Материалдар / «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего возраста»
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

«Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего возраста»

Материал туралы қысқаша түсінік
ДОКЛАД
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
20 Желтоқсан 2017
557
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Ясли-сад №62« Нұрсәуле» гстана











ДОКЛАД

по теме: «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего возраста»













Подготовила: Учитель русского языкаАзенова Б.А.































Астана,2017.



"Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет".К.Д.Ушинский

Я, Азенова Бахыт Адильбековна -учитель русского языка ясли- сада №62 Нурсауле г. Астанабщий стаж моей работы 26,7 лет, из них более 3,5 года я проработала в вышеназванном учреждении.Методическая тема самообразования «Развитие речи младших дошкольников через дидактические игры».Еще Макаренко говорил:« Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу…» Основная цель работы заключалась в выявлении влияния дидактических игр на формирование речи у детей младшего возраста как средства общения с окружающими и способствование созданию условий для развития речи детей, формированию грамматически правильной речи дошкольного возраста посредством использования дидактических игр. Использование дидактических игр способствовало решению следующих задач:1.Развитие понимания речи2. Привитие самостоятельности, активности мышления и речи у детей. 3. Активизация и обогащение словарного запаса детей. 4. Обучение простым формам монологической и диалогической речи. Актуальность Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение языками. Язык – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Владение языком является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Дети овладевают языком через дидактические игры - общаясь, воспринимая речь, и разговаривая друг с другом. Во все времена огромное внимание уделялось развитию речи. Мысли о необходимости развития речи у детей содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов, таких как Сократ и Платон, К. Д. Ушинский, В.В.Виноградов и другие. И сейчас в наше современное время проблема развития речи у детей не остаётся без внимания.В своей практической деятельности использую следующие виды дидактических игр:
  • игры с предметами
  • настольно-печатные игры
  • словесные
Каждая игра в свою очередь решает воспитательные задачи:
  • развивает культуру речевого общения;
  • воспитывает нравственные качества;
  • формирует этические представления и нравственные чувства.
Дидактические игры с мячом, деревянными конструкторами, кубиками, игрушками развивают внимательность, так в игре «Мяч бросай и животных(фрукты, транспорт) называй» можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. Этой же цели служит игра игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)», которая проводится индивидуально. В свободное время дети охотно играют в эти игры.Своё общение с детьми мы строили так, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать. Благодарным материалом для развития устной речи детей является тема «Животные». (Слайд 8). Здесь мы предлагаем игры «Животные и их детеныши», «Кто как разговаривает?», «Чей домик?» или «Кто где живет?» и «Чья голова?». В игре «Животные и их детеныши» обращается внимание детей на различные способы словообразования. Слова целесообразно разделить на три группы: -Слова, в которых основа слова, обозначающего взрослое животное, сохраняется неизменной (у козы - козленок, у гуся - гусенок). -Слова с чередованием согласных в корне (у медведя - медвежонок). -Слова с различной основой слова (у овцы - ягненок). Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных - это добавление суффиксов, что отражено в игре с мячом «Скажи ласково» , где педагог, объяснив правило образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов, называет первое слово (например, стол), а ребенок - второе (столик). Существительные для проведения этой игры лучше сгруппировать по сходству окончаний. Глагольный словарь является основой фразы и мыслительной деятельности человека, и группируется по следующим разделам: Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет). (Слайд 9).
  • Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает). 
  • Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит). 
  • Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется). 
  • Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает). 
  • Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается). Глагольный словарь хорошо закрепляется в играх с мячом. Часто детям
с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Например, педагог, бросая мяч, произносит прилагательное, а ребенок, бросая мяч обратно, называет прилагательное с противоположным значением (горячий - холодный, острый - тупой, грязный - чистый). Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший - плохой», «маленький - большой». (Слайд 10).Мы последовали совету ведущего специалиста в области логопедии Л.Г. Парамоновой, которая рекомендует «отрабатывать» признаки предметов по смысловым группам: •Величина - большой (маленький), высокий (низкий), широкий (узкий). •Форма - круглый, овальный, продолговатый, квадратный, четырехугольный. •Цвет - основные + промежуточные (оранжевый, голубой, серый). •Вкус - горький, сладкий, соленый, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный. •Запах - приятный, неприятный, смолистый, цветочный. •Температура - холодный, горячий, теплый, прохладный. •Материал, из которого сделан предмет - деревянный, стеклянный, железный. •Принадлежность предмета - мамин, папин, лисий, медвежий. •Другие признаки - шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный. Проводили работу по этим направлениям с опорой на наглядность (часто натуральную), закрепляя употребление в речи прилагательных. Дети часто допускали ошибки в образовании множественного числа имен существительных. Особенно трудно дети усваивали те формы множественного числа, при образовании которых наблюдается чередование согласных в корне слова (ухо - уши) или выпадение гласных (день - дни). Для упражнения в образовании форм множественного числа использовалиигру с мячом «Один-много», а согласование существительных с числительным отрабатывать в игре «Веселый счет». Игра «Где мяч?» помогала закрепить в речи детей правильное употребление предлогов. ЗаключениеПроводящаяся работа показала, что создание оптимальных условий применения дидактических игр, для расширения словаря, позволяет находить новые пути и методы, что, в свою очередь, создает базу для качественного обучения дошкольников.Анализ результатов работы показал, что включение различных видов дидактических игр и игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешному развитию речи у детей дошкольного возраста. Использование предложенной нами серии игр и упражнений в работе показало эффективные результаты по формированию лексико-грамматического строя речи у детей, развития фонематического восприятия, связной речи целью оценки эффективности проведенного обучения, по его окончании, мы провели контрольное исследование. (Слайд11). В результате обработки данных, полученных в ходе повторного проведения диагностических методик после обучения, было выявлено следующее: повысился речевой уровень детей.





Мы полагаем, что предложенная нами работа с использованием дидактических игр поможет как родителям, так и воспитателям детских садов.(Слайд 12).





Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!