
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Баяндама "Место и роль языкознания в классификации наук, систематизированной аль-Фараби"
Азбергенова Гулбану Акмуратовна
Преподаватель русского языка и литературы
ГККП «Колледж №20 имени Д.Курманбека»
Туркестанская область, Отрарский район
Место и роль языкознания в классификации наук, систематизированной
аль-Фараби
Несмотря на то что аль-Фараби не был лингвистом, в современном понимании данного слова, вопросам философии языка он посвятил большое количество своих трудов. Некоторые его работы были полностью посвящены лингвофилософским вопросам, в некоторых трактатах аль-Фараби касался тех или иных лингвофилософских проблем лишь вскользь. В зарубежной научной литературе выделяются порядка 20–22 работ ученого, в которых восточным мыслителем затрагивался язык, его природа и сущность. Автор данного исследования предлагает остановиться лишь на нескольких из них, обойти вниманием которые невозможно.
1. «Трактат о буквах». Основной труд аль-Фараби в области философии языка. В данной работе автор излагает свое видение таких фундаментальных для лингвофилософии проблем, как, например, язык и его сущность, происхождение естественного языка, роль и место языка в структуре знания. Как констатирует исследователи творчества аль-Фараби, несмотря на тот факт, что в целом ряде фрагментов наблюдается схожесть данной работы с трудом Аристотеля «Категории», в работе восточного мыслителя затрагиваются и проблемы, имеющие непосредственное отношение к арабскому языку и мусульманской философской и языковедческой мысли .
2. «Трактат о словах». В зарубежной, особенно в англоязычной научной литературе, данный труд нередко переводится как «Слова из логики» . Считается, что данная работа посвящена преимущественно вопросам логического анализа лексем арабского языка, а также проблеме построения предложения.
3. «Трактат о науках». В данной работе аль-Фараби излагает свое видение вопроса о том, что такое наука, в чем заключаются ее особенности и каковы ее свойства. Ученый дает подробную классификацию наук, известных ближневосточному сообществу в период раннего средневековья, где наука о языке и логика занимают ведущее положение.
Особое значение «Второй Учитель» придавал методологическим вопросам науки. В труде «Книга о классификации и определении науки» (трактате «Слово о классификации наук») аль-Фараби дал определение и сделал всесторонний анализ всех отраслей науки. Им предложена следующая классификация наук: а) языкознание; б) логика; в) математика; г) физика и метафизика; д) гражданская наука. То, что аль-Фараби ставит на первое место науку о языке, правомерно. Дело в том, что язык есть стихия научной мысли. К тому же обучение и образование человека связаны с овладением языком. Не зря аль-Фараби высказывал весьма важные соображения о взаимосвязи языка и мышления, логики и языка. В его трудах отмечен контакт понятий и их логического содержания с семантической природой слов, словосочетаний, выделен момент классификации науки о языке, которую он членит на отрасли знания о простых словах и словосочетаниях, законах письма, орфоэпии, правилах стихосложения. Идеи ученого во многом предвосхитили лингвистические исследования последующих веков и составляют значительное явление в истории науки о языке.
Наука о языке в целом состоит из двух частей. Первая из них: запоминание слов, засвидетельствованных у какого-либо народа, и знание того, что каждое из них означает .
Слова в языке каждого народа по своему значению бывают двух видов: простые и сложные. Простые — это, например, • белизна», «чернота», «человек», «животное». Сложные—это, например, наши выражения: «этот человек — животное», «'Амр — белый;». Из простых есть такие, которые являются именами собственными, например , «Зайд» и «'Амр». А есть такие, которые указывают на род и вид вещей, например: «человек», «лошадь», «животное», «белизна», «чернота». Простые, указывающие на род и вид, делятся на имена, глаголы и частицы.
Именам и глаголам присущи род — мужской и женский — и число — единственное, двойственное и множественное. Глаголам особо присуще время: прошедшее, настоящее, будущее .
Наука о языке у каждого народа имеет семь крупных подразделов: наука (стр 47) о простых словах и наука о словосочетаниях, наука о законах простых слов и наука о законах словосочетаний, законы письма правописания и орфоэпии, правила стихосложения.
Наука о простых словах содержит в себе знание того, что значит каждое из отдельных слов, указывающих на вид и род вещей: запоминание их и изложение всех их, характерное для данного языка, а также для заимствований, редких и общеизвестных слов.
Наука о словосочетаниях — это знание составных речений, встречающихся у данного народа, знание того, что создали их знаменитые ораторы, поэты, риторы, передавая и запоминая все их творения , безразлично, длинны ли они или коротки, имеют ли они стихотворный размер или нет. Наука о законах простых слов изучает сперва согласные звуки речи, на основе которых созданы буквы алфавита , их число и из каких голосовых органов исходит каждый звук; затем гласные звуки, какие из них входят в состав данного языка и какие не входят, минимальное и максимальное количество гласных, необходимых для произнесения слова, имеющего значение; постоянные звуки речи, которые не изменяются при построении слова с суффиксами двойственного и множественного числа, образовании рода, или производных, и т. д.; и звуки речи, которые меняют аффиксы слова и на стыках удваиваются .
Кроме того, она дает законы, по которым строятся модели простых слов: они подразделяются на первичные, то есть непроизводные, и на производные; дает образцы видов производных слов, которые в свою очередь подразделяются на первичные, от которых не образуются отглагольные имена, и на такие, от которых образуются глаголы, а также на такие, от которых образуются отглагольные имена . Она указывает, как они изменяются, становясь глаголами, и дает примеры видов глаголов; как изменяются глаголы в императиве и при запрещении и тому подобное; каковы их виды в количественном отношении — трехсогласные, четырехсогласные и более, удвоенные и неудвоенные; в качественном отношении — нормальные и аномальные; разъясняет, каковы они в мужском и женском роде, в двойственном и множественном числе и вообще дает понятие о лицах и временах глаголов: лица — это я, ты и тот, то есть — он; затем она изучает труднопроизносимые слова и что необходимо сделать и изменить, чтобы облегчить их произношение.
Наука о законах словосочетаний состоит из двух частей: первая дает правила «концов» т. е. аффиксов имен и глаголов при их составлении и построении.
Вторая дает правила об условиях их составления и построения, каковы они в данном языке, и знание правил аффиксов, свойственных синтаксису. Она объясняет, что аффиксы прежде всего свойственны именам, а затем глаголам; что префиксы имен присоединяются в начале слова, как, например, алиф-лам [т. е. ал] — арабского артикля или то, что его заменяет в иных языках; а бывают такие аффиксы, которые присоединяются в конце слов. Это — суффиксы и те, которые называются падежными окончаниями. Глаголам не присущи префиксы в начале слова, а присущи только суффиксы . Окончания имен в арабском языке — это три тануина, а для глаголов — три огласовки и сукун, и иное то, что употребляется в арабском языке в качестве аффикса . Эта наука объясняет, что есть слова, которые никогда не изменяются по «концам» ; одни склоняются во всех падежах, или склоняются только с одного конца во всех случаях, когда другие слова склоняются; есть такие, которые склоняются в одних и не склоняются в других, а есть и такие, которые склоняются во всех падежах. Перечисляются все аффиксы. Аффиксы имен отличаются от аффиксов глаголов. Перечисляются все случаи, при которых склоняются склоняющиеся имена и все случаи, при которых спрягаются глаголы. Эта наука объясняет также, в каком случае каждому имени и глаголу какой аффикс присущ.
Сначала дается перечисление одного за другим склоняющихся имен в единственном числе, ибо в каждом падеже эти имена имеют тот или иной аффикс. Затем даются примеры склонений имен в двойственном и множественном числах с тем, чтобы стали понятны также все случаи, когда изменяются «концы» глаголов, присущие им. Далее, приводятся имена, которые в некоторых падежах склоняются, а в некоторых нет. Затем — какие имена склоняются только в одном падеже, и какие как склоняются.
Что касается частиц, то обычно они либо не изменяются в окончаниях, либо некоторые из них не изменяются только в одном «конце» , а некоторые изменяются в каком-то из «концов». Все это разъясняется. Если же встречаются слова, насчет которых возникают сомнения, являются ли они частицами, именами или глаголами, или когда полагают, что одни из них сходны с именами, а другие сходны с глаголами, то следует выяснить, что в них свойственно именам, а что свойственно глаголам и в каких «концах» они изменяются.
Что касается той части, в которой даются правила собственно словосочетания, то она, во-первых, разъясняет, как сочетаются и располагаются слова данного языка и на какие виды подразделяются с тем, чтобы стать суждениями. Далее разъясняет, какие сочетания и расположения наиболее красноречивы в данном языке. Наука о законах письма т. е. правописания разделяет звуки речи, во-первых, на такие, которые нельзя записать на строках, и на такие, которые пишутся . Затем эта наука разъясняет, что пишется на строках и каков метод для этого.
Наука о законах правильного чтения обучает положению точек и знаков, которые ставятся, когда буквы не пишутся в строку и когда пишутся; знаки, которые позволяют различать одинаковые буквы ; знаки, которые ставятся над буквами, чтобы при встрече они удваивались или ассимилировались; знаки, которыми разделяют предложения. Знаки малых предложений отличаются от знаков средних и больших предложений. Объясняются знаки связанных и не связанных друг с другом предложений и фраз и, особенно, если между ними существует различие .
Далее идет поэтика, в той мере, в какой она сходна с языкознанием. Она состоит из трех частей: первая — перечисление употребляемых стихотворных размеров, будь то простые или сложные.
Далее, перечисление построений звуков речи, совпадающих с буквами азбуки, возникающих от каждого их вида и каждого размера, известных у арабов как сабаб и уатад и у греков как слог и стопа . Далее — изучение размеров стихов и полустиший, из скольких звуков речи и слогов состоит каждый стих в каждом размере. Затем — отличие полных размеров от неполных и какие размеры лучше, красивее и приятнее для слуха.
Вторая часть — рассмотрение окончаний стихов в каждом размере, какие из них обладают одной лишь формой, а какие — несколькими, какие из них полные, а какие — сверхполные или недостаточные, какие окончания состоят из одного только звука, сохраняющегося на протяжении всего стихотворения, а какие имеют больше чем один звук речи, повторяющийся в поэме, какое максимальное число звуков допустимо у них в окончании стихов. Затем изучаются те из них, которые обладают многими звуками речи, можно ли одни звуки заменить другими, равнозначными по времени произнесения их, или нет? И какие из них заменимы такими звуками.
Третья часть изучает, какие слова можно использовать в поэзии, но нельзя использовать в прозаической речи. Вот все, что содержится в каждой части науки о языке.
Библиографический список
1.Аль-Фараби, Абу Йаср МухаммаД Философские трактаты. [Пер. с арабского] Алма-Ата, «Наука», 1970. L, 430 с. с портр. [АН КазССР. Ин-т философии и права. 1100-летию со дня рождения Абу Насра Мухаммада ибн Мухаммада ибн Тархана ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки — посвящается.
2. Аль-Фараби. Трактаты об искусстве управления. – М.: Бизнеском,
2011. – 264 с.
3. Бажутина Н.С. Философия языка. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного технического университета, 2001. – 40 с.

