Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Болымды болымссыз етистик
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
2. Программа обучения по дисциплине – SYLLABUS
График и содержание занятий на 1 семестр
Неделя 1
Кредит час 1
Лекция № 1
Тема «Введение в психологию»
Содержание лекции:
Введение в психологию. Психология как наука. Предмет и объект, задачи психологии. Структура и межпредметные связи с другими науками.
Литература: «Атлас по психологии». М.В. Гамезо, И.А. Домашенко
«Общая психология» Курс лекций под редакцией Алфёрова, Е.И.Рогов.
«Основы общей психологии. Комментарии и схемы» Г.К.Пралиева
«Основы психологии» Л.Д.Столяренко «Краткий курс истории психологии» М. Г. Ярошевский
Содержание СРСП 1:
1.Определение понятия «психология».
2. Методы психологии.
3. Отрасли психологии. (сравнительная, социальная, возрастная, дифференциальная, педагогическая, психология труда, инженерная психология, зоопсихология, авиационная, медицинская, клиническая, психофизиология, бионика, юридическая, военная, психология рекламы, практическая психология, экологическая психология).
Литература: «Основы психологии» - Л.Д. Столяренко
«Краткий курс истории психологии» М.Г. Ярошевский
«Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн
Содержание СРС 1: Выписать в тетрадь следующие термины:
1. психология
2. метод
3. принцип
4.сравнительная психология
5.клиническая психология
6.дифференциальная психология
Кредит час 2
Лекция № 2.
Тема: Методы и принципы психологии.
Методы психологии: организационные методы: эмпирические методы; методы обработки данных; методы коррекции. Принципы психологии.
Содержание СРСП 2: Тема: Психоанализ З.Фрейда.
1. Теория Фрейда о структуре психики.
2.Защитные механизмы.
3. Теория Фрейда о психосексуальном развитии.
Литература: «Основы психологии» - Л.Д. Столяренко
«Краткий курс истории психологии» М.Г. Ярошевский
«Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн
«Лекции по общей психологии» А.Н. Леонтьев.
«Атлас по психологии» М.В Гамезо, Домашенко,
«Психология и педагогика» А. Реан. Н. Бордовская
Содержание СРС 2: Составление конспекта по изучаемой теме
Кредит час 3.
Практическое занятие № 1.
Тема: Теории личности в психологии.
1. Бихевиоризм.
2. Индивидуальная психология А. Адлера.
3. Аналитическая психология К.Юнга.
Литература: «Теории личности» Хьелл, Зиглер
«Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн
«Лекции по общей психологии» А.Н. Леонтьев
«Общая психология» Ф.Р. Филатов
Содержание СРСП 3:
1.Психосоциальная концепция развития личности Э.Эриксона.
2.Когнитивная психология.
3.Социокультурная концепция К.Хорни.
Литература: «Теории личности» Хьелл, Зиглер
«Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн
«Лекции по общей психологии» А.Н. Леонтьев
СРС 3: Составление конспекта по изучаемой теме
Неделя 2
Кредит час 4
Лекция № 3
Тема: Основные исторические этапы развития психологической науки.
Содержание
Психологические знания в античности. Психология в средние века. Умозрительная психология 17 в. 18 век: зарождение эмпирической психологии. Учение Платона о Душе. Особенность понимания души Аристотеля. Схоластическое учение о душе. Суть учения Р. Декарта и Б. Спинозы о душе и теле. Ассоциативная психология (Гартли, Локк, Милль, Спенсер).
Содержание СРСП 4:
1.Экспериментальная психология Вундта и Титченера. Суть метода интроспекции.
2. Теория Р.Райха.
Литература: «Основы психологии» - Л.Д. Столяренко стр. 7, 14 -20.
«Краткий курс истории психологии» М.Г. Ярошевский
«Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн
«Лекции по общей психологии» А.Н. Леонтьев. Л №1, стр. 9-12, Л№ 2, Л.№ 3, стр. 25 – 29.
«Атлас по психологии» М.В Гамезо, Домашенко, стр. 12 – 16, 24-33.
«Общая психология» Ф.Р. Филатов стр. 5- 9,
«Психологический словарь»
«Психология и педагогика» А. Реан. Н. Бордовская стр. 9,13 -16,22-23,23 – 29.
Содержание СРС 4: Выполнить в тетради следующие задания:
-
Из «Атласа по психологии» М.В. Гамезо И.В. Домашенко перенести себе в тетрадь схему «Взаимосвязь психологии с другими науками» (рис. 2.1 стр. 26,27).
2. Заполнить в тетради таблицу «История развития психологии»
Исторический период |
Основные представители |
Основные идеи и научные воззрения |
2500- 3000 лет назад (как наука о душе) |
|
|
2. Психология в эпоху феодализма 12-13 век |
|
|
3. Психология на Востоке (основы медицинской психологии) |
|
|
4.Психология как наука о сознании (экспериментальная психология) 17,18 век |
|
|
5. Психология как наука о поведении (бихевиоризм) |
|
|
6. Психология в конце 19-го – начале 20 века (как наука о подсознании) |
|
|
7. Психология на современном этапе развития 20- 21 век |
|
|
3.Выписать в отдельную тетрадь следующие термины:
1. Психология 8. Психика
2. Метод 9. Нервная система
3. Принцип 10.Системность
4. Развитие 11. Психоанализ
5. Детерминизм 12. Гештальтпсихология
6. Филогенез 13. Познание
7. Онтогенез 14. Рефлексия
Кредит час 5
Лекция № 4
Тема: История психологии 19- 20 веков.
Содержание лекции: Бихевиоризм как направление психологии 20 в.
Наука о поведении Торндайка и Дж. Уотсона. Развитие российской психологии. Рефлекторный характер психики в учении Сеченова и Бехтерев. Учение И. П. Павлова о безусловных рефлексах. Естественный эксперимент А. Ф. Лазурского. Культурно- историческая концепция Л. С. Выготского. Теория деятельности А. Н. Леонтьева. Теория единства сознания и деятельности С. Л. Рубинштейна.
Литература: «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн
«Лекции по общей психологии» А.Н. Леонтьев
«Общая психология» Ф.Р. Филатов
«Психологический словарь»
«Психология и педагогика» А.А. Радугин
«Общая психология» Столяренко Л.Д.
«Лекции по общей психологии» Лурия А.Р.
Содержание СРСП 5:
1.Гуманистическая психология.
2. Гештальт- терапия Ф.Перлза.
Литература: «Теории личности» Хьелл, Зиглер
«Теории личности» Линсдей
«Общая психология» Дружинин
«Общая психология» Столяренко Л.Д.
«Общая психология» Ф. Р. Филатов
«Атлас по психологии» М.В Гамезо, И.А Домашенко
«Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн
«Психология и педагогика» А. Реан. Н. Бордовская
«Общая психология» Ф.Р. Филатов
«Введение в психологию» учебник для ВУЗов под редакцией Зинченко
Содержание СРС 5: Составление конспекта по изучаемой теме
Кредит час 6
Практическое занятие № 2.
Тема: Современные психологические подходы к пониманию личности.
1.Трансперсональная психология.
2. Концепция развития личности Э.Берна.
3.Гуманистическая психология.
Содержание СРСП 6. Тема: Из истории психологии.
1. Рефлекторный характер психики в учении Сеченова и Бехтерев.
2.Учение И. П. Павлова о безусловных рефлексах. Естественный эксперимент А. Ф. Лазурского.
3.Культурно- историческая концепция Л. С. Выготского.
Содержание СРС 6: доклад по теме «Значимость исследований Павлова»
Литература: Психология под ред.ВН.Дружинина
«История психологии» Т.Д.Марцинковская М-2004 год
«Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн
«Лекции по общей психологии» А.Н. Леонтьев
«Общая психология» Ф.Р. Филатов
«Психология и педагогика» А.А. Радугин
Неделя 3.
Кредит час 7
Лекция № 5
Тема: «Развитие психики в филогенезе и онтогенезе»
Содержание: Понятие психики. Структура психики. Материальная основа функционирования психики (головной мозг и его строение). Развитие психики в филогенезе. Уровни развития психики: раздражительность, чувствительность, безусловный и условный рефлекс. Основные теории психического развития человека.
Литература: «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн
«Психология и педагогика» А. Реан. Н. Бордовская
«Общая психология» Ф.Р. Филатов
«Общая психология» Дружинин
«Общая психология» Столяренко Л.Д.
«Общая психология» - Е.И. Рогов
«Введение в психологию» учебник для ВУЗов под редакцией Зинченко
«Атлас по психологии» М. В. Гамезо, И. А. Домашенко
Содержание СРСП 7: 1. Этапы развития психики.
2. Инстинктивное, интеллектуальное поведение животных.
3. Сущность и различия психики животных и человека.
4. Структура психики. Психика, нервная система мозг.
Литература: Общая психология Е.И. Рогов. 2004. с. 24-47.
«Психология и педагогика» А. Реан. Н. Бордовская
«Общая психология» Ф.Р Филатов
«Общая психология» Дружинин
«Общая психология» Столяренко Л.Д.
«Общая психология» - Е.И. Рогов
«Введение в психологию» учебник для ВУЗов под редакцией Зинченко
«Атлас по психологии» М. В. Гамезо, И. А. Домашенко
Содержание СРС 7: Домашнее задание – знакомство с темой и изучение вопросов к практическому занятию.
Кредит час 8
Лекция № 6
Тема: Личность.
Содержание лекции: Человек: индивид, личность, индивидуальность. Направленность личности. Состав, структура личности. Мотивационно-потребностная сфера личности.
Содержание СРСП 8:
1.Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности.
2.Личность, индивид, индивидуальность. Я-концепция.
3.Психологическая защита личности.
4.Социализация личности.
Литература: «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн
«Общая психология» Ф.Р. Филатов
«Практикум по общей психологии» Романов К. М.: Учеб. – 2-е изд.
«Введение в общую психологию» Гиппенрейтер Ю.Б.
«Педагогика и психология» Андреева И.В.
«Психология» Дубровина И. В.
«Введение в психологию» Шадриков В.Д.
Содержание СРС 8:Реферат на тему «Психическая саморегуляция»
Кредит час 9.
Практическое занятие № 3
Тема: Сознание как высшая ступень развития психики.
Содержание практического занятия:
-
Сознание и бессознательное, самосознание.
-
Измененные состояния сознания.
-
Измененные состояния самосознания.
Содержание СРСП 9: Выполнение контрольного тестирования по пройденным темам.
Литература: Общая психология Е.И. Рогов. 2004.
«Психология и педагогика» А. Реан. Н. Бордовская
«Общая психология» Ф.Р Филатов
«Общая психология» Дружинин
«Общая психология» Столяренко Л.Д.
Содержание СРС 9: Домашнее задание – знакомство с темой и изучение вопросов к практическому занятию.
Неделя 4
Кредит час 10
Лекция № 7
Тема: «Ощущение. Восприятие как процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира».
Содержание лекции: Понятия «восприятие», «ощущение». Сходство и отличие процесса восприятия от ощущений. Этапы восприятия. Классификация ощущения и восприятия. Свойства ощущения, свойства восприятия
Содержание СРСП 10: Тема: «Анализатор и его строение. Чувствительность.
Содержание: . 1. Анализатор и его строение.
2.Чувствительность и её виды. Понятие о порогах чувствительности.
3. Понятия сенсибилизация, синестезия, аккомодация, модальность, вистибюлярный аппарат.
Литература: Рогов Е.И. Общая психология с. 206-207
Рогов Е.И. Общая психология с. 210-212.
Психология под. ред Дружинина с.166-173.
М.Гамезо И. Домашенко Атлас по психологии 1986 г. с. 120
Содержание СРС 10: Домашнее задание – знакомство с темой и изучение вопросов к практическому занятию.
Кредит час 11
Лекция № 8
Тема: «Внимание как необходимое условие психической жизнедеятельности человека»
Содержание лекции: Внимание как психический процесс и необходимое условие психической жизнедеятельности человека. Сущность и значение внимания для развития и жизни человека, его познавательной деятельности. Функции внимания. Виды и свойства внимания и их обусловленность. Внимание и другие психические процессы.
Литература: «Общая психология» Дружинин
«Общая психология» Столяренко Л.Д.
«Общая психология» - Е.И. Рогов
«Введение в психологию» учебник для ВУЗов под редакцией Зинченко
«Атлас по психологии» М. В. Гамезо, И. А. Домашенко
«Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн
«Психология и педагогика» А. Реан. Н. Бордовская
«Общая психология» Ф.Р. Филатов
«Прикладная психология» В. Н. Квинн
«Лекции по общей психологии» А. Р. Лурия
«Общая психология» Маклаков
Содержание СРСП 11: 1.Понятие внимание.Теоретические направления в исследовании внимания.
2. Виды, свойства внимания.
Литература: «Общая психология» Дружинин
«Общая психология» Столяренко Л.Д.
«Общая психология» - Е.И. Рогов
«Введение в психологию» учебник для ВУЗов под редакцией Зинченко
«Атлас по психологии» М. В. Гамезо, И. А. Домашенко
«Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн
«Психология и педагогика» А. Реан. Н. Бордовская
«Общая психология» Ф.Р. Филатов
«Прикладная психология» В. Н. Квинн
«Лекции по общей психологии» А. Р. Лурия
«Общая психология» Маклаков
Содержание СРС 11:
«Информация для самостоятельного изучения»
Внимательно прочитайте следующий отрывок и в конце ответьте на вопросы (письменно в тетради для практических работ).
«......Как известно на восприятие в большей мере влияет активность внимания. И если, например, сидя на лекции, вы находитесь в полудрёме или думаете о чём- нибудь другом, то, к сожалению, до вашего сознания дойдёт очень мало или вообще ничего не дойдёт. Находится в постоянном сосредоточении весьма не просто, поэтому лучше вести конспект и стараться «работать» со своим произвольным вниманием. Скорее всего, читая этот отрывок или выполняя задание по психологии (или какому- либо другому предмету) вы не обращали внимания на свой коленку или локоть, до тех пор, пока он не был, упомянут в тексте. Именно поэтому нам так необходимо внимание, так как человек просто не в силах удерживать своё восприятие на всех, окружающих его раздражителях, и поэтому он реагирует только на некоторые из них. Например, приходилось ли вам ехать по шоссе в машине с почти пустым бензобаком, о чём вам настойчиво напоминала стрелка на приборной панели? Скорее всего, в тот момент вас интересовала лишь одна вещь: местонахождение ближайшей заправочной станции. Или гуляя по городу, вы ощущали, что ваш желудок пуст, скорее всего, вы игнорировали любые магазины, машины, людей, обращая внимания лишь на закусочные или рестораны. Это объясняется тем, что внимание человека обычно сфокусировано на том, что ему необходимо в этот момент. Если сейчас, при чтении этого текста, вы голодны или хотите пить, или вас болит голова, то, возможно, вам трудно сосредоточиться на чтении или понять содержание читаемого текста.
Это свойство часто и эффективно используется для привлечения внимания аудитории рекламодатели – говоря о том или ином товаре, они стараются исходить из непосредственных нужд (потребностей) и интересов своего потенциального покупателя или клиента. То есть ему стараются внушить, что он станет лучше, привлекательнее, красивее, если у него будет то-то или то-то, или он приобретёт какой- либо товар. Но поскольку далеко не всегда известно, что необходимо в данный момент, то рекламодателям приходится использовать разные методы привлечения внимания. Основные из них мы рассмотрим ниже:
Контраст. Пожалуй, одним из самых лучших и основательнейших способов привлечения внимания является контраст. Быстрая смена цветов, красок, очертаний, размеров, форм, объектов и т. п. зачастую оказывается чрезвычайно эффективной. Существует утверждение, что контраст является основой восприятия. Этот принцип используется во многих отраслях: в архитектуре, в телевидении, в строительстве и т.д. Например, маленький красный домик, стоящий между белыми высотными домами, обязательно бросится вам в глаза. Ещё один пример, возьмите любую развлекательную программу или шоу, где всё происходит очень стремительно и красочно, так как для удержания внимания людей необходимо чередование жанров и настроений. Попробуйте дома проследить за несколькими роликами в телевизионной рекламе, посмотрите, как часто происходит смена цветовых контрастов, смена декораций, настроений, характера движений. Например, неоновая реклама с бегущими строчками и огоньками, также рассчитана на импульсивное восприятие контраста, так как в вечерней темноте или на тёмном фоне человек просо не может не обратить внимание на сияющие яркие огоньки. Сюда же можно отнести и смену интенсивности подаваемой информации. Замечали ли вы, что радио- и теле рекламу обычно передают несколько громче, нежели все остальные программы?
Повтор. Ещё один ключ к человеческому вниманию – повтор. Если, например, в разговоре ваш собеседник ответит на вопрос «да, да, да», то такой ответ вы запомните лучше, чем просто ответ «да». Именно этим методом пользуются многие кандидаты при проведении своих предвыборных кампаний, раздавая наклейки, значки, наклеивая плакаты со своим изображением, фамилией, надеясь тем самым завоевать наше внимание. Аналогичным образом рекламные лозунги названия товаров часто и многократно повторяются на страницах журналов и в телевизионных заставках.
Новизна. Новизна информации – залог нашего интереса к ней. В коммерческой сфере, особенно в рекламе, часто используется этот приём: кошка, пьющая из хрустального бокала и т. д.
Массовое внушение. Массовое внушение также является одним из способов привлечения внимания. Мы склонны считать, что если какой – то факт интересует всех, то он достоин и нашего внимания. Так этот приём используется в рекламе товаров довольно известными и всеми любимыми людьми, где подчёркивается тот факт, что он ценится и одобряется теми или иными знаменитостями.
Упражнение 1
Предположим, что вы руководитель избирательной кампании одного из кандидатов в мэры города, а ваш кандидат человек, которого горожане мало знают. Ваша главная цель на данном этапе привлечь внимание к кандидату. Основываясь на знаниях об особенностях привлечения внимания, укажите, какие из приведённых ниже вариантов действий будут наиболее предпочтительнее и почему.
А) Вашему кандидату для привлечения внимания лучше появиться на публике в костюме: 1) классического покроя и нейтральных тонов
2) экстравагантном и ярком
Вариант:____________________________________________________________________
Объяснение причины:_________________________________________________________
Б) Агитационные плакаты лучше:
1) делать обычной прямоугольной формы и расклеивать на стенах
2) делать шестиугольными и развешивать на проводах
Вариант:_____________________________________________________________________
Объяснение причины:__________________________________________________________
В) Рекламу в городской газете лучше:
1) разместить в трёх местах небольшими кусками
2) дать одно объявление на целую полосу
Вариант:______________________________________________________________________
Объяснение причины: __________________________________________________________
Г) Вашему кандидату для привлечения внимания лучше выступить по местному телевидению с короткой агитационной речью:
1) в музыкальной программе
2) в ток – шоу
Вариант:______________________________________________________________________
Объяснение причины:__________________________________________________________
Д) Ему следует:
1) окружить себя людьми, которые проявляют к нему живой интерес
2) появляться всюду одному
Вариант:______________________________________________________________________
Объяснение причины:__________________________________________________________
Упражнение 2
В левом столбце перечислены способы привлечения внимания, а в правом – определённые действия. Составьте правильные пары.
1.______ Повторение а. Женщина нарисовала на своей чёрной машине белую полосу.
2. ______ Новизна б. Учитель повышает голос и кричит «Тихо!»
3._____ Изменение интенсивности в. У прилавка, где можно поторговаться, толпа постоянно растёт.
4._____ Искусственное подогревание
общественного интереса г. Мать постоянно говорит ребёнку: «Не забудь убрать свою комнату!»
5. ______ Контраст д. Человек поливает каждого встречного из водяного пистолета.
Практическое занятие № 4
Тема: «Восприятие как сложный психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира».
Содержание практического занятия:
1 Понятие восприятие. Физиологические основы восприятия. Отличие и сходство процесса восприятия от ощущений.
2. Виды восприятия и их характеристика.(зрительные, слуховые, кинестезические, обонятельные вкусовые, осязательные, времени, движения, пространства).
3. Нарушения восприятия. Иллюзии восприятия.Галлюцинации.
Литература: 1. Рогов Е.И. Общая психология с. 223-225
2.Рогов Е.И. Общая психология с. 224-233..
3.Психология под. ред Дружинина с.176-184.
4. Столяренко Л.Д. Психология с. 118-119
Содержание СРСП 12: 1. Классификация ощущений.
2. Свойства ощущения и восприятия.
3.Явление адаптации.
Литература: Рогов Е.И. Общая психология с. 207-209
Рогов Е.И. Общая психология с. 209-214.
Психология под. ред Дружинина с.173-176.
Содержание СРС 12: Ответить письменно (в тетради для семинарских) по учебнику «Атлас по психологии» М. В Гамезо, И. А Домашенко (Москва 1986 г.) (страница154- 160) на вопросы № 4, 6, 7, 8, 9.
№ 4 Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет ( птица, какое – либо животное и т. д.). Какая важная особенность человеческого восприятия в этом проявляется?
№6 Объясните следующий факт: почему, когда человек идёт впервые по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдёт её вторично; если же он идёт со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?
№7 Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на чёрном фоне или чёрным на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознаёт квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесён, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом. От какой закономерности восприятия зависит эта способность человека?
№8. При одновременном восприятии белого круга на чёрном фоне и чёрного круга на белом фоне последний кажется меньше. Какая закономерность восприятия проявляется в этом примере?
№ 9 Известно, что один и тот же отрезок времени в разных ситуациях воспринимается по разному. Объясните некоторые закономерности субъективной оценки времени человеком.
Неделя 5
Кредит час 13
Лекция № 9
Тема: Память.
Содержание лекции: Память как высшая психическая функция человека. История изучения памяти. Физиологические механизмы памяти. Структура памяти. Виды памяти. Способы совершенствования памяти (эйдетика, мнемические приемы).Закон Рибо. Эффект Зейгарник. Кривая Эббингауза. Расстройства памяти.
Литература: «Общая психология» Дружинин
«Общая психология» Столяренко Л.Д.
«Общая психология» - Е.И. Рогов
«Введение в психологию» учебник для ВУЗов под редакцией Зинченко
Содержание СРСП 13
1. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
2.Основные виды и типы памяти: сенсорная, кратковременная, долговременная, оперативная, «вечная».
3 Теории памяти.
4.Что такое явление интерференции (проактивная и ретроактивная интерференция), реминисценция.
Литература: «Общая психология» Дружинин
«Общая психология» Столяренко Л.Д.
«Общая психология» - Е.И. Рогов
«Введение в психологию» учебник для ВУЗов под редакцией Зинченко
«Атлас по психологии» М. В. Гамезо, И. А. Домашенко
Содержание СРС 13.
Пользуясь следующими вопросами, проверьте, на сколько хорошо вы усвоили материал данного раздела. Найдите и отметьте единственно правильный ответ на каждый вопрос (письменно, в тетради).
-
Студентка закончила чтение заданного материала по социологии и взяла учебник по психологии. Ей трудно читать книгу по психологии, так как она продолжает думать о социологии. Что ей мешает?
А) Проактивная интерференция
Б) Ретроактивная интерференция
В) Эффект первичности
Г) Эффект свежести
2. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта, называется:
А) ощущение
Б) память
В) представление
Г) мышление
3. Виды памяти:
А) непроизвольная
Б) запоминание
В) сохранение
Г) мнемические действия
Кредит час 14
Лекция № 10
Тема: «Мышление как высший психологический процесс отражения действительности»
Содержание лекции: Мышление как высший психический процесс отражения окружающей действительности. Связь мышления с другими психологическими функциями: памятью, восприятием, воображением и т. д. Функции и значение мышления для психики. Основные теории мышления и школы, занимающиеся исследованием мышления. Виды, типы, операции, формы мышления.
Литература: «Общая психология» Дружинин
«Общая психология» Столяренко Л.Д.
«Общая психология» - Е.И. Рогов
«Введение в психологию» учебник для ВУЗов под редакцией Зинченко
«Атлас по психологии» М. В. Гамезо, И. А. Домашенко
Содержание СРСП №14 1. Развитие мышления в персоногенезе.
2.Виды и свойства процесса мышления.
3.Интеллект.
Литература: «Общая психология» Дружинин
«Общая психология» Столяренко Л.Д.
«Общая психология» - Е.И. Рогов
«Введение в психологию» учебник для ВУЗов под редакцией Зинченко
Содержание СРС 14 Реферат по теме «Психологический анализ решения мыслительной задачи»
Кредит час 15
Практическое занятие № 5
Тема: «Мышление как высший психологический процесс отражения окружающей действительности»
Содержание практического занятия: ответить на следующие вопросы:
-
Что такое мышление? В чём важность данного вида мышления для развития психики человека. Основные функции мышления
-
Основные мыслительные операции.
-
Формы мышления
Литература: «Общая психология» Дружинин
«Общая психология» Столяренко Л.Д.
«Общая психология» - Е.И. Рогов
«Введение в психологию» учебник для ВУЗов под редакцией Зинченко
«Атлас по психологии» М. В. Гамезо, И. А. Домашенко
«Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн
«Психология и педагогика» А. Реан. Н. Бордовская
Содержание СРСП 15 : 1.Качества мышления.
2.Способы активации и стили мышления.
3. Расстройства мышления.
Литература: «Общая психология» Дружинин
«Общая психология» Столяренко Л.Д.
«Общая психология» - Е.И. Рогов
СРС 15: Работа с литературой.
Неделя №6
Кредит час № 16
Лекция №11
Тема: «Воображение как специфическая психическая деятельность мозга».
Содержание лекции: Воображение как высшая психическая функция человека. Неотрывная связь воображения с мышлением (наглядно - образное), восприятием. Значение воображения для деятельности, творчества, науки. Основные функции воображения. Виды, формы воображения.
Литература: «Общая психология» Дружинин
«Общая психология» Столяренко Л.Д.
«Общая психология» - Е.И. Рогов
«Введение в психологию» учебник для ВУЗов под редакцией Зинченко
«Атлас по психологии» М. В. Гамезо, И. А. Домашенко
«Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн
Содержание СРСП № 16 Практическая часть по определению свойств личности с помощью проективных методик и тестов (тест «Дом- Дерево- Человек», «Нарисуй несуществующее животное»).
Литература
1.С.Л.Рубинштейн Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000
2.Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Сост. и отв. ред. А.А. Радугин.- М.: Центр, 1999.
3.Немов Р.С. Психология (учебник). М., 1994.
Содержание СРС № 16: Работа с литературой.
Кредит час 17
Лекция №12
Тема: «Речь».
Содержание лекции: Понятие о языке и речи. Основные функции языка, речи. Анатомо-физиологические механизмы речи. Виды речи. Мышление и речь.
Литература:
«Общая психология» Ф.Р. Филатов
«Прикладная психология» В. Н. Квинн
«Лекции по общей психологии» А. Р. Лурия
«Психология развития человека» Выготский Л.С.: учеб.
«Практикум по общей психологии» Романов К. М.: Учеб. – 2-е изд.
Содержание СРСП № 17
1.Развитие речи и языка в процессе общественно- исторического развития человека.
2. Основные психологические аспекты функционирования речи.
3. Назовите основные виды речи (дать краткую характеристику каждому виду, составить схему)
Внешняя Внутренняя
Устная Письменная Аффективная
Диалогическая и Монологическая
4. Функции речи.
Литература: «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн
«Психология и педагогика» А. Реан. Н. Бордовская
«Общая психология» Ф.Р. Филатов
Содержание СРС № 17
Подготовка к практическому занятию.
Кредит час 18
Практическое занятие № 6.
Тема: Воображение.
Содержание: 1.Виды воображения, ассоциация и диссоциация – как основные операции воображения
-
Способы воображения: агглютинация, типизация, схематизация, гиперболизация и т.д.
Литература: «Общая психология» Дружинин
«Общая психология» Столяренко Л.Д.
«Общая психология» - Е.И. Рогов
«Введение в психологию» учебник для ВУЗов под редакцией Зинченко
«Атлас по психологии» М. В. Гамезо, И. А. Домашенко
«Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн
Содержание СРСП № 18
1.Понятие воображение. Связь воображения с деятельностью.
2. Проверка знания терминов по темам воображение, мышление, память.
Литература
1.С.Л.Рубинштейн Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000
2.Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Сост. и отв. ред. А.А. Радугин.- М.: Центр, 1999.
3.Немов Р.С. Психология (учебник). Кн. 1, разд.4, гл. 2. М., 1994.
Содержание СРС № 18 Охарактеризуйте каждый вид воображения и занесите их в таблицу (примерная таблица).
Вид воображения |
Отличительные признаки и свойства |
Пример |
1. Активное воображение.... |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
Неделя №7
Кредит час № 19
Лекция № 13
Тема: «Эмоции и чувства как особый класс субъективных психологических состояний человека».
Содержание лекции: Понятие об эмоциях и чувствах. Основные функции и значение эмоциональных состояний для жизнедеятельности человека, для его психического развития, для мотивационно-потребностной сферы. Сходство и отличия основных эмоциональных состояний: собственно эмоции, чувства, аффект, и другие состояния.
Литература: «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн
«Психология и педагогика» А. Реан. Н. Бордовская
«Общая психология» Ф.Р. Филатов
«Прикладная психология» В. Н. Квинн
«Психология развития человека» Выготский Л.С.: учеб.
Содержание СРСП №19
Проведение промежуточного контрольного тестирования.
Содержание СРС 19: Подготовка к тестированию.
Кредит час 20
Лекция №14
Тема: Стресс и фрустрация
Содержание лекции:
Понятие о стрессе. Физиологические механизмы стресса. Учение Г. Селье о стрессе.
Профилактика стресса. Фрустрация.
Литература
1.С.Л.Рубинштейн Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000
2.Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Сост. и отв. ред. А.А. Радугин.- М.: Центр, 1999.
3.Немов Р.С. Психология (учебник)., 1994.
Содержание СРСП №20
Тренинг эмоциональной устойчивости
Содержание СРС 20: Кроссворд на тему «Эмоции и чувства»
Кредит час 21
Практическое занятие № 7
Тема: «Эмоции и чувства в жизни человека»
Содержание:
-
Эмоции и чувства в жизни человека. Их роль и функции для психической жизнедеятельности.
2.Физиологические процессы возникновения эмоций и чувств. Астенические и стенические эмоции.
3.Основные виды эмоций и чувств. Их описание и краткая характеристика, влияние на процесс общения. Понятия фрустрация, амбивалентность.
Литература
1.Л.Д.Столяренко Основы психологии Ростов на Дону 2007
2.Психология под ред Е.И.Рогова М.2005
Содержание СРСП №21.
«Основные теории эмоций (Джеймса - Ланге, Ч. Дарвина, П. В. Симонова, Кеннона, Изарда, Фестингера, Э. Гельгорна).».
Литература
1.Л.Д.Столяренко Основы психологии Ростов на Дону 2007
2.Психология под ред Е.И.Рогова М.2005
Содержание СРС 21:
Реферат по теме «Роль эмоций в жизни человека»
Неделя № 8.
Кредит час 22
Лекция № 15
Тема: «Темперамент в структуре личности человека ».
Содержание лекции: Понятие темперамента. История изучения и исследования темперамента. Определение, структура, основные свойства темперамента. Типологии темперамента (Гиппократ, Кречмер, Шелдон. Павлов). Типы темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Их психологическая характеристика и описание.
Литература:
«Введение в психологию» Шадриков В.Д.
«Психология личности и общения» А. В. Батаршев.
«Общая психология» Дружинин
«Общая психология» Столяренко Л.Д.
«Общая психология» - Е.И. Рогов
Содержание СРСП № 22
Проведение методик на определение типа темперамента (опросник Айзенка, опросник Стреляу)
Содержание СРС №22 Темперамент и индивидуальный подход к людям.
Кредит час 23
Лекция №16.
Тема: « Характер в структуре личности человека ».
Понятие характер. Темперамент и характер. История изучения и исследования характера. Основные качества и свойства характера. Основные типологии характеров.
Литература
1.Л.Д.Столяренко Основы психологии Ростов на Дону 2007
2.Психология под ред Е.И.Рогова М.2005
Содержание СРСП №23
-
Общее понятие о характере.
-
Из истории характерологических учений.
-
Характер и привычки. Становление характера.
-
Свойства, структура характера.
Литература
1.Психология под. Ред Е.И.Рогова.М. 2005.
2.Л.Д.Столяренко Основы психологии Ростов на Дону 2007
Содержание СРС № 23 Домашнее задание – знакомство с темой и изучение вопросов к практическому занятию.
Кредит час 24
Практическое занятие № 8
Тема: Темперамент и характер
1.Понятие темперамента. Темперамент и деятельность
2.Основные свойства темперамента.
3.Основные теории темперамента.
4.Характеристика основных типов темперамента.
5. Типологии характера.
Литература
1.Психология под. Ред Е.И.Рогова М 2005 г.
2.Е.И.Рогов Общая психология
Содержание СРСП № 24
Проведение контрольного тестирования по темам «Темперамент и характер». Отчет по терминам.
Литература
1.Л.Д.Столяренко Основы психологии Ростов на Дону 2007
2.Психология: учебник для гуманитарных вузов. Под ред. Дружинина В. Н.- СПб.: Питер, 2003.
3.Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Сост. и отв. ред. А.А. Радугин.- М.: Центр, 1999.
4.Немов Р.С. Психология (учебник). Кн. 1. Гл. 7-8. М., 1994.
5.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2- х тт. Т. 1 М, 1989.
6.Зейгарник Б. В. Патопсихология.- М.: Изд.- во МГУ, 1976.
7.Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.- М.: Изд.- во МГУ, 1976.
Содержание СРС № 24
Доклад на тему «Воспитание характера»
Неделя №9.
Кредит час 25
Лекция №17.
Тема: Акцентуации характера.
1. Понятие акцентуация
2. Акцентуации по К.Леонгарду.
3.Акцентуации по Личко.
Литература
1.Психология: учебник для гуманитарных вузов. Под ред. Дружинина В. Н.- СПб.: Питер, 2003.
2.Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Сост. и отв. ред. А.А. Радугин.- М.: Центр, 1999.
3.Немов Р.С. Психология (учебник). Кн. 1. Гл. 7-8. М., 1994.
4.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2- х тт. Т. 1 М, 1989.
5.Зейгарник Б. В. Патопсихология.- М.: Изд.- во МГУ, 1976.
6.Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.- М.: Изд.- во МГУ, 1976.
Содержание СРСП № 25
1. Понятие акцентуации, виды акцентуаций.
2. Проведение методики на определение акцентуации характера Шмишека.
Содержание СРС № 25 Доклад на тему «Характер и индивидуальный подход к людям»
Кредит час 26
Лекция № 18.
Тема: «Волевая регуляция личности ».
Содержание лекции: Воля как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности. Функция и значение воли для деятельности человека. Структура волевого действия. Волевые качества. Локус контроля по Роттеру.
Литература: «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн
«Общая психология» Ф.Р. Филатов
«Практикум по общей психологии» Романов К. М.: Учеб. – 2-е изд.
«Введение в общую психологию» Гиппенрейтер Ю.Б.
«Педагогика и психология» Андреева И.В
«Психология» Дубровина И. В.
Содержание СРСП № 26 Тема: Воля как произвольное управление поведением.
1. Воля как психофизиологический феномен. Понятие воли в историческом аспекте.
2. Структура волевого акта.
3.Волевые качества. Возрастные особенности волевых проявлений.
Практическая часть: определение силы воли, локуса контроля по методике Роттера.
Литература.
1.А.А.Крылов Психология. М.2007.
2. Психология под ред. Рогова Е.И. М. 2005.
3.Немов Р.С. Психология (учебник). Кн. 1. Гл. 7-8. М., 1994.
4.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2- х тт. Т. 1 М, 1989.
5.Зейгарник Б. В. Патопсихология.- М.: Изд.- во МГУ, 1976.
6.Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.- М.: Изд.- во МГУ, 1976.
Содержание СРС № 26 Домашнее задание – знакомство с темой и изучение вопросов к практическому занятию.
Кредит час 35
Практическое занятие № 9
Тема: Мотивация и психическая регуляция поведения.
1. Понятие о мотивации. Потребности, мотивы.
2. Психоаналитические, гуманистические теории мотивации.
3. Когнитивные теории мотивации. Мотивация в бихевиоризме.
4. Мотивационный контроль действий.
Литература:
1.Психология под ред. В.Н.Дружинина.Питер 2006.
2.А.Л.Тертель Психология. М.2007.
Содержание СРСП № 27
Волевой тренинг.
Содержание СРС № 27
Реферат на тему: «Воля и психическая саморегуляция»
Неделя №10.
Кредит час № 28
Лекция №19.
Тема: Человек как субъект общения.
Содержание: Понятие общение. Виды общения, их закономерности и свойства. Вербальная и невербальная коммуникация. Виды и техники слушания.
Литература: «Лекции по общей психологии» А. Р. Лурия
«Психология развития человека» Выготский Л.С.
«Введение в общую психологию» Гиппенрейтер Ю.Б.
Содержание СРСП № 28
1.Понятие общение. Уровни, качества общения. Общительность.
2.Транзактный анализ общения по Берну.
3.Невербальные и вербальные средства общения.
4.Стили общения: демократический, либеральный и авторитарный.
Литература: «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн
«Психология и педагогика» А. Реан. Н. Бордовская
«Общая психология» Ф.Р. Филатов
«Прикладная психология» В. Н. Квинн
Содержание СРС №28 Проведение анкетирования по теме «Уровень общительности студентов».
Кредит час №29
Лекция № 20.
Тема: Состав, структура общения.
Содержание
-
Коммуникация.
-
Интеракция.
-
Социальная перцепция.
Содержание СРСП №29.
Тренинг общительности, коммуникабельности.
Содержание СРС № 29 Домашнее задание – знакомство с темой и изучение вопросов к практическому занятию.
Кредит час №30
Практическое занятие №10
Тема. Понятие об общении. Общение как обмен информацией.
1. Феноменология общения. Функции общения.
2.Общение как обмен информацией.
3. Взаимное влияние людей в процессе межличностного общения.
Литература
1.А.А.Крылов Психология. М.2007.
2. Психология под ред. Рогова Е.И. М. 2005.
3.Немов Р.С. Психология (учебник). Кн. 1. Гл. 7-8. М., 1994.
4.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2- х тт. Т. 1 М, 1989.
5.Зейгарник Б. В. Патопсихология.- М.: Изд.- во МГУ, 1976.
6.Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.- М.: Изд.- во МГУ, 1976.
Содержание СРСП № 30.
Тема: Перцептивная сторона общения.
Содержание
1.Понятие социальной перцепции.
2.Механизмы межличностного восприятия.
3.Эффекты межличностного восприятия.
4.Точность межличностной перцепции.
4.Аттракция.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология М.,2004.
2.Морозов А.В. Социальная психология М.,2003.
3.Крысько В.Г.Социальная психология М.,2001.
Содержание СРС № 30 Выполните задания 1 и 2, из учебника А.А.Крылова Психология. М.2007. стр. 242-243.
Неделя № 11
Кредит час № 31
Лекция № 21.
Тема: Группы.
1.Социально-психологическая характеристика группы.
2.Классификация групп.
3.Социметрия. Референтометрия.
Литература
1.А.А.Крылов Психология. М.2007.
2. Психология под ред. Рогова Е.И. М. 2005.
3.Немов Р.С. Психология (учебник). Кн. 1. Гл. 7-8. М., 1994.
4.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2- х тт. Т. 1 М, 1989.
5.Зейгарник Б. В. Патопсихология.- М.: Изд.- во МГУ, 1976.
6.Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.- М.: Изд.- во МГУ, 1976.
Содержание СРСП № 31
1. Социометрическая структура группы.
2.Коммуникативная структура группы.
3.Руководство и авторитет
Литература:
1.Морозов А.В. Социальная психология М.,2003.
2.Крысько В.Г.Социальная психология М.,2001.
4 Парыгин Б.Д. Социальная психология СПб, 1999.
5. Руденский Е.В. Социальная психология М, Новосибирск, 1998.
6. Шибутани Т. Социальная психология. Р-на Дону, 1998.
Содержание СРС № 31 Проведение методики социометрии. Подготовка отчета о результатах.
Кредит час 32
Лекция № 22.
Тема: Малая группа.
Содержание лекции
1.Понятие малой группы. Этапы исследования.
2.Границы малой группы.
3.Классификация малых групп.
4. Основные направления исследования.
Литература
1.А.А.Крылов Психология. М.2007.
2. Психология под ред. Рогова Е.И. М. 2005.
3.Немов Р.С. Психология (учебник). Кн. 1. Гл. 7-8. М., 1994.
4.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2- х тт. Т. 1 М, 1989.
5.Зейгарник Б. В. Патопсихология.- М.: Изд.- во МГУ, 1976.
6.Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.- М.: Изд.- во МГУ, 1976.
Содержание СРСП № 32
Тема: Развитие малой группы.
1.Групповая динамика и групповое развитие.
2.Психологическая теория коллектива.
3.Стадии, уровни развития группы.
4.Методологическое значение теории коллектива.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология М.,2004.
2.Морозов А.В. Социальная психология М.,2003.
3.Крысько В.Г.Социальная психология М.,2001.
Содержание СРС № 32 Домашнее задание – знакомство с темой и изучение вопросов к практическому занятию.
Кредит час 33
Практическое занятие №11
Тема Принципы исследования психологии больших социальных групп.
Содержание
1.Методологические проблемы.
2.Структура психологии больших организованных групп.
3.Социальные классы, слои, гендерные, возрастные группы.
4.Этнические группы.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология М.,2004.
2.Морозов А.В. Социальная психология М.,2003.
3.Крысько В.Г.Социальная психология М.,2001.
4. Руденский Е.В. Социальная психология М, Новосибирск, 1998.
5. Шибутани Т. Социальная психология. Р-на Дону, 1998.
Содержание СРСП № 33
1.Общая характеристика и типы стихийных групп.
2.Социальные движения.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология М.,2004.
2.Морозов А.В. Социальная психология М.,2003.
3.Крысько В.Г.Социальная психология М.,2001.
Содержание СРС № 33 Подготовка реферата.
Темы рефератов:
1.Ораторское искусство.
2.И снова в эфире(речь в СМИ).
3.Деловое общение
4.Как избавиться от заикания.
5.Трагедия картавого ребенка
6.Ускользающие звуки (о проблеме шепелявости)
7.Мат в современном мире
8.О вреде языка нянь и мам(автономная речь ребенка)
Литература
1.А.А.Крылов Психология. М.2007.
2. Психология под ред. Рогова Е.И. М. 2005.
3.Немов Р.С. Психология (учебник). Кн. 1. Гл. 7-8. М., 1994.
4.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2- х тт. Т. 1 М, 1989.
5.Зейгарник Б. В. Патопсихология.- М.: Изд.- во МГУ, 1976.
6.Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.- М.: Изд.- во МГУ, 1976.
Неделя № 12.
Кредит час № 34
Лекция №23.
Тема: Лидерство и групповые эффекты.
Содержание лекции
1. Понятие лидерство. Функции, качества лидера.
2.Стиль лидерства.
3.Групповые эффекты.
Содержание СРСП № 34
Тема: Психология межгрупповых отношений.
Содержание
1.История проблемы.
2. Психология межгрупповых отношений в рамках принципа деятельности.
3.Экспериментальные исследования. Значение проблематики межгрупповых отношений.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология М.,2004.
2.Морозов А.В. Социальная психология М.,2003.
3.Крысько В.Г.Социальная психология М.,2001.
Содержание СРС № 34 Кроссворд на тему «Лидерство» (12 слов)
Кредит час 35
Лекция №24.
Тема: Психология конфликта.
Содержание лекции
1. Понятие конфликта.
2. Классификация, причины возникновения конфликта.
3. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Содержание СРСП № 35
1.Поведение в конфликтах.
2.Конфликты в различных общностях.
2.Проведение методики на определения способа поведения в конфликтной ситуации.
Литература:
1.Морозов А.В.Социальная психология М.2003.
2. Социальная психология под ред.А.Н.Сухова А.А.Деркача М.2005.
3. Шихирев П.Н. Современная социальная психология, М, 1999.
4. Майерс Д.Социальная психология СПб, 2005.
5. Парыгин Б.Д. Социальная психология СПб, 1999.
6. Руденский Е.В. Социальная психология М, Новосибирск, 1998.
7. Шибутани Т. Социальная психология. Р-на Дону, 1998.
Содержание СРС № 35 Изучить методики диагностики стиля поведения в конфликтной ситуации.
Кредит час 36
Практическое занятие № 12
Тема: Личностные и межличностные конфликты.
1.Личностные конфликты и их преодоление.
2. Межличностные конфликты и их преодоление.
Литература
1.А.А.Крылов Психология. М.2007.
2. Психология под ред. Рогова Е.И. М. 2005.
3.Немов Р.С. Психология (учебник). Кн. 1. Гл. 7-8. М., 1994.
4.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2- х тт. Т. 1 М, 1989.
5.Зейгарник Б. В. Патопсихология.- М.: Изд.- во МГУ, 1976.
6.Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.- М.: Изд.- во МГУ, 1976.
Содержание СРСП № 36
1.Конформизм
2.Харизматические личности.
3.Групповое давление
Литература
1.А.А.Крылов Психология. М.2007.
2. Психология под ред. Рогова Е.И. М. 2005.
3.Немов Р.С. Психология (учебник). Кн. 1. Гл. 7-8. М., 1994.
4.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2- х тт. Т. 1 М, 1989.
Содержание СРС № 36 Качества харизматической личности. Как стать харизматической личностью.
Неделя № 13.
Кредит час № 37
Лекция №25.
Тема: Способности.
Понятие способности. Классификация способностей. Задатки, одаренность, гениальность. Способности и деятельность.
Содержание СРСП № 37.
Практическое занятие: определению способностей, проф. пригодности.
Литература
1.А.А.Крылов Психология. М.2007.
2. Психология под ред. Рогова Е.И. М. 2005.
3.Немов Р.С. Психология (учебник). Кн. 1. Гл. 7-8. М., 1994.
4.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2- х тт. Т. 1 М, 1989.
Содержание СРС № 37 Домашнее задание – знакомство с темой и изучение вопросов к практическому занятию.
Кредит час 38
Лекция №26.
Тема: Одаренность.
1. Общая одаренность и специальные способности.
2.Одаренность и уровень способностей.
3.Теории одаренности.
Содержание СРСП № 38
Проведение контрольного тестирования. Отчет по терминам.
Содержание СРС № 38 Домашнее задание – знакомство с темой и изучение вопросов к практическому занятию.
Кредит час 39
Практическое занятие №13.
Тема: Способности личности.
1.Понятие о способностях.
2. Природа способностей.
3.Структура способностей, их количественная и качественная характеристика.
Практическая часть: тренинг способностей
Литература
1.Психология под ред. Рогова Е.И. М. 2005.
2.А.А.Крылов Психология. М.2007.
3.Немов Р.С. Психология (учебник). Кн. 1. Гл. 7-8. М., 1994.
4.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2- х тт. Т. 1 М, 1989.
Содержание СРСП 39
1. Уровни способностей. Способности к творчеству.
2. Способности и выбор профессии. Патологии способностей.
Литература
Психология под ред. Рогова Е.И. М. 2005.
2.А.А.Крылов Психология. М.2007.
3.Немов Р.С. Психология (учебник). Кн. 1. Гл. 7-8. М., 1994.
4.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2- х тт. Т. 1 М, 1989.
Содержание СРС № 39
Кроссворд на тему «Способности и задатки» ( 14 слов).
Неделя №14.
Кредит час 40
Лекция №27.
Тема: « Деятельность».
Содержание лекции: Понятие о деятельности человека. Виды, типы, формы проявления деятельности. Общие закономерности, основные свойства проявления деятельности. Состав, структура деятельности. Кривые упражнений.
Литература: «Общая психология» Дружинин
«Введение в психологию» учебник для ВУЗов под редакцией Зинченко
«Психология индивидуальных различий» Е. П. Ильин.
Содержание СРСП № 40
Схема анализа деятельности. Социальная адаптация.
Игры детей, роль в развитии.
Теории обучения и учения.
Литература
1.Тертель А.Л. Психология М.2007.
2.А.А.Крылов Психология. М.2007.
3.Немов Р.С. Психология (учебник). Кн. 1. Гл. 7-8. М., 1994.
4.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2- х тт. Т. 1 М, 1989.
Содержание СРС № 40. Кроссворд на тему «Деятельность»
Кредит час 41
Лекция № 28.
Тема: Виды деятельности.
1.Труд
2.Игра
3.Учение
Содержание СРСП № 41
Тема: Человек в сфере трудовой деятельности.
1. Подготовка к труду. Требования к внешним условиям деятельности.
2. Адаптация. Напряженность.
3.Динамика работоспособности.
4. Профессиональное «выгорание личности».
Литература
1.А.А.Крылов Психология. М.2007.
2.Тертель А.Л. Психология М.2007.
3.Немов Р.С. Психология (учебник). Кн. 1. Гл. 7-8. М., 1994.
4.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2- х тт. Т. 1 М, 1989.
Содержание СРС № 41 Домашнее задание – знакомство с темой и изучение вопросов к практическому занятию.
Кредит час 42
Практическое занятие №14.
Тема: Строение индивидуальной деятельности человека.
1.Общее понятие о деятельности.
2.Строение деятельности человека. Управление действием.
3. Формирование навыка.
Литература
1.Психология под ред. Рогова Е.И. М. 2005.
2.Тертель А.Л. Психология М.2007.
3.А.А.Крылов Психология. М.2007.
4.Немов Р.С. Психология (учебник). М., 1994.
Содержание СРСП № 42
Тема: Поведение человека.
1.Поведение как психофизиологический феномен.
2.Рискованное, асоциальное поведение
3. Отклоняющееся поведение при аномалиях развития личности.
Литература
1.А.А.Крылов Психология. М.2007.
2.Тертель А.Л. Психология М.2007.
3.Немов Р.С. Психология (учебник). Кн. 1. Гл. 7-8. М., 1994.
4.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2- х тт. Т. 1 М, 1989.
Содержание СРС № 42
Реферат на тему: «Развитие способностей».
Неделя №15.
Кредит час 43
Лекция № 29.
Тема: Неврозы и их профилактика
Содержание лекции:
Понятие о неврозе. Факторы, вызывающие возникновение неврозов. Классификация неврозов. Лечение неврозов. Их профилактика.
Содержание СРСП № 43.
Проведение промежуточного контрольного тестирования.
Содержание СРС № 43 Кроссворд на тему «Неврозы и стресс».
Кредит час 44
Лекция № 30.
Тема: Направленность личности.
-
Установки.
-
Потребности.
-
Идеалы, интересы.
Содержание СРСП№ 44
-
Состав, виды и функции самоконтроля человека.
-
Самоконтроль в сфере психических явлений.
-
Формирование самоконтроля.
Литература
1.А.А.Крылов Психология. М.2007.
2.Тертель А.Л. Психология М.2007.
3.А.А.Крылов Психология. М.2007.
Содержание СРС № 44 Домашнее задание – знакомство с темой и изучение вопросов к практическому занятию.
Кредит час 45
Практическое занятие № 15
Тема: Психическое здоровье.
-
Критерии психического здоровья.
-
Самоуправление и психическое здоровье.
-
Психологические факторы долголетия.
-
Аутогенная тренировка.
Литература
1.А.А.Крылов Психология. М.2007.
2.Тертель А.Л. Психология М.2007.
3.А.А.Крылов Психология. М.2007.
4.Немов Р.С. Психология (учебник). Кн. 1. Гл. 7-8. М., 1994.
5.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2- х тт. Т. 1 М, 1989.
Содержание СРСП № 45
Проведение аутогенной тренировки и релаксационных методик.
Содержание СРС № 45
Подготовка к контрольному тестированию.
Литература по курсу.
Основная литература
1.Столяренко Л. Д. Основы общей психологии. Ростов- на Дону: «Феникс», 2003.
2.Столяренко Л. Д. Психология. Ростов- на Дону: «Феникс», 2005.
3.Психология: учебник для гуманитарных вузов. Под ред. Дружинина В. Н.- СПб.: Питер, 2003.
4.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 1997
5.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб 2007 .
6.Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М., 1986.
7.А.А.Крылов Психология. М.2007.
8.Тертель А.Л. Психология М.2007.
9. Психология под ред. Рогова Е.И. М. 2005.
10. Гальперин П.Я. Ростов- на Дону 1999.
11. Годфруа Ж. Что такое психология М.1992 г.
12. Климов Е.А. Основы психологии М. 1997 г.
13. Климов Е.А. Общая психология М.,1999
Дополнительная литература.
14. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Тесты. М., 2002 год
15.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. СПб., 2004 год
16.Столяренко Л. Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах. Ростов- на Дону: «Феникс», 2004.
17. Таратунский Ф.С., Таратунская Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психологии Минск 2008
18. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под. ред. А.А. Крылова С.А.Маничева СПб., 2000.
19.Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
20.Ярошевский М. Г. История психологии.- М., 2006.
21.Ждан А. Н. История психологии. От античности до наших дней.- М., 1990.
22.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 1998.