Материалдар / Дидактический материал на тему "Синтаксис ПП"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Дидактический материал на тему "Синтаксис ПП"

Материал туралы қысқаша түсінік
для молодых специалистов
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
19 Қаңтар 2018
632
1 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Государственное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 города Павлодар»







«Синтаксис простого предложения »

Дидактический материал

для общеобразовательной школы

с государственным языком обучения.

















Составитель: К. Ж. Шарипова,

учитель русского языка и литературы















Павлодар- 2015 г.





Пояснительная записка

Настоящее пособие является одним из вспомогательных материалов при изучении раздела « Синтаксис простого предложения » на уроках русского языка в 6 классе школы с казахским языком обучения.

Цель пособия: помощь учителям русского языка в планировании и проведении уроков, а также учащимся в самостоятельном изучении синтаксиса простого предложения .

Пособие состоит из 5 частей:

1. Главные члены предложения.

2. Тире между подлежащим и сказуемым.

3. Второстепенные члены предложения.

4. Синтаксический разбор простого предложения.

5. Систематизация и обобщение по теме : « Синтаксис простого

предложения » .


Система заданий направлена на закрепление языковых знаний, формирование речевых умений и навыков в пределах лексико-грамматического минимума.

Особенностью данного дидактического материала является разносторонность и насыщенность содержания представленных заданий, охват максимального теоретического уровня учебного материала, что позволяет учащимся повторить и закрепить изученное на уроке, пробудить интерес к предмету.

Разработаны разноуровневые задания для учащихся: уровень А - сильные ученики; уровень В - средние ученики; уровень С - слабые.

При изучении новых тем используются памятки , алгоритмы , таблицы.

Для закрепления тем предлагаются различные упражнения .

С целью контроля знаний составлены викторины, тестовые задания, самодиктанты.

К каждому заданию разработаны критерии оценивания, что позволяет объективно оценивать знания учащихся и развивать навыки взаимооценивания и самооценивания.

Критериальное оценивание является одним из 7-ми модулей «Программы курсов квалификации педработников РК » третьего/базового уровня .

Учитель имеет возможность сопоставить свое оценивание результатов работы учащихся с их самооценкой.













Тема №1. Главные члены предложения.

Главные

Примеры

Информация

Подлежащее - главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое – либо состояние, обладает определённым признаком.
Отвечает на вопросы:
Кто? Что?

Сказуемое - главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

Отвечает на вопросы:
Что делает? Каков? Что такое? Кто такой?

Подлежащее и сказуемое – основа предложения.



Разноуровневые задания .

1. Повторение изученного материала.

Повторение идёт с помощью следующего алгоритма

А)Подлежащее

Что обозначает данный член предложения;

На какие вопросы отвечает;

Как подчёркивается;

Какой частью речи выражается;

Привести наглядные примеры.

Б)Дать характеристику сказуемому, приводя свои примеры(см. алгоритм ).





2. Мини-викторина:


1)Что такое синтаксис?

2) В зависимости от чего в конце предложений ставится точка,

вопросительный или восклицательный знак?

3)  Какие виды предложений вы знаете?

4) Из чего состоит предложение?

5) Сколько в русском языке главных членов предложения? Перечислите их.

6)Подберите синонимичные выражения к понятию

«грамматическая основа».

7) Чем второстепенные члены предложения отличаются от главных?

8)Что такое нераспространенные предложения?

9)Чем чаще всего выражается подлежащее?

10) Чем чаще всего выражаются сказуемые?

3. Восстановите слова в предложениях.

1)         Главные члены предложения — это... .

2)         Подлежащее отвечает на вопросы... и подчеркивается... .

3)         Предложения с одним главным членом называются... .

4)         Сказуемое отвечает на вопросы ... и подчеркивается... .

5) По интонации предложения бывают ......

6) По цели высказывания предложения бывают...

7 ) По наличию главных членов предложения бывают....

8) По наличию второстепенных членов предложения бывают....

9) По степени осложненности предложения бывают ....

10) Строение предложения изучает ....



4.Составьте предложения .

  • с одним главным членом- подлежащим...

  • с одним главным членом – сказуемым..

  • нераспространенное

  • распространенное

  • с главными членами , выраженными только существительными

  • с главными членами , выраженными только инфинитивом


5. ТЕСТ

1.  В каком из приведённых ниже предложений подлежащее выражено

цельным (неделимым) словосочетанием?

1) Точно по невидимой спиральной лестнице, птицы поднима­лись всё выше и выше.

2) В чистом небе кружились две птицы: степной орёл и журавль.

3) Сам Ушинский с детских лет научился уважать и ценить зна­ния, науку.

4) По окончании гимназии Ушинский поехал в Москву посту­пать в Московский университет.


   

2.В каком предложении грамматическая основа указана не­верно?

1) Внимание царя и воевод привлекла Круглая гора.

2) Сборный город-крепость был построен за четыре недели.

3) Вокруг крепости располагался посад, огороженный деревян­ным частоколом.

4) Тут были выстроены лавки, ямской двор, гостиный двор, пи­воварня, жилые дома.


3. В каком варианте ответа правильно перечислены все пред­ложения, в

которых оба главных члена выражены именем существительным ?

А. Источник нашей веры и надежды — правда.             

Б.  Семь бед — один ответ.

В. Уверенность — самая могучая творческая сила.      

Г. Друга спасти — это высокая честь.

1)АБ          2)АВ          3)АГ         4)ВГ


4. В приведённом ниже предложении найдите подлежащее. Укажите, какой

частью речи оно выражено.

1)В тот миг другие тоже остановились.

2)Сонный туман на лугах серебрится.

3)Мы с приятелем вдвоем замечательно живем.

4)Две капли брызнули в стекло.

5)Мы любим и уважаем своего учителя.


5. Какие слова являются грамматической основой в приведённом ниже

предложении?

Из-за поздней весны и холодного лета не успел лес подготовиться к зиме и выглядит совсем по-сентябрьски .

1) лес выглядит

2) лес не успел

3) лес не успел подготовиться

4) лес не успел подготовиться, выглядит


6.В каком из приведённых ниже предложений подлежащее выражено

существительным с зависимыми словами?

1) Скромность — одна из величайших черт русского народа .

2) Человек без умения — недоразумение (пословица).

3) Простота есть необходимое условие прекрасного.

4) Двое — одному рать (пословица).


7. Подчеркните в предложениях только подлежащее:

1)Майора сопровождали несколько командиров.

2)Пять – моя любимая цифра.

3)Будущее принадлежит людям труда.

4)Деревья продолжают желтеть.

5)Большинство людей молчало.


  

Критерии оценивания:


Баллы

задания

Критерии



5

4

3



2

1



-выполнено без ошибок, приведены примеры

-допущена 1 ошибка, даны примеры

-допущены 2 ошибки,даны примеры

или нет ошибок, но нет примеров

-допущено более 2-х ошибок, нет примеров



5

4

3

2

2



-все ответы верны

-6-7 ответов правильных

- 5 правильных ответов

- 4 и более неправильных ответов



5

4

3

2

3



--все ответы верны

-6-7 ответов правильных

- 5 правильных ответов

- 4 и более неправильных ответов



5

4

3

2

4



-все 6 предложений верно составлены

-1 ПП неверно составлено

-2 ПП неверно составлены

-3 и более ПП неверно составлены



5

4

3

2

5



-все 7 ответов теста правильны

-1-2 ошибки допущены

-3 ошибки допущены

-более 3-х ошибок











































Итог: 25 баллов- «5» !

20 баллов – «4» !

15 баллов – «3»

10 и ниже- «2»

2. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ:

Разноуровневые задания:

Уровень А-

1. Запиши предложения, распределив их на 2 группы.

1)Наша задача – хорошо учиться.

2)Ум без книги как птица без крыльев.

3)Старость не радость.

4)Человек вот правда жизни.

5)Люди как реки.

6) Пятью пять- двадцать пять.

7)Татьяна не дитя.

8)Говорить не думая – стрелять не целясь.

9)Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

10)Сердце не камень.

2. Переделай предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым нужно было поставить тире.

1. На Руси издревле елки считаются символом зимней красоты.
2. Упаковка является своего рода одеждой для товара.
3. Горб верблюду не ноша, а питательный запас на длинный путь.
4. Для оленей грибы служат лакомством.
5. Писателей совестью народа называют по праву.
6. Плохое выступает врагом хорошему.
7. Наша цель была прорваться во Владивосток. 
8. Ваши похвалы для нее не новость. 
9. Подкова у суеверных людей считается символом удачи, даже счастья в жизни.
10.
Солнцем русской литературы считают Пушкина.

3. Расставь , где необходимо, недостающие знаки препинания.

1. Для медведя кустарник его дом. (Г.Федосеев)
2. Зерно провеянное это частица щедрости земной. 
(С.Смирнов)
3. Стоять молча значит показать свою нерешительность. 
(А.Аросев)
4. Человек этот охотник. 
(Е.Салиас)
5. Великое несчастье неумение переносить несчастье. 
(Бион)
6.
Хорошая книга просто праздник ! (Максим Горький) 7. Луна словно репа а звезды фасоль. (А.Прокофьев)
8.
Дмитрий Ушаков автор многих школьных учебников.
9.
Охранять природу значит охранять родину (М.Пришвин)

10. «Один в поле не воин» устаревшая пословица. (Из газеты)

4.Расставь знаки препинания. Какое предложение здесь лишнее ? Почему?

1. Нам твердыня это имя. (А.К. Толстой)
2. Факты это воздух ученого. 
(И.Павлов)
3. Солнечный круг небо вокруг это рисунок мальчишки. 
(Л.Ошанин)
4. Но молчание это неслышный разговор между сидящими у костра. 
(В.Песков)
5. Большая воля это стержень души характера судьбы. 
(Л.Татьяничева)

5. Закончи пословицы, расставив в них знаки препинания.

1.Ненависть плохой...
2. Добрый друг...
3. Хлеб..., а водица...
4. Детишек воспитать...
5. Дрова сечь...
6. Жизнь прожить...

7.Учить-...

8.Жениться-...

9.Курить - ...

10.Чистота - ...

Для справок: не поле перейти; не курочек пересчитать; не жалеть плеч; ценный клад на свете; советчик; батюшка, матушка; ум точить ; не лапоть одеть; здоровью вредить ; залог здоровья.


Критерии оценивания:

Баллы

задания

Критерии



5

4

3

2

1



-выполнено верно

-допущена 1 ошибка,

-допущены 2 ошибки

-допущено более 2-х ошибок, нет примеров



5

4

3

2

2



-все ответы верны

-6-7 ответов правильных

- 5 правильных ответов

- 4 и более неправильных ответов



5

4

3

2

3



--все ответы верны

-6-7 ответов правильных

- 5 правильных ответов

- 4 и более неправильных ответов



5

4

3

2

4



-выполнено верно

-1 -2 ошибки

-3-4 ошибки, неверное разъяснение

-5 и более ошибок, нет разъяснений



5

4

3

2

5



-выполнено верно

-1-2 ошибки допущены

-3 ошибки допущены

-более 3-х ошибок

















Итог: 25 баллов- «5» !

20 баллов – «4» !

15 баллов – «3»

10 и ниже- «2»


Уровень В-

1. Допиши предложения.

1)Главными членами предложения являются ....

2)Грамматическая основа , иначе- ....

3)Тире ставится , если в состав грамматической основы входят в разных сочетаниях....

4)Тире ставится , если в составе сказуемого есть...

5)Тире ставится , если между подлежащим и сказуемым есть пауза и...

6) Тире не ставится , если в составе сказуемого есть...

7) Тире не ставится , если подлежащее ....

8)Если подлежащее и сказуемое выражены существительным в И.П., то .....

2. (Проверьте, нет ли в следующих предложениях пунктуационных ошибок).

1.Слова их- то плети, то хитрые сети. (Э.Асадов)

2. Красногорское село большое. (П.Васильев)
3.
Язык это удивительное орудие..(Л.Успенский)

4. Приставка часть слова.

5. Это было в сентябре (Н.Никольский)

6. Конституция основной закон нашего государства.

7. Подлежащее и сказуемое это главные члены предложения.

8. Любовь есть мудрость сердца твоего.  (В.Сидоров)
9.
Ранняя осень прекрасная пора.
10. Война – потоки крови, и море слез – война, война – пожар

багровый, проверка душ она.(А.Марков)

3. Прочитай предложения.Расставь недостающие знаки препинания.

1)Певчий дрозд это небольшая серая птичка.

2)Снегирь русская птичка.

3)Мое любимое животное собака.

4)Когда правды нет в сердце слова пусты.

5)Циркуль инструмент для вычерчивания окружностей .

6) «Толковый словарь» дело всей жизни В.И.Даля.

7)Самое сладкое язык самое горькое язык.

8)Природа осенью красота здоровье.

9)Повторение мать учения.

10)Наша мама домохозяйка.

4. Укажи, где тире не ставится.

1)Имя твое птица в руке, Имя твое льдинка на языке.(М.Цветаева)

2)Пять чувст дорога лжи.(К.Бальмонт)

3)Зимняя дорога как скользкое стекло.

4) Синий полог небес как бухарский шелк. (В.Луговской).

5)Безударный гласный сигнал орфограммы!

6)Зимний лес словно сказка.

7)Мы студенты.

8)Мой дедушка участник войны.

9)Мой отец строитель.

10) Смех точно кашель. Кашель точно смех. (И.Северянин)


5. Составь предложения по схемам.

  1. Сущ. + сущ.

____ ____

____

  1. Инф.+ инф.

____ ___

___

  1. Числ. + числ.

____ _____

_____

Критерии оценивания:

Баллы

задания

Критерии



5

4

3

2

1



-выполнено без ошибок

-допущены 1-2 ошибки

-допущены 3-4 ошибки

-допущено более 4-х ошибок



5

4

3

2

2



- выполнено верно

-допущены 1-2 ошибки

-допущены 3-4 ошибки

-допущено более 4-х ошибок



5

4

3

2

3



-выполнено без ошибок

-допущены 1-2 ошибки

-допущены 3-4 ошибки

-допущено более 4-х ошибок



5

4

3

2

4



-указано верно

-допущены 1-2 ошибки

-допущены 3-4 ошибки

-допущено более 4-х ошибок



5

4

3

2

5



-составлено верно

-1 Пп составлено неверно

-2 Пп составлены неверно

-все Пп составлены неверно

ИТОГ: 25 баллов- «5»

20 баллов- «4»

15 баллов- «3»

10 баллов – «2»

Уровень С-

1. Прочитайте предложения. Вставьте , где нужно тире.

1)Понятие Родины это память обо всем, что нам дорого.(Песков)

2)Тот, кто не дарит радость сам не рад.(Кулиев)

3)Не дорого начало похвален конец.(Пословица)

4)Острый язык дарование, длинный язык наказание. (Д.Минаев)
5)Ученье свет , неученье тьма.

6) Человек есть украшение мира. (М.Горький)
7) Курить здоровью вредить. (Пословица)
8)Без дела жить небо коптить. (Пословица)

9)Родина моржа северный остров.

10)Астана столица нашей родины.


2. Составьте предложения, используя слова, данные в скобках, измените, если нужно, их форму. Поставьте знаки препинания.


Клюква (последний, ягода, сентябрь).

Сентябрь (время, боровики, грузди, рыжики).

Осень (время, подготовка и переход, растения, к, зимний, покой).

Жёлуди (плод, дуб).

Туман, дождь, заморозки, грозы (обычные, явления, природа).

Дубравы (красивые, дубовые, рощи).

Дуб (долговечный, дерево).

Рябина (одно из наиболее, любимые, деревья).


3. Расставьте, где необходимо, недостающие знаки препинания. Графически обозначьте грамматическую основу предложений.

1.Жить родине служить.(пословица)
2.
Волков бояться в лес не ходить.(пословица)

3. Чтение вот лучшее учение.(пословица)
4.
Мой папа врач.

5. Земля четвертая планета от солнца.

6. Книга лучший подарок.

7.Заболотная тайга это непроходимые леса ребристые бугры бездонные озера затхлые болота(Г. Марков)

8. А нам природа мать.(Н.Рыленков)

9. Сосна хвойное дерево.
10.
Имя Катюша это имя летчицы и символ победы в Великую Отечественную войну.(А.Брагина)

4. Подчеркните главные члены предложения.

1)Дуб- теплолюбивое и светолюбивое дерево.

2)Лось- сильное , осторожное и умное животное.

3)Норки- хитрые и прожорливые зверьки.

4)Ель- теневыносливое дерево.

5)Слово- дело великое.

6)Письмо- «одежда» устной речи.

7)Чистота – залог здоровья.

8) «Катюша»- это одна из популярнейших военных песен.

9)Книга- источник знаний.

10)Бурый медведь- лесное животное.

5. Укажи, где тире не ставится.

1)Имя твое птица в руке, Имя твое льдинка на языке.(М.Цветаева)

2)Пять чувст дорога лжи.(К.Бальмонт)

3)Зимняя дорога как скользское стекло.

4) Синий полог небес как бухарский шелк. (В.Луговской).

5)Безударный гласный сигнал орфограммы!

6)Зимний лес словно сказка.

7)Мы студенты.

8) Дружба крепче багдадской стали. (Пословица)

9)Озеро как зеркало.

10) Язык средство общения.

Критерии оценивания:

Баллы

задания

Критерии



5

4

3

2

1



-выполнено без ошибок

-допущены 1-2 ошибки

-допущены 3-4 ошибки

-допущено более 4-х ошибок



5

4

3

2

2



- все 8 Пп составлены верно

-1-2 Пп составлены неверно

-3-4 Пп составлены неверно

- более 4-х или нет правильно составленных Пп



5

4

3

2

3



-выполнено без ошибок

-допущены 1-2 ошибки

-допущены 3-4 ошибки

-допущено более 4-х ошибок



5

4

3

2

4



-выполнено верно

-допущены 1-2 ошибки

-допущены 3-4 ошибки

-допущено более 4-х ошибок



5

4

3

2

5



-указано верно

-допущены 1-2 ошибки

-допущены 3-4 ошибки

-допущено более 4-х ошибок

ИТОГ:

25

20

15

10



«5»

«4»

«3»

«2»


3. Второстепенные члены предложения.

Второстепенные

Примеры

Информация

Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет.

Отвечает на вопросы косвенных падежей.

Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.

Отвечает на вопросы:
Какой? Чей?

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает время, место, способ действия.

Отвечает на вопросы:
Где? Когда? Куда? Откуда? 
Почему? Зачем? и Как?

Задание 1. Самодиктант

1-ая МКГ выписывает обстоятельства; 2-ая МКГ — определения; 3-ья МКГ — дополнения.

Прежде люди рассказывали сказки, делились своими заветными мечтами. Мечтали люди о летающих коврах, о несгорающем огне. Мы живем во времена волшебства. Заветные мечты многих сейчас сбылись.


Лист ответов/ для спикеров.

Обстоятельства          Определения  Дополнения

Прежде            Своими           Сказки

Во времена волшебства         Заветными      Мечтами

Сейчас            Летающих       О коврах-самолетах

             Несгорающем             Об огне

Многих

Критерии оценивания:

Баллы

задания

Критерии



5

4

3



2

1



-выполнено без ошибок, приведены примеры

-допущены 1 ошибка, даны примеры

-допущены 2 ошибки,даны примеры

или нет ошибок, но нет примеров

-допущено более 2-х ошибок, нет примеров



5


4


3


2

2



-все 8 ответов правильны

- 6-7 ответов правильных

- 5 правильных ответов

- 4 и более неправильных ответов



5

4

3

2

3



-таблица заполнена верно

-имеются 4 ошибки

-заполнена с недочетами

-не заполнена или неверно заполнена



5

4

3

2

4



-самодиктант выполнен без ошибок

-имеется 1 ошибка

-2 ошибки

-не выполнен / более 2-х ошибок



5

4

3

2

5



-выполнено без ошибок

-допущены 2-3 ошибки

-допущены 4-5 ошибок

-более5-ти ошибок


Итог: 25 баллов – «5» !

24- 16 баллов- «4»

15-11 баллов- «3»

10 баллов и менее- «2»

Задание 2. Используя памятку, выполни тест.

Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения.



         По наличию второстепенных членов предложения делятся на  
нераспространённые и распространённые.  

        Нераспространённые 
предложения состоят только из главных членов: 
 

        Предложения, в которых, кроме главных членов предложения, есть 
второстепенные, называются 
распространёнными:  
 

      Второстепенными называются члены предложения, которые служат 
для пояснения, уточнения, дополнения главных или других  
второстепенных членов. Второстепенные члены предложения помогают 
передать предложение более точно, подробно, выразительно. 
Различаются следующие виды второстепенных членов: 
дополнение, определение, обстоятельство.



Итоговый тест

1.Входят ли второстепенные члены предложения в грамматическую основу предложения?

*да

*нет


2.Верно ли, что второстепенные члены предложения распространяют главные и другие второстепенные члены?

*да

*нет

3.Какие второстепенные члены предложения есть в русском языке?

А)сказуемое и обстоятельство

В) обстоятельство, определение и подлежащее

С) дополнение, определение и обстоятельство


4. Может ли дополнение быть выражено числительным?

*да

*нет


5.Верно ли, что косвенное дополнение - это дополнение в форме В.п. без предлога?

*да

*нет


6. Верно ли, что приложение - это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже?

*да

*нет


7.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы ГДЕ?КУДА?ОТКУДА?КАК? –это..

А)обстоятельство

В)дополнение

С)определение


8.Выражается именем существительным в косвенных падежах без предлога или с предлогами:

А)обстоятельство

В)дополнение

С)определение

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ- 5 баллов

ИТОГО: 40 баллов- «5» !

35 баллов- «4» !

30 баллов- «3»

20 и ниже – «2» !

Задание 3. Дополните таблицу собственными примерами.

Таблица : «Виды обстоятельств по значению.»

Виды обстоятельств по значению

Вопросы

Примеры

Собственные примеры

Образа действия

Как? каким образом?

Дети громко смеялись.

....

Меры и степени

Как? в какой степени?

Я не очень-то боюсь темноты.

...

Места

Где? куда? откуда?

Все вокруг танцевали. Он смотрел вдаль. Отец вернулся с работы.

...

Времени

Когда? как долго? с каких пор? до каких пор? во сколько?

Мы ждали приёма врача около десяти минут.


...

Условия

При каком условии?

При желании каждый может учиться лучше.

...

Причины

Почему? Отчего?

Айша пропустила уроки по болезни. Мы не пошли в лес из-за дождя.


...

Цели

Зачем? Для чего?

Она приехала в Баян-аул на отдых.


...

Уступки

Несмотря на что? вопреки чему?:

Несмотря на усталость, мать была весела.

...

Шкала оценивания:

За каждый правильный пример – 5 баллов .

ИТОГ: 40 баллов- «5» !

35 баллов- «4» !

30 баллов- «3»

20 и ниже – «2» !

Задание 4. Выпиши из предложений дополнение с главным словом, задай к дополнению вопрос. Определи, чем выражено дополнение.

Пример:

Все отказались от чая после обеда.

Отказались (от чего?) от чая.

Дополнение выражено существительным.


1)Буря сломала осину.

2)Ею (палочкой) он искусно ударял по барабану.

3)Дети в реке заметили рыбу.

4)Учитель предупредил детей о гололеде.

5)Арыстан занимается с ним (с другом) плаванием.

Шкала оценивания:

За каждый правильный ответ – 5 баллов .

ИТОГ: 25 баллов- «5» !

20 баллов- «4» !

15 баллов- «3»

10 и ниже – «2» !


Задание 5. Распространите предложения дополнениями:

1.Свежий ветерок играет ( чем?)...

2. Я гуляю в парке (с кем?)....

3.Тонкая паутина зацепилась(за что ?)...

4.Орел охотился (за кем?)...

5.Лебеди готовились (к чему ?)...

6.Лесник предупредил (кого ? )... (о чем?)...

7.Ребята простились (с кем?)...

8.В лесу дети заметили (кого?)...

9.Мы подарили сестре (что ?)...

10. Подарок дедушки отнесли (кому?)...

Шкала оценивания:

За каждый правильный ответ – 5 баллов .

ИТОГ: 50 баллов- «5» !

35 баллов- «4» !

30 баллов- «3»

25 и ниже – «2» !


4. Синтаксический разбор простого предложения.


1). Выборочный диктант .

Подчеркни главные члены предложения. Укажи, чем выражены главные члены.

Ожила земля. Радует нас чудное пение птиц. Быстро кружат в воздухе ласточки. На лету они пьют воду, ловят мошек. Я люблю смотреть на птиц.


Баллы

задания

Критерии



5

4



3



2


2



- задание выполнено согласно всем поставленным условиям

- составлены все предложения, верно подчеркнуты главные члены, не все члены предложения обозначены правильно

- составлены все предложения, не все члены предложения обозначены правильно

- задание неверно выполнено


2) Творческое :

Составь и запиши три-четыре предложения о весне, используя данные слова. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь все члены предложения .  
… весна. Подул теплый … … первые цветы. Громче зазвенели …

 







Критерии оценивания:

Баллы

задания

Критерии



5

4



3



2


2



- задание выполнено согласно всем поставленным условиям

- составлены все предложения, верно подчеркнуты глав-ные члены, не все члены предложения обозначены правильно

- составлены все предложения, не все члены предложения обозначены правильно

- задание неверно выполнено


3). Дополни предложения:

1.Предложение – это грамматически оформленная ..../единица языка и речи

2.Предложение служит для..../оформления мыслей и общения

3.По цели высказывания предложения бывают....../повествовательные, вопросительные и побудительные

4.По интонации(эмоциональной окраске) предложения бывают....

/восклицательные и невосклицательные

5.По наличию главных членов предложения бывают..../ двусоставные и односоставные

6.Односоставные предложения –это предложения ..../ с одним главным членом

7. Двусоставные предложения –это предложения ..../ с двумя главными членами

8.По наличию второстепенных членов предложения бывают.../распространенные и нераспространенные

9. По наличию всех членов предложения бывают.../полные и неполные

10.По степени осложненности предложения бывают.../осложнены и ничем не осложнены

Шкала оценивания:

За каждый правильный ответ – 5 баллов .

ИТОГ: 50 баллов- «5» !

40 баллов- «4» !

35 баллов- «3»

25 и ниже – «2» !








4) Соедините подходящие по смыслу слова:


Обычно распространяют Интонации

грамматическую основу предложения


Чаще всего выражаются Обстоятельства

прилагательными


Главный член предложения, Сказуемое

обозначающий предмет


Этот член предложения Дополнение

может быть выражен теми же

частями речи, что и подлежащее


Этот второстепенный член предложения Определение

чаще всего относится к сказуемому,

реже – к другим членам предложения


Составляют основу предложения Второстепенные

члены


Восклицательные и невосклицательные Подлежащее

предложения характеризуют и сказуемое


Эти предложения состоят Нераспространенные

Только из главных членов предложения



Этот член предложения Подлежащее

Отвечает в основном

на вопросы действия


Шкала оценивания:

За каждый правильный ответ – 5 баллов .

ИТОГ: 45 баллов- «5» !

30 баллов- «4» !

25 баллов- «3»

20 и ниже – «2» !



5) Произвести синтаксический разбор предложений:

1.Осенний ветер бросает листья на мокрую землю.

2.Идет дождь.

3.Холодает.

4.Рассвет.

5.Богатство тайги- пушнина.







Разбор простого предложения

  1. Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.

  1. Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.

  1. Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.

  1. Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.

Синтаксический разбор предложения



Критерии оценивания:

Баллы

задания

Критерии



5

4

3



2

5



- выполнено без ошибок

- допущены по 1 ошибке в каждом предложении

- допущены по 2 ошибки в каждом предложении,неполный синтаксический разбор

- допущено много ошибок














ИТОГ: 25 баллов- «5» !

20 баллов- «4»

15 баллов-«3»

10 баллов – «2»



Тема №5. Систематизация и обобщение по теме

« Синтаксис простого предложения »


1. Заполните таблицу «Простое предложение »


Члены предложения

Отвечают на вопросы

Обозначают

Выражаются

Примеры





































Шкала оценивания:

5 баллов за правильно перечисленные члены предложения/подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение

+ 5 баллов за правильно поставленные вопросы

+ 5 баллов за правильное заполнение третьей графы таблицы

+ 5 баллов за правильное заполнение 4-ой графы

+ 5 баллов за заполнение графы примерами

Итог: 25 баллов – «5» !

20 баллов – «4» !

15 баллов – «3»

10 и ниже баллов – «2»

2. Викторина на тему : «Синтаксис простого предложения»

  1. Что такое предложение?

  2. Распространённые и нераспространенные предложения. Приведи примеры предложений.

  3. Виды предложений по цели высказывания . Приведи примеры.

  4. Виды предложений по интонации(эмоциональной окраске).Приведи примеры.

  5. Назови главные члены предложения и дай им характеристику. Приведи примеры.

  6. Назови второстепенные члены предложения . Приведи примеры.

  7. Какой частью речи обычно выражается подлежащее?

  8. Какой частью речи обычно выражается сказуемое?

  9. Чем могут быть выражены дополнения?

  10. Чем могут быть выражены определения?

  11. Чем могут быть выражены обстоятельства?

  12. Какие члены предложения называют однородными? Приведи примеры.

  13. Знаки препинания при однородных членах.

  14. Какой раздел науки о языке изучает предложения?

  15. Назови особенности предложения по наличию главных членов.

Ответы:

1) Это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.

2) Распространённые предложения - это такие предложения, которые имеют в своём составе второстепенные члены. Например: Наступила ранняя тёплая весна.

Нераспространённые предложения - это такие предложения, которые состоят только из главных членов. Например: Наступила весна.

3) Предложения делятся на виды по цели высказывания:

повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательные предложения - это такие предложения, в которых о

чём-либо сообщается (повествуется). Например: Вчера мы были в театре.

Побудительные предложения - это такие предложения, в которых

выражается воля говорящего, побуждающего кого-либо к действию.

Например: Айша, вынеси, пожалуйста, мусор.

Вопросительные предложения - это такие предложения, в которых

содержится вопрос. Например: Когда наступит твой день рождения?

4) По интонации (или эмоциональной окраске) предложения бывают восклицательные и невосклицательные. Например: Сегодня замечательный день. - Невосклицательное. Сегодня замечательный день! - Восклицательное.

5) Главные члены предложения (грамматическая основа) - это подлежащее и сказуемое.

Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? или что? Например: На уроке математики мы решали задачи на движение. О ком говорится в предложении? О нас. Кто? Мы - это подлежащее.

Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы: что делает? что сделал? что будет делать? что сделает? и т.д. Мы (что делали?) решали. Решали - это сказуемое.

6) Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.

Определение - это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы: какой? который? чей? Например: Смолкли звонкие голоса певчих птиц. Голоса (какие?) звонкие - это определение. Птиц (каких?) певчих - это определение.

Дополнение - это второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей. Например: Я купил батон хлеба. Купил (что?) батон. Батон - это дополнение.

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который обозначает способ, место, время, цель или причину действия и отвечает на вопросы: как? где? куда? почему? и т.д. На ветке сидела птичка.(где? – на ветке /это обстоятельство места).

7) Подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением в И.П.

8) Сказуемое обычно выражается глаголом ,иногда – существительным или прилагательным.Например,:Земля- кормилица/кормилица-сказуемое, выраженное существительным.

9) Дополнения обычно выражаются именем существительным или местоимением в косвенном падеже.

10) Определения обычно выражаются прилагательными.

11) Обстоятельства обычно выражаются наречиями или существительными в косвенных падежах.

12) Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения, называются однородными. Например: Грачи, скворцы, утки и ласточки весной прилетают первыми. Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. Например: В вазе лежали красные, жёлтые, зелёные яблоки. (Подчёркнуты однородные определения).


13) 1.Если союзов между однородными членами предложения нет, то они разделяются запятыми.

2.Запятая не ставится, если однородные члены соединены одиночными союзами И, ИЛИ, ДА (в значении И). Например: Мы пойдём пешком или поедем на машине.

3.Запятая ставится, если однородные члены соединены повторяющимися союзами И, ИЛИ, ДА (в значении И). Например: Мы сегодня пойдём или в кино, или в театр, или в парк. (Подчёркнуты однородные обстоятельства места)

4.Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами А, НО, ДА (в значении НО). Например: Дождь не прекратился, а полил сильнее.

14) Синтаксис.

15) Односоставные и двусоставные.


Шкала оценивания

Баллы

Критерии

5

4

3

2

- выполнено без ошибок

- допущены 1-4 ошибки

- допущены 5-7 ошибок

- допущено более 7-ми ошибок









3.Определите, какие языковые единицы (слово, словосочетание, предложение) представлены здесь.

Вьюга; вьюга-то; эх и сильная вьюга; вьюга сильная; кружит вьюга; вьюжит; на улице вьюга; сегодня вьюжно.
Солнце; солнечная погода ; солнце печет ; солнечно ; сегодня солнечно .

Рассвет ; необыкновенный рассвет ; рассветает ;встречают рассвет.

Критерии оценивания

Баллы

Критерии

5

4

3

2

- найдено 6 слов, 6 словосочетаний, 7 предложений

- допущены 1-3 ошибки

- опущены 5-7 ошибок

- допущено более 8- ми ошибок









4. Определите грамматическую основу в данных предложениях и охарактеризуйте интонацию предложений.

Обязательным показателем предложения является наличие грамматической основы,

а в устной речи – интонации.

1. Вот взошла луна златая. (А. Пушкин.)/выражает восторг

2. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок.)/не выражает ярких эмоций

3. Весь мир – театр, и люди в нём – актёры. (В. Шекспир.)/выражает эмоции восторга?насмешка?

4. Не опаздывайте на уроки !/побудительное, восклицат.,содержит приказ?угроза

5. Мудрого не обманешь, глупого не переспоришь. (Пословица.)/выражает опасения, сожаление?недовольство№насмешка?

6. А не посидеть ли нам за чаем? (А. Чехов.)/ содержит вопрос –просьба?

7. Ура! Каникулы! /выражает радость

Шкала оценивания:

Баллы

Критерии

5


4



3


2

- во всех предложениях верно определены грамматические основы и дана верная интонационная характеристика

- во всех предложениях верно определены грамматические основы , не везде дана верная интонационная характеристика

-допущены ошибки при определении интонации предложений и определении грамматической основы

-допущено много ошибок








5. Итоговый тест : Синтаксис и пунктуация простого предложения.


1. Выберите правильные варианты продолжения фразы: «По цели

высказывания предложения бывают…»

А простые;

Б вопросительные;

В восклицательные;

Г побудительные;

Д повествовательные;

Е отрицательные.

2. Выберите правильные варианты :

«По эмоциональной окрашенности различают…»

А восклицательные предложения;

Б побудительные предложения;

В отрицательные предложения;

Г невосклицательные предложения;

Д вопросительные предложения.

3. Выберите правильные варианты :

«Главными членами предложения являются…»

А подлежащее;

Б дополнение;

В сказуемое;

Г определение;

Д обстоятельство.

4. Отметьте предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире:

А Бедность не порок.

Б Главный и неиссякаемый источник языка сам народ.

В Чтение книг полезное занятие.

Г Защищать свою страну долг каждого гражданина.

5. Укажите, каким членом предложения является подчеркнутое слово:

Часть матросов со «Смелого» под командой Марченко ушла драться

с генералом Корниловым.

А часть сказуемого;

Б обстоятельство цели;

В дополнение;

Г обстоятельство причины.

6.Укажите предложения, в которых вместо многоточия необходимо

поставить запятую и тире:

А Маша, моя сестра…студентка технического вуза.

Б Поселок, который расположился у подножия горы…был широко

известным курортом.

В Эти витязи морские… все ведь братья мне родные.

Г Поле, дорога, обсаженная деревьями… всё было залито лунным

светом.

7.Укажите предложение с однородными определениями:

А Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных

вещей.

Б Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья.

В Снег падал медленно и бесшумно.

Г Народная школа – в песнях и сказках, былинах и легендах,

обрядах и преданиях.

Ключи для проверки работ


Синтаксис и пунктуация простого предложения

1 – Б , Г, Д

2 – А , Г

3 – А , В

4 – А

5 – В

6 – А

7- Б

Шкала оценивания:

За каждый правильный ответ – 1 балл

11 баллов- «5» !

10-7 баллов – «4»

6- баллов- «3»

5 и более – «2»



Дополнительные задания для учащихся уровня А

1.Рассмотрите предложения.Выделите главные члены предложения- подлежащее и сказуемое, разделив на группы, где они представлены словом, а где- сочетанием слов.

1) На стоянке дремало десятка полтора машин с шашечками.

2) Выход в озеро был назначен ночью.

3) Множество картин было разбросано без всякого толку.

4 )Проходят день и ночь.

5) Компания охотников ночевала в избе на свежем сене.

6) Тяжелый я человек.

7) Думать- не грех.

Критерии оценивания:

Баллы

Критерии

5

Верно выполнены все условия задания

4

Верно выделены все главные члены предложения,допущена ошибка в делении на группы

3

Верно выделены все главные члены предложения,допущены 2 ошибки

2

Допущено 3 и более ошибок





2. Рассмотрите предложения.Выделите главный член предложения- подлежащее и обозначьте, чем оно выражено:

  1. Земля- место тесное.

  2. Приближалась осень.

  3. Командующий перестал ходить по мостику.

  4. Приезжий был невысок ростом.

  5. Он сбрасывал с ветвей снег.

  6. Семеро шли по проселочной дороге.

  7. Я помню чудное мгновенье...

Критерии оценивания:

Баллы

Критерии

5

Верно выполнены все условия задания

4

Верно выделены все главные члены предложения,допущена ошибка в обозначении

3

Верно выделены все главные члены предложения,допущены 2 ошибки в обозначении

2

Допущено 3 и более ошибок



3. Определите , в каких предложениях сказуемое по структуре является простым :

  1. Туман начинает клубиться над водой.

  2. Отец мой был врач и музыкант.

  3. Наука стремится облегчить труд человека.

  4. Он продолжал писать с прежним мастерством.

  5. Палые листья мешали идти.

  6. Жизнь прожить- не поле перейти.

  7. Книга- источник знаний.

Шкала оценивания:

За каждый правильный ответ – 1 балл

7 баллов – «5» !

6-5 – «4»

4 - «3»

3 и ниже- «2»



  1. Составьте схемы предложений.

  1. Ветер обдал Артамонова душистым теплом.

  2. В доме было тихо.

  3. Ветерок наносил снег.

  4. В толпе дружно вздохнули.

  5. Две подружки весело смеялись.

  6. Холодеет.

  7. Ты- мой бог.



Шкала оценивания:

За каждый правильный ответ – 1 балл

7 баллов – «5» !

6-5 – «4»

4 - «3»

3 и ниже- «2»



  1. Рассмотрите предложения. Выделите все члены предложения.

  1. Над ущельем неподвижно нависли серые тучи.

  2. Ученик выбежал на улицу без шапки.

  3. Теплый ветер слабо шумел в березах.

  4. В темные окна стучали крупные капли дождя.

  5. Осенняя ночь приближалась очень медленно.

  6. Холодный дождь заливал Париж.

  7. Последняя память о лете исчезла.



Шкала оценивания:

За каждый правильный ответ – 1 балл

7 баллов – «5» !

6-5 – «4»

4 - «3»

3 и ниже- «2»



7. Рассмотрите предложения. Выделите определения.

  1. Мне запомнилась маленькая , чистая комната.

  2. Белые двери привели в комнату с окнами на море.

  3. В сосновом лесу свежо и прохладно.

  4. Солнце и легкий ветерок с моря ласкают мое больное тело.

  5. Хороши были закаты над лесными озерами.

  6. Люблю смотреть на качание тонконогих берез.

  7. Мы долго гуляли в городском парке.

Шкала оценивания:

За каждый правильный ответ – 1 балл

7 баллов – «5» !

6-5 – «4»

4 - «3»

3 и ниже- «2»



7. Рассмотрите предложения. Выделите дополнения.

  1. Солнце прикасается краем к земле.

  2. На голос твой колокола откликнулись вечерним звоном.

  3. Его голос гулко носился по лесу.

  4. Обедающие рассказывали о концерте в Доме кино.

  5. Поток наступила пытка тишиной и молчанием.

  6. Приплыла к нему рыбка.

  7. Землю украшают леса и воды.



Шкала оценивания:

За каждый правильный ответ – 1 балл

7 баллов – «5» !

6-5 – «4»

4 - «3»

3 и ниже- «2»



8. Рассмотрите предложения. Выделите обстоятельства.

    1. После долгого молчания наступила тишина.

    2. Сосны живут вечно.

    3. Критик писал быстро, без помарок и остановок.

    4. Зимой Ленька выходил из дому в темноте.

    5. Два года назад на озеро приехал художник из Москвы.

    6. Во время войны дом отдыха был закрыт.

    7. Только к закату мы вышли на берег озера.



Шкала оценивания:

За каждый правильный ответ – 1 балл

7 баллов – «5» !

6-5 – «4»

4 - «3»

3 и ниже- «2»



9. Рассмотрите предложения. Выделите обстоятельства, определив их виды.

  1. Первые три года по окончании университета я прожил в деревне.

  2. От испуга и выстрела у меня разболелась голова.

  3. За недостатком дров костер развести было нельзя.

  4. С утра перед окнами повисла пелена дождя.

  5. Дочь присутствовала в столовой для украшения стола.

  6. За печкой тикал, как ходики, сверчок.

  7. На берегу моря можно было собирать ракушки.

  8. Мы поднимались в горы медленно и тихо.

  9. И всем почему-то стало скучно.

  10. Я пошел в магазин за хлебом.





Шкала оценивания:

За каждый правильный ответ – 1 балл

10 баллов – «5» !

9-8 – «4»

7-6- «3»

5 и ниже- «2»


10. ТЕСТ

1.Побудительным   невосклицательным  является предложение

А). Что шумишь, качаясь, тонкая рябина?

Б). Ждите меня возле школьных дверей.

В) Прекрасная пора – осень!

Г) В ельнике меж старых шишек желтым соком брызжет рыжик.


2. Это предложение нераспространенное:

А) Милая моя родина, я счастлив.

Б) Взрослые тигры – опасные хищники.

В) Я держу в руке светлячка.

Г) Вот ворона сидит на заборе.


3. В этом предложении нужно поставить тире :

А) Ежик был ручной.

Б)   Июль  макушка лета.

В) Раннею весною роща так тиха.

Г) Мой садик свеж и зелен.


4. Выделенное слово в этом предложении является подлежащим:

А) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.

Б) Ветер гонит листья.

В) Утром ветер разогнал туманы.

Г) Зеркало залива освещает луч.


5.Отметьте сочетание слов, которое является словосочетанием

А) лес шумит  

Б )вышел из леса    

В) через дорогу    

Г) быстро и умело


6.В предложении: «Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.»Выделенные слова являются обстоятельством - ...:

А)времени

Б)причины

В)условия

Г)уступки


7. В предложении: «Вовремя прочитанная книга- огромная удача.»Выделенное слово является

А)подлежащим

Б)сказуемым

В)дополнением

Г)обстоятельством

Ключи для проверки

1 – Б

2 – А

3 – Б

4 – Г

5 – Б

6 – Б

7- Б

Шкала оценивания:

За каждый правильный ответ – 1 балл

7 баллов- «5» !

6 баллов – «4»

5- баллов- «3»

4 и более – «2»









Использованная литература :

1.В.В.Бабайцева,Л.Д. Чеснокова «Русския язык /теория, практика»,

М: «Просвещение»-1994 г.


2. А.М.Пешковский «Русский синтаксис в научном освещении», Москва

-1956 г.


3. П.А.Лекант «Сборник упражнений по современному русскому языку»,

М: «Дрофа»- 2001 г.























Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!