Материалдар / Доклад "Формативное оценивание» – как путь достижения качества знаний
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Доклад "Формативное оценивание» – как путь достижения качества знаний

Материал туралы қысқаша түсінік
Дать общее представление о новой системе «формативное оценивание», показать важность этого вида оценивания в учебном процессе. Ознакомить с некоторыми техниками и приемами формативного оценивания.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
26 Сәуір 2022
264
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады







Успен ауданының

«Ковалев негізгі жалпы білім беру мектебі»

коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Коммунальное государственное учреждение

«Ковалевская основная общеобразовательная школа»

Успенского района











Доклад на тему: ««Формативное оценивание» – как путь достижения качества знаний»










Подготовила учитель истории: Скрипник М.С.








2020 г.

Тема: «Формативное оценивание» – как путь достижения качества знаний.

Цель: Дать общее представление о новой системе «формативное оценивание», показать важность этого вида оценивания в учебном процессе. Ознакомить с некоторыми техниками и приемами формативного оценивания.



Добрый день… Поговорим об оценивании?!... Как ученик… Как учитель…

Хочу начать со слов:

Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству. У. Джеймс.

«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников». М. Барбер.

Почему я начала свой доклад именно со слов выдающихся ученных. Потому, что, поработав по программе обновлённого содержания образования, хочу не только поделиться с коллегами опытом своей работы по вопросу «формативное оценивание, но и привлечь их к использованию формативного оценивания на своих уроках. Давайте ответим на вопросы. Может ли оценивание развивать…? Зачем нужно оценивание? Каким оно должно быть? Оценка… Что такое –хорошо, что такое - плохо?
Неотъемлемой частью обучения является оценивание. На сегодняшний момент оценивание в школе практически свелось к отметке. То есть не процессу, а к результату. Многие, особенно начальных классов, учатся не ради получения знаний, а ради оценок. Как изменить это положение? Как оценку сделать помощницей? 

На сегодняшний день возникла необходимость в новом подходе к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Существует два типа оценивания, такие как:

Формативное (по ходу обучения) и сумативное (в конце темы, раздела).

Формативное оценивание:

- определяет текущий уровень усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе;

- позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала;

- позволяет корректировать индивидуальную траекторию обучения учащегося;

- не влияет на итоговые оценки.

Сумативное оценивание:

-определяет уровень форсированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации;

- дает заключительное суждение о том, чему смогли ученики научиться;

- является основой для определения итоговых отметок по курсу изучения предмета.

Хочу более подробно остановиться на более эффективном оценивании – это форматированном, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения. Данный подход помогает устранить пробелы в знаниях, повысить учебную мотивацию и самостоятельность учащихся, индивидуализировать процесс обучения. 

Что же такое формативное оценивание?

Формативное оценивание – это оценивание прогресса учащихся с целью внесения

изменений в процесс учения и, соответственно, обучения на ранних этапах.

Формативное (формирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный

процесс наблюдения за учением ученика. Оно является «неформальным» (чаще всего без отметочным) оцениванием и основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Кроме того,

формативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. Это значит находиться рядом с учеником и вести его к успеху. 

    Формативное оценивание – процесс наблюдения, как изо дня в день протекает процесс обучения - это ежедневное оценивание. При формативном оценивании мы всегда рядом с учеником, ученик принимает непосредственное участие в процессе оценивания. Следовательно, имеет возможность оценить свои сильные и слабые стороны, скорректировать дальнейшие шаги посредством эффективной обратной связи, повысить уровень мотивации и потребности к действиям. 

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.

Первым шагом в применении формативного оценивания стало целеполагание, так как убедилась, что конкретная цель – это путь к успеху. 

Цель – это заранее запланированный учителем результат, который должен быть достигнут не только учителем, но и учащимися в конце урока, по окончании изучения главы или раздела. 

Для того, чтобы цели урока стали целями учащихся, необходимо совместно сформулировать критерии успеха. Мною и учащимися были разработаны критерии успеха на уроках истории и сделаны карточки (красная отлично справился с заданием, желтая – средне справился, зеленая – плохо справился.

Устные ответы:

  • Полнота ответа;

  • Знание дат;

  • Умение формулировать мысли;

  • Количество правильных ответов;

  • Понятность.

Творческие задания:

  • Оригинальность;

  • Широта мысли и фантазии;

  • Индивидуальность;

  • Умение рассказывать без листка;

  • Содержательность;

  • Рассуждения;

  • Эстетичность.

Письменные работы:

  • Грамотность;

  • Аккуратность;

  • Полное выполнение задания;

  • Правильное оформление.

Проверка конспектов

  • Логичность и понятность ведения записей

  • Выделение главного материала

  • Аккуратность

Критерии успеха и карточки имеются у каждого ученика. Эти критерии помогают мне и учащимся оценить, как себя, так и своих товарищей. После оценивания ученик за отличную работу получает смайлик. В конце года, после подсчета смайликов, выявляется самый умный - «Знаток истории» в каждом классе. После чего происходит награждение.

Формативное оценивание:

- используется в повседневной практике (поурочно, ежедневно);

- применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.

При использовании формативного оценивания учителю необходимо знать и эффективно использовать различные техники формативного оценивания. Систематическое и целенаправленное использование данных техник позволит учителю получить качественный результат обучения.

Планировать использование техник формативного оценивания необходимо в тех случаях, когда:

- изучен некоторый объем нового материала;

- необходимо сделать промежуточный вывод;

- некоторые ученики перестали реагировать на указания по выполнению задания.

Наиболее эффективные техники формативного оценивания, которые применяю на уроках истории (Приложение1)

Предлагаю вашему вниманию одно из заданий, которое применяю на уроке истории. (Приложение2)

Положительные моменты оценивания для обучения, что же дает оно учителю:

- ежеурочно отслеживать успехи каждого ученика в классе;  

- создает условия для активного участия учащихся в процессе собственного познания;

- дает возможность учащимся анализировать собственную работу;

- требует активного участия и способствует повышению мотивации учащихся;

- формирует коммуникативный процесс между учителем и учеником;

- стимулирует учителя к корректировке подходов преподавания с учетом результатов оценивания;

Опираясь на результаты формативного оценивания (самооценка, взаимооценка, оценка работы в группе, активность на уроке) легче применить суммативное оценивание.

Формативное оценивание требует каждодневного кропотливого труда, определенного опыта. Не могу утверждать, что в результате применения формативного оценивания уровень качества обучения повысился на сто процентов, но считаю прогрессом то, что в глазах моих учеников я увидела искорку желания учиться, интерес к уроку, позитивное отношение друг к другу.  Разве это не прогресс? Конечно, прогресс, который способствует достижению эффективности урока.

     Использование методов формативного оценивания помогло учащимся выработать навыки самостоятельной работы, работы в группе, у них появился интерес к учебе, повысилось чувство взаимопомощи, коллективизма.

Использованная литература:

1. Форматвиное оценивание в школе. Практическое пособие для учителя/Сост. О. И. Дудкина, А. А. Буркитова, Р. Х. Шакиров.– Б.: «Билим», 2012. – 89 с.

2.Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост.

Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012. 3.  Репкина А.Б., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. -Томск: Пеленг,1993.

4. Матвеева Е.И., Панкова О.Б., Патрикеева И.Е. Критериальное оценивание в школе. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011

 





















Приложение1



Наиболее эффективные техники формативного оценивания, которые применяю на уроках истории (Приложение1)



Таблица №1



Техника

формативного оценивания

Описание техники

1

Изучение нового материала



«Большой палец»

Учитель останавливает объяснение и просит учащихся

показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:

Я понимаю и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

Я все еще не понимаю  (большой палец руки направлен в сторону)

Я не совсем уверен в (помахать рукой)   Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться. Учитель тоже задает уточняющие вопросы.


«Измерение температуры»

Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать.


«Светофор»

У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора (зеленый, желтый, красный). Учитель просит учащихся показывать карточками

сигналы, обозначающие их знание/понимание или незнание/непонимание материала.

Зеленый цвет: «Я могу. У меня все получилось»

Желтый цвет: «Я не совсем уверен. Мне требуется консультация».

Красный цвет: «Я не могу. Требуется помощь».


«Вопросник»

Учитель объединяет учащихся в группы по 4 ученика. На стол

каждой группы кладутся карточки с вопросами: Что нового вы се-

годя узнали? Какая информация была наиболее интересной?

Что было трудным? Что мешало работе и почему? Каждый из

учеников выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги

пишет ответ. Ученики объединяются по общему вопросу, читают ответы друг друга, систематизируют и обобщают их. Представитель от

каждой группы зачитывает вопрос и ответы на него.

2

Закрепление, тренировка, отработка умений



«Пирамида знаний»

Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам на уроке выстроить свою пирамиду знаний, умений т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу-вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока. Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные

задания, положительные эмоции и т.д.Shape1

Листы бумаги вывешиваются по

 периметру класса. Все ученики встают,Shape2

ходят, смотрят, читают.Shape3 Shape4



3

Творческие работы учащихся, сочинения, эссе и т.д.



«Две звезды и желание»

Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных мо

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!