Материалдар / Цифрлық әлеует-болашақ біздің потенциал

Цифрлық әлеует-болашақ біздің потенциал

Материал туралы қысқаша түсінік
Материал педагог-психологтың оқушылардың цифрлық әлеует бойынша жұмысы
ЖИ арқылы жасау
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

Работа педагога-психолога по развитию цифрового потенциала учащихся

Abtay E.

7M01105 Pedagogy.

2nd year master's student, specializing in educational management,

Department of Pedagogy and Educational Management,

Al-Farabi Kazakh National University

Scientific supervisor:

Senior lecturer Kudaibergenov Aliya Malikovna


Аннотация. В статье рассматривается роль педагога-психолога в развитии цифрового потенциала учащихся. Описываются методы повышения цифровой грамотности, формирования навыков безопасного поведения в онлайн-среде и развития умений работать с информационно-коммуникационными технологиями. Особое внимание уделяется психологической поддержке эмоциональной устойчивости в цифровом пространстве. Подчеркивается, что развитие цифрового потенциала становится важным направлением педагогико-психологической деятельности в условиях современного образования.

Ключевые слова: цифровой потенциал, педагог-психолог, учащийся, цифровая грамотность, психологическая поддержка.

Annotation. The article explores the role of the educational psychologist in developing students’ digital potential. It outlines methods for enhancing digital literacy, improving skills in working with information and communication technologies, and fostering safe behavior in online environments. Particular attention is paid to psychological strategies for supporting emotional resilience in the digital space. The study highlights the importance of digital potential development as a key area of psycho-pedagogical work in modern education.

Keywords: digital potential, educational psychologist, student, digital literacy, psychological support.

Особенностью современного времени является стремительно меняющаяся окружающая среда. Изменения, происходящие сегодня, кардинально отличаются от тех, что были ранее, и оказывают влияние на все уровни жизнедеятельности человечества. Основными характеристиками этих изменений являются непрерывность, ускоренность, динамичность и глобальность. В эту эпоху формируются новая экономика, политика и общество, основанные на информации и знаниях. Все эти факторы способствовали более широкому использованию термина «информационное общество». В опубликованных научных трудах представлены различные взгляды на данное понятие.



На современном этапе развития общества становится актуальным развитие цифрового потенциала будущих специалистов как составной части их базовой культуры. В связи с этим возникает необходимость глубокого анализа связей в системе человек — образование — культура.



Рассматриваемый вопрос требует более глубокого понимания понятия «информационная культура». Несмотря на то, что понятие «информационная культура» является относительно новым, существует множество различных подходов к его определению. На это влияют различные факторы: область исследования, роль информации в обществе, изменения содержания понятия и т.д. Кроме того, термин включает два понятия — «информация» и «культура», что требует их детального анализа, а также рассмотрения термина «информационное общество».



С 60-х годов ХХ века в развитых капиталистических странах, особенно в Японии и США, было признано, что информация и информационные ресурсы занимают особое место в обществе. Информационные ресурсы начали рассматриваться как фактор, определяющий развитие материального производства. Это привело к переоценке значения информации и информационных процессов в жизни общества. Термин «информационное общество» был введён профессором Токийского технологического института Ю. Хаяси. Основные черты информационного общества были изложены в отчётах Японского агентства экономического планирования и Совета по структуре производства: «Японское информационное общество» (1961 г.), «План информационного общества» (1971 г.). В этих документах говорилось о том, что компьютеризация позволяет человеку получать доступ к большому объёму информации и быстро её обрабатывать, благодаря чему он освобождается от рутинного труда, а производство выходит на новый уровень. Именно в этот период была сформулирована идея о том, что движущей силой развития общества становится не материальный, а информационный продукт. Вклад в развитие концепции информационного общества внесли такие учёные, как У. Мартин, М. Кастельс, М. Маклюэн, И. Масуда, Т. Стоунье [16].



Л.И. Арзамасова в своих трудах, анализируя определения данного понятия, выделяет два направления. Первое направление рассматривает особенности информационного общества через объём и качество накопленной информации, её доступность и открытость. Второе направление связывает информационное общество с фундаментальной ролью информации, с влиянием информационных ресурсов и новых технологий на развитие науки в социокультурном контексте.



Примем следующее определение: информационное общество — это социальная и футурологическая концепция, рассматривающая использование научно-технической и иной информации как главный фактор развития общества; общество, характеризующееся высоким уровнем производства, интересом к информации и информационным услугам [18].



Таким образом, информационное общество — это не только концепция, но и реальность, в которой основная роль принадлежит информации и информационным услугам. Следовательно, в условиях такого общества становится особенно актуальным развитие цифрового потенциала личности.



Несмотря на различные взгляды исследователей на данный термин, можно выделить его фундаментальные особенности:

  • изменение роли информации в жизни общества и её трансформация в ключевой ресурс социально-экономического развития;

  • превращение информационной индустрии в наиболее динамичную и доходную сферу производства;

  • активное использование интернета, информационных технологий, традиционных и электронных СМИ;

  • формирование глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие, доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах;

  • смена централизованных иерархических структур на гибкие сетевые модели управления и сотрудничества во всех сферах общества.



Информация признана важной и неотъемлемой частью жизни человека. Однако до середины ХХ века её влияние на государство и личность не подвергалось глубокому научному анализу. До этого периода слово «информация» отсутствовало во многих словарях.



По мнению Г.Л. Ильина, отношение человечества к информации изменилось после Второй мировой войны. Именно в этот период экономическое лидерство стало соотноситься с наличием глубоких знаний и способностью эффективно обрабатывать информацию, быстро развивая профессиональный потенциал [19]. Если ранее материальные и энергетические ресурсы были приоритетными, то сегодня информацию и знания рассматривают как главный стратегический ресурс, наряду с природными, финансовыми и трудовыми ресурсами.



Анализ литературы показывает, что понятие «информация» является сложным и многозначным. Существуют более 200 определений, в зависимости от области исследования. Слово «информация» происходит от латинского «informatio» — разъяснение, изложение. Этот феномен интересует представителей различных наук — философов, лингвистов, физиков, генетиков, социологов, историков и других. По мнению А.Н. Дулатовой и Н.Б. Зиновьевой, существует как минимум три философских подхода к понятию информации:

  1. информация как сфера коммуникации и инструмент научной рефлексии;

  2. как самоорганизующаяся система, регулирующая взаимодействие;

  3. как мера неоднородности распространения материи и энергии, фиксируемая в свойствах материальных систем.



Эти три подхода в современной теории известны как: коммуникационный, кибернетический и атрибутивный. Первый активно используется в таких науках, как психология, педагогика, лингвистика, журналистика; второй — в теории управления и связи, а третий — в информатике, особенно в технических аспектах передачи информации и кодировании сигналов.

Список использованной литературы:

1 Қазақстан Республикасының «Білім туралы»Заңы. 27.07.2007 ж.,

2 Қазақстан Республикасының білім берудің барлық деңгейінің мемлекеттік жалпыға міндеттібілім беру стандарттары. –31.10.2018 ж.,ҚР Білім және ғылым министрінің №604 бұйрығы

3 Қазақстан Республикасының ПрезидентіНұрсұлтан Назарбаевтың

«Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» атты мақаласы – Егемен Қазақстан, 12.04.2017ж.

4 «Цифрлы Қазақстан» мемлекеттікбағдарламасы.- 12.12.2017 ж., Қазақстан Республикасы Үкіметінің №827 қаулысы

5 Атаян А.М. К вопросу о формировании информационной культуры.



ЖИ арқылы жасау
19 Сәуір 2025
128
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі