Материалдар / Доклад развитие навыков устной речи на уроке русского языка и литературы.
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Доклад развитие навыков устной речи на уроке русского языка и литературы.

Материал туралы қысқаша түсінік
Формирование и усовершенствование навыков устной речи учащихся на уроке русского языка и литературы.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
13 Қараша 2022
340
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Чернорецкая средняя общеобразовательная школа № 1.









«Формирование и усовершенствование навыков устной речи учащихся на уроках русского языка и литературы»









Выполнила:

Мамбетова Сауле Сапаровна –

учитель русского языка и литературы Чернорецкой СОШ №1









Проблема качественного образования – актуальная проблема нашего государства на сегодняшний день. Сочетание коммуникативных, образовательных и воспитательных задач – одна из особенностей курсов русского языка и литературы в национальной школе. Обучение осуществляется в системе следующих форм работы: урок, факультативы и внеклассная работа.Ученики сравнительно мало говорят на уроке. Имеется в виду речь организованная, целенаправленная, подчинённая учебным задачам.

При разработке системы упражнений в устной речи надо учитывать специфические особенности одного вида речи по сравнению с другим. Устная речь требует от говорящего быстроты в подборе нужных слов, в конструировании предложений и построении в целом. Устная речь не допускает поправок, возвращения назад. Она несколько экономнее, поскольку говорящий при этом пользуется такими дополнительными средствами выражения мысли, как интонация, пауза, жест, мимика.

Применяю различные методы и формы по развитию устной речи, но более эффективными считаю роль – игры. Я убедилась на своём опыте, что нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с элементами игры вызывают повышенный интерес у школьников, помогают им учиться с увлечением, добиваться высоких результатов. Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Игра сохраняет эмоциональный настрой детей, непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучение , но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся. Игра – превосходный материал подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходиться заниматься менее приятными вещами.

Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью.

Каждая игра включает в себе несколько элементов, а именно задачу, содержание, правила и игровые действия. Это может быть ознакомление с окружающим миром (природа ,животный и растительный мир, люди , их быт, труд, события общественной жизни) развитие речи ( закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развития связной речи и мышления).

Между играми с правилами и творческими играми много общего: наличие условной игровой цели, необходимость в активной самостоятельной деятельности, работа воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно происходить игра, но эти правила дети устанавливают сами , в зависимости от сюжета. В творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета; в играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил. Можно группировать и так:

Игры – предположения. « Что было бы…?» или « Что бы я сказал…?» и др.

Содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.


Игры – загадки используются для проверки знаний, находчивости. Детям нравится игры –загадки. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключение.


Игры – беседы (диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра – беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы учеников, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения задачи.


Игры – путешествия всегда несколько романтичны. Именно это развивает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получать результат :решить задачу, чему-то научиться. Цель игры – путешествия – усилить впечатление, предать познавательному содержанию чуть- чуть сказочной необычности, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.

Игры –путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.


Фонетические игры ;

  1. « Какой звук я задумал?» (игра –загадка).Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук, а дети отгадывают его. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку.

  2. « Назови слово » ( игра с предметом). Ведущий бросает участникам игры мяч по очереди, называя звук; участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.









Урок по теме: « Фразеологизмы»

( можно использовать следующие игры)

1.Игра« Кто больше?»

За определённое время записать как можно больше устойчивых оборотов с данными словами: нос, рука, глаз, нога.

2.Игра« Знатоки».

Предложенные описания нужно заменить краткими и образными выражениями – фразеологизмами.

1. Только что мы вспоминали о Сабите, и он пришёл.

( Лёгок на помине.)

2. Мой брат напрасно ничего не скажет, а если пообещает, то обязательно сдержит слово.

( Слов на ветер не бросает.)

3. Я обычно быстро решаю задачи, но вчера трудная попалась, весь вечер думал, думал.

( Ломал голову.)

4 .Арман немногословен, но всегда говорит точно.

( Редко, но метко.)

5. Дядя Нуркен умеет всё: и ремонт в квартире сделает, и телевизор починит, и стекло вставит, и кроссворд поможет решить.

( Мастер на все руки.)

6. Азамат сегодня не выучил правило, молчал при опросе.

( Воды в рот набрал.)









  1. Фразеологический зоопарк.

Вместо точек нужно вставить названия животных.

Грязный как … (свинья)

Болтлив как … (сорока)

Упрям как … ( осёл)

Изворотлив как … (уж)

Нем как … (рыба)

Голоден как … (Волк)

Хитёр как … (лиса)

Надут как … ( индюк)

Здоров как … ( бык)





  1. Фразеологические загадки.

  1. Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказываться. ( Язык)

  2. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не бельё, а их развешивают доверчивые люди. (Уши)

  3. Он в голове у несерьёзного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги. (Ветер)

5.Игра « Диалог».

Самостоятельно составить диалоги из 3-6 реплик по заданным темам: не сводить глаз, утереть нос, кривить душой, не падать духом, губы надуть, от всего сердца.





  1. Игра « Живая картинка»

Предлагается « оживить» данные фразеологизмы с помощью жестов и мимики.

Ломать голову.

Гладить по голове.

Сидеть сложа руки.

Целый час висеть на телефоне.

Водить за нос.







  1. Игра « Кто быстрее?»

Нарисовать закрытыми глазами 2-3 фразеологизма.

Написать 6-8 фразеологизмов начинающихся глаголами.

Думаю, что работа с занимательными играми на уроках русского языка обладает исключительными обучающими возможностями. Именно такая работа на уроках обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии.

В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребёнка, его аналитические возможности. Чему же учатся дети, играя в такие игры?



Так, например, для лучшего усвоения и закрепления темы на этапе заключительного урока « Имя существительное» даю задание выпустить газету и подготовиться к её презентации

-Учитывается название газеты, рисунки, кроссворды, статьии т. д.

Все игры по-своему интересны. Их можно применять на уроках по всем существующим программам.





























Урок подготовки к сочинению.



Так учащиеся 5-6 классов ,как правило, всегда затрудняются при написании сочинения, не могут составить план сочинения, путают этапы, не знают с чего начать.

Чтобы понять структуру текста-сочинения, предлагаю такую игру: « Снеговик».

Автор картины



  1. Автор-картины.

История создания картины.



Описание картины





  1. Название картины.







Моё мнение.



  1. Моё мнение.

















Работа над изложением и сочинением на одну и ту же темудолжна подготавливаться и проводиться так, чтобы изложение служило словарно-лексической основой для сочинения.

Предварительно проводиться большая подготовительная работа к изложениям в виде специальных упражнении, рассчитанных на активное расширение лексики учащихся.

Для таких упражнении на каждом уроке русского языка отводиться 5-7 минут.

Упражнения при подготовке к изложению на тему: « Поздняя осень.»

1.По данным словам составить и записать предложения: осень, деревья, ветер, гнать, листья и др.

2. Подобрать к словам признаки. Осень: золотая, ранняя, дождливая, хмурая, поздняя. Небо: серое, мрачное. Ветер: сильный, резкий, порывистый, холодный, пронзительный и т. д.

3.Подобрать слова, обозначающие действие предмета. Листья падают, осыпаются, летят … . Ветер шумит, дует, воет … .Дождь моросит, идёт, льёт … .

4.Дописать следующие предложения: Стоит холодная ненастная … (погода). Дует резкий пронзительный … ( ветер).

5. Разделить на слоги слова: осыпаются, моросит.

6.Работа над стихотворением об осени. Детям предлагается найти стихотворения об осени и выучить наизусть.







Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!