Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Доклад на тему: "Применение инновационных технологий на уроках русского языка"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Жанашаруинская казахская средняя школа
Доклад на тему:
Применение инновационных технологий на уроках русского языка
Учительница: Русского языка и литературы
Сапарова Назира Сериковна
2016-2017
План
1. Введение
2. Основная часть
А) Использование современных технологий на уроках русского языка
Б) Некоторые трудности усвоения русского языка
В) Использование интерактивных средств обучения
Г) Примеры из собственного урока
3. Подведение итогов
Введение
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий.
В. Г. Белинский
Требования к современному образованию побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.
Одной из основных задач в учебном процессе для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Данную задачу можно решить, применяя на уроке современные обучающие технологии в учебном процессе, позволяющие разнообразить формы и средства обучения, повышающие творческую активность учащихся. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ИКТ, Интернет - технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают «ситуации успеха», развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее.
Проблемное обучение можно использовать на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Например, создание проблемной ситуации на уроке – удивление, затруднение.
Чтобы у школьника не пропал интерес к учебе, очень важно организовать индивидуальный подход: учить работать самостоятельно, развивать воображение, творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять инициативу, дифференцировать свои интересы, рационально использовать время. Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с учеником и всегда можно исправить ошибки и отметить успехи. Индивидуальные возможности позволяют глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные интересы.
Использование ИКТ дает возможность использовать компьютерные презентации, интерактивные доски, особенно на тех уроках, которые требуют наглядного материала – окружающий мир, обучение грамоте, письмо, математика, а позднее русский язык и литературное чтение.
Каждый урок с использованием новой технологии должен вносить исследовательский, творческий характер.
На уроке русского языка в школе с казахским языком обучения наиболее приемлемыми являются технологии разноуровневого, интерактивного обучения.
Задача каждого учителя – дать своим ученикам максимум знаний, научись творчески мыслить, сравнивать, делать выводы. При таком подходе современная школа станет научной лабораторией, где каждый ученик и учитель – в бесконечном творческом поиске, а любовь к предмету и труду помогут достичь поставленной цели – воспитание достойного гражданина нашего общества – грамотного, активного, с развитым инновационным мышлением и высоким уровнем инновационной культуры, готового к реализации инновационной политики государства.
Казахский язык принадлежит к тюркской семье языков, куда относятся также узбекский, киргизский, туркменский, азербайджанский, татарский, башкирский, турецкий и другие языки.
Русский язык относится к славянской группе индоевропейской семьи языков. Несмотря на то, что оба языка относятся к разным семьям между ними имеется много общего: значительная часть гласных и согласных, многие грамматические категории (числа, лица, падежа и др.) лексикосемантические единицы и.т.п. Поэтому, на своих уроках, я стараюсь использовать тесты, для различных видов опроса. Тесты в современной жизни предъявляют новые требования к процессу обучения. Если раньше выпускные экзамены по русскому языку были в письменной форме, то сейчас это уже ЕНТ(Единое национальное тестирование), а это значит, что учащиеся должны быть готовы к сдаче экзамена в форме теста. Тесты дают возможность заметно улучшить образовательный процесс, потому что обладают рядом преимуществ перед другими методами контроля знаний, являясь обязательной частью многих педагогических новаций, они снижают затраты времени на проверку знаний, помогают выявить индивидуальный темп обучения, а также пробелы в текущей и итоговой подготовке.
Раньше тесты применялись в двух основных сферах: в образовании и в сфере профотбора-профориентации. Затронутые тестами столь важные сферы жизни и прямое влияние результатов тестового контроля на судьбы миллионов людей породили широкую гамму мнений в пользу и против тестов. Большой энтузиазм тех, кто их применял, и не меньший пессимизм тех, кто видел несовершенство этого метода или пострадал в результате его неправильного использования, привели к тому, что одни видели в тестовом контроле средство принижения роли педагога, воспринимали тесты как средство выражения недоверия к традиционно выставляемым оценкам и потому проявляли определенную настороженность, и только немногие рассматривали их как средство радикального преобразования учебного процесса в сторону его объективизации – и становились энтузиастами этого метода. П.П.Блонский писал «...тесты – это больше, чем средство контроля, это средство рационализации школьного дела...», и хочется добавить, образования в целом.
Также большое внимание на своём уроке я уделяю словарным работам. Словарная работа на уроках русского языка это большая помощь для усвоения неродного языка. Ища переводы и заучивая эти новые слова, ученик пополняет свой лексикон. На каждом уроке заучивая, примерно 20 слов ученик к концу года запоминает примерно 1600 новых слов.
Значение словарной работы на уроках русского языка.
«Для всего что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово – инструмент познания мира.
На сегодняшний день образование является непременным условием для становления человека как полноценной личности. Школа – это первая ступень в этом длительном и трудном восхождении. Именно в школе у ребенка выстраивается система знаний, умений, навыков и ценностей, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни.
Одной из глобальных проблем современного общества является неумение четко и грамотно выражать свои мысли. И поэтому, на наш взгляд, главной задачей учителя словесника является научить правильно и свободно использовать все богатства русского языка.
Качество владения устной и письменной речью заключается в в обилии словарного запаса, оборотов речи и умении выстроить гармоничное, логически верное синтаксическое единство (текст). И с этой точки зрения словарная работа с учащимися 5-8 классов является оптимальным средством овладения грамотной речью, так как решает одновременно несколько задач:
· во-первых, расширяет словарный запас учеников;
· во-вторых, переводит слова из пассивного словаря в активный;
· и, в-третьих, учит правильно и грамотно излагать свои мысли при письме;
· в-четвертых, и это на данное время главное, начинает подготовку к ВОУД и ЕНТ;
В данной работе я рассмотрю различные приемы словарной работы и тестовых заданий на уроках русского языка в школе.
2. Некоторые трудности усвоения русского языка
Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.
Мы, учителя, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, обязаны:
а)
максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять
их
активный словарь;
б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;
в) помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.
С этой важной проблемой в её общем виде связаны более частные методические проблемы: вопрос об отборе словарного материала для первоочерёдного его изучения, о последовательности включения в школьный обиход различных групп слов, о приёмах раскрытия значений слов. С нею же связан и вопрос о системе методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарными богатствами нашего языка.
К.Д. Ушинский писал, что “дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”,
Считаю, что благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы, у моих учащихся возрос интерес к словарной работе и к русскому языку в целом. Они любят и умеют работать со словарями и справочной литературой.
Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к русскому языку.
3. Использование интерактивных средств обучения
Я думаю, что каждый педагог не раз задавал себе вопрос: «Как добиться результативности на уроках с учётом современных требований? Как сделать процесс обучения доступным и увлекательным, эффективным и творческим? Как развивать орфографическую грамотность на уроках русского языка с учётом современного подхода?»
Прежде всего, необходимо определить цель: научить каждого ребёнка мыслить, добывать знания, используя рефлексивное управление познавательной деятельности и включать каждого ученика в самоанализ и самооценку мыслительной деятельности на каждом этапе познания. Выделите такие задачи:
- искать новые способы интенсификации учебного процесса и повышения качества;
- включать каждого ученика в процесс познавательной деятельности, в процессе добывания истины, заинтересовать его этим процессом. Считается, что положительных результатов можно добиться, если увеличить число учебно – познавательных действий, операций, использовать каждую минуту урока.
Грамотность учащихся с каждым годом снижается. Причина здесь не одна: это и сокращение часов русского языка, и перенасыщенность программ.
Ученики вплоть до выпускных экзаменов делают ошибки в словах с безударными гласными, а мы изучаем с ними, что такое языковые средства выразительности. На формирование компетентности влияют и ошибки, которыми буквально пестрят современные издания, ошибки реклам, произношений и.т.д
Грамотно писать – это мыслить по модели «гения»: знать, не зная помнить, забыв; писать под диктовку высших сил.
Интерактивная доска – новый инструмент в работе современного учителя, позволяющий создавать наглядные и информационно насыщенные уроки. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и ученика. Экономит время. Повышает эффективность подачи материала. Прежде всего, хочется сказать, что не «развлекаловка», а один из интереснейших приёмов в обучении. Детям интересно работать с новыми технологиями.
Всем нам уже известны методы, формы и средства работы с интерактивной доской. Остановлюсь на формах работы.
Интерактивные формы урока модульный урок, урок – презентация, урок с имитацией публичных форм общения, урок – практикум, урок – зачёт, урок с применением электронного учебника и урок - тестирование. Средства обучения: электронные материалы, таблицы, тесты, карточки.
Я считаю, если целенаправленно вести работу по развитию орфографической грамотности с учащимися среднего звена с использование интерактивных форм работы на уроках, то это приведёт к тому, что учащиеся старших классов при последовательном повторении смогут достигнуть больших результатов в итоговых экзаменах.
Как сказал А. Байтурсынов «Качество знаний учащихся непосредственно зависит от того, насколько подготовлен сам учитель и насколько он владеет приёмами обучения». Поэтому время требует у учителей качественного изменения мотивации учащегося к обучению, способствующей превращению интереса в достаточно устойчивое личностное образование. Не всегда учителей и учеников удовлетворяет традиционный подход к обучению, когда педагог, пропуская содержание урока через себя, невольно навязывает учащимся те или иные умения и навыки.
Сейчас важно научить школьников самостоятельно добывать знания, учитель должен идти не со знаниями к ученикам, а с учениками к знаниям, т.е. необходима педагогика сотрудничества.
При обучении человек усваивает 10 % прочитанного, 20 % услышанного, 30 % увиденного и 90 % того, что он сделал сам. Так что «плохой учитель преподносит истину, хороший её находит»
Поэтому я считаю что роль тестирования в учебном процессе, роль тестов в оценке знаний, умений и возможностей человека многогранная и прежде всего положительная .
Но, несмотря на кажущуюся простоту метода, тестирование требует осторожного подхода и применение на практике. Хотя бы потому, что многие начинают заниматься этим вопросом, так как это модно и популярно и совершенно не обращают внимания на то ради чего, или благодаря чему, появилось тестирование как метод контроля, как метод оценки.
Тестирование – это экспресс-метод, который с одной стороны заменяет высокопрофессиональных врачей – психологов, а с другой это метод решения масштабных, объемных задач в условиях отсутствия подготовленных кадров. Необходимо также отметить, что и в том и другом случаях речь идет о тестировании как об единой методике оценки-контроля , не имеющеей ограничения с точки зрения охвата количества тестируемых, с целью предварительной разбивки их на группы по потенциальном возможностям. Таким образом, изначально тестирования было разработано как экспресс-метод способный:
-
Решать задачи по идентификации при больших объемах исходной информации;
-
Заменить проведение сложной, трудоемкой аттестации, выполнением специального теста, с целью предварительной разбивки тестируемых на группы, согласно их потенциальных возможностей.
-
Выявить общую картину состояния вопроса по единым стандартам (методикам тестирования) на всем исследуемом пространстве с учетом локальных особенностей подготовки тестируемых.
На наш взгляд, сегодня можно выделить три составляющих части, которые определяют основные особенности процесса тестирования:
1 – программное обеспечение тестирования
2 – допускаемая разновидность типов в рамках выбранного обеспечения.
3 – степень локализованности тестирования.
Привожу примеры из собственных уроков с применением новых технологий.
Тема урока: Род имён существительных. Местоимения мой, моё, моя
Тип урока: знакомство с новой темой.
Личностные:
- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.
Регулятивные:
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения,
- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
Познавательные:
- делать выводы на основе обобщения;
- определять последовательность действий для решения предметной задачи.
Коммуникативные:
- подтверждать аргументы фактами;
- слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
Оборудование:
1. Мультимедийная презентация.
2. Памятка «Секрет запоминания родов» (у каждого ученика)
3. «Копия письма» (у каждого ученика)
4. Таблица для заполнения (у каждого ученика)
5. Текст письма у учителя
6. Плакат с местоимениями.
Ход урока.
1.Этап самоопределения к деятельности
1.Организация детей к уроку.
- С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок!
Орг. момент
2. Психологический настрой к уроку
- Начинаем урок русского языка.
- Сейчас в природе господствует зима.
- А чего не хватает зимой всему живому на нашей планете?
- Давайте сегодня на уроке мы постараемся поработать так, чтобы солнышко засияло и согрело нас своим теплом. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.
Введение темы урока
- Правильно выполненное первое задание поможет вам определить какую части речи мы будем сегодня исследовать.
2. Актуализация знаний.
Найди лишнюю часть речи:
Молодость, доброта, деловой.
Друг, написать, Лондон.
- Почему лишнее? (прилагательное, глагол – лишнее, остальные слова - сушествительные)
- Да, мы будем пополнять знания об этой части речи и открывать новое знание. Но сначала нужно привести в систему всё изученное об имени существительном . (затемнить)
Работа в парах .
- Вспомните, что вы знаете об имени существительном, посоветуйтесь в парах и пусть один ученик выйдет и расскажет то что знает о существительном.
3. Обобщение о существительном.
- Расскажите, все, что знаете об имени существительном. Заполним копилку знаний об имени существительном.
(Это самостоятельная часть речи;
- обозначает предмет;
- отвечает на вопросы кто? что?;
- в предложении может быть подлежащим
- изменяется по числам
- может быть одушевленными или неодушевленными,
- У солнышка вновь появляются лучики, но в копилке знаний остаётся ещё один вопрос. Этот вопрос и будет темой нашего сегодняшнего урока, которую мы сейчас и определим.
- Какие слова можно употреблять в речи вместо существительных? (МЕСТОИМЕНИЯ – они наши помощники сегодня на уроке –ОН, МОЙ, ОНА,МОЯ, ОНО, МОЁ.)
Чтобы вам было понятнее я хочу показать на примере из электронного учебника определение и правило об имени существительном, об его видах и разделах. Здесь я открываю электронный учебник.
4.Классификация имен существительных.
- Что можно сказать об этих сущ.? (словарные слова)
- Вставьте пропущенные буквы в эти слова.
- Распределите имена существительное на группы, используя эти волшебные слова-помощники «он», «она», «оно».
- сколько же групп получится у нас? Обоснуйте своё мнение.
- Назовите слова, которые можно заменить местоимением она? Он? Оно?
Она Он Оно
лопата заяц письмо
газета воробей
Москва
ворона
- Девочки, что вы скажете о работе у доски?
-Как называется это распределение, предположите?
-Подтвердите своё предположение. Откройте учебник и прочитайте тему урока. (на доску тема урока)
-Какие задачи поставим, исходя из темы?
(Узнаем, что такое род существительных, научимся определять род существительных и правильно использовать их в речи )
Чтение письма и его разбор.
– Я заметила, что слово письмо лишнее, оно не словарное. Об одном интересном письме я бы хотела вам рассказать. Моя соседка Оля дружит с Майклом. Он живёт в иностранном городе, о котором мы уже сегодня упоминали. (Лондон).
- Столица какого государства Лондон?
- На каком языке говорят в этой стране?
- Майкл пишет на русском языке, но предложения его звучат необычно. Оля разрешила прочесть это письмо вам, чтобы вы подсказали, в чём его необычность. У вас есть копия письма, следите, слушайте внимательно.
Письмо Майкла
Здравствуй, мой любимый подруга Оля! Я часто вспоминаю нашу встречу в вашем доме. Твой добрый мама угощала меня пирогами и вареньем. А твоя умный дядя учил меня играть в лото. Твоя милая дедушка рассказывал о своей молодости. Я полюбила Россию и русских людей за их доброту. Ваша Майкл.
2.Обсуждение письма.
-Что вас рассмешило, а, может, удивило?
( Не знает русского языка. Неправильно употребляет слова.)
(Затемнить)
4. Постановка учебной задачи.
1. - А что именно Майкл не знает? (как правильно согласовать слова)
Сегодня мы говорим о существительных только в единственном числе.
2.- Поможем Майклу, исправим ошибки.
(Читают, исправляют ошибки).
Проверка исправленных предложений. Читают по цепочке.
3. Вывод
- Практически мы умеем правильно употреблять имена существительные в устной речи. Но практические знания должны опираться на науку.
Поэтому мы приступаем к научно – исследовательской работе.
5. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
1. Исследовательская работа в парах.
- На 1 этапе : Выпишите из письма Майкла имена существительные по инструкции. Сделаем это вместе, можно помогать друг другу в парах.
Найди и подчеркни имена существительные, обозначающие одушевлённые предметы в единственном числе.
- Заполняют таблицу.
- Сравним! (Учитель открывает часть своей таблицы.)
Проверьте друг друга в парах.
- Давайте возьмём несколько сущ. и определим их род. (дом, лото, молодость, встреча, варенье
- Запишите слова в таблицу
(Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам.)
- Что вы заметили? (слово лото и варенье не записали)
- Почему?
- А как вы думаете, какой это род?
- Дайте свое название.(СРЕДНИЙ РОД)
- Какие слова – помощники могут быть у этого рода? (оно, мое средний род)
5. Первичное закрепление во внешней речи
- Правильно?
- Давайте сделаем вывод. Какой новый признак имени существительного вы открыли?
- Какого рода бывают имена существительные?
Постоянный это признак имени существительного или непостоянный? Докажите.
- Как определить род имен существительных?
- Прочитайте правило на стр. 25.
- Совпадает ли правило с тем, что вы сами для себя открыли? - Посмотрите на окончания существительных м.р., ж.р., и ср. р. Поможет оно в определении рода? (заметим-в мужском и женском роде окончания могут быть одинаковые
6. Физминутка.
Я посоветую Оле отправить Майклу наш национальный сувенир – матрёшку. Понаблюдаем за ней. (зарядка для глаз)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой
Имя существительное обозначает:
1.Признак
2.Предмет
3.Количество и число
Имя существительное отвечает на вопросы
1.Кто? Что?
2.Как? Где?
3.Когда? Почему?
Укажите одушевленное существительное..
1.Парта
2.Лодка
3.Дедушка
8. Рефлексия.
- Итак, достигли ли мы целей урока?
- Задайте себе вопросы: понял ли я, что такое род имени существительного? - - Могу ли я определить род имени существительного?
- Кого вы можете поблагодарить за активную работу по исследованию рода существительного?
- Подведём итог нашего урока
- Покажите на линейках оценок как вы работали в течении урока.
9. Домашнее задание
Выучить стишок «Секрет запоминания родов». Упр. 43 на стр 26 в учебнике.
Подведение итогов
В осуществлении и сохранении политики единства трёх языков в республике Казахстан, каждый учитель – словесник, проживающий на территории нашей многонациональной страны должен приблизить учащегося казахской школы к речи истинных её носителей.
В условиях глубинки, отсутствия общения на русском языке, по крайней мере на её диалогическом (бытовом) уровне, эта проблема становится актуальной. Трудность заключается ещё, и в том, что, существует проблема стартовой подготовки учащихся, при котором, дошкольное получение знаний в области русского языка, в некоторых регионах отсутствует из-за нехватки специалистов и ряда других проблем. А это, в свою очередь, может оказать негативное влияние на последующее изучение русского языка. Поэтому учитель – словесник, в первую очередь, должен рассмотреть общие проблемы изучения русского языка на её стандартизации на более высокий уровень. Отсутствует первоначальная база усвоения русского языка. Чтобы решить такие проблемы при котором учащийся – билингвы в совершенстве овладели бы русским языком, специалист неплохо владеющий своим предметом должен организовывать кружки, составлять программы по наиболее уязвимым, труднодающимся учащимся билингвам темам. Это исходит из того, что несмотря на сходство русского и казахского алфавитов, между ними есть существенные различия. Структура казахского языка идентична с агглютинативной группой языков, русский язык относится к флективным языкам. При котором флексия (окончание) имеет вариативную форму, а как известно, окончание служит для связи слов в предложении, то есть учащийся должен сохранять основную коммуникативную функцию языка (уметь высказывать свои мысли). А для этого ученик должен уметь составлять предложения. А для того , чтобы ученик умел составлять предложения он должен усвоить систему склонений, спряжений, порядка слов в предложении и.т.д. чтобы учащийся в совершенстве владел русской речью; умел грамотно писать; свободно излагать свои мысли на русском языке; для этого учитель – словесник должен организовывать:
1. Кружки русского языка в начальном, среднем и старшем звене.
2. Кружки любителей словесности.
3. Усилить работу с одарёнными детьми, ( подготовка к олимпиадам по русскому языку) создавая при этом конкурентоспособную личность.
Мои предложения
Я предлагаю использовать на каждом уроке различные виды тестовых задании, которые позволяют определить, узнать уровень умения школьников. Как можно больше давать заучивать новые слова пополняя при этом свой лексический запас слов. Ученики ищут переводы новых русских слов на казаский язык тем самым запоминают и заучивают эти слова.
Использовать задания тестов, требующих репродуктивных ответов учащихся, проверяются знания различных понятий, определений, правил, предусмотренных программным материалом, которые требуется запомнить и воспроизвести.
Использованная литература
1. Журнал «Русский язык и литература в казахской школе» стр. 3-5 №4-2000г
2. Журнал «Русский язык и литература в казахской школе» стр. 14-15 №1-2006г
3. Журнал «Русский язык и литература в казахской школе» стр 16 №8-2001г
4. Учебник «Методика обучения русскому языку в начальных классах казахской школы» под редакцией Бадамбаевой Р.Д Есенжоловой К стр. 11-13
5. Журнал «Русский язык и литература в казахской школе» стр 32-34 №1-2001
6. Журнал «Русский язык и литература в казахской школе» стр12-14 №3-2003
7. Журнал «Русский язык и литература в казахской школе» стр 41 №3-
2009г
8. Журнал «Русский язык и литература в казахской школе» стр.34 №4-2009г
9. Журнал «Русский язык и литература в казахской школе» стр.27 №5-2009г
10. Журнал «Русский язык и литература в казахской школе» стр12-14 №2-2010г
11. Журнал «Русский язык и литература в казахской школе» стр35-36 №4-2010г
12. Учебник «Казахский язык для всех» под редакцией Бектурова А. Ш Бектуров Ш.К стр 3-5
13. Учебник русского языка 6 класс под редакцией Г. Ф. Гуревич, Р.И. Бекишева, Р.К. Шаймакова Алматы «Атамура» 2006г
14. Учебник русской речи 5 класс под редакцией Жанпеисова У.А., Кожакеева Ш.Т. Издательство «Атамура»
15. Учебник русской речи 8 класс под редакцией Бадамбаева Г.А., Тюлебаева М.А. издательство «Мектеп» Алматы
16. Журнал «Русский язык и литература в казахской школе» стр19-21 №2-2011г