Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
«Чур меня… Мифологические славянские образы в русской и региональной литературе»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Восточно-Казахстанская область, Зыряновский район
Тема:
«Чур меня… Мифологические славянские образы в русской
и региональной литературе»
Направление: филологическое, информационно-аналитическая работа
Автор проекта:
Кадырбаева Дарина,
Абишева Жансауле, 6 «Б» класс
КГУ «Средняя школа № 9 города
Зыряновска»
Руководитель проекта:
Саякова Гульмира Абитаевна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа №9 города Зыряновска»
2017 год.
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация ---------------------------------------------------------------------------- 3 стр
1.Введение ----------------------------------------------------------------------------- 4 стр
II. Основная часть ------------------------------------------------------------------- 5 стр
2.1. История славянской мифологии -------------------------------------------- 5 стр
2.2. Представления древних славян об устройстве мира -------------------- 5 стр
2.3. Пантеон славянских богов ---------------------------------------------------- 6 стр
2.3.1. Высший уровень славянской мифологии -------------------------------- 6 стр
2.3.2. Более низкий уровень славянской мифологии -------------------------- 6 стр
2.3.3. Низший уровень– самый «населенный» ---------------------------------- 6 стр
2.4. Образы славянской мифологии в русской литературе ------------------ 7 стр
2.5. Образы славянской мифологии в творчестве региональных писателей – 8-12
2.6 Результаты анкетирования ----------------------------------------------------- 12 стр
III. Заключение ------------------------------------------------------------------------ 13 стр
3.1. Вывод -------------------------------------------------------------------------------- 13 стр
3.2. Актуальность темы --------------------------------------------------------------- 13 стр
3.3. Рекомендации ---------------------------------------------------------------------- 14 стр
IV. Использованная литература -------------------------------------------------- 15 стр
2
АННОТАЦИЯ
Исследовательская работа включает в себя материалы о истории славянской мифологии, о представлениях древних славян об устройстве мира. Объектом исследования настоящей работы стали лирические произведения русских писателей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, а также региональных писателей и поэтов Сергея Снегирева, Нины Медведевой, Виктора Борзенкова, Александры Китляйн. В данных произведениях нашли отражение образы и мотивы славянской мифологии.
Авторы работы, тщательно изучив историю славянской мифологии, стараются найти ее воплощение в творчестве русских и местных зыряновских поэтов, понять причины обращения многих русских и региональных писателей и поэтов к истокам славянской мифологии.
Поиск решений на выдвинутые задачи проекта позволяет авторам сделать вывод, что процесс взаимовлияния, взаимообогащения литературы и мифологии никогда не прерывался, что славянская мифология, отражающая мировосприятие древних славян, не только проникла на страницы литературных произведений, но и живет в быту, обычаях, традициях современного человека.
Практическая значимость проекта заключается в повышении интереса учащихся к изучению славянской мифологии и произведений русской и региональной литературы. Выполнение исследовательской работы и практических заданий способствует расширению кругозора , развитию творческих способностей, повышению грамотности учащихся, а также формирует общеучебные умения и навыки:
- пользоваться словарями и справочниками,
- работать с медиасредствами,
- работать самостоятельно и в микрогруппах.
Данный проект в рамках учебных предметов (русский язык и литература) направлен и на развитие универсальных учебных действий обучающихся, что связано с задачами государственных образовательных стандартов.
3
1.Введение
Цель исследования: Исследовать обращение русских и региональных писателей и поэтов к Славянской мифологии, присутствие образов низшей славянской мифологии в их творчестве, а также влияние встреч с существами на судьбы героев произведений.
Задачи: 1) Изучить произведения русских и региональных писателей; 2) Историю появления мифологических существ в литературе; 3) Отражение мифологических существ в русской и современной региональной литературе
Объект исследования: Стихотворения А.С. Пушкина «Домовому», «Бесы»; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Морская царевна»; стихотворение Н.А. Некрасова «Пир ведьмы»; стихотворения Е.В. Курдакова «Леший», «Пряха»; книга Н. Медведевой «Танец горностая», книга А.Н. Китляйн «Дорогое мое Соловьево», сборник стихов «Окна в сад», сборник стихов «Бухтарминские радуги»
Предмет исследования: Мифологические славянские существа в русской и региональной литературе
Метод исследования:
- анализ научной литературы по данной теме,
- теоретический анализ художественных произведений русской и современной региональной литературы
- знакомство с Интернет-источниками.
- анкетирование
Гипотеза:
Если серьезно изучить славянскую мифологию, можно понять мировоззрение древних славян, раскрыть влияние мифологических традиций и их отражение в русской и современной региональной литературе
4
II. Основная часть
Тема: Чур меня… Мифологические славянские образы в русской и региональной литературе.
…Ведь выжили мы нечисть-то,
Она-то нас сердечнее.
Шалить – шалят, но с юмором,
А не с кровавой жаждою.
Вот нам бы меньше умничать
Да совести бы каждому!
Сергей Снегирев.
2.1. История славянской мифологии
Славянская мифология - совокупность мифологических представлений древних славян (праславян).
Славянская мифология осталась неописанной. Свою роль сыграли отсутствие письменности и принятие христианства.
Праславяне лепили своих богов из глины и вырезали из дерева, украшали самих богов и их жилища драгоценными камнями.
После принятия Христианства на Руси в конце 10 века н.э. многобожие было запрещено.
2.2. Представления древних славян об устройстве мира.
На раннем утре своего доисторического существования славяне жили простой жизнью, какая устанавливается самой природой. Человек любил природу и боялся ее. В ней он находил живое существо, всегда готовое отозваться и на скорбь, и на веселье, и на нужды человека.
5
2.3. Пантеон славянских богов.
Пантеон славянских богов делится на несколько уровней, в зависимости от предназначения богов.
-
Высший уровень славянской мифологии.
Сварог – Бог Неба. Ярила - Бог весны. Даждьбог - Бог плодородия. Это не от слова «дождь», это значит — «дающий Бог». Хорос. Перун — славянский Бог Грозы, грома и молнии. Стрибог – могучий дух ветра.
-
Более низкий уровень славянской мифологии.
Радогост Сварожич - «Огонь – Батюшка». Лада – богиня любви и красоты. Леля и Лель — дочь и сын Лады . Чернобог. Велес - повелитель жизни и смерти. Морана – богиня подземного царства . Вий
-
Низший уровень– самый «населенный».
Низший не только потому, что к нему относятся
представители нечисти, но еще и потому, что эти божества обитают
близко к человеку: в доме, в лесу, в поле, в болоте, в водоемах.
Вероятно, поэтому они не ушли из жизни человека.
Существа в славянской
мифологии
Славянский эпос насчитывает большое число НЕЖИТИ - всего, что не живет человеком, что живет без души, но в виде человека.
Домовой - дух дома, хозяин жилища. Есть много правил и примет по общению с домовыми:
- Домовой плачет - жди беды, смеётся - к счастью;
- Бывает, что ночью наляжет домовой спящему человеку на грудь или начинает душить. Бояться нечего - до смерти домовой никогда не задушит.
- Приближение порчи домовой чувствует заранее. Если к вам в гости зашел недобрый человек с черными мыслями, то домовой начинает беспокоиться.
- Иногда ваша кошка ложится на спину и начинает махать лапами по воздуху. Это ее щекочет домовой. Иногда кошка уставится в пустоту, и смотрит, как бы провожая кого-то взглядом. Вот этот невидимый путешественник и есть домовой.
- Он помогает найти пропавшие вещи. Встаньте в угол и обратитесь к домовому: «Домовой, домовой, поиграй и отдай».
Сестра мужа стала называться золовкой потому, что она должна обвести
6
невесту вокруг печки и посыпать ее золой, получая согласие от него на проживание.
Перед чумою, пожаром и войною домовые выходят из села и воют на выгонах.
ЛЕШИЙ— хозяин леса. ВОДЯНОЙ - хозяин озер и омутов.
РУСАЛКИ - существа, помогающие людям и оберегающие их.
Восточные славяне верили совсем в других русалок – женских духов, заманивающих спутников. Такие русалки – души девушек, утопившихся от несчастной любви
КИКИМОРА - дух сна. УПЫРЬ (Вампир)
БЕС (Чёрт) - славянское обозначение "без", например: без совести, без Бога, без чести. Душа таких людей не могла попасть в Рай. Они способны на все - от невинных шалостей, до убийств. ВЕДЬМА – ведунья, много знающая женщина.
2.4. Образы славянской мифологии в русской литературе
Славянская мифология присутствует в фольклоре и в русской литературе, где чаще писатели обращались к представителям низшей славянской мифологии.
Например А.С. Пушкин в стихотворении «Домовому», обращается к нему как к защитнику:
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес, и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель…
А в стихотворении «Бесы», А.С. Пушкин показал их как существ, которые могут привести к гибели путников, застигнутых метелью в зимней степи:
………………………..
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! Куда их гонят
7
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Н.А. Некрасов в стихотворении «Пир ведьмы» описывает ночной пир нечистой силы …………………..
Ветер свищет, ветер вьётся,
Воет бор, ревет ручей;
Вдаль по воздуху несется
Стая леших и чертей.
…………………….
В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Морская царевна» встреча русалки с царевичем приводит её к гибели:
Вот оглянулся царевич назад:
Ахнул! Померк торжествующий взгляд.
Видит, лежит на песке золотом
Чудо морское с зеленым хвостом;
2.5. Образы славянской мифологии в творчестве
региональных писателей.
К образам славянской мифологии обращался наш региональный поэт Евгений Курдаков. В стихотворении «Пряха» названы имена богов высшего пантеона: ……………….
Спас позабыто темнеет в углу,
Пряха прядет, словно молится богу,
Древнему Солнцу, Яриле, Сварогу,
Свету, глядящему с прялки во мглу.
В стихотворении «Леший», Е.В. Курдаков обращается к образу низшей славянской мифологии: …………………………
Но как знаток и выученик леса,
Его заветы древние храня,
Я прочь спешу от всех зазывов беса,
И бормочу тихонько – чур меня…
8
В книгах современных региональных писателей тоже встречаются образы низшей славянской мифологии.
В книге зыряновской писательницы Нины Медведевой «Танец горностая» показано их влияние на судьбы. Предлагаем отрывок из рассказа «Деревенские посиделки»:
«… Вот лежу я, не спится мне. Часы у них с боем, старинные пробили двенадцать…. И вдруг – навалилось на меня что-то мягкое, мохнатое, душное и теплое, как шуба с горячей печи… Я кричу, но меня никто не слышит… Вышла я в сени и тут увидела его – домового – темный и лохматый. Стоит он в углу, а глаза у него горят, как красные угольки…»
В стихотворении этой же писательницы, Нины Медведевой «Ты знаешь Горную Ульбинку?», герои – образы славянской мифологии восхищаются красотой Горной Ульбинки:
Ты знаешь Горную Ульбинку?
Там небо малое, с овчинку.
Там дух лесной, прекрасный Лель
Играет на своей свирели.
А на поляне Леший пляшет
Вприсядку с Бабою-Ягой.
Яга платочком ему машет
И костяной стучит ногой…
В стихотворении зыряновского же поэта Виктора Борзенкова «Леший», живущий в наших местных лесах, просит лирического героя, чтобы люди поубавили прыть, чтобы жизнь на Земле продолжалась как в прежние времена:
«Вот ответь-ка – спросил, -
Мил, хорош человек,
Сколько надобно сил,
Чтоб продлился мой век?
В лес – куда не пойдешь
Всюду гомон да шум,
9
И пожары кругом
Обложили меня,
Каждый день гончим псом
Я мечусь от огня.
Ты скажи там своим:
Поубавят пусть прыть,
А то где же другим
На Земле будет жить?
Свалят лес навсегда,
Повернут реки вспять,
Поздно станет тогда
Виноватых искать.»
В стихотворении еще одного зыряновского поэта Сергея Снегирева «Предновогодняя сказка» глазастая кикимора похожа на шутливую соседку.
Вечером в лесу я повстречал
Глазастую кикимору,
--- Привет!
--- Привет…
--- Что застучал? --- И
Взглядом так окинула.
Так хлопнула ресницами,
Что кожа вишь, «гусиная».
И чувство жажды сильное,
Хочу кричать «милиция!»
--- Ты что, родной?
Ведь лес кругом.
Дай лучше руку, сокол мой.
А вот за этим вот холмом
Мой дом --- и повела домой.
--- Мой дом --- твой дом.
10
Входи смелей,
У печки сядь: кваску испей.
Давно здесь не было людей.
Вот раньше было веселей!
Ты кто?
--- Турист.
--- Ну, ты даешь! Царевичи
Что ль вывелись?
К Яге-то в гости не зайдешь?
Совсем старуха выдохлась.
Ты первый вот забрел
В края наши нехожие.
Ну, и на вид-то ты орел!
Уйти вот так --- не гоже ведь!
Что началось тут! Как во сне
Русалки, ведьмы, лешие.
И я средь них. И надо мне
Хоть чем-нибудь потешить их.
И спел я им Семеныча,
Про Лукоморье ихнее.
Они же, умиленные, ---
В рюкзак подарки
впихивать.
Козявок всяких, корешков,
Волшебных ивовых прутков.
И гусли, и подковы,
И меч, почти что новый.
…
Ведь выжили мы нечисть-то,
Она-то нас сердечнее.
11
Шалить --- шалят, но с юмором,
А не с кровавой жаждою.
Вот нам бы меньше умничать
Да совести бы каждому!
А вот, в книге соловьевской писательницы А.Н.Китляйн «Дорогое мое Соловьево» приведены реальные истории. Приведем один отрывок:
«… В первый год происходило странное явление. Как только в доме гасили свет, кто-то мягкий, казалось, что это большой кот, прыгал с дивана в зале.
Сначала прислушивались к этому, как к чему-то случайному. А потом встревожились. Что это такое? Кто там прыгает в темноте? Естественно, свет зажигали и в темноте караулили. Никого. Стали об этом не только своим, но и чужим рассказывать. «А кошку первой в дом запускали, когда заселялись?» - спрашивали знающие люди. – «Нет, не запускали». Решили завести кошку. Одного, второго, третьего котенка приносят, не живут и все. Убегают из дома…»
2.6 Результаты анкетирования
Количество участников - 60
1. Ты веришь в нечистую силу?
ДА – 36 (60%), НЕТ – 24 (40%)
2. Ты когда-нибудь видел их?
ДА – 12 (20%), НЕТ – 48 (80%)
3. Где ты видел?
8 – ДОМА (13%) , 1 - В ЗЕРКАЛЕ (1,6%) , 1 - В ФОНТАНЕ (1,6%) ,
2 - НЕ ВИДЕЛ, НО СЛЫШАЛ И ВИДЕЛ ЕГО ДЕЙСТВИЯ (3,3%)
24 – НЕ ВИДЕЛ И НЕ СЛЫШАЛ, НО ВЕРЮ (40%)
24 – НЕ ВИДЕЛ, НЕ СЛЫШАЛ И НЕ ВЕРЮ (40%)
4. Видели ли их ваши знакомые?
ДА – 22 (36%), НЕТ – 38 (64%)
5. Кого видели твои знакомые и ты?
26 – ДОМОВОГО (43%), 1 – ПОХОЖ НА ВОДЯНОГО (1,6%),
1 – ЛЕШЕГО (В ЛЕСУ) (1,6%)
12
6. Как ты думаешь, какие они существа?
24 - ДОБРЫЕ, ЗАЩИЩАЮТ, ХРАНИТЕЛИ (40%)
4 - ЗЛЫЕ, ПУГАЮТ (6,6)
7. Как ты думаешь, что хотят донести до людей эти существа, когда
снятся людям или неожиданно появляются дома, в глухом лесу, в воде,
в болоте?
6 – ПРОСТО ПУГАЮТ (10%)
8 – НЕ ХОТЯТ ПУСКАТЬ НА СВОЮ ТЕРРИТОРИЮ (13%)
9 – ХОТЯТ, ЧТОБЫ ЛЮДИ БЫЛИ ДОБРЫМИ,
ЧЕСТНЫМИ, ЗАБОТЛИВЫМИ (15%)
8 – ХОТЯТ, ЧТОБЫ ЛЮДИ БЫЛИ ТРУДОЛЮБИВЫМИ И
ЧИСТОПЛОТНЫМИ (13%)
29 – ХОТЯТ, ЧТОБЫ НЕ ЗАГРЯЗНЯЛИ ПРИРОДУ (48%)
3. Заключение
3.1. Вывод
Таким образом, мы уверены, что присутствие мифологических образов переходит за границы литературных страниц, прочно входит в нашу жизнь и человек останется духовно-чистым, если будет видеть в этих существах своих добрых друзей, хранителей очага, хранителей природы.
У жителей Зыряновского района, живущих вдали от крупных городов, сохранилась духовная связь с мифологическими существами, ведь люди нашего района, люди нашей Восточно-Казахстанской области прочно связаны с первозданной природой, не зря наш край называют «Медвежьим краем».
3.2. Актуальность темы
В современном деловом мире с новыми программными технологиями, с научными открытиями, с новыми изобретениями люди все чаще стараются отправиться на лоно природы. Краеведы, писатели и поэты стремятся показать всю уникальность природы родного края, показать силу и широту души местных жителей, что немыслимо без изучения истории родного края, без изучения традиций и обычаев своих предков, без обращения к мифологическим источникам. И, главное, стремятся довести до сознания читателей основную идею
13
своих произведений: сохранить окружающий нас природный мир экологически чистым, в его первозданном виде.
Исследование может быть использовано на факультативных занятиях, во внеклассных мероприятиях, оно привлекает внимание к изучению произведений русской и региональной литературы.
3.2. Рекомендации
* Уделяйте больше внимания чтению художественных произведений русских и
региональных писателей, стараясь понять основную идею произведений!
* Учитесь читать вдумчиво, так как только вдумчивое чтение позволит сделать
какие-нибудь новые открытия!
* Не губите природу! Сохраните ее в первозданном виде!
* Вырабатывайте в себе лучшие человеческие качества!
14
Использованная литература:
● Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871). «Поэтические воззрения славян на природу» - Мифология Древней Руси.
● «Русская словесность: миф и литература» - учебник для 6 класса
● «Русская словесность. Хрестоматия» для 6 класса
● Нина Медведева «Танец горностая».
● А.Н. Китляйн «Дорогое мое Соловьево»
● «Окна в сад». Поэтическая антология, срез поэтического творчества города Зыряновска и Зыряновского района.
● «Бухтарминские радуги», сборник стихов.
15