Материалдар / Баяндама "Место и роль языкознания в классификации наук, систематизированной аль-Фараби"

Баяндама "Место и роль языкознания в классификации наук, систематизированной аль-Фараби"

Материал туралы қысқаша түсінік
Студенттерге әл-Фараби жайлы баяндама жазу үшін
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
23 Мамыр 2021
193
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Азбергенова Гулбану Акмуратовна



Преподаватель русского языка и литературы

ГККП «Колледж №20 имени Д.Курманбека»

Туркестанская область, Отрарский район

Место и роль языкознания в классификации наук, систематизированной

аль-Фараби


Несмотря на то что аль-Фараби не был линг­вистом, в современном понимании данного слова, вопросам философии языка он посвятил большое количество своих трудов. Некоторые его работы были полностью посвящены лингвофилософским вопросам, в некоторых трактатах аль-Фараби ка­сался тех или иных лингвофилософских проблем лишь вскользь. В зарубежной научной литературе выделяются порядка 20–22 работ ученого, в кото­рых восточным мыслителем затрагивался язык, его природа и сущность. Автор данного исследования предлагает остановиться лишь на нескольких из них, обойти вниманием которые невозможно.

1. «Трактат о буквах». Основной труд аль-Фараби в области философии языка. В данной работе автор излагает свое видение таких фунда­ментальных для лингвофилософии проблем, как, например, язык и его сущность, происхождение естественного языка, роль и место языка в структу­ре знания. Как констатирует исследователи творче­ства аль-Фараби, несмотря на тот факт, что в целом ряде фрагментов наблюдается схожесть данной ра­боты с трудом Аристотеля «Категории», в работе восточного мыслителя затрагиваются и проблемы, имеющие непосредственное отношение к арабско­му языку и мусульманской философской и языко­ведческой мысли .

2. «Трактат о словах». В зарубежной, особенно в англоязычной научной литературе, данный труд нередко переводится как «Слова из логики» . Считается, что данная работа посвящена преимущественно вопросам логического анализа лексем арабского языка, а также проблеме постро­ения предложения.

3. «Трактат о науках». В данной работе аль-Фараби излагает свое видение вопроса о том, что такое наука, в чем заключаются ее особенности и каковы ее свойства. Ученый дает подробную клас­сификацию наук, известных ближневосточному со­обществу в период раннего средневековья, где наука о языке и логика занимают ведущее положение.

Особое значение «Второй Учитель» придавал методологическим вопросам науки. В труде «Книга о классификации и определении науки» (трактате «Слово о классификации наук») аль-Фараби дал определение и сделал всесторонний анализ всех отраслей науки. Им предложена следующая классификация наук: а) языкознание; б) логика; в) математика; г) физика и метафизика; д) гражданская наука. То, что аль-Фараби ставит на первое место науку о языке, правомерно. Дело в том, что язык есть стихия научной мысли. К тому же обучение и образование человека связаны с овладением языком. Не зря аль-Фараби высказывал весьма важные соображения о взаимосвязи языка и мышления, логики и языка. В его трудах отмечен контакт понятий и их логического содержания с семантической природой слов, словосочетаний, выделен момент классификации науки о языке, которую он членит на отрасли знания о простых словах и словосочетаниях, законах письма, орфоэпии, правилах стихосложения. Идеи ученого во многом предвосхитили лингвистические исследования последующих веков и составляют значительное явление в истории науки о языке.

Наука о языке в целом состоит из двух частей. Первая из них: запоминание слов, засвидетельствованных у какого-либо народа, и знание того, что каждое из них означает .

Слова в языке каждого народа по своему значению бывают двух видов: простые и сложные. Простые — это, например, • белизна», «чернота», «человек», «животное». Сложные—это, например, наши выражения: «этот человек — животное», «'Амр — белый;». Из простых есть такие, которые являются именами собственными, например , «Зайд» и «'Амр». А есть такие, которые указывают на род и вид вещей, например: «человек», «лошадь», «животное», «белизна», «чернота». Простые, указывающие на род и вид, делятся на имена, глаголы и частицы.

Именам и глаголам присущи род — мужской и женский — и число — единственное, двойственное и множественное. Глаголам особо присуще время: прошедшее, настоящее, будущее .

Наука о языке у каждого народа имеет семь крупных подразделов: наука (стр 47) о простых словах и наука о словосочетаниях, наука о законах простых слов и наука о законах словосочетаний, законы письма правописания и орфоэпии, правила стихосложения.

Наука о простых словах содержит в себе знание того, что значит каждое из отдельных слов, указывающих на вид и род вещей: запоминание их и изложение всех их, характерное для данного языка, а также для заимствований, редких и общеизвестных слов.

Наука о словосочетаниях — это знание составных речений, встречающихся у данного народа, знание того, что создали их знаменитые ораторы, поэты, риторы, передавая и запоминая все их творения , безразлично, длинны ли они или коротки, имеют ли они стихотворный размер или нет. Наука о законах простых слов изучает сперва согласные звуки речи, на основе которых созданы буквы алфавита , их число и из каких голосовых органов исходит каждый звук; затем гласные звуки, какие из них входят в состав данного языка и какие не входят, минимальное и максимальное количество гласных, необходимых для произнесения слова, имеющего значение; постоянные звуки речи, которые не изменяются при построении слова с суффиксами двойственного и множественного числа, образовании рода, или производных, и т. д.; и звуки речи, которые меняют аффиксы слова и на стыках удваиваются .

Кроме того, она дает законы, по которым строятся модели простых слов: они подразделяются на первичные, то есть непроизводные, и на производные; дает образцы видов производных слов, которые в свою очередь подразделяются на первичные, от которых не образуются отглагольные имена, и на такие, от которых образуются глаголы, а также на такие, от которых образуются отглагольные имена . Она указывает, как они изменяются, становясь глаголами, и дает примеры видов глаголов; как изменяются глаголы в императиве и при запрещении и тому подобное; каковы их виды в количественном отношении — трехсогласные, четырехсогласные и более, удвоенные и неудвоенные; в качественном отношении — нормальные и аномальные; разъясняет, каковы они в мужском и женском роде, в двойственном и множественном числе и вообще дает понятие о лицах и временах глаголов: лица — это я, ты и тот, то есть — он; затем она изучает труднопроизносимые слова и что необходимо сделать и изменить, чтобы облегчить их произношение.

Наука о законах словосочетаний состоит из двух частей: первая дает правила «концов» т. е. аффиксов имен и глаголов при их составлении и построении.

Вторая дает правила об условиях их составления и построения, каковы они в данном языке, и знание правил аффиксов, свойственных синтаксису. Она объясняет, что аффиксы прежде всего свойственны именам, а затем глаголам; что префиксы имен присоединяются в начале слова, как, например, алиф-лам [т. е. ал] — арабского артикля или то, что его заменяет в иных языках; а бывают такие аффиксы, которые присоединяются в конце слов. Это — суффиксы и те, которые называются падежными окончаниями. Глаголам не присущи префиксы в начале слова, а присущи только суффиксы . Окончания имен в арабском языке — это три тануина, а для глаголов — три огласовки и сукун, и иное то, что употребляется в арабском языке в качестве аффикса . Эта наука объясняет, что есть слова, которые никогда не изменяются по «концам» ; одни склоняются во всех падежах, или склоняются только с одного конца во всех случаях, когда другие слова склоняются; есть такие, которые склоняются в одних и не склоняются в других, а есть и такие, которые склоняются во всех падежах. Перечисляются все аффиксы. Аффиксы имен отличаются от аффиксов глаголов. Перечисляются все случаи, при которых склоняются склоняющиеся имена и все случаи, при которых спрягаются глаголы. Эта наука объясняет также, в каком случае каждому имени и глаголу какой аффикс присущ.

Сначала дается перечисление одного за другим склоняющихся имен в единственном числе, ибо в каждом падеже эти имена имеют тот или иной аффикс. Затем даются примеры склонений имен в двойственном и множественном числах с тем, чтобы стали понятны также все случаи, когда изменяются «концы» глаголов, присущие им. Далее, приводятся имена, которые в некоторых падежах склоняются, а в некоторых нет. Затем — какие имена склоняются только в одном падеже, и какие как склоняются.

Что касается частиц, то обычно они либо не изменяются в окончаниях, либо некоторые из них не изменяются только в одном «конце» , а некоторые изменяются в каком-то из «концов». Все это разъясняется. Если же встречаются слова, насчет которых возникают сомнения, являются ли они частицами, именами или глаголами, или когда полагают, что одни из них сходны с именами, а другие сходны с глаголами, то следует выяснить, что в них свойственно именам, а что свойственно глаголам и в каких «концах» они изменяются.

Что касается той части, в которой даются правила собственно словосочетания, то она, во-первых, разъясняет, как сочетаются и располагаются слова данного языка и на какие виды подразделяются с тем, чтобы стать суждениями. Далее разъясняет, какие сочетания и расположения наиболее красноречивы в данном языке. Наука о законах письма т. е. правописания разделяет звуки речи, во-первых, на такие, которые нельзя записать на строках, и на такие, которые пишутся . Затем эта наука разъясняет, что пишется на строках и каков метод для этого.

Наука о законах правильного чтения обучает положению точек и знаков, которые ставятся, когда буквы не пишутся в строку и когда пишутся; знаки, которые позволяют различать одинаковые буквы ; знаки, которые ставятся над буквами, чтобы при встрече они удваивались или ассимилировались; знаки, которыми разделяют предложения. Знаки малых предложений отличаются от знаков средних и больших предложений. Объясняются знаки связанных и не связанных друг с другом предложений и фраз и, особенно, если между ними существует различие .

Далее идет поэтика, в той мере, в какой она сходна с языкознанием. Она состоит из трех частей: первая — перечисление употребляемых стихотворных размеров, будь то простые или сложные.

Далее, перечисление построений звуков речи, совпадающих с буквами азбуки, возникающих от каждого их вида и каждого размера, известных у арабов как сабаб и уатад и у греков как слог и стопа . Далее — изучение размеров стихов и полустиший, из скольких звуков речи и слогов состоит каждый стих в каждом размере. Затем — отличие полных размеров от неполных и какие размеры лучше, красивее и приятнее для слуха.

Вторая часть — рассмотрение окончаний стихов в каждом размере, какие из них обладают одной лишь формой, а какие — несколькими, какие из них полные, а какие — сверхполные или недостаточные, какие окончания состоят из одного только звука, сохраняющегося на протяжении всего стихотворения, а какие имеют больше чем один звук речи, повторяющийся в поэме, какое максимальное число звуков допустимо у них в окончании стихов. Затем изучаются те из них, которые обладают многими звуками речи, можно ли одни звуки заменить другими, равнозначными по времени произнесения их, или нет? И какие из них заменимы такими звуками.

Третья часть изучает, какие слова можно использовать в поэзии, но нельзя использовать в прозаической речи. Вот все, что содержится в каждой части науки о языке.
















Библиографический список

1.Аль-Фараби, Абу Йаср МухаммаД Философские трактаты. [Пер. с арабского] Алма-Ата, «Наука», 1970. L, 430 с. с портр. [АН КазССР. Ин-т философии и права. 1100-летию со дня рождения Абу Насра Мухаммада ибн Мухаммада ибн Тархана ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки — посвящается.

2. Аль-Фараби. Трактаты об искусстве управления. – М.: Бизнеском,

2011. – 264 с.

3. Бажутина Н.С. Философия языка. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного технического университета, 2001. – 40 с.







Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ