Алменова Гульжан
Турдакуловна
Методист «КГКП Ясли-сад
№80»
Тема: Дидадактические игры
на логическое мышление для дошкольноное обучение (старших
дошкольников)
Мышление является высшим познавательным
процессом. Оно представляет собой порождение нового знания,
активную форму творческого отражения и преобразования человеком
действительности.
В познавательную деятельность ребенка очень рано
включается речь. С включением речи у детей начинает развиваться и
логическое мышление. В связи с этим одним из способов формирования
глубоких знаний и высокой познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста является развитие логического
мышления. Логическое мышление - это умение оперировать словами и
понимать логику рассуждений.
Развитие логического мышления проходит две
стадии: на первой, начиная с 5 лет, преобразование одной внутренней
позиции в другую совершается естественным образом или с посторонней
помощью, а на второй осуществляется уже
самостоятельно.
Развитое логическое мышление позволяет человеку
свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и
результативно осуществлять деятельность.
Дошкольники с развитым мышлением быстрее
запоминают материал, более уверены в своих силах, легче
адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе, умение
рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить
замыслы рисунков, конструкций. Интеллектуальный труд очень нелегок,
и учитывая возрастные особенности, мы должны помнить, что основной
метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации -
игра.
Логическое мышление в старшем дошкольном возрасте
можно развивать с помощью различных комплексов упражнений, серии
занятий дидактических игр, которые являются одним из самых
эффективных способов его развития.
Сущность дидактической игры заключается в том,
что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной
игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом
определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как
практическую, игровую, это повышает его умственную
активность.
-
Игра «Волшебники».
Цель: развивать мышление, воображение. Игровой
материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических
фигур.
Описание: детям раздаются листы с изображением
геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный
рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч,
снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований:
кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну
геометрическую фигуру. Победителю вручается символический
приз.
-
Игра «Логические концовки».
Цель: развивать логическое мышление, воображение,
способность к анализу.
Описание: детям предлагается закончить
предложения:
-Лимон кислый, а сахар... (сладкий). -Ты ходишь
ногами, а бросаешь... (руками).
-Если стол выше стула, то стул... (ниже
стола).
-Если два больше одного, то один... (меньше
двух).
-Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то
Сережа... (вышел позже Саши).
-Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче
реки).
- Если сестра старше брата, то брат... (младше
сестры). -Если правая рука справа, то левая...
(слева)
-Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а
девочки... (женщинами).
3.
Игра «Полезно - вредно».
Цель: развивать мышление, воображение, умение
анализировать.
Описание: рассмотреть какой-либо объект или
явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны,
например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют
воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо,
потому что корни растений могут сгнить от переизбытка
влаги.
-
Игра «Посади цветы».
Цель: развивать мышление. Игровой материал и
наглядные пособия: 40 карточек с изображениями цветов с разной
формой лепестков, размера, цветом сердцевины.
Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на
клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на
квадратную - цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную - все
большие цветы.
Вопросы: какие цветы остались без клумбы? Какие
могут расти на двух или трех клумбах?