Повышение качества знаний при подготовке
учащихся к сдаче ЕНТ
по русскому языку
Добрый день, уважаемые гости, участники
семинара!
Сегодня я не стану говорить о том, что русский
язык в казахских школах – это предмет с низким показателем качества
знаний, о том, что дети не заинтересованы в качественном решении
заданий по русскому языку, так как баллы по этому предмету не
учитываются при распределении грантов. Не буду говорить и о том,
что и в городе, и в селе не хватает языковой среды, способствующей
повышению уровня владения русским языком, тем более данная школа, в
которой я работаю является чисто казахской. Не нужно напоминать и о
том, что подготовка к ЕНТ должна начинаться уже с 5 класса. Об этом
уже много раз говорилось, и на семинарах разного уровня мы
поднимали данные вопросы и предлагали свои пути
решения.
Сегодня я хочу рассказать о том, что можно
сделать для того, чтобы облегчить, так сказать, «упростить» решение
лингвистической задачи для выпускника школы. Что сделать для того,
чтобы поднять качество знания русского языка и качество выполнения
задания учащимся непосредственно на ЕНТ. Ведь главная задача
учителя при подготовке к ЕНТ конкретно в 11 классе не столько «дать
знания», сколько «научить их применять», а именно «уметь решать
лингвистические задачи». Ведь настолько, насколько ученик обладает
определёнными навыками решения той или иной лингвистической задачи,
и зависит конечный результат.
Разумеется, что ни о каком решении тестовых
заданий не может быть и речи без полного повторения учащимися
теоретических сведений всех разделов языкознания, организованного в
форме лекционно-семинарских занятий, зачётов, тематического
мониторинга или других форм обобщения и систематизации
знаний.
Естественно, невозможна качественная подготовка и
в том случае, если учитель сам не владеет языковым материалом, а
также не провёл апробацию сборников тестовых заданий последних лет.
Только после того, как проведена данная трудоёмкая и кропотливая
работа, можно приступать к обучению ребят техническим аспектам
работы с тестами. И на данном этапе подготовки учитель должен
продемонстрировать определенный набор средств, приёмов, навыков,
помогающих учащимся "легко" решать лингвистические задачи. Причём
ориентирована такая работа не на «отличника», а на самого
«среднего», рядового ученика, так как именно его результаты и будут
влиять на средний балл по предмету.
Это я знаю по своей практике. Я два раза, т.е в
2012г. и в 2014 году готовила учеников к ЕНТ . И вот каковы мои
результаты:
В 2012 году из нашей школы участвовали на ЕНТ 9
учеников и по русскому языку показали качество успеваемости 55,5% ,
средний балл – 11,7 . Это мой первый результат по подготовке
учащихся к ЕНТ. И конечно это показывает низкий уровень подготовки.
После этого я стала искать пути и приёмы усовершенствования . Стала
внимательнее изучать варианты вопросников, консультироваться с
другими учителями, у которых много лет опытов по подготовке
учащихся к ЕНТ, и также искать эти пути и приёмы в интернете, и
думаю что нашла.
Потому что когда я во второй раз подготовила
учеников к ЕНТ в 2014 году мои ученики показали уже неплохой
результат. Из 11 учеников 9 получили хорошие оценки, т.е. двое из
них сдали на « отлично» и на «4» - 7 учеников. А качество
успеваемости повысилось на 27%, т.е ученики показали качество
успеваемости 82% средний балл- 14
Предлагаемые мной пути и приёмы нельзя считать
абсолютной, но они являются одним из вариантов построения учебного
материала, который обеспечивает достаточно высокую эффективность
обучения в течение года.
У слабо успевающих учащихся большие затруднения
вызывают задания по разделам «Орфография», «Осложненные простые
предложения» и «Сложные предложения с разными видами связи». Со
слабоуспевающими учащимися проводится индивидуальная
работа.
Для всех учащихся разработаны тестовые задания
логического характера, дающие возможность проверить уровень знаний
по предмету: языковым нормам, усвоению основных лингвистических
понятий, владению научными способами действия при анализе. Учащимся
для самостоятельной подготовки даны материалы на бумажных и
электронных носителях: таблицы, схемы, правила,
тесты.
Приведу несколько таких «приёмов», которых я
использовала на дополнительных уроках по подготовке к ЕНТ. И
продемонстрировать их хотелось бы на заданиях повышенной трудности,
которые сразу заводят рядового ученика «в тупик».
Например :«Приём
исключения»
Укажите ряд модальных частиц:
-
даже, вот, ни, именно
-
ли, разве, всё-таки, вон
-
именно, как раз, не, уж
-
ведь, же, да, почти
-
вот, именно, пусть, лишь
Частица – одна из самых сложных тем для понимания
учащихся, так как в родном (казахском) языке данное понятие
отсутствует, и объяснение путём сопоставительной грамматики
исключается. В русском языке около 35 частиц, и запомнить значения
всех для ребёнка практически невозможно, да и не
нужно.
Важной отличительной чертой частиц является
простое решение:
То, что частицы по значению и роли в предложении
делятся на три разряда (отрицательные, формообразующие и
модальные), ученики знают с 8 класса. Отрицательных всего 2 - НЕ и
НИ; формообразующих - 6, и они синонимичные (что облегчает
запоминание):
Б, БЫ, ДА, ДАВАЙ, ПУСТЬ, ПУСКАЙ. Следовательно,
исключаем варианты с известными частицами, и тот вариант, который
останется, и будет верным.
И ещё один пример. «Приём
слов-помощников»
Укажите слова, образованные с помощью
суффикса -чик-:
-
рассказ...ик, камен...ик,
барабан...ик
-
доклад...ик, перевод...ик,
лёт...ик
-
груз...ик, свар...ик,
кранов...ик
-
экскаватор...ик, камен...ик,
закрой...ик
-
водопровод...ик, бетон...ик,
рассказ...ик
В суффиксе существительных -щик-/-чик- после букв
Д-Т, З-С и Ж пишется буква Ч. В остальных случаях пишется буква
Щ.
Правописание суффиксов со значением "лицо
определенной профессии" -чик-/-щик- затрудняется запоминанием букв,
после которых они пишутся.
Простое
решение: В
выполнении данного задания помогут мнемотехнические приёмы, так
называемые "слова-помощники", используемые в занимательной
грамматике. Можно это правило условно назвать "Правилом джазиста".
Объясняем ученикам, что обозначает слово "джаз" и кто в него играет
. Затем иллюстрируем на примерах, что в слове "ДЖаЗиСТ" имеются все
согласные, после которых пишутся суффикс -чик-. Ребята сразу
запоминают слово-помощник и применяют его в решении подобных
заданий.
«Строгая последовательность действий» Несмотря на
то что предмет "русский язык" относится к гуманитарным наукам,
правила его грамматики построены по строго математическим законам.
Пропуск одного действия в цепочки рассуждения, приводит к
ошибочному ответу. Поэтому необходимо придерживаться строгой
последовательности действий при выполнении любого
задания.
Правописание наречий на о – а
В, на, за (окнО)
на конце О :
влево, нарочно, запросто.
Из, до, с (окнА)
на конце А:
издавна, добела, справа
Правописание суффиксов О-А на конце наречий
затрудняется запоминанием. Помогает слово окно, при склонении какое
окончание в слове окно, такой же суффикс в наречии: в окно-влево,
на окно-нарочно, за окно-запросто; из окна-издавна, до окна-добела,
с окна- справа.
Далее, ещё один пример по тестовому
заданию.
Укажите вид подчинения (знаки препинания не
расставлены).
Но я всё-таки верю что наступит момент когда
он устыдится страха и объявит ему войну.
Предлагаемое решение сразу отвечает на три
вопроса, которые встречаются в тестовых заданиях:
-
Расстановка знаков препинания в сложном
предложении
-
Построение схемы СПП
-
Вид подчинения придаточных
Итак, последовательность действий при ответе:
Определяем граматические основы предложения → выделяем
подчинительные союзы → где союз, там и придаточное предложение (где
его нет - там главное) → расставляем запятые → строим
схему.
Проведение тематических тестов-самая главная и
необходимая часть подготовки учащихся к успешной сдаче ЕНТ. На
каждом уроке после повторения темы возможно проведение
экпресс-тестов, в которые входят вопросы теоретического и
практического характера.
6. Во всех словах строчки в окончании пишется
буква Е
А) он колыш…т, ре..т, осво…т
В) он посе…т, чу…т, кол…т
С) он кат…тся, утеша…ся, та…т
Д)он упуст…т, пове…т, затее…т
Е) он реша…т, клее…т, смотр…т
7. Какие глаголы обладают категорией
рода?_______________________________
Задача учителя при подготовке к ЕНТ именно в 11
классе - вручить ученикам "ключ" к знаниям, который отпирает все
самые сложные "замки" русского языка