I.Организационный
момент.
2 мин.
II.Актуализация
знаний.
3 мин.
|
1.Приветствие
2.Психологический настрой к
уроку
-
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу
добра.
Я
желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра.
Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет
интересно и увлекательно.
Проверка домашнего
задания
Прогнозирование.
Женщина на войне…Велика
роль женщин на фронте. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и
взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь,
порой ценою собственной жизни спасали раненых. Организовались
отдельные женские батальоны. Девушкам - бойцам сурового времени и
посвящаем мы свой урок.
Не случайно именно
девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы
показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой
жизни.
Чтение стихотворения
С.Щипачева “Павшим”
|
Приветствие.
Настраиваются на положительный настрой
урока.
Учащиеся знакомятся с темой и целями
урока. Записывают в тетрадях
|
Дескрипторы:
(Всего 10
баллов)
-правильно выполнил дом задание
- 2б .
|
Учебник
Портрет
писателя
|
III. Изучение нового
материала.
10 мин.
|
Слово
учителя.Учитель знакомит учащихся с
биографией и творчеством
писателя.
Советский и российский
писатель Борис Львович
Васильев родился 21 мая 1924
года в Смоленске в семье
кадрового офицера царской, впоследствии – Красной и Советской
армии. Мать, Елена Алексеева, происходила из старинного дворянского
рода, связанного с именами Пушкина и Льва
Толстого.
Воспитанием будущего писателя
занималась мать. Она дала сыну хорошее домашнее образование: учила
писать и читать, знакомила с правилами арифметики,
законами физики и химии, занималась
языками.
В школьные годы Борис Васильев
особенно преуспевал в изучении истории и
литературы. Учась в воронежской школе (в этот город в конце 1930-х
годов по службе перевели отца),он играл в любительских спектаклях,
выпускал вместе с другом рукописный
журнал.
С
началом Великой Отечественной войны Борис Васильев ушел на фронт
добровольцем в составе истребительского комсомольского батальона,
который был направлен под Смоленск. Вскоре подразделение оказалось
в окружении, из которого смогло вырваться только в октябре 1941
года. Перейдя линию фронта и попав в расположение советских частей,
Васильев попал лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной
просьбе был направлен сначала в кавалерийскую, потом в пулеметную
полковую школу. Обучение длилось два
года.
В
1943 году Бориса Васильева определили в воздушно-десантный полк и
отправили на передовую. Через несколько месяцев он попал на мину во
время боевого задания под Вязьмой и с тяжелой контузией был
доставлен в госпиталь. После выздоровления Васильев сдал экстерном
экзамены за полный курс средней школы и осенью 1943 года поступил
на инженерный факультет Военной академии бронетанковых и
механизированный войск.
После окончания учебного заведения в 1946 году
Васильев был распределен в Свердловск (сейчас Екатеринбург), где
служил на испытательном полигоне бронетехники, производимой на
Уральском заводе тяжелого машиностроения (сейчас ПАО
"Уралмашзавод").
Задание- закончить хронологическую таблицу жизни
и творчества Б.Васильева
|
Учащиеся слушают учителя, основные даты и события
записывают в тетрадях
|
ФО: наблюдение и комментарий
учителя
заполняют в тетрадях хронологическую таблицу
жизни и творчества Б.Васильева -3
б.
|
|
IV.Закрепление изученного
материала.
20 мин.
|
-Время действия
повести – май 1942 года. Место - неведомый 171-й разъезд. На тихом
разъезде несут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона. Это
бойцы – девушки. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, девушки во
главе с Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро
против шестнадцати. Девушек было всего пятеро: Маргарита Осянина,
Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня
Гурвич.
Почему, по вашему мнению,
все девушки
погибают?
Война очень жестокой была.
И гибель девушек подчеркивает эту
жестокость.
На одной из читательских
конференций Б.Васильев, отвечая на этот вопрос, подчеркнул: надо
иметь ввиду, что речь идет о немецких десантниках 1942 года,
об опытных, отлично вооруженных солдатах, тогда еще не
сдавшихся в плен. Чтобы их остановить , нужно было
платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один
старшина и пять неопытных девушек. Но эти девушки прекрасно
знали, за что они отдали свои
жизни.
Задание 1.Чтение с
остановками 1 главы, знакомство с
героями
Задание 2 Ответить на
проблемный вопрос
Почему повесть так
называется? Контрастность природы и войны, тихих зорь и жестокого
боя.
•Антивоенная направленность
повести.
•Заглавие подчёркивает весь
ужас, всю дикость этой войны в прекрасных карельских
лесах.
•Девочки-зенитчицы
возвратили тишину зорям, и зори в свою очередь хранят все события,
прошедшие в один день, хранят свято, соблюдая, как и прежде
тишину.
•Выражение «а зори здесь
тихие» повторяется в повести несколько раз, как бы напоминая о
мирных днях, которые могли не
прерываться.
Учитель. Многозначно и ёмко
понятие заглавия. Тема зорь, рассвета, тихого утра проходят через
всё произведение. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные
события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность северной
природы, покой и тишину, когда трудно представить себе, что где-то
рядом – война, кровь,
смерть.
|
Записывают ответ на проблемный
вопрос
|
-читают
текст, отвечают на вопросы по тексту
– 3 б.
Ответ на проблемный вопрос – 1
балл
|
|