|
Вырезав 4 фотографии дети
подразделяются на 4 группы по следующим понятиям: «атмосфера,
гидросфера, биосфера, литосфера».
По картинке определяется
название темы.
Метод «Мозговой
штурм»
Что такое
биосфера?
Имеются ли границы
биосферы?
Просмотр
видеоролика.
Для выполнения работы
дается 3 минуты, для ее защиты 1
минута.
Ученики применяя картинку
анализируют границы биосферы:
Сделайте вывод
|
Дескрипторы
Письменно обьясняют суть верхней и нижней границ
биосферы.
Делают вывод.
|
Критерий оценивания
Определить границы биосферы
|
Собрать
разрезан
ные части
картинки
https://twig-bilim.kz/film/glossary/biosphere-4897
|
|
С помощью презентации
рассказывают об ученых которые вложили вклад в развитие
биосферы.
Групповая
работа. Для выполнения работы
дается 3 минуты, для ее проверки 1
минута.
2 задание.
Сопоставляя порядковый номер каждого ученого с
буквами соответствующих их работ.
1.В.И.Вернадский
2.Э.Зюсс
3.В.В.Докучаев
4.Ж.Б.Ламарк
А. Кто впервые ввел термин
«Биосфера» в науку?
Ә. Кто положил основу понятии
«Биосфера»?
Б. Кто впервые высказал свое
мнение о «Биосфере»?
В. Кто в геологии применил
термин «Биосфера»?
1----------:2----------:3---------:4-------:5------:6------------
|
Дескрипторы
Знают о вкладе ученых внесенные в
раздел
Биосфера.
|
Критерий оценивания
Определить ученых которые внесли вклад в
раздел
Биосфера
|
|
|
Работа с
текстом.
Система связей в биосфере чрезвычайно сложная и
пока что расшифрованная лишь в общих чертах. Главнейшим звеном (или
блоком) управления есть энергия — преимущественно энергия Солнца,
второстепенная — энергия внутреннего тепла Земли и радиоактивного
распада элементов. Безжизненной частью биосферы, ее безжизненным
веществом руководят продуценты, ними — консументы, деятельность
которых определяют обратные связи, которые идут от продуцентов. В
результате осуществляется биотический кругооборот веществ в
биосфере приблизительно по такой схеме.
1. Продуценты (растения) с помощью
механизма фотосинтеза вырабатывают органическое вещество, потребляя
солнечную энергию, воду, углекислый газ и минеральные соли.
Хемопродуценти используют энергию химических реакций, например,
окисления соединений железа или серы, и тоже вырабатывают
органическое вещество.
2. Консументы (травоядные животные)
питаются органической массой растений. Консументи второго и
третьего порядков (хищники, паразиты, хищные растения и грибы)
потребляют других консументов.
3. Редуценты потребляют часть питательных
веществ, раскладывают мертвые тела растений и животных к простым
химическим соединениям (воды, углекислого газа и минеральных
солей), замыкая таким образом кругооборот веществ в
биосфере.
В целом биосфера очень похожая на единый
гигантский суперорганизм, в котором автоматически поддерживается
гомеостаз — динамическое постоянство физико-химических и
биологических свойств внутренней среды и стойкость основных
функций. С точки зрения кибернетики (теории управления), в каждом
биоценозе, то есть совокупности организмов, которые населяют
определенный участок суши или водоема, есть управляющая и
управляемая подсистемы. Роль управляющей подсистемы выполняют
консументы. Они не разрешают растениям слишком разрастаться, поедая
«лишнюю» биомассу. За травоядными пристально «следят» хищники,
предотвращая их чрезмерному размножению и уничтожению
растительности. Управляющей подсистемой для этих хищников есть
хищники второго рода и паразиты, которыми «руководят»
сверхпаразиты, и т.д. Поэтому на Земле существует много видов
животных. Среди них нет «лишних» ли «вредных», такие эпитеты дает
им человек. Особенностью биосферных связей есть и то, что
управляющая и управляемая подсистемы в ней часто меняются местами.
Так, уменьшение количества растительного корма вызывает снижение
численности хищников и паразитов через механизм обратной
связи.
3. Групповая работа. Для выполнения работы дается 3 минуты, для ее проверки 1
минута.
|
Дескрипторы
Знают
определения
|
Критерий оценивания
Знать определения
|
|
|
Термины Смысл Ответы
1.Биосфера 1 Организмы,которые потребляют часть
питательных веществ, раскладывают мертвые тела растений и животных
к простым химическим соединениям
2.Биоценоз
2. Корпорация мелких растений, животных и
микроорганизмов обитающих однородные области
земли
3. Редуценты 3 Организмы,которые с помощью
механизма фотосинтеза вырабатывают органическое вещество, потребляя
солнечную энергию, воду, углекислый газ и минеральные
соли
4. Консументы 4 Наука которая изучает
закономерности распределения биоценозов
5.Экосистема
5 Оболочка земли которые изменилось из-за живых
организмов обитающих в ней
6.Продуценты
6. Организмы, которыепитаются органической массой
растений
7.Биогеография 7 Историческая система
выработанных электроэнергии и рост популяции живых организмов в
определенной жилплощади
|
Правильные
ответы
1-5,
2-2,3-1,4-6,5-7,6-1,7-4
Урок заключают по методу
«Веер». Ученики из бумаги делают веер, напишут по 2 открытых
вопроса, меняют с другим учеником со следующей группы. Напишут
ответы, потом обмениваются обратно. Проверяют
ответы.
|
|
|