Материалдар / доклад Совершенствование форм и методов с одаренными студентами
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

доклад Совершенствование форм и методов с одаренными студентами

Материал туралы қысқаша түсінік
для преподователей физики
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
10 Ақпан 2021
259
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


Совершенствование форм и методов работы с одаренными студентами


Бекназарова Сапаргуль Молдабаевна

преподаватель физики Каскеленского Гуманитарно-Технического колледжа

В настоящее время одной из проблем системы образования в условиях постоянно и быстро меняющихся условий мира, является проблема обучения одаренных студентов.

Актуальной задачей образовательного процесса является формирование творческой саморазвивающейся личности студента, готового не только осознанно и системно воспринимать и накапливать учебную информацию, но и самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их при решении нестандартных прикладных задач.

Для решения данной задачи необходима мобилизация умений педагогов по подготовке личности, способной интегрироваться в современный высокотехнологичный мир знаний и информации.

Система моей работы с одаренными студентами включает в себя следующие компоненты:

•        выявление одаренных студентов; 

•        развитие творческих способностей на уроках;

•  развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

•        создание условий для всестороннего развития одаренных студентов.

 Прежде всего, одаренных студентов надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких студентов, преподаватели должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес студентов к предмету.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной:

  • низкая мотивация студентов к самостоятельной познавательной деятельности

  • создание системы, развивающей творческую личность.

Образовательный стандарт по физике ориентирует преподавателя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности студентов, предусматривает формирование у студентов общеучебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Одаренные студенты характеризуются рядом особенностей. Они с увлечением и самоотдачей выполняют работу, которая требует от них умственного напряжения в сфере их познавательных интересов. Сложность, проблемность учебного материала и учебной задачи привлекает их, тогда как уже освоенный материал вызывает скуку и нежелание заниматься повторением «пройденного». Нацеленность на талантливых студентов предполагает разработку системы мер для оптимизации организационных условий образовательного процесса, что в свою очередь требует выявления отношений одаренных студентов к различным сторонам организации образовательной деятельности.

Таким образом, одаренный студент — это личность, склонная к нестандартным решениям, порой имеющая тенденцию к неуравновешенности. Работа с такими студентами требует атмосферы взаимоуважения, установления педагогического авторитета, поскольку они часто склонны к провокациям, критике (особенно если чувствуют себя компетентнее), и в то же время бережного отношения к самолюбию студента.

Именно поэтому возникает необходимость использования в практике обучения личностно ориентированного подхода.

Личностноориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности студента, развития его неповторимой индивидуальности.

Особенностью личностноориентированного подхода является формирование у студентов критического мышления.

Развитие критического мышления – образовательная деятельность, направленная на развитие у студентов разумного, рефлексивного мышления, способного выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Критическое мышление решает в обучении ряд задач: помогает обучаемому определить приоритеты; предполагает принятие индивидуальной ответственности; повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией Формы работы с одаренными студентами:

  •   групповые занятия с сильными студентами;

  •   факультативы;

  •   кружки по интересам;

  •  конкурсы;

  •   творческие мастерские;

  •   интеллектуальный марафон;

  •   участие в олимпиадах;

  •   работа по индивидуальным планам;

Выбор методов обучения на уроках физики определяется не только задачами урока, его содержанием, материальным обеспечением кабинета, но и динамикой умственной работоспособности студентов. Среди факторов, способствующих сохранению высокой работоспособности студентов на уроке, важное место занимает обоснованная смена видов деятельности студентов, т.е. смена методов обучения.

Добиваюсь того, чтобы студент работал над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант -  это 1 % способностей, а 99% потения».

Выявление и отбор студентов с признаками одаренности: наблюдения преподавателей,  диагностика уровня развития способностей и готовности к обучению по данным учебным программам (обычно повышенной трудности и объема) и в данном образовательном учреждении.  Теория и практика показывают, что для большей эффективности эта диагностика не может ограничиваться применением только одной - двух методик и должна включать три этапа: общая групповая диагностика, индивидуальная диагностика и собеседование.  Применяемые для  решения этой проблемы  методики могут быть разными, поскольку главное требование к ним –  это обеспечить возможность нахождения и отбора  «своего студента». 

 В своей работе использую разнообразные современные методики технологии обучения (развивающее, проблемное, разноуровневое  обучение, технологию решения исследовательских задач, модульное и блочно-модульное обучение, тестирование, развиваю домашнюю экспериментальную и исследовательскую деятельность, их связь с уровнями развития познавательного интереса студентов).

Одним из эффективных методов развития критического мышления у одаренных студентов является применение метода проектов.

Он позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.

В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От студента требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Принципиальными положениями, существенными для использования метода проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе являются:

- самостоятельная индивидуальная или совместная деятельность студентов в группах, работающих над проектом;

- умение пользоваться исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, методами совместной творческой деятельности; владение культурой общения в разных малых коллективах (умение спокойно выслушивать партнера, аргументировано высказывать свою точку зрения, помогать партнерам в возникающих по ходу работы трудностях, ориентируясь на общий, совместный результат).

Например, при изучении темы «Принципы радиосвязи» на основе полученных ранее знаний студенты в группах отвечают на вопрос «Каковы основные принципы радиосвязи?» и разрабатывают каждый принцип. А для того, чтобы поднять интерес к изучаемой проблеме, каждая микрогруппа представляет модель этого процесса и демонстрирует его на практике .

Итак, метод проектной деятельности всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве: решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей; развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления; работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия; существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции; совместный выпуск газеты, альманаха и т.п.).Так,например,работы моих студентов по физике были опубликованы в научных журналах Исследователь,Вестник молодых ученых,в сборниках материалов Республиканской научно- практической конференции» Актуальные проблемы современности»

.

В работе с одаренными студентами велика роль исследовательского подхода в обучении. Создание исследовательских ситуаций активизирует обучающихся, вызывает у них интерес и пробуждает творческую мысль.

Таким образом, студенты приучаются к научно-исследовательской работе и приобретают опыт и навыки ее ведения.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы участие в исследовательской работе, свои результаты они представляют на районном, областном и республиканских уровнях. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Именно научно-практические конференции стали одной из эффективных форм работы с одаренными студентами, являющиеся той открытой образовательной средой, которая предоставляет возможность получения гибких, индивидуализированных, созидающих знаний.

В течении нескольких лет студенты нашего колледжа принимают активное участие в научно-практических конференциях по физике на районном, областном и республиканском уровнях ,где занимают призовые места. Так в этом 2017году исследовательская работа на тему» Способы очищения воды, основанные на физических принципах»(Уйсунбаева Жансая, группа начальное обучение-3 курс)на Областной научно-практической конференции заняла 1место,а на 43-й Республиканской научно-практической конференции заняла 2место.А исследовательская работа на тему «Влияние тепловых двигателей на загрязнение атмосферы»(Шалопанова Карина ,группа начальное обучение-2 курс)на Областной научно-практической конференции заняла 3 место, а на 43-й Республиканской научно-практической конференции заняла 4место. Эти работы награждены Дипломами Малой Академии Наук РК.

Заслуживает внимания технология развития критического мышления и один из видов ее деятельности – интеллекткарта, которая является средством визуализации информации и применима при изучении всех дисциплин.

Систематическое проведение занятий с практической направленностью, включающие в себя практические ситуации для анализа (кейсы), необходимы для того, чтобы дать студентам ощущение реальности, применимости их теоретически знаний к анализу ситуаций, которые возникают на практике

Примером кейса может быть тема:Основные следствия теории относительности Эйнштейна.

Внеаудиторная работа с одаренными студентами может осуществляться в самых разнообразных видах:

индивидуальная работа – работа со студентами с целью руководства подготовкой докладов, эссе, рефератов, научно-исследовательских работ;

групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом студентов (консультации);

массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим студенческим коллективом (научные конференции).

.

 Я понимаю, что несу ответственность перед студентом за его будущее и перед государством за воспитание полноценного специалиста, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными студентами — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от преподавателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими преподавателями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической  гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Считаю: успех приходит к тому, кто непрерывно работает над собой, когда рядом те, кто верит, надеется, помогает, кто сам стремится к успеху.


Используемая литература

1. Давыдов, В.В, Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. М. : Академия, 2004. 288 с.

2. Матюшкин А.М. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты [Текст] / учеб.-метод. пособие/ под. ред. А.М., Матюшкина, А.А. Матюшкина. М.: Омега-Л, 2008. 368с.

3. Попова Л.В., Захарова Н.С. Образовательные программы поддержки одаренных / Психологическая наука и образование. – 2011. - №4. - C. 46-55.

4. Прядко Ю.Г., Слепова С.В. ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 10 – С. 289-291

5. Современные школьные технологии – 2 / Н. И. Запрудский. – 2-е изд. – Минск, 2010. – 256 с.


























Автордын аты

Бекназарова Сапаргуль Молдабаевна

Ғылыми атағы

Преподаватель высшей категории

Жұмыс орны

Каскеленский Гуманитарно-Технический колледж

Қызметі

Преподаватель физики

Жұмыс бағыты

1 секция

Мақаланың атауы

Совершенствование форм и методов работы с одаренными студентами.



Байланыс телефоны

87783800386

Е-mail

Sapargul_bek


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!