Материалдар / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ МО 1 класс
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ МО 1 класс

Материал туралы қысқаша түсінік
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО 1 класс
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
05 Қаңтар 2024
341
2 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
450 тг 338 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Сагимбаева А.Е., Ермухамбетова М.А., Айтметова Ш.А.

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

для учителей 1 класса
уровня начального образования

АЛМАТЫКІТАП БАСПАСЫ

2023
1

Сагимбаева А.Е. и др.
Цифровая грамотность: Методическое руководство для учителей 1 класса уровня начального образования / А.Е. Сагимбаева,
М.А. Ермухамбетова, Ш.А Айтметова. – Алматы: АЛМАТЫКІТАП БАСПАСЫ, 2023. – 76 с.
© Сагимбаева А.Е., Ермухамбетова М.А., Айтметова Ш.А.., 2023
© ТОО «АЛМАТЫКІТАП БАСПАСЫ», 2023

2

ВВЕДЕНИЕ
Данное методическое руководство по предмету «Цифровая грамотность» создано в помощь учителю
1 класса. Рекомендации составлены в соответствии с требованиями, определенными Государственным общеобязательным
стандартом начального образования обновленного содержания и утвержденными Постановлением Правительства Республики
Казахстан.
Основные нормативные правовые документы, использованные при разработке пособия:
– Закон РК «Об образовании» (на основе Инструктивно-методического письма «Об особенностях учебно-воспитательного
процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2022/23 учебном году»);
– Государственный общеобязательный стандарт начального образования, утвержденный приказом Министра
просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 (с внесенными изменениями № 406 от 23 сентября 2022 года);
– Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 21 ноября 2022 года № 467 «О внесении изменений в приказ
Министра просвещения Республики Казахстан от 16 сентября 2022 года № 399 «Об утверждении типовых учебных программ по
общеобразовательным предметам и курсам по выбору уровней начального, основного среднего и общего среднего
образования».
– Приложение 2 к приказу Министра просвещения Республики Казахстан от 21 ноября 2022 г. № 467.
Главная цель национального проекта «Качественное образование «Образованная нация», утвержденного
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726, – повышение глобальной
конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих
ценностей. Важнейшая задача – интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся. Эти
приоритеты послужили основой для разработки данного пособия.
Учебно-методический комплекс «Цифровая грамотность» представлен электронным учебником и данным методическим
пособием.
Электронный учебник состоит из 4-х разделов, представленных 19 уроками.
Раздел 1. Информационный этикет (сквозная тема «Путешествие»). Раздел 2. Мой первый рисунок (сквозная тема
«Традиции и фольклор»). Раздел 3. Алгоритмы в нашей жизни (сквозная тема «Еда и напитки»). Раздел 4. Программирование
(сквозная тема «В здоровом теле – здоровый дух»).
Материалы, представленные в данных разделах, требуют от педагога специальной подготовки. Чтобы занятия
проходили максимально эффективно и интересно, авторским коллективом электронного учебника написано методическое
руководство.
Текст в электронном учебнике сопровождается иллюстрационным материалом: рисунками и схемами. Это поможет
ученику легче понять текст.
3

После каждой рассматриваемой темы есть задачи на закрепление. Практические и теоретические задачи чередуются
согласно цели урока. Если в целях имеются слова «научишься», «сохранить проект», то и на закрепление дается практическое
задание. Если же в целях предусмотрены слова «объяснить», «узнать», то, соответственно, задания будут предложены на
проверку теоретических знаний.
Кроме задач на закрепление в учебник внесены уровневые задания, составленные согласно таксономии Блума. Это
обосновывается тем, что ученики воспринимают информацию неодинаково. В каждом классе есть талантливые и одаренные
ученики, а также ученики, которые чуть медленнее воспринимают новую информацию. В таком случае учителя выручит
дифференциация.
Также нельзя забывать о критическом мышлении ученика. Для этого в электронном учебнике предложены открытые
вопросы, на которые учащиеся могут ответить по-разному. Каждый ответ имеет право быть «правильным».
В электронном учебнике хорошо раскрыты сквозные темы. Это отображается в основном в заданиях, иллюстрационных
материалах, примерах, что помогает привить ученику моральные ценности человеческой жизни.
Из чего состоит урок?
Каждый урок рассчитан на 40 минут. Первые 5 минут предназначены для актуализации знаний: в это время ученики могут
вспомнить пройденный материал, определить новые цели урока, ознакомиться с темой.
Эта часть урока плавно переходит в основную часть (середина урока), где идет работа по теме урока, излагается и
закрепляется новый материал.
В конце урока подводится итог, предлагается рефлексия. Данный этап может длиться 3–5 минут.
Как правильно начать урок?
Каждый урок начинается с актуализации знаний. Очень важно связать прошлый урок с настоящим, чтобы ученики могли,
опираясь на свои знания и опыт, знать отправную точку. Урок можно начать не только с наводящих вопросов, но и с разных
активити. В поурочных планах представлены всевозможные виды активити, игры и примеры наводящих вопросов. Атмосфера в
классе, настрой на дружбу, открытость и готовность к новым знаниям также определяются в начале урока.
Основная деятельность
В электронном учебнике вначале дается объяснение новой темы, затем идет закрепление. Текст новой темы
сопровождается иллюстрационными материалами, рисунками, схемами и т.п. Для новых слов и терминов есть глоссарий.
Желательно новые слова дать в начале урока, на отдельно распечатанной бумаге. Когда вы будете использовать в своей речи
эти слова, ученикам будет легче понять вас.
Учителю нужно обратить внимание не только на содержание предмета, но и на языковую деятельность. Она также важна.
Для этого предусмотрена работа в группе и паре (обсуждение, рассказ). Ученики правильно и часто должны использовать
новые термины в своей речи. Таким образом у них будет происходить формирование академического языка.
Ученикам 1 класса не рекомендуется задавать домашнее задание. Если педагог все-таки решил это сделать, то следует
убедиться, что дома у ребенка есть все необходимые инструменты (компьютер, интернет, т.п.). Тогда задание будет выполнено.
4

Оценивание – неотъемлемая часть учебного процесса. Оно используется для выявления того, на каком этапе обучения
находится ученик. Оценивать можно себя и учеников. Когда оцениваете учеников, важно дать качественный feedback. Это
поможет в будущем дополнять пропущенные знания.
Формативное оценивание проводится в течение учебного процесса. Баллы и показатели уровней должны указываться
как «информация» о знании учащегося. Формативное оценивание осуществляется через рекомендации учителя, самооценку и
взаимооценку. Рекомендации учителя делаются для улучшения уровня знаний учащихся. Самооценка помогает самостоятельно
понять допущенные пробелы или ошибки. Взаимооценка формирует у учащихся умение объективно выражать свое мнение,
предлагать альтернативные варианты решения проблемы, вместе находить правильные ответы через рассуждение.
В 1 классе оценивание проводится сначала по одному критерию, потом – по двум критериям, а затем – по трем.
Примеры формативного оценивания
Ассоциация – измерение знаний цветными шарами, смайликами и т.п. Например, «Волшебные смайлики».

Технология «Дерево Блоба»

Предложите ученикам выбрать любого человечка. Каждый номер, который указан на человечке, может дать информацию
о ребенке (на данный момент).
Цифры 1, 3, 6 и 7 означают, что он мотивированный и сильный человек, который не боится препятствий;
5

2, 11, 12, 18, 19, что он хорошо ладит с людьми, всегда готов помочь близким и поддержать их;
4, что он больше всего любит упорядоченную жизнь, хочет достичь успеха, не прилагая особых усилий;
5, что он устал, у него нет мотивации, чувствует слабость;
3, 21, что ученик часто страдает из-за чрезмерной замкнутости, он очень сдержаный и не очень любит разговаривать;
9, что ученик счастливый, ему нравится веселиться;
10, 15, что ученик стабильный, принимает все так, как есть, он радуется тому, что у него есть;
8, что ученик акцентирует внимание на себя, ему кажется, что весь мир вращается вокруг него;
4, что это подавленный в эмоциональном плане человек;
20, что это самоуверенный человек, настоящий лидер, который стремится, чтобы все прислушивались к его мнению;
16, ученик от кого-то (от чего-то) сильно устал;
17, ученик любит быть в центре внимания.
В виде рефлексии «Закончи предложение»
• сегодня я узнал… .
• было интересно….
• я понял, что… .
После каждого раздела в электронном учебнике есть материал, чтобы ученики могли проверить свои знания и
умения.

Обучение одаренных учеников
Ученик может быть одарен в конкретной области и не проявлять особых талантов в других областях. В электронном
учебнике даны четыре абсолютно не похожих друг на друга раздела. Ребенок может по-разному относиться к различным темам.
Например, ему может понравиться раздел «Алгоритмы в нашей жизни» или раздел «Программирование». На каждом уроке
рекомендуется обращать внимание на эмоциональную активность ученика.
6

Инструментарий для дополнительной поддержки обучения
В электронный учебник, расположенный на онлайн-платформе, включены и тексты, и видеоуроки, и задания на
закрепление, и уровневые интерактивные задания.
Необходимое оборудование. В электронном учебнике «Цифровая грамотность», согласно Типовой программе,
предусмотрены теоретические и практические занятия. Практические занятия рекомендуется проводить в компьютерных
кабинетах.
В изучении программы курса первокласснику понадобятся электронный учебник, тетради (в клетку), компьютеры,
программное обеспечение Paint и Scrath.
* Если учитель – молодой специалист, нужно обязательно заполнять таблицу рефлексии после каждого урока. Так
можно проследить за успехами детей.

Долгосрочный план по реализации Типовой учебной программы
по предмету «Цифровая грамотность»

Разделы долгосрочного плана
(сквозные темы)*

Раздел 1. Информационный этикет
(сквозная тема: «Путешествие»)

Темы предмета

III четверть
Путешествие в кабинет
информатики. Сохраняем свое
здоровье

Цели обучения

1.1.1.1 соблюдать правила поведения во
время работы за компьютером для сохранения
своего здоровья;

Основные устройства компьютера 1.1.1.2 называть основные устройства
компьютера.
Информация вокруг нас
1.1.2.1 определять виды информации по
способу восприятия
Источники и приемники
1.1.3.1 различать виды информации по форме
информации
представления;
1.1.3.2 приводить примеры каналов связи,
источников и приемников информации во
время ее передачи.
Знакомство с Интернетом
1.1.4.1 приводить примеры использования
сети
Интернет в жизни человека;
1.1.4.2 рассуждать, что не вся информация,
7

Раздел 2. Мой первый рисунок
(сквозная тема: «Традиции и
фольклор»)

Фигуры

Действия с фигурами

Раздел 3.
Алгоритмы в нашей жизни
(сквозная тема: «Отдых и хобби»)

IV четверть
Алгоритмы в нашей жизни

Знакомство со Scratch
Раздел 4.
8

размещаемая в сети достоверна и полезна;
1.1.4.3 определять опасности передачи личной
информации при общении в сети Интернет.
1.2.1.1 использовать стандартные фигуры для
создания изображения;
1.2.1.2 выбирать основной цвет на палитре
для создания изображения;
1.2.1.3 выбирать цвет фона на палитре для
создания изображения;
1.2.1.4 изменять контур фигуры при ее
создании;
1.2.1.5 изменять заливку фигуры при ее
создании.
1.2.2.1 использовать формы и параметры для
выделения фрагмента изображения;
1.2.2.2 использовать инструменты: Копировать,
Вырезать,
Вставить
при
создании
изображения;
1.2.2.3 использовать инструмент Повернуть
или Отразить при создании изображения;
1.2.2.4 использовать инструмент Заливка
цветом для создания изображения.
1.3.1.1 объяснять понятия алгоритм, действие и
команда;
1.3.1.2 определять исполнителя и систему его
команд для создания алгоритма;
1.3.1.3 приводить примеры применения
различных видов алгоритмов в жизни.
1.4.1.1. выбирать Спрайт из библиотеки для
фигуры персонажа;
1.4.1.2. выбирать фон из библиотеки для
сцены.

Программирование
(сквозная тема: «Здоровое поколение –
будущее страны»)

Моя первая программа

1.4.2.1. реализовать алгоритм по готовому
сценарию в игровой среде программирования
(Scratch (скретч));
1.4.2.2. разрабатывать линейный алгоритм в
игровой среде программирования (Scratch
(скретч)) по условию задачи;
1.4.2.3. создавать, сохранять и открывать
проект в игровой среде программирования.

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Цифровая грамотность», 1 класс
Итого: 19 часов, в неделю – 1 час.

п/п

Раздел/
Сквозные темы

Темы урока

Цели обучения

Количество Сроки
часов

ІІІ четверть
1

2

Путешествие в
мир
информатики.
Сохраняем своё
здоровье
Основные
устройства
компьютера

1.1.1.1 соблюдать правила поведения во
время работы за компьютером для
сохранения своего здоровья;

1

1.1.1.2 называть основные устройства
компьютера

1

9

Прим.

3
4

Раздел 1. Информационный
этикет
(сквозная тема
«Путешествие»)

Информация
вокруг нас

1.1.2.1 определять виды информации по
способу восприятия;

1

Источники и
приемники
информации

1.1.3.1 различать виды информации по
форме представления;
1.1.3.2 приводить примеры каналов связи,
источников и приемников информации во
время ее передачи;
1.1.4.1 приводить примеры использования
сети Интернет в жизни человека;
1.1.4.2 рассуждать, что не вся
информация, размещаемая в сети
достоверна и полезна;
1.1.4.3 определять опасности передачи
личной информации при общении в сети
Интернет;
1.2.1.1 использовать стандартные
фигуры для создания изображения;
1.2.1.4 изменять контур фигуры
при ее создании;
1.2.1.2 выбирать основной цвет на
палитре для создания изображения;
1.2.1.3 выбирать цвет фона на
палитре для создания изображения;
1.2.1.5 изменять заливку фигуры
при ее создании;
1.2.2.1 использовать формы и
параметры для выделения фрагмента
изображения;
1.2.2.4 использовать инструмент
Заливка цветом для создания
Изображения;
1.2.2.2 использовать инструменты:
Копировать, Вырезать, Вставить при
создании изображения;
1.2.2.3 использовать инструмент

1

5

Знакомство с
интернетом

6

Учимся
рисовать

7

Заливка фигуры

8

9

Раздел 2.
Мой первый рисунок
(сквозная тема
«Традиции и фольклор»)

Фрагмент
изображения

Действия с
фигурами

10

1

1

1

1

1

10
11
12
13

Раздел 3.
Алгоритмы в нашей жизни
(сквозная тема «Отдых и
хобби»)

14

15
16

17

18

19

Раздел 4.
Программирование
(сквозная тема:
«Здоровое поколение –
будущее страны»)

Понятие
алгоритма
Исполнители
алгоритмов и
система команд
Виды
алгоритмов
Творческие
задания
Моя первая
программа.
Выбор
персонажа
Фон для
проекта
Моя первая
программа.
Изменение
действий
персонажа
Моя первая
программа.
Давать команды
– легко!
Сохранение
программы.
Практическая
работа
Творческие
задания

Повернуть или Отразить при создании
изображения;
1.3.1.1 объяснять понятия алгоритм,
действие и команда;
1.3.1.2 определять исполнителя и систему
его команд для создания алгоритма;

1
1

1.3.1.3 приводить примеры применения
различных видов алгоритмов в жизни
Закрепление навыков по разделу.

1

1.4.1.1. выбирать Спрайт из
библиотеки для фигуры персонажа;

1

1.4.1.2. выбирать фон из библиотеки для
сцены;

1

1.4.2.1. реализовать алгоритм по
готовому сценарию в игровой среде
программирования (Scratch (скретч);

1

1.4.2.2. разрабатывать линейный
алгоритм в игровой среде
программирования (Scratch (скретч) по
условию задачи;
1.4.2.3. создавать, сохранять и открывать
проект в игровой среде
программирования (Scratch (скретч);

1

Закрепление навыков по разделу.

1

11

1

1

Примерное краткосрочное планирование уроков
___________________________________
(наименование организации образования)
Поурочный план, или краткосрочный план для педагога организации среднего образования

Урок 1

Раздел

Раздел 1. Информационный этикет (сквозная тема:
«Путешествие»)

ФИО педагога
Дата:
Класс:
Тема урока

Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Путешествие в кабинет информатики. Сохраняем своё
здоровье
Цели обучения в соответствии с учебной
1.1.3.1 соблюдать правила поведения в кабинете информатики
программой
Цели урока
Соблюдать правила поведения в кабинете информатики.
Ход урока
Этап урока/ Время
Действия педагога
Действия ученика
Оценивание
Ресурсы
1. Начало урока
Организационный
Ученики располагаются,
Формативное
Игровой мяч или
Актуализация
момент.
образуя круг. Один
оценивание (ФО)
шар.
жизненного опыта.
Знакомство с учениками.
ученик кидает мяч
словесное
Разные способы
Целеполагание
Активити «Давай
другому. Учащийся,
поощрение.
знакомства с
знакомиться».
который поймал мяч,
классом.
говорит имя. Далее
вспоминаем имя того, кто
кинул мяч первым,
передает его обратно.
Задаёт наводящие
вопросы:

Примерные ответы:
12

ФО умение
ориентироваться в

– Какое оборудование вы
видите в кабинете
информатики?
– Как вы думаете, что мы
будем изучать?

2. Середина урока

Рассказывает, что такое
цифровая грамотность.
Знакомит с определением
«компьютер».
– В кабинете информатики
важно соблюдать правила
безопасности. Предлагает
познакомиться с ними в эл.
учебнике.
Давайте подумаем, как
можно сохранить свое
здоровье, работая на
компьютере. Как сделать
так, чтобы компьютер
служил долго?
Научимся соблюдать
определенные правила при
работе за компьютером.

Компьютеры, доска,
проектор, шнуры
(кабели), переключатели,
модем, экраны
(мониторы), шкафы,
книги и т.д.
Будем изучать, как
устроен компьютер, как
компьютер понимает
человека, как
компьютеры
взаимодействуют между
собой и т.д.
Ученики слушают и
запоминают.

Отвечают на заданный
вопрос, рассматривают
рисунки, обсуждают их.
Ученики смотрят на
рисунки и запоминают
правила ТБ.
Также ученики могут
самостоятельно
придумать
дополнительные правила
поведения (дежурство в
классе, равномерное
13

пространстве;
имеет общее
представление как
устроен компьютер.

ФО умение слушать, Эл. учебник
может донести
другим свою мысль
(идею);
может придумать
правила поведения Правила ТБ в
в классе.
классе
(можно приготовить
небольшую
презентацию).

Объясните все правила по
порядку.
Объясните причины и
последствия соблюдения
этих правил.
– Знаете ли вы?
1) На поверхности
клавиатуры живет очень
много бактерий.
Тщательно мой руки до и
после работы за
компьютером и ухаживай
за ним.
2) Неправильная работа за
компьютером плохо влияет
на зрение. Расстояние от
глаз до экрана монитора
должно быть не менее 60 –
70 см. Вытяни руку вперед
– указательный палец
должен едва дотягиваться
до монитора.
3) Нельзя долго сидеть за
компьютером, через
каждые полчаса работы
необходимо делать
перерыв. Упражнения для
глаз и рук помогут тебе
снять усталость.
Можно спросить детей, что
они знают.

деление учебников,
конструкторов по партам,
прикрепить
определенный
компьютер, на котором
каждый будет работать и
т.д.).

ФО умения строить
высказывание,
правильно передать
полученную
информацию
(оценивается
функциональная
грамотность:
интерпретация
информации).

Ученики по рисункам
объясняют друг другу
правильность/
14

Эл. учебник

неправильность
соблюдения правил ТБ.
3. Конец урока
Рефлексия

Прием «Незаконченное
предложение».
Педагог начинает
предложения:
«Сегодня я узнал… .
Было интересно… .
Я понял, что….»
Пример домашнего
задания:
Для закрепления темы
дома возможно
ситуационное задание: что
делать, если в кабинете
информатики появился
запах гари? (Поделись
своими действиями с
друзьями, родителями.)

Ученики продолжают
каждое предложение.

15

ФО самооценивание Можно приготовить
(дать ребенку
слайд на
возможность
рефлексию.
оценить себя с
помощью
рефлексии).

(наименование организации образования)
Поурочный план, или краткосрочный план для педагога организации среднего образования
Урок 2
Раздел

Раздел 1. Информационный этикет (сквозная тема:
«Путешествие»)

ФИО педагога
Дата:
Класс:
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Тема урока
Основные устройства компьютера
Цели обучения в соответствии с учебной
1.1.1.2 называть основные устройства компьютера
программой
Цели урока
Познакомить с частями компьютера, научиться правильно
включать и выключать компьютер, работать с мышкой.
Ход урока
Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

1. Начало урока
Актуализация
жизненного опыта.
Целеполагание

Организационный
момент.
Напоминает ученикам о
правилах безопасности.
Спрашивает, что они
запомнили из прошлого
урока.
Задает вопросы:
- Из чего состоит
компьютер?

Слушают педагога,
вспоминают материал
прошлого урока,
рассказывают.

ФО словесное
поощрение

Части компьютера

Ученики, если знают
ответ на вопрос или
показываемую часть
компьютера, называют.
16

2. Середина урока.
Работа по теме урока

- Как называется …
(показывает на
определенную часть
компьютера, просит, по
возможности, ответить).
Показывает части
компьютера, называет их.
Использует рис. 1
электронного учебника.
Наводящие вопросы:
– Что такое компьютер?
– Из чего состоит
компьютер?
– Как работает компьютер?

Демонстрация
включения и
выключения
компьютера

Демонстрирует детям
правильное включение и
выключение компьютера.
После включения
компьютера педагог может
поверхностно
«пробежаться» по
программам, рассказать:
– о рабочем столе;

Ученики называют
каждую часть
компьютера вслух и
запоминают.
Примерные ответы:
1) Это электронное
устройство, способное
выполнять разные
задачи;
2) монитор, системный
блок, мышка, клавиатура;
3) быстро выполняет
разные задачи без
ошибок, работает только
через электричество
и т.д.
Ученики, внимательно
слушая учителя,
повторяют за ним
следующие действия:
• включают компьютер;
• нажимают на кнопку
мышки;
• выделяют различные
программы с помощью
мышки;
17

ФО уровень
развития речи;
умение рассказать,
что такое
компьютер, из чего
он состоит.

Эл. учебник

ФО умения
правильно включить
и выключить
компьютер.

Проектор для
демонстрации
включениявыключения
компьютера,
рабочего стола.
Карточки с
рисунками (в случае
отсутствия
интернета).

– о корзине;
– показать разные
программы на рабочем
столе.
Отличная возможность
показать программы,
которые будут изучаться
на уроках.
Например,
Это программа Scratch.
С ее помощью можно
создавать игры.
Браузер помогает зайти в
интернет и т.д.
Ориентируйтесь на класс.
Если «сильных» детей
больше, покажите больше
программ. Если понимаете,
что класс не справится с
большим количеством
информации, объясните
только самое
необходимое.
Предложите детям игру на
компьютере.
Обучение навыкам
Включите детям игру, где
управления мышкой и
нужно быстро управлять
работы на компьютере. мышкой. Например, игра
«Поймай зайца».

• перетаскивают разные
объекты (например,
корзину) по рабочему
столу.
Самостоятельно
выключают компьютер.

Ученики в игровой форме
учатся управлять
мышкой и работать на
клавиатуре.

Практические задания
18

Компьютер

ФО умения работать
мышкой и
клавиатурой;
правильно
выключать
компьютер.

3. Конец урока
Рефлексия

Практические задания
помогут закрепить урок
(если времени
недостаточно, можно
задать как домашнее
задание).
(Можно предложить
работу в паре.)
– Что больше всего
понравилось?
– Что больше всего
запомнилось?
– Что еще ты хотел бы
узнать?

Выполняют задания
электронного учебника.

Эл. учебник

Отвечают на вопросы,
ФО словесное
высказывают свое
поощрение
мнение.
Пример домашнего
задания
Дома ученики могут
познакомиться с рабочим
столом операционной
Системы, чтобы
рассказать на
следующем уроке, что
находится на рабочем
столе.
Например, на рабочем
столе находятся часы,
календарь, разные
программы, папки и
файлы, фоновый рисунок
и т.д.

Можно подготовить
слайд для
рефлексии.

19

______________________________
(наименование организации образования)
Поурочный план, или краткосрочный план для педагога организации среднего образования
Урок 3
Раздел
ФИО педагога
Дата:
Класс:
Тема урока
Цели обучения в соответствии с
учебной программой
Цели урока

Раздел 1. Информационный этикет (сквозная тема: «Путешествие»)
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Информация вокруг нас
1.1.2.1 определять виды информации по способу восприятия
Знать. что такое информация, способы восприятия информации.
Ход урока

Этап урока/ Время
1.Начало урока

Действия педагога
Организационный
момент.
Наводящие вопросы:
- Расскажи, откуда ты
получаешь новые
знания.
- Можно ли их назвать
информацией?

2. Середина урока
Изучение нового
материала

По рисункам эл.
учебника педагог
объясняет детям о

Актуализация
жизненного опыта.
Целеполагание

Действия ученика
Ученики отвечают на
вопросы.
Примерные ответы:
1)
- в школе,
- из книг,
- смотрю телевизор,
- слушаю радио,
- из журналов (газет)
2)
- Да/нет
Ученики по рис.1
предлагают варианты
ответов.
20

Оценивание
ФО умения слушать
других учеников;
сотрудничать.

Ресурсы
Эл. учебник

ФО умение объяснить
слово «информация»;

Эл. учебник

значении слова
«информация», как и где
можно ее получить.
Далее по рис.1
рассказывает о видах
информации и способах
ее восприятия.
Убедитесь, что ученики
запомнили значение
слова «информация» и
поняли способы
восприятия информации.
Задает вопрос:
- Знаешь ли ты, где
можно хранить
информацию?
Работа по новой теме Педагог объясняет
выполнение задания
«Обсуди». Уточняет, что
задание выполняется по
группам.

знание о способах
восприятия
информации.

Ученики отвечают на
вопрос. Высказывают
свою точку зрения.
Работа в группе:
1 группа определяет
предмет, свойства,
способы восприятия
информации (рисунок красный перец).
2 группа определяет
предмет, свойства,
способы восприятия
информации (рисунок пирожное).
3 группа определяет
предмет, свойства,
способы восприятия
информации
(рисунок - лимон).
21

ФО умение обосновать
свои ответы.
Критерий
оценивания:
умеют аналитически
мыслить;
могут донести другим
свою мысль (идею).

Эл. учебник
Тетрадь
(ученическая)

3. Конец урока
Рефлексия

4 группа определяет
предмет, свойства,
способы восприятия
информации (рисунок ёжик).
Ученики записывают в
рабочую тетрадь предмет,
свойства, способы
восприятия информации.
«Поиграй в учителя!»
Каждая группа выбирает
ФО принцип
Попросите каждую группу по одному представителю, взаимооценивания.
придумать по три
который будет играть роль
вопроса, касающихся
учителя. Представитель
изученного материала.
каждой из групп выходит к
Можно использовать
доске и ведет часть урока,
вопросы стр.19:
задавая вопросы другим
1. Что такое
ученикам.
информация?
2. Какие способы
восприятия информации
существуют?
3. Через какой орган
чувств человек получает
большее количество
информации?

____________________________
22

Эл. учебник

(наименование организации образования)
Поурочный план, или краткосрочный план для педагога организации среднего образования
Урок 4
Раздел
ФИО педагога
Дата:
Класс:
Тема урока
Цели обучения в соответствии с
учебной программой
Цели урока
Этап урока/ Время
1. Начало урока
Актуализация
жизненного опыта.
Целеполагание

2. Середина урока
Изучение нового
материала

Раздел 1. Информационный этикет (сквозная тема: «Путешествие»)
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Источники и приемники информации
1.1.3.1 различать виды информации по форме представления;
1.1.3.2 приводить примеры каналов связи, источников и приемников информации
во время ее передачи
Знать, что такое каналы связи, источники и приёмники информации.

Ход урока
Действия педагога
Действия ученика
Организационный
Ученики рассматривают
момент.
рисунок, говорят свои
Педагог предлагает
варианты.
ученикам рассмотреть
Возможные ответы:
рисунок, просит назвать,
- в интернете;
откуда можно получить
- из газет/журналов;
информацию.
- в новостях;
- и т.д.
Задает наводящие
Ученики дают различные
вопросы:
варианты ответов. Все
- Кто является
участвуют в обсуждении.
источником информации? Приходят к общему
- Кто является
мнению, что:
приёмником
- источником информации
информации?
является тот, кто сообщает
её;
23

Оценивание
ФО умения
аналитически мыслить;
слушать других
учеников.

Ресурсы
Эл. учебник

ФО умения участвовать
в обсуждении,
высказывать свою
точку зрения;
знания, кто является
источником
информации и

Эл. учебник
Презентация

- Как мы принимаем
информацию?
Объясняет ученикам о
том, какая информация
может быть по форме
представления.

Работа по теме урока

Объясняет рисунок 1
«Путь информации» (эл.
учебник) и приводит
примеры.
І. Педагог просит
учеников рассмотреть
рисунки и назвать формы
представления
информации.
ІІ. Предлагает по рисунку
определить форму
представления
информации, источник и
приёмник информации,
назвать.
Педагогу важно отметить,
что источником
информации является
семья.
ІІІ. Предлагает ученикам
рассмотреть ситуации:
1. Ученик читает книгу.

- прёмником информации
является человек, который
слушает, смотрит,

приемником
информации.

наблюдает,

- мы принимаем
информацию через каналы
связи.
Слушают педагога, задают
вопросы, приводят свои
примеры.
Ученики рассматривают
рисунки и предлагают
разные варианты ответов.
В итоге они должны прийти
к единому мнению.
Ученики рассматривают
рисунок и отвечают.

1 группа: определяет
источник информации,
приемник информации и
24

ФО словесное
оценивание.
ФО умения
аналитически мыслить;
донести другим свою
мысль (идею); слушать
других учеников.

Эл. учебник

3. Конец урока
Рефлексия

2. Сауле и Арман
разговаривают по
телефону.
3. Арман просыпается
от звонка будильника.
Ставит задачи: в каждой
ситуации определить
источник информации,
приёмник информации и
канал связи (можно
разделить класс на три
группы).
Подводит итог по
разделу.
Для закрепления
материала можно
использовать задания
рубрики «Проверь себя».
Далее педагог подводит
итог по разделу:
«Информационный
этикет»
Домашнее задание
(устно ответить на

канал связи в
предложениии: «Ученик
читает книгу.».
2 группа – в
предложениии: «Сауле и
Арман разговаривают по
телефону.».
3 – в предложениии:
«Арман просыпается
от звонка будильника.».

ФО понимание нового
материала,
взаимооценивание
(могут оценить
смайликом).

Учитель читает задание,
ученики определяют
правильный вариант
ответа, дают ответы на
логические задания.

ФО «Да – нет».

вопросы эл. учебника)

1. Какие источники
информации есть у тебя
дома?
Назови их.
2. Что такое канал связи?
Какие каналы связи ты
знаешь?

25

Эл.учебник

3. Можно ли получить
информацию на улице?
Расскажи.
__________________________________
(наименование организации образования)
Поурочный план, или краткосрочный план для педагога организации среднего образования
Урок 5
Раздел

Раздел 1. Информационный этикет (сквозная тема:
«Путешествие»)

ФИО педагога
Дата:
Класс:
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Тема урока
Знакомство с интернетом
Цели обучения в соответствии с учебной
1.1.4.1 приводить примеры использования сети Интернет в жизни
программой
человека;
1.1.4.2 рассуждать, что не вся информация, размещаемая в сети,
достоверна и полезна
1.1.4.3 определять опасности передачи личной информации при
общении в сети Интернет
Цели урока
Узнать, что такое интернет и каковы его возможности, правила
безопасности в сети Интернет.
Ход урока
Этап урока/ Время

Действия педагога

1. Начало урока
Актуализация
жизненного опыта.
Целеполагание

Организационный
момент.
Вопросы для детей:
– Что такое информация?
– Откуда мы ее получаем?

Действия ученика

Оценивание

Отвечают на вопросы.
Обсуждают между собой
ответы.

ФО умения
аналитически
мыслить; донести
другим свою мысль
(идею);

26

Ресурсы

слушать других
учеников;
навыки
сотрудничества.
2. Середина урока

Объясните детям что такое
интернет, его возможности,
как и где используется, в
чем его польза.
Для объяснения
используется материал
учебника.

Ребята слушают/смотрят
новую тему, затем
отвечают на вопросы.

ФО знание
принципов работы
электронной почты.

Педагог предлагает
поиграть в игру.
Если у педагога имеются
более интересные идеи,
мо
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!