2024-2025 оқу жылына арналған
Қысқа мерзімді сабақ жоспарларын жүктеп алғыңыз келеді ме?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен жасалған
Материалдар / диалоговое обучение

диалоговое обучение

Материал туралы қысқаша түсінік
Диалоговое обучение» в серии последовательных уроков физики в 7 классе
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

«Диалоговое обучение» в серии последовательных уроков физики в 7 классе

Образование вне диалога превращается
в искусственную, мертвую систему.
М.М. Бахтин

ВPicture 1 какой бы форме не проходил урок , центральное место в нем занимает диалог . Диалог - форма речи, состоящая из процесса обмена информацией между участвующими в нем сторонами. Смысл самого диалога – в его результате. Без контакта с другими людьми нет обучения творческому, диалоговому взаимодействию, являющемуся показателем социально-психологической приспособленности человека, уровня его коммуникативной компетентности, что является одной из основных задач современного образовательного процесса. В диалоге ученики (а также их учителя) являются рав­ноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и ис­пытывающие и развивающие то, что Мерсер (2000) описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования.

ЯShape1

рис.1. Диалог в группе

зык – наш основной инструмент коллективного осмысления опыта. В действительности, обучение опосредовано через диалог и степень, в которой учащиеся воспринимают взаимосвязь и согласованность в их классной работе, может существенно зависить от того, как эта деятельность опосредована диалогом. Разговор с учителем и другими учениками – возможно, важнейшее средство обеспечения вовлеченности учащегося в деятельность и способствующее развитию их понимания. Моя практика в школе является подтверждением тому, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию.

Диалог... Я раньше никогда не задумывалась, что на уроках физики необходимо применять – диалог на каждом уроке. По другим методам работы на уроках в основном много говорит учитель. При этом его речь монотонна. Учащиеся во время монолога учителя слушают, только изредка отвечают на вопросы. Как при таких методах работы, можно чему –то научить детей? Да, соглашаюсь можно научить знаниям, но нельзя научить детей думать, развивать свою речь в разговорах и дебатах, отстаивать свою точку зрения . Современный учитель должен на уроке заинтересовать ученика, повышая его мотивацию к учебе. Этим целям способствует Программа , ожидаемыми результатами которого является сформированность у учеников навыков обучения тому как обучатся и, как следствие становление их независимыми , самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением , проявляющими компетентность в цифровых технологиях. Считаю , что первое место на уроке должен занимать - диалог. Диалог должен быть между учителем и учеником; учеником и учителем; учеником и учеником. Однако картина на моих уроках до прохождения данной Программы была иная. 70 процентов на уроке занимала моя речь. Во время прохождения практики использовала исследовательскую беседу. При вовлечении в исследовательскую беседу ученики размышляют вслух: выдвигают гипотезы и рассуждают. В диалогах с учениками, чтобы получить их ответы, я ждала 7 секунд. За это время ребята находили правильный ответ . Мне было трудно выслушать ученика , не делая ему замечание .

Picture 2 Shape2

рис.2. Диалог «учитель-ученик»

Для меня такой подход был непривычен, вместе со своими учениками училась и я. Училась не доминировать, училась не навязывать свои мысли, не ждала от них ответа, которого ждала только я. Оказалось, что этот метод очень удобен и важен для опроса учащихся. Мне пришлось поработать над собой, я слишком много говорю на уроках. Я посмотрела на себя со стороны, оказывается, я на уроках говорю авторитарно-серьезным тоном, со строгим выражением на лице. Конечно, с таким подходом учащиеся не будут чувствовать себя на моих уроках комфортно и им не понравятся мои уроки. Сменила все это на теплую улыбку на лице и доброжелательный тон в голосе. Я стала чаще улыбаться на уроках, дети заметили перемену в учителе, потянулись ко мне. И при разнообразии методов в преподавании уроков, я заметила повышение мотивации к учебе. Применяла располагающие к обстановке психологические настрои, тренинги, физминутки. Дети видели во мне собеседника, который не будет их отчитывать, наоборот будет вести беседу с ними как с равными людьми. Конечно, для построения конструктивного диалога необходимы вопросы. Изучив «Руководство для учителя», во время презентаций в группе на первом этапе обучения , я поняла, что необходимо задавать ребятам вопросы высшего и низкого порядка. Но, чтобы задать ребятам такие вопросы, их для начала нужно было подготовить. Значит мне, учителю, сначала необходимо научиться их продумать. На уроках я использовала вопросы побуждающего, апробировающего, переориентационного характера. Постановка таких вопросов способствовала у моих учеников развитию уважение к идеям друг друга, дети стали учиться друг у друга, открылся неподдельный интерес, и положительные эмоции в учебе, любознательность, а у А. стимул к исследованию. В диалоге учитель должен направлять учащихся, корректировать ответы, помогать акцентировать внимание на важных аспектах. Таким образом, на уроке учитель является рефлективным агентом

Данный метод показал, что «совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:

  • позволяет ученикам выражать свое понимание темы;

  • помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;

  • содействует аргументированию учениками своих идей;

  • пPicture 3 омогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения

УShape3

рис.3. Диалог в тренинге

чащиеся на первом уроке при работе в парах чувствовали себя не очень комфортно. Сказывалось отсутствие сотрудничества в классе. Я применила для поднятия настроения и психологического настроя видеоролик «Мост», для сплочения класса тренинг – диалог

( использовала вопросы как бы вы поступили?). Да девочкам

было трудно говорить друг другу добрые пожелания, девочки в классе делятся на две конкурирующие группы и соперничают друг с другом. На уроке при каждом удобном моменте я старалась вывести детей на диалог, необходимо для понимания темы и развития разговорной речи.

ПPicture 5 онимаю, что диалог очень важен именно в подростковом возрасте, когда учащийся может выразить свою точку зрения, аргументируя свой ответ конкретными примерами, а также проявить свои личные качества, не замкнуться в себе, не бояться высказаться, даже, если ты чувствуешь сомнение в правильности ответа. Shape4

рис.4. «Интервью»



При проведении лабораторной работы на уроке по теме «Проверка закона Архимеда» использовала взаимооценивание. Дети должны были выполнить задание, затем в парах проверить друг друга, обсудить и найти правильные ответы. Здесь происходит диалог между учениками «Ученик-ученик. Во время парной работы также шло происходило взаимодействие между учениками. В конце урока провела тестирование по теме урока с помощью тестирующего устройства. На каждом уроке я использовала оценочные листы, где учащиеся ставили оценки за различные формы работы, используя при этом следующие формы оценивания: самооценивание и взаимооценивание по критериям. Ознакомление с критериями происходило до начала работы. Для оценивания применяла критериальное оценивание. Дети сами видели, как они ответили на вопросы теста. Критерии оценки в начале урока были озвучены, поэтому они знали, какую оценку им ставить. Групповая работа, применялась для того, чтобы, дети, обучая, и, консультируя друг друга, понимали процесс обучения и активно включались в диалог. При подготовке кластеров все члены группы обсуждали план ответа, предлагали идеи, все были активны, заинтересованы на уроке. В диалоге «ученик-ученик» я не увидела на уроке пассивного поведения учащихся, и учащиеся не просто получали готовую информацию, а учились учиться сами.

Shape5

рис.4. Диалог в паре

Диалоговое обучение создает благоприятные условия для раскрытия способностей ребенка и, в первую очередь, для

тех учеников, которые чувствуют стеснительность, нерешительность. На протяжении всех уроков я наблюдала за учащимися и видела изменения в их поведении и их отношению к обучению. Дети вели себя по-другому: они могли, не стесняясь, задавать вопросы друг другу, просить помощи даже у тех ребят, с которыми они не дружат. Теперь я убедилась в том, что диалог на уроке способствует формированию знаний, стимулирует учеников к выражению своих мыслей и идей, а самое главное- можно определить насколько усвоил ученик тему. На уроке «Воздухоплавание» дети оценивали друг друга, так, ученику К. за работу на уроке дети поставили «3»,обосновав тем, что он на уроке был неактивен и никаких идей не подавал. Я опросила К., проверила письменную работу. Убедила ученика, что оценка, поставленная группой правильна, так как К. недостаточно работал на уроке.

Я думаю, самый хороший способ понять и оценить ребенка - это диалог с правильно поставленными вопросами. Именно, подойдя индивидуально к каждому ребенку, можно узнать уровень его понимания нового материала и оценить объективно на каком этапе находится ученик.

Размышляя о своей реакции на «неверные» ответы учащихся, думаю, что, реагирую «правильно». Например, если ответ ученика «неверный», я не говорю об этом резко и категорично. Могу в этом случае обратиться к классу с вопросом: есть другие мнения? Или к этому же ученику: подумай еще, и.т.д. Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Практически на всех уроках мною использовались разные виды беседы. Старалась больше использовать исследовательскую беседу, в которой ученики учатся думать вместе. В дальнейшем, буду развивать на своих уроках исследовательскую беседу, создавая на уроке проблемную ситуацию. При диалоговом обучении «учитель-ученик» была создана атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, дети вели себя свободно, активно участвовали в обсуждениях. Применяя различные виды опроса, я старалась охватить всех учащихся и вести диалог со всем классом, и самое главное - уделять одинаковое внимание всем детям на уроке.

Практика в школе дала мне возможность осмыслить свое преподавание, а именно: отношение к диалогу на уроке. Если раньше я требовала от своих учеников точного мгновенного ответа, оценивала конкретность и правильность ответа, не добиваясь от учеников рассуждений по выбору ответа. На уроках я стала меньше говорить. Помогала ученикам с помощью наводящих вопросов, а также опорных сигналов, алгоритмов активно участвовать в диалоге, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения. Я видела, как учащиеся меняются, как исчезают у них барьеры, как свободно они выступают перед классом, имея право на ошибку. Я и дальше буду совершенствовать диалоговое обучение на уроке, акцентрируя свое внимание на диалоге, который построен в виде дискуссии, дебатов, в центре которого поиск истины самими обучающимися. Так как я проводила уроки в 7 классе, мне не удалось использовать диалог для исследования, выработке умения синтезировать учебный материал. Над этим мне необходимо работать. Результативность урока заключается не только в знании и понимании обучающимися учебного материала, но и в умении создать свое решение. В дальнейшем, в своей практике главной задачей считаю обучение детей полноценному участию в диалоге, планирую через диалоговое обучение повысить уровень мышления учеников и развитие их речевых навыков .



По итогам проведенной работы могу сделать вывод:

Я считаю, что диалоговое обучение является самым доступным, наиболее эффективным и самым распространённым на сегодня методом обучения, единственно, что необходимо помнить учителю, что должны больше говорить ученики, чем он, тогда добьётся большего успеха от учеников. Надо дать ученикам высказаться и быть позитивно настроенными на их ответы, тогда ученики в благодарность будут раскрываться, и будут заинтересованными на вашем уроке.

В будущем считаю нужным увеличить время на высказывания от трех до семи секунд, что предоставит возможность ученикам увеличить продолжительность ответов учеников, появится больше желающих выступать, то есть добровольцев, появятся новые вопросы учеников.

 После проведения данных уроков я заметила некоторые изменения в своих учениках:

-стремление к самосовершенствованию,

- они стали открытыми к изменению своего мнения другими учащимися, то есть стали менее болезненно воспринимать несогласие с их мнением;

-сумели признать множественные истины, то есть, напротив, осознавать, что его мнение не совсем корректное в данной ситуации;

- появилось стремление к сотрудничеству, они стали приходить друг другу на помощь при решении проблемных вопросов;

-появился более демократичный стиль общения, то есть ребята стали развивать равенство между собой, нет лудших и худших;

-появилась позиция «наравне», учащиеся стали более лояльно относиться к мнениям других и понимать, что любое мнение важно выслушать, каким бы оно ни было;

-стало развиваться адекватная самооценка,

-ребята научились слушать (понимать),

-у ребят стали появляться словесные воздействия: просьба, ободрение, удивление, объяснение.



Использованная литература:

1.Интернет- ресурсы (сайт http://www.erudition.ru/referat/printref/id.19110_1.html)

2.Руководство для учителя (третий базовый уровень)

3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998.









2


06 Ақпан 2019
437
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі