Материалдар / Диалог. Монолог.
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Диалог. Монолог.

Материал туралы қысқаша түсінік
Орыс тілі мұғалімдеріне
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
22 Желтоқсан 2017
515
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Существует два типа связной речи: диалогическая (или диалог) и монологическая (монолог).

Диалог — беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно — спросить о чем-то и вызвать на ответ, побудить к какому-то действию.

Монолог — связная речь одного лица. Цель монолога — сообщение о каких-то фактах.

Диалог по стилю в основном разговорная речь. Разговорная речь, пишет Л. В. Щерба, «состоит из взаимных реакций двух общающихся между собой индивидов, реакций нормально спонтанных, определяемых ситуацией или высказыванием собеседника. Диалог — это в сущности цепь реплик». Монолог, как правило, речь книжного стиля. «...В основе литературного языка, — продолжает Л. В. Щерба, — лежит монолог, рассказ, противополагаемый диалогу — разговорной речи... Монолог — это уже организованная система облеченных в словесную форму мыслей, отнюдь не являющихся репликой, а преднамеренным воздействием на окружающих. Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке...».

Каждая в отдельности реплика участников диалога не имеет законченного смысла, но все они воспринимаются в «диалогическом единстве».

Рассмотрим примеры:

Летим уже двенадцать часов... Сели в эвенкийском поселке... Подходит какой-то парень в меховой кухлянке.

Слушай, — говорит, — сколько человек может сесть на этот самолет?

Человек двадцать, — отвечаю.

А тридцать может сесть?

Наверное, может.

А сорок?

Сорок не может.

Ну, спасибо. (В. Осипов.)

В этом диалоге наблюдаем диалогическое единство между вопросительной и повествовательной речью. А вот пример диалогического единства между повествовательной и побудительной речью:

Слышим, кто-то ходит около палатки. Кто же это? Вдруг в окно показалась голова медведицы.

Медведь! — закричал радист.

Стреляй! — кричу я радисту. — Только не в нее, а мимо. (М. Водопьянов.)

Возможно диалогическое единство между вопросительной, повествовательной и побудительной речью:

Понятно, что со всеми этими делами Шишкину вовсе не до занятий было... Вот мать придет с работы и спросит:

Ты уроки сделал?

Нет еще. Сейчас буду делать.

Садись сейчас же.

Сейчас, сейчас, мамочка, только покормлю черепаху. (Н. Носов.)

В диалогической связной речи часто используются неполные предложения, пропущенные члены которых домысливаются говорящими из ситуации речи, и очень часто используются полные предложения стандартной конструкции (штампы) разговорного стиля: «Не может он не прийти» (т. е. «Он непременно придет»), «Станет он работать!» (т. е. «Не будет он работать»), «Дождешься от вас помощи!» (т. е. «Вы не окажете помощи»), «Нашел мастера!» (т. е. «Он плохой мастер»), «Нужна мне твоя игрушка!» (т. е. «Я не брал твоей игрушки»), «Я тебе возьму!» (т. е. «Я запрещаю тебе брать») и др. Предложения такого строения не употребляются в монологической речи.

Диалогическую речь дети усваивают довольно легко, так как ежедневно слышат ее в быту.

При описании чего-либо, при повествовании или рассуждении о чем-либо используется монологическая форма речи. Различие между этими типами речи определяется типом логической связи предложений внутри контекста. Монолог сообщает о фактах действительности, а факты действительности всегда находятся во временной или причинно-следственной связи (отношениях) друг с другом.

Временная связь может быть двоякой: факты действительности могут находиться в отношениях одновременности или последовательности. Сообщение о фактах, существующих одновременно, называется описанием.

Сообщение, в котором факты следуют один за другим, называется повествованием. Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях, называется рассуждением.

О. А. Нечаева в работе «Функционально-смысловые типы речи» показывает разницу между тремя указанными типами монологической речи на таких примерах.

«На стволах обклеванных воробьями вишен блестела горячая смола. Крепко пахло смородиной, ромашкой, полынью, замшелая крыша сарая была в дырах, и из этих дыр тянулись поверху и исчезали в листве деревьев какие-то тонкие веревочные провода». (А. Гайдар.)

Это — монолог-описание, здесь перечислены одновременно существующие факты: обклеванные вишни с горячей смолой на стволах, запах смородины, ромашки и полыни, замшелая крыша сарая в дырах и тянущиеся из этих дыр и исчезающие в листве деревьев веревочные провода. Перечисление этих фактов и рисует картину сада.

О. А. Нечаева переделывает этот отрывок (пытаясь сохранить в какой-то мере его тему) так, чтобы привлечь внимание не к предметам, находящимся в саду, а к действиям, которые там могут происходить: «На стволах обклеванных воробьями вишен блестела горячая смола. Она липла к рукам и одежде работавших в саду ребят: они протягивали веревочные провода от дыр замшелой крыши сарая к деревьям».

Это уже — монолог-повествование, здесь один за другим перечисляются факты-действия: блестела горячая смола, смола липла к рукам и одежде ребят, ребята протягивали веревочные провода от дыр замшелой крыши сарая к деревьям.

На тему данного отрывка можно построить и монолог-рассуждение; в рассуждении нужно установить причину какого-либо явления и прийти на основе этого к определенному выводу. Здесь может быть несколько рассуждений:

«Так как стояли жаркие дни, то на стволах вишен выступила горячая смола, крепко пахло смородиной, ромашкой, полынью». «Крыша сарая была замшелая, в дырах, значит, сарай был заброшен, давно не ремонтировался». «Из дыр тянулись поверху и исчезали в листве деревьев какие-то тонкие веревочные провода, следовательно, здесь хозяйничали ребята».

В монологической речи используется все многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые и делают речь связной: предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладеть ею для передачи своих сообщений, надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями. Пока ребенок не научится строить простые распространенные и сложные предложения, его речь не может быть связной. Значит, обучение разным типам монологической речи — это прежде всего обучение грамматике — синтаксису.

На это обращал внимание еще И. И. Срезневский. Он писал: «Изучение главных основных предложений особенно важно для того, чтобы вникать в мысли сложные, выражающиеся не иначе, как многими предложениями, которые должны быть связаны в одно целое, в один период... Соединение частей выражается посредством особенных слов и выражений, которые своим значением определяют взаимную зависимость частей мысли. Поэтому значение этих особенных слов и выражений должно быть объяснено детям основательно...».

И. И. Срезневский отмечал также, что «детям обыкновенно трудно складно говорить именно потому, что им недостает уменья управляться с частицами».

«Особенные слова и выражения», «частицы», о которых говорил И. И. Срезневский, — это служебные слова — предлоги и союзы (потому что, несмотря на то что, если и др.), которые дети должны усвоить, чтобы их речь могла быть связной. Монологической речи детей учить трудно, потому что они редко слышат ее в повседневной жизни в речи взрослых: в разговоре с детьми взрослые чаще всего используют форму диалога.

Между тем «...монологу надо учить. В малокультурной среде только немногие, люди с тем или иным литературным дарованием, способны к монологу; большинство не в состоянии ничего связно рассказать».

Начинать учить монологу в школе поздно: предварительные навыки монологической речи надо развить до школы. Тем ответственней задача воспитателя детского сада, который обязан приложить усилия, чтобы найти целесообразный дидактический материал для обучения детей монологу — описанию, повествованию, рассуждению.

Итак, уже в раннем возрасте ребенок слышит связную родную речь. Сначала это обращенные к нему короткие реплики, а затем сказки, рассказы, монологическая речь взрослых. Усваивает речь ребенок в процессе вычленения из связной речи элементов языка — звуков, морфем, слов, предложений; он запоминает место каждого элемента языка в связном контексте, что и составляет процесс развития чувства языка. Работа по развитию чувства языка начинается в раннем возрасте с предречевых тренировок, описание которых дается в следующем параграфе.































Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!