1.Садиярова
Марина Анчова
2.ГКУ
осш.им.М.Горького,зам.директора по ВР
3.Туркестанская
область,г.Шардара
4.Доклад по
воспитательной работе
Доклад
Казахстанская модель воспитания и современные
требования
Развитие воспитания в системе образования
Республики Казахстан в последние годы по праву стало одним из
приоритетных направлений в деятельности Министерства образования и
науки Республики Казахстан, органов управления образованием
субъектов, образовательных учреждений всех типов и
видов.
В
связи с переходом казахстанского общества на новую модель
образования переносящей акцент со знаний и умений на личность
обучающегося, и, учитывая, что цели и задачи воспитания
детерминируются общественным развитием, возникла острая
необходимость реформирования содержания
образования.
Становится актуальным создание казахстанской
модели воспитания, определение ее цели и стратегических ориентиров,
выработка национальных ценностей воспитания, составление программ
воспитания для обучающихся всех уровней системы
образования республики. Воспитательная работа должна стать
специально организованным процессом формирования и принятия
гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского
поведения, что возможно только в рамках научно обоснованной
воспитательной системы, в которой специально моделируются и
создаются условия для самореализации и самоутверждения
личности.
Воспитательные концепции в образовательных
учреждениях разрабатываются в соответствии с нормативно-правовой
базой, действующей в сфере образования Республики
Казахстан:
-
Конституцией Республики Казахстан;
-
Законом Республики Казахстан «Об
образовании»;
-
Государственной программой развития образования в Республике
Казахстан до 2010 года;
-
приказом Министра образования и науки от 16 ноября 2009 года «Об
утверждении Концепции воспитания в системе непрерывного образования
Республики Казахстан».
Воспитательная система школы имеет следующую
структуру.
Ее
компоненты:
-
цели – совокупность идей, для реализации которых она
создается;
-
деятельность , обеспечивающая ее
реализацию;
-
субъект деятельности, ее организующий и в ней
участвующий;
-
отношения, рождающиеся в деятельности и в общении,
интегрирующие субъектов в некую общность;
-
управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную
систему и развитие этой системы.
Основной целью воспитательной
работы является формирование гармонично развитой
личности, на основе создания условий для развития интеллектуальной,
общественно-политической, нравственно-эстетической культуры на
основе самореализации через личностную самостоятельность ,
творческие, профессиональные, инициативно-предприимчивые формы
деятельности.
Школа должна помочь ребенку на каждом возрастном
этапе решить четыре задачи: самосознания,самоопределения,самореализации, саморегуляции. в пяти основных сферах
жизнедеятельности:
1. Сфера познания (учеба, информация,
знания).
2. Сфера практической деятельности (трудовая
деятельность, умения, навыки).
3. Сфера игры (игровая активность,
реализация творческих и природных возможностей,
способностей).
4. Сфера физического развития (реализация
физических способностей).
5. Сфера отношений (познание себя. людей,
взаимодействие с ними).
Таким образом, создание в школе условий для
развития личности ребенка – это процесс создания в школе
системы отношений, помогающий ребенку на каждом возрастном этапе
успешно решать задачи в основных сферах своей
жизнедеятельности.
Основными направлениями воспитательного
процесса являются:
- Интеллектуальное развитие
личности – создание условий для получения
качественного образования, соответствующего международным
стандартам;
- Патриотическое
воспитание – стимулирование и развитие гражданской
ответственности, патриотизма, правового сознания, политической
культуры молодежи, ценностного отношения к окружающей среде,
поддержка молодежных инициатив;
- Духовно-нравственное, эстетическое
воспитание – развитие универсальных творческих
способностей, социальная поддержка молодежи, формирование активной
жизненной позиции, творчества и инициативы, развитие и поддержка
молодых талантов;
- Формирование здорового образа
жизни – профилактика девиантного поведения через
привлечение учащихся к занятиям физкультурой и спортом,
овладения методиками оздоровления
организма.
Трудовое
воспитание – развитие трудовых
навыков через общественно-полезные формы трудовой
деятельности.
В
моделировании воспитательной системы в школе можно
выделить четыре этапа в развитии воспитательной
системы.
Первый
этап развития воспитательной системы - этап
становления, когда формируются целевые установки
вырабатываются главные ориентиры в организации воспитательного
процесса, формируется концепция школьной воспитательной
системы.
Второй
этап, когда система окончательно оформляется: каждый
компонент занимает свое место, системные связи крепнут. Школьный
коллектив выступает как единое целое, как содружество детей и
взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, общей
ответственностью.
Третий
этап- обновление и совершенствование системы:
усложняются цели, более разнообразным становится содержание, более
тонкими отношения, более сложными становятся организационные,
управленческие процессы.
Таким образом, главным критерием эффективности
воспитательной системы будет результат – развитие и самовыражение
личности воспитанника и педагога. В концепции 12-летнего
образования в РК главная цель формулируется как формирование и
развитие образованной, творческой, компетентной и
конкурентноспособной личности, способной жить в динамично
развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в
своих собственных интересах, так и в интересах общества. Сегодня
нельзя достичь поставленной цели, решить задачи без
создания системы воспитательной работы как упорядоченной
целостной совокупности компонентов, способной
целенаправленно и эффективно содействовать развитию
личности.
Профилактика ранней беременности
подростков
В
настоящее время остро стоит вопрос о необходимости профилактики
ранней беременности у подростков. Это связано с тем, что в
последние годы постоянно снижается возраст вступления в первые
половые отношения.
Ранняя беременность это беременность в возрасте
от 13 до 19 лет. В это время наступает у девочек переходный
возраст, гормональная перестановка. Именно к этому возрасту женский
организм полностью созревает и готов к вынашиванию и рождению
ребенка. Большинство ранних беременностей являются
незапланированными. Считают, что основная проблема ранней
беременности заключается в недостаточном половом воспитании, или
отсутствии как такового. Во многих семьях эти темы считаются
запретными. В основном, решение проблемы нежелательной беременности
на 90 % зависит от обстановки дома и от воспитания родителей. То
есть, если психологический контакт с матерью нарушен и девочка не
находит понимания со стороны родителей, то она начинает стремиться
вести рискованный образ жизни как бы «назло». Поэтому родители
должны вести серьезную психологическую подготовку своего ребенка к
началу половой жизни, причем делать это надо заранее, а не тогда,
когда секс уже играет значительную роль в его жизни. Многие
родители предпочитают не вникать в основы сексуального воспитания
своих детей. Они возлагают эту ответственность на средства массовой
информации и интернет. Поэтому ранняя беременность в подростковом
возрасте чаще является следствием неправильного полового
воспитания. Принято считать, что ранняя беременность возникает чаще
в неблагополучных семьях. Но в настоящее время это не так. Раньше
подобная тенденция наблюдалась, потому, что дети из асоциальных
семей были предоставлены сами себе. Но сейчас имеется некоторый
социальный дисбаланс, и наличие финансового достатка не делает
детей более защищенными. Даже, наоборот, из-за материальных
возможностей они становятся менее благоразумными, особенно, при
недостатке внимания со стороны родителей.
Основными методами работы в этом случае будут
семинары и тренинги для родителей на тему полового воспитания их
детей, разработка памяток, плакатов, брошюр с необходимой
информацией, проведение массовых акций, просветительская работа с
молодежью на тему методов контрацепции и т.д.
Показательным примером к предупреждению
подростковой беременности является Голландский подход. Голландская
программа фокусируется на ценностях, на отношениях, на навыках
общения и ведения переговоров, а также на биологических аспектах
половых отношений. Средства массовой информации поощрили ведение
открытого диалога, со стороны системы здравоохранения дана гарантия
сохранения конфиденциальности и неосудительного отношения. В
развивающихся странах программы по сохранению репродуктивного
здоровья, нацеленные на подростков, часто небольшого масштаба и не
координируются из центра. Между тем ряд стран, в их числе Индонезия
и Шри-Ланка, обладают системной политикой преподавания полового
воспитания в школах.
Что
же необходимо делать родителям? Родителям необходимо помнить о том,
что именно от семьи в первую очередь зависит, коснется ли их данная
проблема.
Во-первых, для вас всегда будет важен
доверительный контакт с вашим ребенком, сохранение теплых,
доверительных отношений. Не забывайте о том, что альтернативой
аборту может быть только контрацепция, о которой чем раньше вы
поговорите с дочкой, тем положительнее для нее самой будет
результат от этого разговора. Максимально подробно расскажите ей о
методах контрацепции. Расскажите, что необходимо вместе с
гинекологом подобрать оптимальные варианты противозачаточных
средств, что именно профилактика ранней беременности - главное
условие здоровья женщины в будущем. И не забывайте об эффекте
личного положительного примера. Необходимо на всех уровнях уделять
должное внимание вопросам половой грамотности подростков. Только
совместными усилиями можно добиться значительных результатов и
предотвратить возникновение проблем в будущем.
Только грамотно и корректно разъясненная
информация, а также доверие и открытость между родителями и
подростками поможет избежать таких сложных проблем как ранняя
беременность.
Основы культуры каждой миссии должна заложить
школа как первый общественный институт в жизни человека. Мы должны
ориентировать ребенка на общечеловеческие ценности, гуманизм,
интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного
достоинства, независимость в суждениях. На нынешнем этапе задачами
организации образования являются создание необходимых условий для
формирования, развития и профессионального становления личности на
основе национальных и общечеловеческих ценностей; реализация прав
ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие,
сохранение родного языка, культуры, национальных обычаев и
традиций, на укрепление здоровья. Такова общая стратегия, цель и
задачи государственной политики в сфере
воспитания.