Материалдар / Доклад " Развитие функциональной грамотности на уроках химии и биологии"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Доклад " Развитие функциональной грамотности на уроках химии и биологии"

Материал туралы қысқаша түсінік
материал содержит задания по ФГ
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

МОУ «Каракульская СОШ»

Кызыма Н.С.


«Формирование функциональной грамотности

у обучающихся на уроках химии и биологии»



«Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями мысли, а не памятью» Л.Н.Толстой


Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в основной школе и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т.е. социализацию личности.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики (анкетирования) по определению исходного уровня самореализации в учебно-познавательной деятельности. По результатам диагностики:

- высокий уровень самореализации выявлен у 13% обучающихся;

-средний уровень – у 70%;

- низкий уровень - у 17%.

В результате диагностики мотивации к изучению химии (анкета «Методика изучения мотивации обучения старших подростков» М.Р. Гинзбург) установлено, что высокий уровень мотивации обучающихся составлял 42%, средний уровень - 38%, низкий -20 %.

Появилась необходимость в создании условий для повышения уровня самореализации учащихся на уроках химии, а также во внеурочной деятельности. Другим фактором становления данного опыта является попытка решения проблемы обновления методов, средств и форм организации обучения, которая тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс.

По мнению Алексея Алексеевича Леонтьева, доктора психологических наук и доктора филологических наук, «функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Задача системы образования 21 века состоит не в передаче объема знаний, не в определении уровня освоения школьных программ, а в формировании способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях..

При этом системообразующим компонентом в структуре функциональной грамотности является осознание обучаемым значимости решаемой проблемы для себя лично.

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, поэтому она формируется при изучении разных школьных предметов и имеет разнообразные формы проявления:

-Языковая грамотность

-Математическая грамотность

-Естественнонаучная грамотность

-Цифровая грамотность

-Финансовая грамотность

-Культурная и гражданская грамотность.

Функциональная грамотность включает в себя:

- познавательную базу, представляющую собой органическое единство предметных, метапредметных, интегративных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают понимание и выполнение определенных правил, норм и инструкций;

- образовательное пространство, представляющее осваиваемую обучающимися совокупность источников информации о сущности функциональных проблем и способов их решения;

- методы решения функциональных проблем, которые активно востребуются обучающимися в процессе деятельности.

Одним из эффективных приемов, направленных на формирование функциональной грамотностей школьников является решение практико-ориентированных задач

На своих уроках учителя химики использует практико-ориентированные задания на этапе актуализации знаний:

В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная учащемуся.

Каждое задание содержит задачу, решаемую с помощью имеющихся знаний.

Контекст заданий близок к ситуациям, возникающим в повседневной жизни.

Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.

Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.

Информация предъявляется в текстовой и нетекстовой форме (таблицы, схемы, простые столбчатые диаграммы, рекламные объявления, выписки с банковских счетов).

естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». В результате анализа, сравнения и обобщения более 30 различных определений понятия «функциональная грамотность» нами были сделаны следующие выводы:

1. Все определения по основанию определения сущности данного явления можно разделить на 4 группы:

функциональная грамотность – это уровень образованности;

это умения (система умений);

это способность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки;

это возможность участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность

необходима для эффективного функционирования в различных условиях.

2. В основе функциональной грамотности лежит оперирование (манипулирование) информацией, точнее, ещё тремя основными видами – текстовой, графической, числовой.

Основным средством обучения на уроке химии, конечно, был и остается учебник, который позволяет осуществлять метод работы с источниками и литературой. На помощь к нему приходят справочники, энциклопедии, дополнительная литература, наглядные пособия в виде таблиц, схем. В последние годы нельзя обходиться без интерактивных средств обучения (учебные электронные мультимедиа издания на компакт-дисках.

Продуктивными методами для достижения цели в опыте работы являются: метод наблюдения и сравнения, поисковый и интервьюирования, которые применяются учащимися в ходе учебного исследования. Немаловажную роль играет раздаточный материал.

Формой организации учебно-воспитательной работы для достижения цели опыта являются: уроки-практикумы (в 8-11кл.), уроки-путешествия (6,7 кл.), уроки-проекты (7,8,9,11кл.), уроки-семинары (10,11кл.), при подготовке к которым ученики ведут самостоятельную учебно-исследовательскую работу на основе тех навыков, которыми они овладели ранее. Уроки-экскурсии помогают вести наблюдения, опрос, сравнения в ходе исследования.

Используются на уроках также ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую требуется знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а интересное название. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.

Примеры задач.1.Какие химические элементы названы в честь стран? Приведите не менее четырех названий. Укажите количество протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами элементах (за каждое название и страну- 1б, протоны и нейтроны-1б)

Ответ: Рутений (Ru) – назван в честь России; протонов 44, нейтронов 57. Полоний (Po) – в честь Польши; протонов 84, нейтронов 37. Франций (Fr) – в честь Франции; протонов 87, нейтронов 35 Германий (Ge) – в честь Германии; протонов 32, нейтронов 40.

2.Вы — пилот самолета, летящего из Сибири в Ярославль. Самолет везёт слитки самого распространённого металла в природе. Какой металл вёз самолет и какие у него свойства? Почему этот металл в 1827 г. стоил 1200 рублей за 1 кг, а в 1900 г. — 1 рубль?(2 балла)

Ответ: Алюминий, потому что в 1827 году он был впервые получен. Свойства его - легкий, блестящий металл. (2балла)

3. Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад(6 баллов) Si – тон, Ar – оящ, Ne – др, Fe – ад, Mg - - э, F – Ий, Cr – кл, Cl –аст, Li – хо, Sc – Ий, N – рош, Na – уг.

Ответ: Если расположить символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых номеров, то из набора букв, записанных рядом с химическими знаками, получится фраза: «Хороший друг – это настоящий клад».

4.Галогены

1. Вам надо удалить пятна различного происхождения: ржавчина, сливочное масло, кофе, йод, морковный сок, вишневый сок мясной соус. В вашем расположении: персоль, стиральный порошок, Уф - лампа, зубной порошок, бензин, лимонная кислота. Подберите средства выведения для каждого пятна.

2. В результате проведения опытов выделился газ- хлор. Чтобы не надышаться, нужно

а/ прекратить проведение опыта

б/ вызвать учителя

в/ открыть окно

г/ одеть ватно-марлевую повязку.

Под естественнонаучной грамотностью понимают «способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющем отношение к естественным наукам и технологиям». Обратите внимание, в этом определении виден тот самый синтез ценностей и отношений («занимать активную гражданскую позицию», «стремиться участвовать»), естественнонаучных знаний и умений. Человек, обладающий естественнонаучной грамотностью, должен проявлять следующие компетенции:

_ научно объяснять явления;

понимать особенности естественнонаучного исследования;

научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.

Компетентностно-ориентированные задания, как правило, содержат информацию, описывающую реальную жизненную ситуацию, но для ее понимания необходимо обладать определенным запасом естественнонаучных знаний и уметь пользоваться терминологией естественных наук. Все это возможно в том случае, если контекст учитывает тематику вопросов, изучаемых по биологии, физике и химии в данном классе.


Как показывает опыт педагогической деятельности, ученики могут знать суть вопроса, но не всегда могут поделиться своими знаниями, т. е. их коммуникативная компетентность не сформирована полностью. Основные признаки функциональной грамотности личности это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, проявляющий активную гражданскую позицию. Думается, что функциональная грамотность, как совокупность многих умений или многих грамотностей, неразрывно связанных с чтением и письмом, применяемыми в учебном и социальном контексте, найдет свое место в научной и педагогической парадигме - «Учиться быть грамотным, чтобы грамотно учиться».

Одним из эффективных приемов, направленных на формирование функциональной грамотности школьников является решение практико-ориентированных задач.

На своих уроках автор часто использует данные задания на этапе актуализации знаний.

Приведем пример практико-ориентированных заданий для учащихся.

  • В каждом из заданий описывается жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная учащемуся.

  • Каждое задание содержит задачу, решаемую с помощью имеющихся знаний.

  • Контекст заданий близок к ситуациям, возникающим в повседневной жизни.

  • Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.

  • Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.

  • Информация предъявляется в текстовой и нетекстовой форме (таблицы, схемы, простые столбчатые диаграммы, рекламные объявления, выписки с банковских счетов).

Задания к теме: «Ознакомление с устройством спиртовки» (7 класс)

При нагревании жидкости в пробирке вы…

а) наливаете жидкости побольше, чтобы посильнее плескалось и брызгало, заливало стол и тетради,

б) нагревая, заглядываете внутрь пробирки в надежде увидеть скорейшее закипание,

в) помните, что держать горячую пробирку пальцами неудобно, вы должны попросить кого-нибудь из соседей сделать это или положите пробирку на свою тетрадь.

Представьте, что Вы работаете в химической лаборатории и подруга принесла пирожное и предлагает попить чайку. Ваши действия:

а) завариваете чай на спиртовке в химическом стакане и «расчищаете» место для пирожного на рабочем столе,

б) приглашаете зайти в другую комнату, где не проводятся опыты.

в) предложите свой вариант.

Вы получили ожог от пламени спиртовки. Вы…

а) смазываете ожог зеленкой,

б) промываете раствором марганцовки,

в) смазываете растительным маслом,

г) промываете и накладываете стерильную повязку.

Поскольку мы живем в эпоху глобализации и взаимодействия, наши дети должны быть успешными и конкурентоспособными в современном мире.

И наша с вами задача как педагогов выстроить свою работу так, чтобы дети обладали всеми необходимыми навыками 21 века и были готовы к жизни в постиндустриальном информационном обществе.

Аттестация функциональной грамотности учащихся по химии - это определение итогового уровня функциональной грамотности учащихся в конце урока, после изучения темы (раздела, модуля), курса химии 8, 9 классов, основной школы Диагностика функциональной грамотности учащихся по химии - это определение уровня функциональной грамотности учащихся в начале урока, перед изучением темы (раздела, модуля), курса химии 8, 9 классов. Измерение - это количественное выражение качества знаний и умений учащихся в условных единицах. Результатом измерения, его количественным, условно-формальным (знаковым) выражением является отметка.

Качество функциональной грамотности учащихся по химии — определенный уровень усвоения учащимися содержания обучения химии основной школы, соответствующего современному стандарту. Мы выделяем четыре уровня функциональной грамотности учащихся по химии: недопустимый, допустимый, достаточный, высокий. Качество химического образования - это внешняя и внутренняя определенность процесса и результата химического образования, отражающая соответствие действующему образовательному стандарту по химии фактически достигнутого учащимися. Мониторинг функциональной грамотности учащихся по химии— это систематическое, непрерывное отслеживание качества функциональной грамотности учащихся на промежуточном этапе урока и химико-образовательного процесса в целом. Оценивание функциональной грамотности учащихся по химии — это процесс определения степени соответствия достигнутого учащимися уровня (качества) функциональной грамотности образовательному стандарту по химии основной школы Оценка качества функциональной грамотности учащихся - это результат выражения ценностного отношения субъектов химико-образовательного процесса к качеству знаний, умений учащихся и характеру их ценностных отношений.

Функциональная грамотность учащихся по химии - это определенный уровень образованности учащихся основной школы, выражающий степень овладения ими ключевыми компетенциями, определяемых образовательным стандартом по химии основной школы, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами.


Выводы, комментарии об оценке педагогического воздействия опыта на уровень сформированности качеств личности обучающихся

1. В результате проведенного теоретико-экспериментального исследования было установлено, что в настоящее время в связи с кардинальным изменением социально-экономических условий актуальной задачей основного общего среднего образования, и химического образования в частности, становится формирование функционально грамотной личности учащегося.

2. Необходимость использования интегративной методики оценивания функциональной грамотности по химии обусловлена необходимостью устранения выявленных нами противоречий: 1) между современными требованиями государства, общества, семьи, личности, образовательных организаций, социальных структур к качеству химического образования в основной школе и ограниченностью применяемых методик и технологий оценивания качества его результата; 2) между необходимостью обеспечения качества химического образования в основной школе и отсутствием целостной методики ее объективного и всестороннего оценивания; 3) между традиционной методикой оценивания качества результатов химико-образовательного процесса в основной школе и необходимостью включения современной методики оценивания качества функциональной грамотности учащихся по химии.

3. Сформулированы концептуальные положения и разработана теоретическая модель оценивания функциональной грамотности по химии, отражающая целостность целевого, содержательного, организационно-методического и результативного компонентов.

4. Концептуальные положения и теоретическая модель оценивания функциональной грамотности послужили основой для разработки интегративной поэтапной методики оценивания функциональной грамотности по химии, включающей этапы диагностики, мониторинга, аттестации и реализующей оптимальные методы и средства оценивания в процессе текущего, промежуточного и итогового оценивания.

6. В рамках исследования разработаны и применены измерительно-оценочные материалы (граф-схемы понятий, экспресс, системные и комплексные задания, письменные контрольные работы), определены требования к качеству химических знаний и предметных умений по курсу химии 8-9 классов, выявлены возможности диагностики, мониторинга и аттестации, позволяющие объективно оценить качество (уровень) функциональной грамотности учащихся по химии, что, в свою очередь, обеспечивает качество допрофессиональной компетентности учащихся по химии.

7. Определены методические условия, способствующие не только оптимальному функционированию предложенной методики оценивания функциональной грамотности учащихся по химии, но и обеспечивающие получение объективных и качественных результатов обучения химии.

8. Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что методика оценивания функциональной грамотности учащихся по химии обеспечивает объективность, интегративность, содержательную валидность, преемственность и всесторонность в процессе текущего, промежуточного и аттестационного оценивания, а также способствует формированию достаточно высокого уровня ключевых химических понятий, предметных умений (интеллектуальных, коммуникативных, химико-экспериментальных, расчетно-вычислительных, символико-графических) и ценностных отношений учащихся к химическому образованию и самообразованию, химическим наукам, функциональной грамотности по химии, химическим технологиям и производствам, химическим аспектам здоровья, веществам и химическим материалам и их применению человеком.




Практико-ориентированные задания

Тема: Молоко

М олоко – это секрет железы млекопитающих животных, предназначенный для питания новорожденных детенышей. Нормальное коровье молоко имеет белый или слегка желтоватый цвет и сладковатый вкус. Молоко является биологической жидкостью сложного состава. Вещества, входящие в его состав, находятся в различных степенях дисперсности. Так, например, молочный сахар и минеральные соли растворены в плазме молока, белки и часть солей находятся в коллоидном состоянии, а жир – в виде мельчайших жировых шариков, плавающих в плазме молока. Качество молока и его свежесть определяется на основании его плотности, кислотности, количества жира и сахара. Иногда определяется также его загрязненность. Кислотность молока обуславливается в основном наличием белков, однозамещенных фосфорнокислых солей и молочной кислоты, образующейся в результате расщепления лактозы. Молоко – это смесь.

Задание 1

  1. В состав молока входят белки. Да\Нет

  2. Белки способствуют кислотности молока. Да\Нет

  3. Чем определяется качество молока – количеством жира. Да\Нет

  4. Нормальное коровье молоко имеет горьковатый вкус. Да\Нет

  5. Наибольшее составляющее молока является – вода. Да\Нет

Задание 2

Какие внешние факторы влияют на скисание молока? Обоснуйте свой ответ.

Задание 3

Почему из молока можно получить масло? Обоснуйте свой ответ.

Задание 4

С чем связанно образование сливок на поверхности молока? Обоснуйте свой ответ.


Практико-ориентированные задания для 9 класса. Тема «Азот»

Тема «Азот и его соединения»

1) Какова биологическая роль азота для живых организмов? ( Ответ: Азот входит в состав всех азотных удобрений, образует аминокислоты, входящие в состав белка).

2) В природе образуются кислотные дожди. Обоснуйте их происхождение и влияние на биоценоз. (Ответ: пятиокись азота образуется при производстве азотной кислоты. При попадании пятиокиси азота в воздух происходит химическая реакция оксида с водой с образованием азотной кислоты). Что вы предлагаете руководителю завода:

- закрыть завод

- усовершенствовать производство и очистные сооружения

Задания по теме «Фосфор и его соединения»

ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

Фосфор образует несколько аллотропных модификаций:

Белый фосфор - воскообразное вещество, бесцветное с желтоватым оттенком, имеет чесночный запах. Нерастворим в воде, хорошо растворяется в сероуглероде. На воздухе легко окисляется. Температура воспламенения 40С, измельченный фосфор воспламеняется при обычной температуре. Белый фосфор очень ядовит. Особым свойством его является способность в темноте светиться, вследствие его окисления.

Красный фосфор представляет собой темно-малиновый порошок, без запаха. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. На воздухе окисляется медленно и самовоспламеняется при температуре 260 С. Не ядовит и не светится в темноте. 

Черный фосфор похож на графит, нерастворим в воде, обладает полупроводниковыми свойствами.

Вопрос 1: ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

Почему белый фосфор следует хранить под водой?

А. В темноте светится.

В. Не растворяется в воде.

С. Воспламеняется при обычной температуре.

D. Имеет чесночный запах.

Вопрос 2. ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

Смесь белого и красного фосфора обработали большим количеством растворителя – сероуглеродом. Часть смеси не растворилась.

Что представляет собой нерастворимый осадок?

А. Часть смеси белого и красного фосфора.

В. Осадок – нерастворимое вещество, образовавшееся при растворении фосфора в сероуглероде.

С. Белый фосфор.

D. Красный фосфор.


Методические рекомендации по формированию функциональной

грамотности у обучающихся на уроках химии

Задачи:

  1. Формирование психологической установки на строгое и неукоснительное выполнение всех правил безопасности.

  2. Приобретение умений анализировать различные ситуации в учебном процессе с точки зрения безопасности жизнедеятельности учащихся и быстро принимать соответствующие решения.

  3. Приобретение опыта безопасной постановки эксперимента и принятия решения в условиях моделирования чрезвычайных ситуаций и оказание первой медицинской помощи.

  4. Формирование у учащихся положительной мотивации изучения химии.


Тема урока

ЗУН

Формы и методы

Формируемые ф.г.

1 .Устройство спиртовки и пламени.

Знать строение.

Уметь работать, использовать правила ТБ

Алгоритм, практическая работа, с/работа, контрольно-оценочная .деятельность

Правила работы с нагревательными приборами, оказания первой мед. помощи при ожогах.

2. Озон.

Знать строение, значение, правила защиты и охраны озонового слоя.

Индуктивный, дедуктивный, тренинг, контрольно-оценочная деятельность

Применение аэрозолей, экологическая опасность.

3. Энергия химических реакций

Знать процессы, уметь проводить эн

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!