Быть физически
культурным.
О
том, каким должен быть учитель физической культуры, много пишут,
еще больше говорят.И не только ученые и спецалисты,но и родители
учащихся, и сами дети.Как правило они не приходят к общему
мнению,лишь личными соображениями и впечатлениями,которые каждый
составил о знакомых педагогах.Но все обычно отмечают специфику
работы учителей нашего предмета. А она,бесспорно,существует.Начнем
хотябы с того,что физическая культура единственная школьная
дисциплина, по которой нет учебника. Есть много методических
разработок,рекомендации,научных диссертации,а учебников нет. И этот
факт- обьективное отражение особой ситуации в школьной физической
культуре,суть которой в том, что учитель здесь- начало и конец
учебного предмета.
К
тому же оценка по физической культуре в большинстве случаев не
берется во внимание при переходе учеников из класса в класс.И
поскольку это отличает физическую культуру от других
дисциплин,данная реальность не может не отразиться на отношении
учащихся к нашему предмету,а, следовательно,и к нам учителям. А от
самих учителей требуются немалые педагогические усилия, чтобы
заинтересовать детей не отметками, а самим предметом. А ведь есть
еще и такая проблема.Обучаясь другим общеобразовательным
предметам,дети обычно довольно быстро ощущают результат от той или
иной освоенной темы. Процесс же физического совершенствования и
укрепления здоровья - процедура длительная и требует много времени.
А дети, как известно, не любят долго ждать результата своей
деятельности. И это заставляет учителя физической культуры искать
особый подход к учебному процессу.Не случайно дети из всех форм
физических упражнений больше всего любят спортивные игры.Там
результат виден всех быстрее.Только начал заниматься футболом или
баскетболом,а уже забил гол или забросил мяч в кольцо.Но ведь
одними играми все задачи школьного физического воспитания не
решишь. Да и о своих учениках учитель физической культуры должен
знать такие подробности, которые других учителей просто не
интересуют.Он обязан быть в курсе физической подготовленности и
здоровья учащихся не только вообще,но и конкретно на каждый
очередной урок.Он должен располагать сведениями и о материальных
возможностях учащихся, например, в приобретении физкультурной формы
.В сфере его внимания и многие другие детали.Чтобы все эти вопросы
успешно решать,учитель физической культуры должен и сам иметь
необходимые знания.
Спорт,конечно это интересное, эмоциональное
дело,но в школе нет такого предмета.И хотя в учебную программу по
физической культуре включены умения и навыки из 5-6 видов
спорта,говорить серьезно о настоящей подготовке в школе по всем
этим видам спорта,конечно же нельзя.Внеклассная работа,она не
обязательна для всех школьников,да и интересы у них разные,и очень
редкие школы могут обеспечить создание секции по 5 -6 видам
спорта.Прежде чем ставить задачи перед школьным физическим
воспитанием,надо понять разницу между физической культурой и
спортом.Поскольку школьный предмет называется физической
культурой,то и основная задача учителя - сделать так,чтобы все его
ученики были физически культурными,всесторонне физически
развитыми,имели стойкую потребность в систематических занятиях
физическими упражнениями.Успехи в этом деле и должны быть основным
критерием деятельности учителя физической культуры.
Учителя обычно
любят работать,как говориться, с правым флангом,с
учениками,у которых все быстро получается, которые в силу различных
обстоятельств хорошо физически развиты и могут с успехом без особых
забот отстаивать спортивную честь школы.Но таких, как правило, в
школе не более 10 - 15%.И, к сожалению, очень редко учителя
,оценивая свою работу,приводят данные о постоянном росте
показателей физической подготовленности учащихся,улучшения их
здоровья,состояние физкультурной образованности детей.Несмотря на
различные аттестации,присуждение квалификационных категории. Очень
часто по-прежнему большую роль в материальном стимулировании играет
количество проделанной работы, а не ее качество.И как же поступать
учителю? Прежде всего он должен четко и ясно представлять себе
требуемый конечный результат и путь, который может привести к этому
результату.О том, что учитель должен любить детей,знать свой
предмет и уметь преподавать его,распространяться, конечно, нет
смысла.А вот еще об одном специфическом качестве учителя физической
культуры сказать надо.Формируя у своих учеников физическую
культуру,он сам обязан быть физически культурным.
Н.У.ТУКСАМБАЕВ.
Учитель физической культуры 1-
категории.
Руководитель МО учителей физической культуры и
НВП.