Материалдар / Дидактические игры на уроках в начальной школе
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Дидактические игры на уроках в начальной школе

Материал туралы қысқаша түсінік
Дидактические игры на уроках в начальной школе
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
05 Наурыз 2021
423
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Дидактические игры на уроках в начальной школе


Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. Игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений. Иногда игры соотносятся с материалом: игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры, псевдосюжетные игры.

 

Игра и учеба — это две разные деятельности, между ними имеются зна­чительные качественные различия. Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление по­ведением. Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки.

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

- дидактическим целям;

- организационной структуре;

- возрастным возможностям их использования;

- специфике содержания.

2. По характеру педагогического процесса бывают:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические и другие.

3. По характеру игровой методики делятся на:

- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры -драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

Цель  игры  - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный  урок  способны  захватить  ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь.

Игра учит. Следовательно, это средство обучения.

Игра «Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

Огород парк море школа столовая зоопарк

Гря_-ка доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка

Кали-ка берё-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка



К.Д.Ушинский писал: «Для дитей игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Учебная  игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности

При раскрытии сущности  игровой технологии следует выделить следующие компоненты:

мотивационный;

ориентационно-целевой;

содержательно-операционный;

ценностно-волевой;

оценочный.

Эти компоненты включают ряд структурных элементов, которые представлены в таблице.

Игра «Клички»

Цель: Формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имён

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов.

Шар, Стрела, Орёл, Рыжий, Звезда

Составить предложения:

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК,РЫЖИК,ЗВЕЗДОЧКА

4.Детям очень нравятся такие задания, как:

-Заменить словосочетания, одним словом.

-промежуток времени в 60 минут.

-военнослужащий, стоящий на посту

-ребёнок, любящий сладкое

-Очень смешной фильм.

-Распредели слова на две группы.

-Найди родственные слова. Выдели корень.

-Закончи предложения.



У Ромы и Жоры есть----

Однажды они пошли----

Вдруг из кустов---

Потом дети долго вспоминали как—



Составить рассказ по опорным словам

Зима снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Проведение игры требует большого мастерства от учителя. Перед игрой учитель должен доступно изложить её сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса.



Компоненты игровой технологии
во взаимосвязи со структурными элементами игры

 Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Например: «Давайте представим себе, что наша  экспедиция оказалась в Архангельской области…

Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…»,  (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.

Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…), 

 Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации, во-вторых, правила межличностных отношений. 

Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия (слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.

Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии (слайд 8) представляют собой ступени от игры-забавы к  игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

 Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра – это:

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации   деятельности учащихся;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

- способствует преодолению пассивности учеников;

- способствует усилению работоспособности учащихся.

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра

Я считаю, что одним из условий, при котором игровые технологии  эффективны, является желание детей играть.  Готовясь к выступлению, я провела в своём классе анкетирование, с целью  выявления отношения их к игре в учебной деятельности.

                  – Нравится ли тебе играть на уроке?

                  – На каких уроках тебе хотелось бы играть?

                  – Как ты любишь больше играть один или с друзьями?

                  – Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?

Анализ анкет показал (слайд 12):

                  – Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения. (15 уч 1 отсутствовал)

                  – Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта  игра им интересна. (11 из 15)

                  – Более предпочтительна для детей групповая форма игр. (14)

                  – Большинство учащихся хотят в игре побеждать. (12)

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Особенно большое поле деятельности в применении игр и игровых моментов именно в начальной школе.

Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообрази­тельность. Многие из них требуют умения построить высказывание, сужде­ние, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий -организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

По мере усвоения программного материала игру можно усложнять. Учи­тель увеличивает количество предметов для ее проведения, ускорив темп, заменив наглядный материал игры на словесный, введя соревнование по ря­дам и т.д.

К игре надо готовить различные игровые атрибуты или игровое обору­дование. Игровыми атрибутами могут служить буквы, наборное полотно, карточки, наборы картинок, игрушки, плоды, предметы домашнего обихода, геометрические фигуры, песочные часы, колокольчик, флажок для выделе­ния коллективного победителя.

Необходимо продумать форму организации детей в процессе игры, обес­печив активность каждого участника. Игры чаще всего проводятся за парта­ми, когда играющие все одновременно манипулируют различными предме­тами.

Успех игры во многом зависит от четкого объяснения правил. Вначале целесообразно разъяснить детям игровое задание, а потом способ его выпол­нения. Тогда ребята поймут, почему надо выполнять правила.

После того как все дети усвоят правила, можно передать руководство игрой одному из ребят. Это приучает детей к самостоятельности, умению слушать товарища.

Учителя должен интересовать результат игры, который является показа­телем уровня усвоения детьми знаний, степени сформированности навыков, способности применять знания. Кроме того, результат игры показывает, ус­тановились ли положительные взаимоотношения в коллективе.

По окончании игры педагог подводит итог, определяет вместе с детьми победителя, указывает на допущенные ошибки, высказывает уверенность в том, что потерпевшие неудачу смогут в следующий раз выиграть, если будутболее внимательными, ловкими, находчивыми, своевременно придут на по­мощь товарищу.

В своей работе используем следующие дидактические игры:

«Ромашка»

Цель: проверка усвоения детьми видов бумаги и ткани. Учитель рассказывает о том, что царица полевых цветов Ромашка сшила себе платье, лепестки которого сделаны из самых различных материалов, а каких, сама Ромашка не знает. «Мы с вами можем назвать эти материалы? А если закрыть глаза и взять лепесток в руки, то можно ли определить материал, из которого он сделан?» — спрашивает учитель. Детям демонстрируется ро­машка, лепестки которой изготовлены из бумаги, ткани, картона, полиэтиле­на и других материалов. Учащиеся с закрытыми глазами определяют матери­ал, из которого изготовлен лепесток, рассказывают об основных свойствах названного материала.

«Лепим фигуры»

Цель: передать форму выбранного животного, соблюдая пропорции; выле­пить фигурку животного (зайчика, собаки, котенка).

Загадываются загадки:

На дворе сидит,

Дом сторожит,

Кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака)

Дети отгадывают, учитель выставляет игрушку-собачку и спрашивает: «Акак вы догадались?» Дети объясняют (словами загадки).

Мохнатенький, усатенький,

Есть начнет — песни поет. (Котенок)

Проводится аналогичная работа.

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку — тык, тык! (Зайчик)

Выясняется, как ученики узнали, что это зайчик.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умствен­ной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодоле­вают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В.А. Сухомлинский писал:

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного разви­тия. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребен­ка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательно­сти».

 



Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!