Материалдар / доклад к ЕНТ
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

доклад к ЕНТ

Материал туралы қысқаша түсінік
учителям русского языка и литературы
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
12 Мамыр 2019
313
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Повышение качества знаний при подготовке учащихся к сдаче ЕНТ

по русскому языку


Добрый день, уважаемые гости, участники семинара!


Сегодня я не стану говорить о том, что русский язык в казахских школах – это предмет с низким показателем качества знаний, о том, что дети не заинтересованы в качественном решении заданий по русскому языку, так как баллы по этому предмету не учитываются при распределении грантов. Не буду говорить и о том, что и в городе, и в селе не хватает языковой среды, способствующей повышению уровня владения русским языком, тем более данная школа, в которой я работаю является чисто казахской. Не нужно напоминать и о том, что подготовка к ЕНТ должна начинаться уже с 5 класса. Об этом уже много раз говорилось, и на семинарах разного уровня мы поднимали данные вопросы и предлагали свои пути решения.

Сегодня я хочу рассказать о том, что можно сделать для того, чтобы облегчить, так сказать, «упростить» решение лингвистической задачи для выпускника школы. Что сделать для того, чтобы поднять качество знания русского языка и качество выполнения задания учащимся непосредственно на ЕНТ. Ведь главная задача учителя при подготовке к ЕНТ конкретно в 11 классе не столько «дать знания», сколько «научить их применять», а именно «уметь решать лингвистические задачи». Ведь настолько, насколько ученик обладает определёнными навыками решения той или иной лингвистической задачи, и зависит конечный результат.

Разумеется, что ни о каком решении тестовых заданий не может быть и речи без полного повторения учащимися теоретических сведений всех разделов языкознания, организованного в форме лекционно-семинарских занятий, зачётов, тематического мониторинга или других форм обобщения и систематизации знаний.

Естественно, невозможна качественная подготовка и в том случае, если учитель сам не владеет языковым материалом, а также не провёл апробацию сборников тестовых заданий последних лет. Только после того, как проведена данная трудоёмкая и кропотливая работа, можно приступать к обучению ребят техническим аспектам работы с тестами. И на данном этапе подготовки учитель должен продемонстрировать определенный набор средств, приёмов, навыков, помогающих учащимся "легко" решать лингвистические задачи. Причём ориентирована такая работа не на «отличника», а на самого «среднего», рядового ученика, так как именно его результаты и будут влиять на средний балл по предмету.

Это я знаю по своей практике. Я два раза, т.е в 2012г. и в 2014 году готовила учеников к ЕНТ . И вот каковы мои результаты:

В 2012 году из нашей школы участвовали на ЕНТ 9 учеников и по русскому языку показали качество успеваемости 55,5% , средний балл – 11,7 . Это мой первый результат по подготовке учащихся к ЕНТ. И конечно это показывает низкий уровень подготовки. После этого я стала искать пути и приёмы усовершенствования . Стала внимательнее изучать варианты вопросников, консультироваться с другими учителями, у которых много лет опытов по подготовке учащихся к ЕНТ, и также искать эти пути и приёмы в интернете, и думаю что нашла.

Потому что когда я во второй раз подготовила учеников к ЕНТ в 2014 году мои ученики показали уже неплохой результат. Из 11 учеников 9 получили хорошие оценки, т.е. двое из них сдали на « отлично» и на «4» - 7 учеников. А качество успеваемости повысилось на 27%, т.е ученики показали качество успеваемости 82% средний балл- 14

Предлагаемые мной пути и приёмы нельзя считать абсолютной, но они являются одним из вариантов построения учебного материала, который обеспечивает достаточно высокую эффективность обучения в течение года.

У слабо успевающих учащихся большие затруднения вызывают задания по разделам «Орфография», «Осложненные простые предложения» и «Сложные предложения с разными видами связи». Со слабоуспевающими учащимися проводится индивидуальная работа.

Для всех учащихся разработаны тестовые задания логического характера, дающие возможность проверить уровень знаний по предмету: языковым нормам, усвоению основных лингвистических понятий, владению научными способами действия при анализе. Учащимся для самостоятельной подготовки даны материалы на бумажных и электронных носителях: таблицы, схемы, правила, тесты.


Приведу несколько таких «приёмов», которых я использовала на дополнительных уроках по подготовке к ЕНТ. И продемонстрировать их хотелось бы на заданиях повышенной трудности, которые сразу заводят рядового ученика «в тупик».

Например :«Приём исключения»

Укажите ряд модальных частиц:

  1. даже, вот, ни, именно

  2. ли, разве, всё-таки, вон

  3. именно, как раз, не, уж

  4. ведь, же, да, почти

  5. вот, именно, пусть, лишь

Частица – одна из самых сложных тем для понимания учащихся, так как в родном (казахском) языке данное понятие отсутствует, и объяснение путём сопоставительной грамматики исключается. В русском языке около 35 частиц, и запомнить значения всех для ребёнка практически невозможно, да и не нужно.

Важной отличительной чертой частиц является простое решение:

То, что частицы по значению и роли в предложении делятся на три разряда (отрицательные, формообразующие и модальные), ученики знают с 8 класса. Отрицательных всего 2 - НЕ и НИ; формообразующих - 6, и они синонимичные (что облегчает запоминание):

Б, БЫ, ДА, ДАВАЙ, ПУСТЬ, ПУСКАЙ. Следовательно, исключаем варианты с известными частицами, и тот вариант, который останется, и будет верным.

И ещё один пример. «Приём слов-помощников»

Укажите слова, образованные с помощью суффикса -чик-:

  1. рассказ...ик, камен...ик, барабан...ик

  2. доклад...ик, перевод...ик, лёт...ик

  3. груз...ик, свар...ик, кранов...ик

  4. экскаватор...ик, камен...ик, закрой...ик

  5. водопровод...ик, бетон...ик, рассказ...ик

В суффиксе существительных -щик-/-чик- после букв Д-Т, З-С и Ж пишется буква Ч. В остальных случаях пишется буква Щ.

Правописание суффиксов со значением "лицо определенной профессии" -чик-/-щик- затрудняется запоминанием букв, после которых они пишутся.

Простое решение: В выполнении данного задания помогут мнемотехнические приёмы, так называемые "слова-помощники", используемые в занимательной грамматике. Можно это правило условно назвать "Правилом джазиста". Объясняем ученикам, что обозначает слово "джаз" и кто в него играет . Затем иллюстрируем на примерах, что в слове "ДЖаЗиСТ" имеются все согласные, после которых пишутся суффикс -чик-. Ребята сразу запоминают слово-помощник и применяют его в решении подобных заданий.

«Строгая последовательность действий» Несмотря на то что предмет "русский язык" относится к гуманитарным наукам, правила его грамматики построены по строго математическим законам. Пропуск одного действия в цепочки рассуждения, приводит к ошибочному ответу. Поэтому необходимо придерживаться строгой последовательности действий при выполнении любого задания.

Правописание наречий на о – а

В, на, за (окнО) на конце О :

влево, нарочно, запросто.

Из, до, с (окнА) на конце А:

издавна, добела, справа


Правописание суффиксов О-А на конце наречий затрудняется запоминанием. Помогает слово окно, при склонении какое окончание в слове окно, такой же суффикс в наречии: в окно-влево, на окно-нарочно, за окно-запросто; из окна-издавна, до окна-добела, с окна- справа.

Далее, ещё один пример по тестовому заданию.

Укажите вид подчинения (знаки препинания не расставлены).

Но я всё-таки верю что наступит момент когда он устыдится страха и объявит ему войну.

Предлагаемое решение сразу отвечает на три вопроса, которые встречаются в тестовых заданиях:

  1. Расстановка знаков препинания в сложном предложении

  2. Построение схемы СПП

  3. Вид подчинения придаточных

Итак, последовательность действий при ответе: Определяем граматические основы предложения → выделяем подчинительные союзы → где союз, там и придаточное предложение (где его нет - там главное) → расставляем запятые → строим схему.

Проведение тематических тестов-самая главная и необходимая часть подготовки учащихся к успешной сдаче ЕНТ. На каждом уроке после повторения темы возможно проведение экпресс-тестов, в которые входят вопросы теоретического и практического характера.

6. Во всех словах строчки в окончании пишется буква Е

А) он колыш…т, ре..т, осво…т

В) он посе…т, чу…т, кол…т

С) он кат…тся, утеша…ся, та…т

Д)он упуст…т, пове…т, затее…т

Е) он реша…т, клее…т, смотр…т

7. Какие глаголы обладают категорией рода?_______________________________

Задача учителя при подготовке к ЕНТ именно в 11 классе - вручить ученикам "ключ" к знаниям, который отпирает все самые сложные "замки" русского языка







Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!