«Игра как азбука
общения»
Игра – это универсальный метод обучения, воспитания,
отдыха. Игра доставляет эмоциональное переживание, наслаждение от
процесса свободного проявления духовных и физических сил
дошкольника. Игра – это школа социальных отношений, в которой
ребенок усваивает нормы социального и культурного
поведения.
Выделяются несколько классов игр: сюжетно-ролевые
театрализованные дидактические подвижные.
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка
дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов его
воспитания и развития. Слово «играть» применительно к ребенку в
давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и
современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я
с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой
дружить» или «Я больше с тобой не
дружу».
Игра является
отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на
всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный
организм с отношениями сотрудничества, навыками
общения.
Игры очень
разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы:
творческие игры (режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные) и
игры с правилами (дидактические и
подвижные).
Сюжетно-ролевые
игры
Сюжетно-ролевые игры Главный компонент
сюжетно-ролевой игры - сюжет. Он воспроизводится детьми. Сюжеты
делятся на: а) бытовые (игры в семью, детский сад) б)
производственные (игры в больницу, магазин) в) общественные (игры в
библиотеку, школу)
Сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевых играх
дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают,
как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Объединяясь
в сюжетно-ролевой игре, дети сами выбирают партнеров, устанавливают
игровые правила, следят за их выполнением, регулируют
взаимоотношения. В сюжетно-ролевой игре ребенок воплощает свой
взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое
разыгрывает.
Подвижные игры
Подвижные игры Подвижные игры – незаменимое
средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем
мире, развитии мышления, смекалки, ловкости. Сноровки, ценных
материальных качеств. Они воспитывают доброжелательность,
стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу.
Способствуют гармоничному развитию личности
ребенка.
Дидактические
игры
Дидактические игры Дидактические игры в
педагогическом процессе играют двоякую роль: во первых , они
являются методом обучения, во вторых, самостоятельной игровой
деятельностью. Правила игры подчинены воспитательно -
образовательным задачам, выдвигаемыми конкретными программными
требованиями того или иного вида занятий.
Театрализованные
игры
Театрализованные игры позволяют решать многие
педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи
ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического
воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся
участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что
дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно
театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной
культуре, литературе, театру.
Итак, что могут
помочь сформировать у детей
занятия-игры?
-
Коммуникативные способности и
качества.
-
Умение распознавать эмоции других и владеть
своими чувствами.
-
Позитивное отношение к другим
людям, даже
если они «совсем другие».
-
Умение сопереживать - радоваться чужим радостям и
огорчаться из-за чужих огорчений.
-
Умение выражать свои потребности и чувства с
помощью вербальных и невербальных средств.
-
Умение взаимодействовать и
сотрудничать.
-
Чего
желательно ожидать от ребенка во время занятия?
-
Желания принимать в нем активное
участие.
-
Доброжелательного настроя на
занятие.
Что требуется от взрослого во время
занятий?
-
Терпение (оно вообще, как никакое
другое
качество, необходимо педагогу).
-
Желание играть и верить в игру так, как верит в
нее ребенок.
-
Умение принимать всех детей такими, какие они
есть.
-
Умение выслушивать любой ответ, любое
предложение, любое решение ребенка.
-
Способность к импровизации.
И еще. Может быть, это прописные истины, но как
подчас нелегко следовать им в
повседневной жизни, а без них контакт с ребенком
невозможен...
• Помните: каждый человек, в том числе самый
маленький, индивидуален, неповторим. Учитываю это в общении с ним и
всячески подчеркиваю.
• Некогда не
сравнивать одного ребенка с другим; не ставлю никого никому в
пример.
Проанализировав свой опыт работы с детьми я пришла к выводу:
Игру можно использовать как
средство формирования способности к обще¬нию, так как именно с
помощью игры педагог способен помочь
Ребенку уста¬новить контакт с
окружающим миром, а также со
Сверстниками и взрослыми.
Я стараюсь выстраивать занятия в
форме игровых ситуаций, побуждаю¬щих детей к сближению друг с
другом и с воспитателем на основе сопереживания и самой ситуации, и
ее участникам, при¬чем не только тем событиям, которые требуют
сочувствия и участия, но и ра¬достным, веселым событиям.
Содержание проводимых мною
занятий-игр предусматривает формирова-ние у детей знаний и умений,
необходи¬мых для доброжелательного общения, воспитание хороших
манер, что и на¬зывается культурой общения. В ходе игр я стремлюсь
подвести детей к тому, что считаю главным, - к ощущению чувства
принадлежности к группе сверстников.
На ОУД дети, как правило,
выполняют игровые задания, поэтому це-лесообразно использовать
этюды и уп¬ражнения, короткие и доступные по со¬держанию,
подобранные на основе принципа от простого к сложному. В ка¬честве
своеобразного отдыха предла¬гаю подвижные игры, позволяющие де¬тям
расслабиться, «выпустить пар».