык» включает в себя программу обучения детей начиная со средних групп национальных детских садов русскому языку. В комплект входят конспекты занятий, физкультминутки, пальчиковые игры, рабочая тетрадь для детей и воспитателей, подборка игр и упражнений, аудио- и видеоматериалы для работы, как на занятиях, так и вне занятий, перечень наглядных материалов.[2.с.3]

Игровая технология является частью УМК по обучению детей русскому языку в детском саду. Игра предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка. Только в игре ребёнок полноценно раскрывается и приобретает новые знания.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

Речь ребенка развивается в общении с взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на взаимодействия и взаимообщения детей. Как подчеркивают ученые, игры снимают психологический барьер, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

Двухстороннюю связь между речью и игрой рассматривали 3.А. Репина. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - игра развивается в процессе развития речи. Игра сопровождается в процессе развития словами, с помощью которых ребенок создает образ, разыгрывает роль, подражания речи, поступкам и действиям изображаемых людей. По Л.С. Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка, а разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка-дошкольника (Л.С Выготский, А..В. Запорожец, А.Р. Лурия, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин).[1,113]

По определению, игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. Феномен игры в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений.

Игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры);

  • коммуникативную: освоение диалектики общения;

  • самореализации в игре как полигоне человеческой практике;

  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.






Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр, вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирование к учебной деятельности.

Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно-пространственной среды.

Игра выполняет развивающую, коммуникативную, терапевтическую и диагностическую функцию.

Структура данной технологии следующая:

  • игровая задача;

  • правила;

  • деятельность;

  • результат.

Игровым технологиям присущи следующие особенности:

  • свободная развивающая деятельность;

  • творческий характер деятельности (ребенок импровизирует в игре);

  • эмоциональная приподнятость деятельности (опирается на чувственную основу природы игры и эмоциональные переживания ребенка).

В своей педагогической деятельности мною используются занятия, которые построены на игровой форме обучения. Вместе с детьми мы побывали «в зоопарке», путешествовали по Африке, играли в продавцов, врачей, библиотекаря. Окунулись в пучину «морского путешествия», были в гостях у бабушки, у сказки, прошли испытание вместе с героями в сказке «Колобок», «Теремок», «Репка». Было проведено игра-занятие «Давайте познакомимся», где дети познакомились, играя, с разными профессиями.

На этих занятиях детям предоставляется возможность «переживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослым ситуацию. В таких играх могут решаться самые различные задачи: психологические, познавательные. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты из литературы, истории. Организация и проведение игры напоминает подготовку к театральному спектаклю. Игры-путешествия, развивающие игры, дидактические игры способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения, осознанного заучивания русских слов, умения составлять полные предложения.

«Учение в игре», всегда эффективней, а учение без принуждения – это подход к личности выбранной нами педагогики сотрудничества.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными – по–своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка для изучения русского языка, способствует пополнению словарного запаса.

Список использованной литературы.

  1. Андреасова М., народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.//Дошкольное воспитание 2007, №3

  2. Изучаем русский язык: методическое пособие по обучению русскому языку детей дошкольного возраста.

3.Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика): В. А. Трайнев, И. В. Трайнев—Москва, ДашковиКо, 2007 г.- 284 с.

4.Мониторинг в современном детском саду. Методическоепособие: —Санкт-Петербург, Сфера, 2010 г.- 64 с.

Современныеинновационныетехнологииобучения: С. А. Мухина, А. А. Соловьева—Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2008 г.- 360 с.

























































Использование игровых технологий при обучении детей дошкольного возраста русскому языку



Игра порождает радость,

свободу, довольство, покой в себе

и около себя, мир с миром

Фридрих Фребель



Русский язык в нашей республике имеет конституционно закрепленный статус как язык межнационального общения и играет немаловажную роль во всех сферах.

В дошкольном возрасте дети быстрее, чем на последующих возрастных ступениях, овладевают вторым языком. Это объясняется тем, что слух и артикуляция детей еще послушны и эластичны, поэтому легко и сравнительно быстро формируются речевые навыки.

Игры, формируя основу умственной деятельности, повышают интерес ребенка к изучению языка – учиться играя. Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или, следуя известной пословице «Делу время - потехе час», рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени. Ответ на этот вопрос мы находим в работах ведущих психологов и педагогов. В игре, как отмечают ученые, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра помогает активизировать детей в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.

Игра выполняет следующие функции:

· Обучающую (развитие памяти, внимания, умений и навыков, восприятие информации).

· Развлекательную (основная функция – развлечь, воодушевить, пробудить интерес).

· Коммуникативную (объединение детей, установление между ними эмоциональных контактов).

· Релаксационную (снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении).

· Психотехническую (формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройки психики для усвоения больших объемов информации).

В нашем детском саду воспитываются и обучаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, а при ДЦП страдают двигательные, познавательные, речевые функции. Эти нарушения влекут за собой сенсомоторные и психомоторные отклонения в развитии, незрелость эмоционально-волевой сферы. У детей понижен мышечный тонус, слабая мелкая моторика рук, слабо развиты рецептивные действия, ограничен социальный опыт. У проблемного ребенка и слабое произвольное внимание. А привлечь внимание можно только яркими предметами, звуками, движением, игрой. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

Повышению эффективности деятельности дошкольников, улучшению результатов обучения способствует игровые технологии, применяемые на организованных учебных







деятельностях русского языка. Данная технология позволяет детям достигнуть высоких результатов, участвовать в олимпиадах, развивать свой кругозор.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В организованную учебную деятельность русского языка последовательно включаю, учитывая возрастные особенности детей:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их («Что лишнее?», «Подумай и ответь»);

  • игры с пальчиками, повышающие речевую активность ребенка («Фруктовая ладошка», «Моя семья»);

  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам («Подбери признаки», «Из чего?»);

  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных («Расскажи, что из чего делают», «Найди ошибки»);

  •  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. («Собери слова», «Звуковое упражнение», «Запомни считалочку», «Повтори чистоговорки», «Договори слово» (Заявляю твердо, прямо: лучше всех на свете…(мама), если я надену шляпу, буду я похож на …(папу).

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры.

Использование творческой игры на занятиях русского языка организую с целью расширения знаний детей, словарного запаса, а главное - развития способностей самостоятельного их приобретения и использования в новых ситуациях.

Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является - сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (готовит обед, крутит руль машины и др.) – одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны, условно на занятиях русского языка делим на:

1. Бытовые (семья, детский сад).

2. Производственные, отражающие профессиональный труд людей (больница, магазин, парикмахерская).

3. Общественные (День рождения, библиотека, школа).

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Режиссерская игра является разновидностью творческих игр. Она близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что действующими лицами в ней выступают не другие люди (взрослые или сверстники, а игрушки, изображающие различных персонажей). В рабочих тетрадях, которую я использую «Начинаем говорить» для детей во второй младшей группе, «Изучаем русский язык» для детей средней группы, «Говорим на





русском языке» для детей старшей и подготовительных групп с казахским языком воспитания и обучения авторов Б.С.Омар, А.Т.Садык, Н.В.Домановой, персонажами, помогающими изучать русский язык являются Незнайка в старших группах, в других группах матрешка Маша.

Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров», поэтому такая игра и получила название режиссерской.

В режиссерской игре речь - главный компонент. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказывания, логические ударения, эмоциональная окрашенность, звукоподражания.

В театрализованных играх (играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры (сказка «Репка», «Колобок»).

В современных условиях владение другими языками, кроме родного языка, является признаком высокого уровня образованности. В основе этого лежит идея непрерывности и преемственности образовательного процесса.

Знание русского языка и других языков дает возможность выпускникам нашего детского сада быть коммуникативно-адаптированным в любой среде.

При использовании игрового метода обучения задача педагога состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность детей, в процессе которой развиваются их способности, особенно творческие.
Игра всегда предполагает определенное напряжение эмоциональных и умственных сил, а также принятия решения. Желание решать полученные задания обостряют мыслительную деятельность детей. Игровой метод таит в богатые обучающие возможности. Использование игрового метода обучения способствует решению важных методических задач, таких как:

- создание психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

- тренировку детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Игровая деятельность в процессе обучения способствует развитию познавательных процессов, воспитанию гуманизма, развитию коммуникативных отношений. В ходе игры дети имеют возможность расслабляться, настраиваться на положительное восприятие нового содержания, активно включаться в новую деятельность.

Языковые дидактические игры развивают лексические, фонетические, грамматические и артикуляционные умения.

Игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи.





Важной частью межкультурного образования являются стихи, песни, поэтому детей необходимо знакомить с художественным словом, расширять их кругозор. Кроме того, они предоставляют детям возможность заучивать их наизусть, рассказывать их публично на утренниках, развлечениях на разные темы.

В работе с детьми необходимо уделять особое внимание произведениям на казахском языке, стихи казахстанских авторов, сказки. Для активизации словаря и ознакомления с образным строем речи известное значение имеет составление детьми загадок.

Загадка - своеобразное образное описание предмета, его характерных особенностей. Сначала дети учатся отгадывать «готовые» - народные, авторские загадки. В работе с детьми используются загадки двух видов: прямые описания характерных признаков без названия самого предмета (мягкие лапки, а в лапках царапки) и метафорическое описание, сопоставление с другим предметом, чем-то близким загадываемому (сидит красная девица в темнице, а коса на улице).

Первоначально в процессе организованной учебной деятельности задача заключается в том, чтобы учить детей мотивировать свои ответы, представлять доказательства правильности отгадки («Как вы догадались?»). В процессе обучения разгадывания загадок, дети сначала рассматривают несколько предметов, о которых потом будут предложены загадки. Затем дети отгадывают загадки об этих же предметах и объясняют свои ответы. Желательно, стимулировать детей отвечать на казахском, русском и английском языках. Необходимо стремиться, чтобы дети понимали и некоторые загадываемые признаки на всех языках. Это будет способствовать тому, что у детей расширятся языковые возможности и внимательность во время описания предметов.

Следующий этап - составление загадок самими детьми. Как правило, на первых этапах их загадки представляют собой краткое описание предмета, без его названия. Работа с загадками сложная и используется в основном в старшем возрасте. В работе с детьми по обучению разгадывания загадок, нужно всегда после загадки и разгадки показывать детям реальные предметы, чтобы они убедились, что они действительно обладают перечисленными качествами. Например, загадка «Два кольца, два конца, а в середине гвоздик», детям необходимо дать для рассматривания ножницы, чтобы они еще раз имели возможность рассмотреть перечисленные признаки предмета.Помимо народных загадок, доступных детям дошкольного возраста, используют и авторские. Когда ребенок научится отгадывать загадки о знакомых предметах ближайшего окружения, им дают загадки по представлениям.Широкими возможностями обладают и стихи-путаницы, в которых дети имеют возможность разгадывать, где ошибся автор стихов, где какой звук заблудился. Эти стихи-путаницы чаще всего можно использовать с опорой на наглядность, где дети имеют возможность увидеть несоответствие на картинках и это поможет им видеть, чем отличаются предметы, если в их названии изменить хоть один звук (кот-кит, осы-усы, косы-козы и др.).

Список использованной литературы

1. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии. М.:1998.

2. Баев И.М. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.

3. Пидкасистый П.И., ХайдаровЖ.С. Технология игры в обучении развитии. - М.: РПА, 1996.

4. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры во бразовании. - М.: Народное образование, 1996.

5. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. - М., 2004.

6. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

7. Методические рекомендации, учебная программа кучебно-методическому комплексу «Говорим на русском языке» для групп своспитанием и обучениям на казахском языке. /ОмарБ.С., Садык А.Т., Домановой Н.В. –Кокшетау: Келешек-2030, 2013.





Тема самообразования:

Игровые технологии в обучении детей

дошкольного возраста.

Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в вопросах использования  игровых технологий в организации воспитательно-образовательного процесса детей раннего дошкольного возраста.

  Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

- Обозначить роль игровых технологий в организации жизнедеятельности детей раннего возраста.

- Определить виды игровых технологий, используемых в организации детей раннего возраста.

- Разработать план работы по теме самообразования на 2018-2019 год.

- Разработать перспективный план по игровой деятельности с детьми первой младшей группы.

 - Формировать у детей умение слушать воспитателя, умение взаимодействовать друг с другом.

- Развивать коммуникативно-речевую культуру детей посредством
применения игровых технологий. 

- Обогащать и расширять словарный запас детей.
- Создать условий для эмоционального благополучия через игровую
деятельность.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей посредством
игровой деятельности.

- Оформить сборник игровых потешек, прибауток, стихов для детей раннего возраста

- изготовить настольно-печатные игры для развития детей раннего дошкольного возраста: "С какого дерева лист?", "Весёлые прищепки", "Подбери ниточку к шарику", "Сухой аквариум"

- Разработать проект: "Мир на кончиках пальцев"

-  Подготовить сборник консул

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!