Материалдар / Доклад "Подготовка учащихся к итоговой аттестации по русскому языку"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Доклад "Подготовка учащихся к итоговой аттестации по русскому языку"

Материал туралы қысқаша түсінік
Доклад поможет учителям русского языка и литературы в школах с казахским языком обучения в подготовке к итоговой аттестации
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
17 Сәуір 2019
1383
6 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Доклад

Подготовка учащихся к итоговой аттестации по русскому языку

В последние годы мы осваиваем новую форму сдачи экзамена на аттестат зрелости , который выдвигает свои требования как  к преподавателю, так и к обучению. Мне кажется, что учитель должен начать подготовку к этой работе с 5-6 классов, продолжать ее вплоть до 11 выпускного класса. Учитель по крупицам формирует способность детей анализировать, мыслить и обобщать и т.д.  Но как это сделать? С чего начать? Специальный учебник по-моему не нужен. Достаточен материал учебника, по которому мы работаем с детьми. Просто еще в августе учитель должен взять учебник и внимательно изучить те материалы, которые предлагает автор, продумать, как, под каким углом их связать, на что обратить внимание детей, выстроить свою собственную систему работы над этим учебником.

Обычная методика повторения правил русского языка не приносит желаемого результата, не удается добиться высокой грамотности учащихся, несмотря на огромные усилия. Анализ теоретических исследований привел к убеждению, что на этапе обобщающего повторения, каким является курс русского языка в старших классах средней общеобразовательной школы, имеются пока мало используемые возможности для создания такой системы, в которой можно наглядно показать логические связи между явлениями языка, преодолеть односторонность их освещения и реализовать условия для восприятия учащимися грамматических фактов в их естественном единстве.

Проблема может быть решена путем использования программированного обучения, которое имеет в своей основе строгую регламентацию действий ученика, сведение процесса усвоения знаний и способов действий к отдельным элементам и предписаниям, которые указывают, что и в какой последовательности следует выполнить, чтобы применить правило. Не каждый ученик, выучив грамматику, может ею пользоваться. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения.

В середине 50-х годов прошлого века Б.Ф.Скиннер сделал доклад, в котором изложил концепцию программированного обучения. Обучение идет по принципу «стимул – реакция – подкрепление», что означает: ученику предъявляется материал, он производит познавательные действия с ним, действия тут же получают оценку. Вопрос использования таблиц, схем, алгоритмов в процессе обучения связывается с общей задачей управления мыслительной деятельности учащихся и не только способствует целенаправленному управлению мыслительной деятельности учащихся при овладении языковыми категориями, но позволяет обеспечить ученику прочные знания и умения.

Метод программированного обучения как система методических средств выдвигает в качестве основных направлений работы следующие:

1)     подготовка языкового материала,

2)     приемы обучения,

3)     организация учебной деятельности.

Содержание работы.

1.     Обучение разбору слова по составу (морфемный анализ).

2.     Обучение словообразовательному разбору.

3.     Обучение морфологическому разбору.

4.     Обучение собственно орфографии.

5.     Обучение синтаксическому разбору.

6.     Обучение собственно пунктуации.

7.     Завершение обучения грамотной письменной речи – обучение стилистике.

Такая логика построения учебного материала необходима, т.к. без умения свободно разбираться в слове, словообразовании, построении словосочетаний и предложений нельзя достичь письменной речевой грамотности, сформированной всерьез и надолго. Знание понятий морфема, основа слова, корень, приставка, суффикс, окончание, формы слова и однокоренные слова способствует успешному усвоению материала не только раздела «Состав слова и словообразование» но и других: лексики, морфологии. Оно необходимо также для формирования у учащихся орфографических навыков, для работы над обогащением словаря школьников, поскольку структурный анализ слова является одним из способов его семантизации.

Формирование у школьников умений разбирать слова по составу, делать их словообразовательный анализ будет осуществляться успешнее, если дать им ориентир, позволяющий видеть значимые части слова (морфемы) «в лицо», знать, какие из них присущи тем или иным частям речи. (Даю образец морфемного разбора слова).

Научившись разбирать каждое слово на его составные части (морфемный анализ), ученик переходит к следующему действию, которое  формирует у него знание и понимание того, как образуется любое слово (словообразовательный разбор). Затем он узнает и усваивает разные характеристики этого слова как части речи (морфологический разбор). Так формируются все необходимые умения по «манипуляции» словом. При формировании следующего умения (орфографического) ученик научится правильно писать, с тем чтобы его мысли всегда могли понять другие люди, и культура его языка поднимется еще на ступеньку выше. Теперь можно работать над комбинацией слов: составлять словосочетания и предложения разных видов. В этом помогает синтаксический разбор, который сформирует умение составлять смысловые выражения, строго соблюдая грамматические требования, условия и правила связи между словами. Одновременно начинается формирование пунктуационного умения.

Знания усваиваются учеником благодаря его собственной активной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобы ученик имел перед собою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя, сравнивая каждое свое действие с программой, заложенной в ориентирующихся указаниях. Совокупность этих действий – целенаправленная учебная деятельность, цель которой не просто книжные знания, а умение что-то делать с помощью этих знаний. Таким образом, цель обучения – научиться определенной деятельности, а знания служат средством достижения этой цели. В данном случае такой целью является умение писать грамотно орфографически и пунктуационно, а знание соответствующих правил – средство для ее достижения, а не самоцель.

На первом этапе необходимо предупредить учащихся о том, что повторение грамматики будет проходить без предварительного заучивания и принудительного запоминания правил. Это немаловажное обстоятельство вызывает неподдельный интерес и является сильной мотивацией. Можно коротко рассказать, что благодаря новой методике все ученики смогут запомнить без каких-либо специальных усилий и, главное, быстрее обычного все правила орфографии и пунктуации, а значит, научиться писать без ошибок. Такой результат становится возможным благодаря выполнению упражнений еще до знания правил, но при практической опоре на них, т.к. они будут лежать перед глазами каждого ученика. Таким образом, ученики будут двигаться по тексту упражнений с правилами в руках,как путник на незнакомой местности со схемой маршрута. Необходимо объяснить, как пользоваться учебными материалами при выполнении упражнений. Сначала необходимо прочитать текст упражнения, чтобы понять задачу, поставленную в нем, а затем начинать ее решать, обращаясь за помощью к опорным таблицам и схемам, содержащим  правила. Это очень просто. Самое главное – не спешить, чтобы выполнить без ошибок. И всегда, на всех уроках, таким же образом (одновременно и сразу на все правила орфографии, а несколько позже и пунктуации) ориентируется учебная деятельность учащихся по выполнению самых разных упражнений.

Учитель  в работу учащихся не вмешивается, ничего по существу упражнений не подсказывает и не разъясняет, учащиеся действуют совершенно самостоятельно. Он лишь уточняет, если надо, порядок работы с помощью правил или разрешает самопроверку на правильность выполнения упражнений. Если ошибок не обнаруживается или их ничтожно мало по сравнению с тем, что было раньше, то это оказывает на учащихся заметное стимулирующее воздействие.

Уже в конце первого урока (занятия) проводится анализ успехов. Педагог отмечает, что, повторяя все правила орфографии одновременно (в упражнениях приходится выполнять задания на любые правила), ученики достигли значительных успехов. Такое акцентирование внимания учащихся на успехах очень важно в начале обучения для усиления стимула к обучению, повышения интереса к занятиям. А в дальнейшем они привыкнут к успешности своих действий,  высокий интерес к урокам русского языка станет устойчивым, потому что эпизодический интерес при неоднократном повторении превращается в интерес как свойство личности. Таков психологический закон.

Так же организуется пропедевтическое обучение правилам разбора слов по составу, словосочетаний и предложений. Словом, весь процесс обучения идет иначе, чем делается обычно, когда учащихся заставляют выучивать (заучивать и запоминать) каждое правило в отдельности, в отрыве от контекста письма. При одновременном же изучении всех правил в контексте письма (письменной речевой деятельности) процесс обучения идет без долгой и частой зубрежки одного и того же материала. Не только правила, но и тексты упражнений ни разу не повторяются – в этом одно из главных требований данной методики. И еще несколько частных, но существенных дополнительных требований:

1.     Выполнение упражнений обязательно осуществляетсясамостоятельно самими учащимися при опоре на схемы ориентировочной основы действий, т.е. ориентирующие схемы(учебные карты, карточки с правилами, бланки для заполнения  (Приложение №1, 2, 3, 4), но в то же время запрещается работать по одним только ориентирующим схемам, заучивать их отдельно от упражнений.

2.     Отказ от привычки все время объяснять и разъяснять, растолковывать и даже отвечать на вопросы по существу изучаемого материала; нужно обращать внимание учеников к ориентирующим схемам – пусть сами ищут. Они всегда найдут в них то, что надо знать по существу вопроса.

3.     Так перекладывается ответственность за успешность усвоения на самих учащихся и тем самым воспитывается у них самостоятельность. При этом важно находить меры и формы стимуляции для тех учеников, кто хорошо работает, хотя пока, может быть, не очень результативно, но старается делать все аккуратно и скрупулезно.

4.     Роль педагога в таком обучении – индивидуальная помощь конкретным ученикам, главным образом, в обращении с ориентирующими средствами (схемами, карточками, бланками и  т.п.) и регулирование момента перехода от полной схемы к  сокращенной и к работе без них.

5.     Можно и нужно давать домашние задания творческого характера: придумать 10 слов по орфографии или 5-10 предложений по пунктуации (найти в повседневных разговорах, в радио- и телепередачах, придумать, подобрать из литературы или газет и журналов), чтобы на занятиях обменяться друг с другом с разными целями и задачами (найти ошибки, внесенные специально учеником-составителем, дополнить или улучшить набор слов и предложений, объяснить необычное написание и т.д.).

6.     Через каждые 15-20 минут надо менять формы работы, чтобы ученики не заскучали (письменные упражнения, диктовки, взаимные проверки учениками знаний друг у друга, устные ответы на опросах-летучках, придумывание слов и предложений под то или иное правило, нахождение в тексте выразительных средств языка, правка предложений, включающих в себя грамматические, лексические, стилистические, синтаксические, морфологические ошибки), а разнообразные дидактические материалы для этого лучше всего поручать изготавливать самим ученикам.

Таким образом, вся учебная деятельность учеников протекает самостоятельно в форме решения ими мыслительных задач, составляющих содержание упражнений, а ориентирующие схемы служат им четкой программой их мыслительных действий.

Предлагаемую логику построения данной последовательности в повторении правописания нельзя считать абсолютной, но она является одним из вариантов построения учебного материала, который обеспечивает достаточно высокую эффективность обучения в течение одного года. 

Таблицы по словообразованию

Таблица. Морфемы (значимые части слова)

Роль в языке:

служат для образования новых слов и форм слова

Виды морфем:

приставка

корень

суффикс

окончание

В какой части слова находится:

перед корнем

 

после корня

 

Что обозначает (выражает):

вносит в образованное слово новое значение

выражает общее значение всех однокоренных слов

вносит в образованное слово новое значение

выражает разные грамматические значения (род, число, падеж, лицо)

 Основа слова – часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение

                                                                  походк а

Различайте

формы слова и однокоренные слова

   Формы слова – одно и то                        Однокоренные слова –

же слово (с определенным             разные слова (с разными

лексическим значением), с             лексическими значениями),

одной и той же основой,                         с разными основами

но разными окончаниями

                                        

 

Таблицы по пунктуации

Правила пунктуации при однородных членах предложения.

 

1.                       Карта для программированного обучения.

«Наречие в предложении».

Вопросы

Ответы

1.                 Озеро глубоко.

Указать тип предложения со стороны выражения главных членов.

а) назывное,

б) безличное,

в) неопределенно-личное,

г) личное

2.                 Озеро глубоко.

Каким членов предложения является выделенное слово?

а) обстоятельство,

б) сказуемое безличного предложения,

в) именная часть составного сказуемого,

г) простое глагольное сказуемое,

д) согласованное определение

3.                 Озеро глубоко.

Какая это часть речи?

а) наречие

б) краткое прилагательное,

в) глагол,

г) полное прилагательное

4.                 Озеро глубоко.

Какой частью слова является выделенная буква?

а) окончание,

б) суффикс,

в) часть корня

5.                 Нырнул глубоко.

Какой частью слова является выделенная буква?

а) часть корня,

б) суффикс,

в) окончание.

                               

   Во внеурочное время (на занятиях факультатива) вместе с учащимися выполняем и анализируем тестовые задания. Мною разработаны тематические тесты по разделам грамматики в нескольких вариантах. Тестовые задания по «Фонетике», « Лексике», «Морфемике», «Морфологии» ( к каждой части речи по отдельности), по темам «Деепричастие» и «Причастие», «Служебные части речи», «Синтаксис и пунктуация » позволяют учащимся применять теоретические знания на практике, анализировать, делать надлежащие выводы.

План морфемного разбора

-Записать слово,определить часть речи, указать изменяемое или неизменяемое слово

1.Если изменяемое слово , выделить окончание, указать значение окончания, подобрать формы слова.

2.Выделить основу;

3. Выделить корень , подобрать однокоренные слова.

4.Работа со словообразующими морфемами.

Образец морфемного разбора

Пробежка-и

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!