Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Шағым жылдам қаралу үшін барынша толық ақпарат жіберіңіз
Сіздің сұранысыңыз сәтті жіберілді!
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Материалдар / «Чур меня… Мифологические славянские образы в русской и региональной литературе»
2023-2024 оқу жылына арналған
қысқа мерзімді сабақ жоспарларын
жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған
«Чур меня… Мифологические славянские образы в русской и региональной литературе»
Материал туралы қысқаша түсінік
доклад предназначен для слушателей, готовящих научные проекты
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып көруге болады
Министерство образования и науки Республики КазахстанВосточно-Казахстанская область, Зыряновский район
Тема:«Чур меня…Мифологические славянские образыв русскойи региональной литературе»Направление:филологическое, информационно-аналитическая работа
Автор проекта:Кадырбаева Дарина,Абишева Жансауле, 6 «Б» классКГУ «Средняя школа № 9 города Зыряновска»
Руководитель проекта:СаяковаГульмираАбитаевнаучитель русского языка и литературы КГУ «Средняя школа №9 города Зыряновска»
2017 год.
1ОГЛАВЛЕНИЕАннотация ---------------------------------------------------------------------------- 3 стр1.Введение ----------------------------------------------------------------------------- 4стрII. Основная часть------------------------------------------------------------------- 5стр2.1. История славянской мифологии --------------------------------------------5 стр2.2. Представления древних славян об устройстве мира-------------------- 5 стр2.3. Пантеон славянских богов ----------------------------------------------------6 стр2.3.1. Высший уровень славянской мифологии --------------------------------6 стр2.3.2. Более низкий уровень славянской мифологии--------------------------6 стр2.3.3. Низший уровень– самый «населенный» ----------------------------------6 стр2.4. Образы славянской мифологии в русской литературе ------------------ 7 стр2.5. Образы славянской мифологии в творчестве региональных писателей–8-122.6 Результаты анкетирования----------------------------------------------------- 12 стрIII. Заключение ------------------------------------------------------------------------13 стр3.1. Вывод-------------------------------------------------------------------------------- 13 стр3.2. Актуальность темы--------------------------------------------------------------- 13 стр3.3. Рекомендации---------------------------------------------------------------------- 14 стрIV. Использованная литература --------------------------------------------------15 стр
2
АННОТАЦИЯИсследовательская работа включает в себя материалы о истории славянской мифологии, о представлениях древних славян об устройстве мира. Объектом исследования настоящей работы стали лирические произведения русских писателей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, а также региональных писателей и поэтов Сергея Снегирева, Нины Медведевой, Виктора Борзенкова, Александры Китляйн. В данных произведениях нашли отражение образы и мотивы славянской мифологии. Авторы работы, тщательно изучив историю славянской мифологии, стараются найти ее воплощение в творчестве русских и местных зыряновскихпоэтов, понять причины обращения многих русских и региональных писателей и поэтов к истокам славянской мифологии.Поиск решений на выдвинутые задачи проекта позволяет авторам сделать вывод, что процесс взаимовлияния, взаимообогащения литературы и мифологии никогда не прерывался, что славянская мифология, отражающая мировосприятие древних славян, не только проникла на страницы литературных произведений, но и живет в быту, обычаях, традициях современного человека.Практическая значимость проекта заключается в повышении интереса учащихся к изучению славянской мифологии и произведений русской и региональной литературы.Выполнение исследовательской работы и практических заданий способствует расширению кругозора , развитию творческих способностей, повышению грамотности учащихся, а также формирует общеучебные умения и навыки:- пользоваться словарями и справочниками,- работать с медиасредствами,- работать самостоятельно и в микрогруппах. Данный проект в рамках учебных предметов (русский язык и литература) направлен и на развитие универсальных учебных действий обучающихся, что связано с задачами государственных образовательных стандартов.
31.ВведениеЦель исследования: Исследовать обращение русских и региональных писателей и поэтов к Славянской мифологии, присутствие образов низшей славянской мифологии в их творчестве, а также влияние встреч с существами на судьбы героев произведений.Задачи: 1) Изучить произведения русских и региональных писателей; 2) Историю появления мифологических существ в литературе; 3) Отражение мифологических существ в русской и современной региональной литературеОбъект исследования: СтихотворенияА.С. Пушкина «Домовому», «Бесы»; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Морская царевна»; стихотворение Н.А. Некрасова «Пир ведьмы»; стихотворения Е.В. Курдакова «Леший», «Пряха»; книга Н. Медведевой «Танец горностая», книга А.Н. Китляйн «Дорогое мое Соловьево», сборник стихов «Окна в сад», сборник стихов «Бухтарминские радуги»Предмет исследования: Мифологические славянские существа в русской и региональной литературеМетод исследования: -анализ научной литературы по данной теме,- теоретический анализ художественных произведений русской и современной региональной литературы-знакомство с Интернет-источниками.- анкетирование
Гипотеза:Еслисерьезноизучить славянскую мифологию, можно понять мировоззрение древних славян, раскрыть влияние мифологическихтрадиций и их отражение в русской и современной региональной литературе
4II. Основная частьТема:Чур меня… Мифологические славянские образы в русской и региональной литературе. …Ведь выжили мы нечисть-то, Она-то нас сердечнее. Шалить – шалят, но с юмором, А не с кровавой жаждою. Вот нам бы меньше умничать Да совести бы каждому! Сергей Снегирев.2.1. История славянской мифологии Славянская мифология - совокупность мифологических представлений древних славян (праславян).Славянская мифология осталась неописанной. Свою роль сыграли отсутствие письменности и принятие христианства.Праславяне лепили своих богов из глины и вырезали из дерева, украшали самих богов и их жилища драгоценными камнями. После принятия Христианства на Руси в конце 10 века н.э. многобожие было запрещено.2.2. Представления древних славян об устройстве мира. На раннем утре своего доисторического существования славяне жили простой жизнью, какая устанавливается самой природой. Человек любил природу и боялся ее. В ней он находил живое существо, всегда готовое отозваться и на скорбь, и на веселье, и на нужды человека.
52.3. Пантеон славянских богов.Пантеон славянских богов делится на несколько уровней, в зависимости от предназначения богов.
Высший уровень славянской мифологии.
Сварог – Бог Неба. Ярила - Бог весны.Даждьбог - Бог плодородия. Это не от слова «дождь», это значит — «дающий Бог».Хорос.Перун — славянский Бог Грозы, грома и молнии. Стрибог – могучий дух ветра.
Более низкий уровень славянской мифологии.
РадогостСварожич - «Огонь – Батюшка». Лада – богиня любви и красоты. Леля и Лель — дочь и сын Лады .Чернобог. Велес - повелитель жизни и смерти.Морана – богиня подземного царства.Вий
Низший уровень– самый «населенный».
Низший не только потому, что к нему относятся представители нечисти, но еще и потому, что эти божества обитают близко к человеку: в доме, в лесу, в поле, в болоте, в водоемах. Вероятно, поэтому они не ушли из жизни человека.Существа в славянской мифологии Славянский эпос насчитывает большое число НЕЖИТИ - всего, что не живет человеком, что живет без души, но в виде человека. Домовой - дух дома, хозяин жилища.Есть много правил и примет по общению с домовыми:- Домовой плачет - жди беды, смеётся - к счастью; - Бывает, что ночью наляжет домовой спящему человеку на грудь или начинает душить. Бояться нечего - до смерти домовой никогда не задушит. - Приближение порчи домовой чувствует заранее. Если к вам в гости зашел недобрый человек с черными мыслями, то домовой начинает беспокоиться. - Иногда ваша кошка ложится на спину и начинает махать лапами по воздуху. Это ее щекочет домовой. Иногда кошка уставится в пустоту, и смотрит, как бы провожая кого-то взглядом. Вот этот невидимый путешественник и есть домовой. - Он помогает найти пропавшие вещи. Встаньте в угол и обратитесь к домовому: «Домовой, домовой, поиграй и отдай». Сестра мужа стала называться золовкой потому, что она должна обвести6 невесту вокруг печки и посыпать ее золой, получая согласие от него на проживание. Перед чумою, пожаром и войною домовые выходят из села и воют на выгонах. ЛЕШИЙ— хозяин леса.ВОДЯНОЙ- хозяин озер и омутов. РУСАЛКИ - существа, помогающие людям и оберегающие их. Восточные славяне верили совсем в других русалок – женских духов, заманивающих спутников. Такие русалки – души девушек, утопившихся от несчастной любвиКИКИМОРА - дух сна. УПЫРЬ (Вампир)БЕС (Чёрт)- славянское обозначение "без", например: без совести, без Бога, без чести.Душа таких людей не могла попасть в Рай. Они способны на все - от невинных шалостей, до убийств.ВЕДЬМА – ведунья, много знающая женщина.2.4. Образы славянской мифологии в русской литературеСлавянская мифология присутствует в фольклоре и в русской литературе, где чаще писатели обращались к представителям низшей славянской мифологии. Например А.С. Пушкин в стихотворении «Домовому», обращается к нему как к защитнику:Поместья мирного незримый покровитель,Тебя молю, мой добрый домовой,Храни селенье, лес, и дикий садик мой,И скромную семьи моей обитель… А в стихотворении «Бесы»,А.С. Пушкин показал их как существ, которые могут привести к гибели путников, застигнутых метелью в зимней степи:………………………..Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игреЗакружились бесы разны,Будто листья в ноябре…Сколько их! Куда их гонят7Чт
Материал ұнаса әріптестеріңізбен бөлісіңіз
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Материал іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз