Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Доклад на тему: «Обоснования выбора приоритетной технологии обучения»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Мичуринская средняя общеобразовательная школа – сад
Подготовила: учитель технологии І квалификационной категории
Бекбаева Э.Д.
Требования к современному уроку, которые сегодня предъявляет государство и общество подразумевают разностороннее образование, развитие и, конечно, воспитание обучающихся внутри общеобразовательного пространства. Уроки технолгии – это одна из дисциплин, на которых формируются культурологические и эстетические компетентности школьников, важные и необходимые каждому будущему взрослому интеллигентному человеку, они являются приоритетными критериями уроков эстетического направления.
От
способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения
знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную,
неординарную личность. Тем самым наши уроки труда с установкой на
созидание подготавливают учащихся к самостоятельной трудовой
деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни по
окончании школы. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к
творчеству, намного быстрее находят свое место на производстве,
лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. На основе
этого я ставлю перед собой такие задачи, как приобщить учащихся к
творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развить
навыки созидания, самореализации. Бесталанных детей нет. Важно
только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в
себя.
В
ходе своей работы на уроках швейного дела я столкнулась с
проблемами:
отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает
по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к
самопознанию, самосовершенствованию);
ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как
использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни);
испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается
работать на швейной машине, за электрической плитой).
Решая данные проблемы, я вывела для себя ряд факторов,
обеспечивающих успех.
Во-первых, творчество не рождается на пустом месте. Я работаю с
детьми с 5-го по 9-й класс. Четыре года в начальной школе у них
были уроки труда, и для меня является важным, как проходили эти
уроки, привлекаю к участию в выставках, экскурсиях. Здесь важно
сформировать желание трудиться с интересом, с охотой, узнавать
новое. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно,
инициативно, с верой в себя. В конце учебного года привожу 4-е
классы на экскурсию в свой кабинет. Рассказываю, чем они здесь
будут заниматься, показываю работы своих учеников, сообщаю, что
надо подготовить для уроков. И тогда на первом уроке швейного дела
в 5-ом классе мы встречаемся как добрые старые друзья.
Во-вторых, важно создать условия уютной и безопасной атмосферы в
кабинете. В классах эстетически продуманное оформление: стенды с
таблицами, технологическими картами, работами учащихся, в большом
количестве ухоженные цветы. Обеспечены всем необходимым рабочие
места (современные швейные машины, манекен, и т. д.), в наличии
добротные наглядные пособия, раздаточный материал, а так же материл
для творчества, которым можно пользоваться в любую минуту. Все это
позволяет создать реальные возможности для полноценного детского
труда.
В-третьих, обеспечить на уроке психологически комфортную атмосферу,
проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства
уверенности в посильности даваемых ему заданий. Использую эффект
«синдрома справедливости»: класс видит, что у преподавателя нет
«любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках, что
готов поддержать творческие проявления, а не критикует необычные
идеи, помогает ему избежать неодобрительной оценки со стороны
одноклассников.
Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых
правил:
Служить примером для подражания. Учителю необходимо самому
профессионально демонстрировать приемы работы.
Поощрять сомнения. Конечно, дети не должны подвергать сомнению
любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект,
достойный сомнения.
Разрешать делать ошибки. Ученик не должен боятся рисковать, боятся
думать независимо. На уроках необходимо избегать резких
высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
Поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже
поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий
потенциал.
Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать
проблему.
Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности.
Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не
только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов
творчества, которые будут поощряться.
Готовить к препятствиям. Творчество – это не только умение мыслить
творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление,
трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
Повысить мотивацию к творческой деятельности помогает использование
такого продуктивного метода как метод проектов. В своей работе я
сначала использую упражнения на развитие навыков проектирования.
Выполнение тематических упражнений представляет собой деятельность
учащихся, цель которой — получить определенные знания, навыки и
умения. Их выполнение может занимать различное время, что зависит
от содержания упражнения, но, как правило, они небольшие по объему.
Выбор упражнений следует делать с учетом возраста учащихся и их
индивидуальных особенностей. У меня было два варианта работы с
упражнениями: первый – упражнения включались в процесс выполнения
проектов, второй – упражнения выполнялись до ознакомления с
проектами. Второй вариант оказался более успешным. В каждом
упражнении указываю, какой характер будет носить деятельность
учащихся (индивидуальный или групповой), какова цель упражнения,
какие материалы и оборудование потребуются для его выполнения. При
подборе заданий важно учитывать их актуальность, значимость и
практическую полезность.
В разделе «Конструирование и моделирование» даю такие задания:
смоделировать фартук для себя, для мамы, для бабушки. Варианты
могут быть разными: с нагрудником и без, из однотонной ткани и
ткани с рисунком, с использованием отделки, фартук повседневный и
нарядный.
Все выполненные упражнения, а это есть творческие работы, поступают
и пополняют копилку работ, которые со временем можно использовать:
так, вышивка идеально впишется в проект по интерьеру или для
оформления швейного изделия.
Особую значимость я придаю методу проектов, который позволяет
школьникам в системе овладеть организацией практической
деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до
её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная
особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему
исследовательский, творческий характер, и таким образом передать
учащемуся инициативу в организации своей познавательной
деятельности. Творческий проект - это хорошая творческая задача для
самовыражения любого учащегося. Метод проектов рассматриваю не как
итоговую самостоятельную работу учащихся, а как способ, позволяющий
приобрести навыки проектирования и изготовления изделий,
удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в
перспективе и общества, другими словами: "Я сделаю свой мир
полезным, красивым и удобным для себя и других".
Особое внимание на занятиях уделяю групповым проектам. В творческих
коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий,
эмоциональной притягательности, взаимопонимания, доверия, уважения,
где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и
сотворчества.
Проекты выполняем по наиболее оптимальному и отработанному
плану:
1. Определение потребности и краткая формулировка задач.
2. Набор первоначальных идей.
3. Проработка одной или нескольких идей
4. Изготовление изделия
5. Испытание и оценка.
Уроки нашего предмета – это уроки жизни. Этот школьный предмет дает
девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый
день в обыденной жизни, все разделы и темы идеально подходят для
творческого проектирования.
На данном этапе своей работы, создав условия, четко следуя
сформулированным правилам, я добилась усиления роли учащегося в
управлении собственной учебно-познавательной деятельности. Только в
практической деятельности формируются способности, они не могут
возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие
способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для
этого необходимые знания и опыт. На уроках
технолгии надо создавать проблемные ситуации, в которых
учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой
ситуации, учились бы быстро находить решения и предлагать несколько
вариантов.
Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих
способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и
расширение детской души, делает её богаче и духовно выразительнее,
что, в свою очередь, способствует рождению настоящей
личности.
Сегодня наша страна переживает эпоху перемен во всех областях жизни, во всех государственных структурах. И с особой очевидностью стало ясно: жизнь требует для своего развития новой личности – свободной, независимой, самостоятельно мыслящей, с уважением относящейся к себе и людям.
Существенную роль в решении этой задачи может сыграть внедрение в образовательную деятельность развивающих и нетрадиционных педагогических технологий, позволяющих каждому ученику овладеть необходимыми компонентами учебно-практического действия.
На разных ступенях образования учителя нашей школы используют разнообразные технологии обучения: проектные, критического мышления, исследования, интегрирование, ИКТ, обучение в разновозрастных группах, проблемное обучение и другие.
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе позволило уменьшить долю репродуктивной деятельности обучающихся более чем на 50%, снизить их учебную нагрузку при подготовке домашних заданий.
Активно использование Интернет-ресурсов расширило информированности о современном мире, способствовало развитию самостоятельности обучающихся при подготовке рефератов, докладов, исследовательских работ, как для уроков, так и для результативного участия в конкурсах, конференциях.
Обучающиеся и учителя активно разрабатывают
медиауроки, проявляя способность выделить главное из всего потока
информации, умение читать графики, диаграммы и анализировать их.
Это мотивация обучающихся на выбор будущей профессии, через
создание «портфолио ученика», которое сопутствует всей школьной
биографии обучающихся. Портфолио позволяет учитывать результаты,
достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности: учебной,
творческой, коммуникативной, социальной. Расширяется возможность
обучения и самообучения ученика и
педагога.
Виды современных педагогических технологий,
используемых в образовательном
процессе.
Сущность метода проекта состоит в стимулировании интереса учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний. В основе проектной деятельности - развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. В современном понимании проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Цели проектной деятельности таковы: воспитание
детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений
работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их
решения; развитие критического мышления. Метод проектной
деятельности способствовал заинтересованности обучающихся в
изучении предметов естественнонаучного и гуманитарного
циклов.
Критическое
мышление.
Критическое
мышление - такой тип мышления, к которому прибегают при
решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и
принятия решений.
Критическое
мышление означает не негативность суждений и критику, а
разумное рассмотрение разнообразия подходов и философий, с тем,
чтобы выносить обоснованные суждения и решения. «Критическое» в
этом понятии означает «аналитическое». Это способность
анализировать информацию с позиции логики и личностно –
психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные
результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям,
вопросам и проблемам.
Критическое
мышление – это способность ставить новые, полные смысла
вопросы, вырабатывать все возможные, раскрывающие и дополняющие
аргументы, принимать независимые продуманные
решения.
81% педагогического состава нашей школы прошёл обучение по технологии РКМЧП. Приёмы данной технологии применяются учителями в урочной и внеурочной деятельности.
Интегрированное
обучение позволяет
создать условия для обучения детей с разным уровнем
сформированности познавательной сферы, даёт возможность показать
учащимся «мир в целом», преодолев разобщённость научного знания по
дисциплинам, исключить дублирование, усиливает межпредметные
связи.
На уроке-
практикуме формируется исследовательская позиция
обучающегося, совершающего вместе с учителем свои большие и
маленькие открытия. Ученик ставится в ситуацию исследователя,
пытаясь самостоятельно находить и критически оценивать способы
решения возникающих перед ним задач, что повышает мотивацию
познавательной деятельности.
Здоровьесбережение – одно из
приоритетных направлений современной педагогики. Этим объясняется
интенсивный поиск форм и методов воспитания ценностного отношения к
здоровью в сознании подростка.
Педагогические технологии в области здоровьесбережения, как правило, ориентированы на внеурочные модули: элективные курсы, спецкурсы, факультативы, классные часы, родительские собрания, многоуровневые воспитательные проекты и т.д. Однако перегруженность сегодняшнего школьника, активно вовлечённого в дополнительное образование, нередко оборачивается проблемами: усилением интеллектуальной нагрузки, психоэмоциональной усталостью, повышенной утомляемостью ребёнка и, как следствие, снижением его учебной и социальной мотивации.
Учителя нашей школы активно внедряют
здоровьесберегающие технологии в образовательный и воспитательный
процесс.
Вышеперечисленные технологии соответствуют стратегии развития школы и направлены на качественно новый уровень образования, который позволит развивать человеческий капитал, формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность.
Выпускник школы
должен быть современно образованной, нравственной, предприимчивой
личностью, которая может самостоятельно принимать решения в
ситуации выбора, знающей историю и традиции своего народа,
способной к сотрудничеству, готовой к межкультурному
взаимодействию.
В школе
развиваются условия для выявления и развития индивидуальных
ресурсов участников образовательного процесса: обучающихся,
педагогов, родителей, которые позволяют им занять свою активную
жизненную позицию в постоянно изменяющихся условиях современной
информационной среды, что обеспечивается формированием развивающей
среды не только в школе, но и в
поселке. технологии –
основа развития творческого потенциала
учащихся»
Лашина
К.Т.
2010
год
Современное
информационное общество ставит перед школой задачу подготовки
выпускников, способных:
-
ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы в дальнейшем найти свое место в жизни; -
самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути их решения, используя современные технологии; -
грамотно работать с информацией; -
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях в различных ситуациях, уметь находить выход из любых конфликтных ситуаций; -
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Поэтому помимо
традиционных технологий, создавшихся в условиях, появляются
личностно-ориентированные, призванные обеспечить необходимые
условия для развития индивидуальных способностей
обучаемого.
Наиболее
адекватные
личностно-ориентированные
технологии
-
обучение в сотрудничестве; -
дифференцированный подход к обучению; -
игровые технологии; -
метод проектов.
Обучение
сотрудничеству
Преимущества
такой технологии заключаются в
следующем:
Большие
возможности для использования метода проектов дает компьютерное
моделирование. Разработка компьютерной модели того или иного
процесса или явления уже сама по себе является видом проективной
деятельности.
Если учащийся
владеет приемами программирования, то он может глубоко проникнуть
не только в самую суть явления, но и в его модель, которую затем
необходимо воплотить в зрительный
образ.
Работа над
проектом побуждает ученика не только ГК глубокому изучению
какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ,
использованию новейших информационных и коммуникационных
технологий.
Таким образом,
современные педагогические технологии в сочетании с современными
информационными технологиями могут существенно повысить
эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед
образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой,
творчески свободной
личности.
побуждает к
творческому поиску закономерностей в каком-либо процессе или
явлении.
Большие
возможности для развития творческого потенциала предоставляют
обучающие компьютерные программы. Обилие иллюстраций, анимаций,
видеофрагментов гипертекстовое изложение материала, звуковое
сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования,
проблемных вопросов и задач не только дают возможность ученику
самостоятельно выбирать удобный темп и форму восприятия материала,
но и позволяют расширить кругозор и углубить свои
знания.
Обучающие
программы предоставляют возможности компьютерного моделирования
опыта и экспериментов в игровой
форме.
Можно самому
сконструировать атом, можно увидеть как возникает невесомость в
движущимся лифте, как движется броуновская частица и
т.д.
К тому же, если
что-то не получилось, можно повторить все
сначала.
Использование информационных
технологий
в методе
проектов
Метод проектов
полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других
компьютерных проектах. Быстрый доступ к разнообразной информации,
использование всех мультимедийных возможностей позволяют
реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Если же ученик владеет
не только основными средствами работы с информацией, но и более
сложными программами, то возможно создание поистине уникальных
проектов.
-
развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти; -
актуализируются полученные опыт и знания; -
каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе; -
повышается ответственность за результат коллективной работы; -
совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.
Дифференцированный подход к
обучению
Основная задача
дифференцированной организации учебной деятельности заключается в
том, чтобы раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться,
устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к
социальным воздействиям.
Такое обучение
сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого
учащегося.
Дифференцированная организация учебной
деятельности, с одной стороны, учитывает уровень умственного
развития, психологические особенности учащегося,
абстрактно-логический тип мышления. С другой – во внимание
принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и
интересы конкретной образовательной
области.
При таком
процессе обучения широко используются различные формы и методы
организации учебы на основе результатов психолого-педагогической
диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей
учащихся.
Игровые
технологии
Игровая форма
занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые
позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При
планировании такого занятия дидактическая цель превращается в
игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, а
учебный материал используется как средство для игры. Кроме того,
вводится элемент соревнований, который связывает успешное
выполнение дидактического задания с игровым
результатом.
Метод
проектов
Суть метода
проектов – стимулирование интереса учащихся к определенным
проблемам, предполагающим овладение некоторой суммой знаний и
предусматривающим через проектную деятельность решение этих
проблем, учение практически применять полученные знания, развитие
критического мышления.
Метод проектов
позволяет строить учебный процесс исходя из интересов учащихся,
предоставляет возможность каждому проявить самостоятельность в
планировании, организации и контроля своей учебно-познавательной
деятельности.
Применение информационных
технологи
Использование
педагогических технологий неразрывно связано с применением в
обучении современных информационных
технологий:
-
обучение в сотрудничестве с применением информационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы,
работа может
производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным
общением с помощью услуг
Интернета;
-
дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проекторов. Для этого учителю необходимо всего лишь формулировать тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребенка, поощряя его к творческому труду. Учащийся получает возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения, что в конечном итоге положительно сказывается на собственной самооценке.
Обучающие
компьютерные
программы
Большую роль в
индивидуализации обучения играет компьютерное тестирование, более
привлекательное для ученика, нежели традиционная контрольная работа
или тест. Во-первых, ученик не связан на прямую с учителем, он
общается прежде всего с машиной. Во-вторых, тесты могут быть
представлены в игровой форме. К тому же, выполнение подобных тестов
позволяет вернуться к неотработанным вопросам и сделать «работу над
ошибками»
Компьютерное
моделирование позволяет каждому ученику выполнять задание в удобном
для него ритме, по-своему менять условия эксперимента, исследовать
процесс независимо от других учащихся. Это способствует выработке
исследовательских навыков,