Дискуссия на тему: «Что есть
красота?»
Цель: формирование умений оценивать человека по
его душевным качествам, а не по внешнему виду, навыков сопоставления
внешнего поведения человека и его истинного характера, развитие
общей культуры учащихся.
Оборудование:
Ведущий. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы
поговорим с вами о красоте человека. Пусть эпиграфом будут слова
А.П. Чехова “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и
одежда, и душа, и мысли.”. (Слайд 2)
Давайте побольше узнаем друг о друге: для этого
встанем в круг, представимся и продолжим предложение: “Я
люблю…”.
А я
люблю читать книги о морских путешествиях.
….
Итак, мы разбились на 2 команды. Командам занять
свои места! Приготовиться к выполнению
заданий.
1-группа – сторонники «Внешней
красоты»,
2-группа – сторонники «Внутренней
красоты».
1-этап. Обсуждение в
группах.
Вопросы группам :
1.Можно ли в жизни не придавать значения внешней
красоте человека?
2.Красота – значительная вещь в
жизни?
3.Можно ли стать красивым за счёт внутренней
красоты?
4.
Что вы понимаете под выражениями «Красота внешняя», «Красота
внутренняя»?
5.Верна ли пословица «Не родись красивой, а
родись счастливой, красота завянет, а счастье не
обманет»?
6.Влияет ли красота друга или подруги на ваши
отношения?
7.Красота – это удел поэтов, писателей,
художников?
2-этап. Ситуации.
Продолжите
предложения. (Работа в группах)
-
Когда я пришел домой, мама жарила блины. Я
…
-
В
воскресенье я проснулся пораньше и решил…
-
Маленькая сестренка пожаловалась, что с ней
детишки не играют. Я пошел во двор и
-
У
кассы в магазине плакала девочка, потерявшая маму. Я
….
-
Воскресенье. По телевизору должна идти ваша
любимая передача. Но мама просит в это время погулять с маленьким
братом. Что вы сделаете, как ответите?
-
Ребята готовили спектакль к новому году. Всем
хотелось играть главные роли. Как вы посоветуете учителю поступить
при распределении ролей?
Ведущий. Анализ. Какие вы молодцы, вы старались помочь маме,
чужой девочке, которая потерялась, вы отнеслись по-доброму к
ребятишкам, с которыми рассорилась ваша сестренка, то есть в каждой
ситуации вы вели себя красиво. Спасибо!
Ведущий: Красиво ли поступает человек, если улыбается и
дарит конфету, а в это время у него плохие мысли и он желает
зла?..
- А
сейчас сюрприз: на подносе две шоколадки. Пусть капитаны возьмут по
шоколадке.
(Ребята берут шоколадки, проверяют содержимое:
одна в красивой обертке, но внутри пластилин, другая - в некрасивой
обертке, но настоящая)
Ведущий:- Расскажите о своих чувствах. Кто из героев
сегодняшних рассказов похож на вашу шоколадку? Какие выводы мы
можем сегодня сделать?
Непривлекательные черты могут скрывать доброту,
самоотверженность, душевную красоту, и
наоборот…
- К
чему же мы должны стремиться? (К
совершенству, как у А.П. Чехова) (Слайд
22)
Защита
постеров. Показать внешнюю и внутреннюю красоту в
гармонии.
Ведущий. Перед нами фигурка человека. Давайте
сделаем человечка красивым, совершенным!
Задание группам.
Пусть каждый из вас припишет ему какое – нибудь
качество красивого человека. (Фигурка прикрепляется к доске,
ученики пишут на стикерах, закрепляют на фигурке.) Из цветной
бумаги вырезайте одежду, прическу, обувь и одевайте
человечка.
Ведущий. Вы верно подметили, ребята, что у человека
должны быть красивая одежда, прическа, походка, голос, стиль
общения, красивые манеры. Как
известно, (слайд 3) “встречают
по одежке”, и при знакомстве с новым человеком мы
обращаем свое внимание именно на его внешний образ. Вспомните
Золушку, которая без красивой одежды и богатой кареты не попала бы
на бал и не познакомилась с прекрасным принцем. Да и при устройстве
на работу работодатель обращает внимание на внешние
данные. Образ, а именно так переводится английское
слово “имидж” состоит из многих
элементов.
Показ
слайдов.
1. Одежда. Что здесь самое
главное? Пожалуй, цвет и
стиль. Каждый человек тяготеет к тому или иному стилю
одежды: классическому, романтическому, деловому и так далее, и этот
выбор уже многое говорит о человеке. Важную роль играет цвет
одежды. Так, например, обилие розовых оттенков выдает натуру
мечтательную, красных – страстную и энергичную, любовь к синему
цвету говорит о постоянстве и самоотверженности, к зеленому – о
мирном нраве, желтый цвет особенно любят
оптимисты.
2. Прическа и
макияж. Этот пункт напоминает предыдущий. Вы часто
меняете прически? - Вероятно, в душе вы экспериментатор, постоянно
жаждущий новых впечатлений. А какова длина волос? А цвет? А
укладка? Для наблюдательного человека прическа –
настоящий кладезь информации. Так же как и макияж или его
отсутствие.
3. Мимика. До сих пор речь шла о тех составляющих
имиджа, которые легко “подделать”. Но есть и другие, их трудно
переделать, а ведь именно они способны выдать любого с
головой.
Мимика – выражение лица (улыбка, смех,
взгляд).
Лучший рисунок лица – доброжелательное его
выражение. Считается неприличным кривляться, высовывать язык.
Следует быть сдержанным в своих манерах, уметь контролировать себя.
Излишняя мимика (морщим лоб, криво улыбаемся, капризно выпячиваем
губы, искажаем лицо гримасой) портит лицо и его общее
выражение
Жесты. Многие из них появляются непроизвольно. Вот в
поле нашего зрения попался неприятный человек и мы не задумываясь,
скрещиваем руки и ноги, желая отгородиться от того, кто вызывает
опасения. А вот тот, кого мы давно и с радостью ждем. Ах, не хотите
это ему показывать? Тогда срочно убирайте приветливые жесты,
которые и без ваших словесных усилий дадут понять истинное
положение вещей.
Нежелательные
жесты:
-
тереть кулаком глаза
-
трогать лицо руками
-
бесцельно вертеть в руках какой либо предмет.
(Карандаш, очки, браслет)
-
барабанить пальцем по
столу
-
почесываться, дергать за
ухо,
-
вертеть пуговицу
собеседника
-
снимать пушинки с его
плеча
-
чихать в пространство
4. Походка. Она позволяет составить мнение даже о том, с
кем вы не перекинулись ни единым словом и вообще находитесь друг от
друга не близко. Походка – серьезное оружие, вспомните знаменитую
сцену из фильма “Служебный роман”, так что ее отработке стоит
посвятить немало вашего свободного
времени.)
Мы
говорили о внешней красоте человека и понимаем, как важно уметь
создавать свой образ. Тема эта необъятна. Только о манерах можно
говорить бесконечно, мало говорить, надо еще и учиться практически.
А еще мы увидели, что внешний образ поменять все-таки можно.
(Слайд 10)
Ведущий. Итак, мы говорили о внешнем виде человека,
который поменять не так уж и трудно, но должны помнить, что
встречают по одежке, а провожают по “уму”.
(Слайд 13)
Внешнюю красоту можно увидеть глазами, но есть
еще красота невидимая. Иная красавица и умна, и горда, и все, как
говорят, при ней. А если она холодна, надменна, эгоистична,
расчетлива - грош ей цена.
Что подразумевается под внутренней
красотой?
Какого человека мы можем назвать внутренне
красивым, хорошим?
(В
общем-то, вы интуитивно уже указали качества внутренней красоты) -
называю
(Слайд 14).
В
романе Л.Н. Толстого “Война и мир” Наташа Ростова -
тринадцатилетняя девочка “черноглазая с большим ртом”, “некрасивая,
но живая”, “тоненькая”, “грациозная”.
В
пятнадцать лет в ней еще много детского: встречая своего брата,
“держась за полу его венгерки”, “она прыгает, как коза, на одной
ноге и пронзительно визжит”.
В
ночь свидания с умирающим князем Андреем “худое и бледное лицо ее
было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не
видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были
прекрасны”.
В
двадцать лет Пьер сразу не узнал ее, это уже не девочка, а “дама в
черном платье”, она “действительно постарела”, но сохранился ее
“внимательный, ласково-любопытный взгляд”, который помог Пьеру
увидеть в ней прежнее “милое, доброе, славное
существо”.
(Слайд
15). С чего начинается красота человека и его
души?
Внутренняя красота человека начинается с
красивых мыслей и желаний.
Именно из
мыслей и желаний человека появляются слова и
поступки. Если мысли человека красивы, то слова и поступки тоже
станут красивыми. А если мысли и желания безобразны, то и слова, и
поступки перестают быть красивыми. Л.Н. Толстой так и говорил: “…
Думай хорошо, и мысли созреют в добрые
поступки”.
-
Есть, ребята, сказка “Про воробья, который делал в жизни
все, что мог”.
Послушайте ее.
Молодой воробей услышал, как поет соловей, как
все им восхищаются, потом увидел красавца-павлина, который всех
приводил в восторг. Грустный прилетает воробей домой и жалуется
матери: нет у него ни голоса хорошего, ни красоты, ни для кого он
не привлекателен. Мать ему отвечает, что внешние чары – не в нашей
власти, но всякий может, если хочет, делать окружающим добро и
тогда все его будут любить. И вот сидит в комнате швея, грустно
задумалась о своей жизни и плачет. Молодой воробей сел на
подоконник, стал весело чирикать. Швея взглянула, улыбнулась сквозь
слезы, утерла глаза, стала слушать и забыла о своем горе. Так
молодой воробей и начал жить, и везде, где только мог, делал всем
добро: выкармливал выпавших из гнезда птенцов, носил еду больным
птицам, пел песни обездоленным. Когда он умер, все его хоронят. Все
птицы идут за гробом. И сам соловей говорит над его могилой речь:
умерший не выделялся красотой, не было у него красивого голоса, но
он был лучше и достойнее нас, у него было то, что дороже всяких
талантов: он был добр, он был полезен, делал в жизни все, что
мог.
-
Итак, в чем проявлялась внутренняя красота воробья? (В поступках и
делах)
- А
как мы поступим? Слайды 17, 18
Сихотворение “Любочка” А.
Барто
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с
порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
- Фу! Какая теснота! -
Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну, садись, - вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Ведущий. - В заключение хочу сказать
слова (Слайд 19).
итальянского писателя
Бальдасара
Кастильоне, который сказал: “Доброе и красивое – одно и то
же”.
Участники встают в
кружок.
Ведущий. Раскрываем ладони. Мысленно положите на
левую руку все, то с чем вы пришли сегодня, свой багаж настроения,
мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получили на этом
занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопайте в
ладоши.