Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Доклад "Стратегии критического мышления на уроках русского языка"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Доклад :«Стратегии критического мышления на уроках русского языка – средства достижения новых образовательных результатов»
Учитель русского языка и литературы ОСШ №42 Избагамбетова А.Н.
Стратегии КМ на уроках русского языка – средства достижения новых образовательных результатов
В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, которая и является целью образования. Поэтому педагогический процесс имеет ориентацию на индивидуальный подход к каждому ученику, который имеет свои способности. И педагогу нужно найти в каждом ученике его лучшие качества, учитывать особенности его личности, формировать у него положительную Я - концепцию, стимулировать «к учению с увлечением», повышать качество образования.
Современные требования к урокам русского языка достаточно высокие. На уроках должны быть реализованы следующие взаимосвязанные задачи обучения:
1.Вооружение учащихся знаниями основ науки о языке (знание признаков грамматических понятий, их классификация и др.);
2.Формирование умений практического владения русским языком (его орфографическими, пунктуационными, культурно-речевыми нормами), умения чётко, ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в разных жизненных ситуациях, воспитание чувства ответственности по
отношению к слову, чуткости к красоте и выразительности русской речи.
Для решения этих задач в учебный процесс стараюсь внедрить инновационные методики, которые обеспечивают индивидуализацию обучения, развивают самостоятельность учащихся. В своей работе отдаю предпочтения технологии развития критического мышления, которая способствует развитию мыслительных навыков учащихся.
Работа в группе помогает учащимся приобрести, кроме новых знаний, следующие качества:
• Умение вырабатывать совместные решения;
• Терпимость к другим мнениям и позициям;
• Необходимость поиска компромисса;
• Способность аргументировано отстаивать свою точку зрения;• Стремление к диалогу;
• Умение строить общение с учётом эмоционального состояния, общей атмосферы.
Базовая модель этой технологии включает следующие стадии: вызов-осмысление-размышление. Она помогает формировать интеллектуальные умения и усиливать рефлексивные механизмы.
Стадия вызова
Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что учитель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей ,подразумевая, что эти цели будут приняты уч-ся как собственные. Многие известные учёные- дидакты (Дж. Дьюи, Б. Блум) считают ,что необходимо дать возможность самому уч-ся поставить цели обучения. Только после этого учитель может выбрать эффективные методы для их достижения.
Если предоставить уч-ся возможность проанализировать то, что он уже знает об
изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей – мотивов. Именно эта задача решается на стадии вызова.
В процессе реализации стадии вызова важно:
1) давать уч-ся возможность высказать свою точку зрения по поводу темы, без боязни ошибиться;
2) фиксировать все высказывания : любое из них будет важным. На данном
этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний;
3) сочетать индивидуальную и индивидуальную работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт;
групповая- услышать другие мнения, изложить свою точку зрения.
На данном этапе важным является правило: «Любое мнение ценно». На фазе вызова важно путём мозговой атаки заинтересовать учащихся.
На этой стадии использую следующие методические приёмы: парная мозговая атака, групповой мозговой штурм, ключевые термины, перепутанные
логические цепи, свободное письменное задание, создание кластеров.
Стадия осмысления содержания
Важным моментом является получение новой информации. Организация
работы на данном этапе может быть различной : лекция, рассказ учителя,
индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. На стадии осмысления идёт активная самостоятельная работа учащихся. Здесь применяю такие приёмы, как чтение текста методом ИНСЕРТ, взаимоопрос, двойные и тройные дневники.
Стадия рефлексии
Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала.Многие приёмы, использованные на первых двух стадиях, логически переходят в стадию «Рефлексия». Парная мозговая атака, возвращение к ключевым терминам, кластерам, создание синквейна, эссе, мини-сочинений – всё это даёт возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы.
Возможные приемы и методы
1.Вызов Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. «вспоминает» что ему известно по изученному вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.
Составления списка «известной информации»:
рассказ -предположения по ключевым словам;
систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и. т. д.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах .
2. Осмысление содержания. Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой Ученик читает (слушает ) текст, используя предложенным учителем активный метод . Методы активного чтения:
маркировка с использованием значков «V», «+», «-«, «? »(по мере чтения их ставят на информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информацииполях справа);
ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с
новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется
индивидуально и в парах
3. Рефлексия
Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям –предположениям; внести изменения, дополнения; дать творческие исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.
Заполнение кластеров, таблиц.
Установление причинно-следственных связей между блоками информации.
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.Ответы на поставленные
вопросы.Организация устных и письменных столов.Организация различных видов дискуссий.Написание творческих работ.Исследования по отдельным вопросам темы и. т. д. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая практика, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. В рамках технологии (РКМЧП) авторы предлагают широкий набор методических приемов и стратегий ведения проблемного занятия. Рассмотрим некоторые из них.
Приём кластер («гроздь») - это выделение смысловых единиц текста и
графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая
какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» — графический прием
систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е.
располагаются в определенном порядке. Как составляется кластер? В центре листа записывается ключевое понятие. От него в разные стороны расходятся стрелки – лучи, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи могут ветвиться дальше и
дальше. Кластер используется нами на разных этапах урока:
- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;
- на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его
– для структурирования этого материала;
- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.Покажем, как можно использовать прием кластера на примере темы «Имя существительное».
В 5-ом классе перед изучением данной темы задаемся вопросом: «А что
дети уже знают по данной теме?» Чертим на доске овал, пишем в центре «Имя существительное» и предлагаем учащимся говорить все, что они знают об имени существительном. Вся эта информация оформляется учителем на доске. Получается первичный кластер
Далее предлагаем расставить цифры, обозначив порядок сведений о существительном, а также что-то добавить, что-то с чем-то объединить. Получаем вторичный кластер.
Когда в 5-ом классе тема «Имя существительное» изучена, получены новые сведения об этой части речи, мы вновь возвращаемся к нашему кластеру и уже не на этапе актуализации собственных знаний в начале урока, а на стадии повторения и обобщения изученного по теме дорабатываем его.
Используя принципы опережающего обучения, показываю учащимся уже в 5-ом классе, что и определением имя существительное тоже может быть. Сразу делаем вывод, что имя существительное может быть ЛЮБЫМ членом предложения. Учащиеся любят эту работу ещё и потому, что в ней есть элемент рисования, а значит, можно проявить свою фантазию, чтобы кластер был ярким, запоминающимся. Итак, использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся:
• актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;
• стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;
• запомнить теоретический материал по теме;
• проявить свои творческие способности, фантазию.
Инсерт - приём данной технологии, который авторы рекомендуют использовать на стадии осмысления содержания, предполагает маркировку текста значками по мере его чтения Авторы Воган и Эстес, (модификация Мередит и Стил) предлагают несколько вариантов пометок:
1. Два значка — « + » (новое) и «v» (уже знал);
2. Три значка — « + » (новое) , «v» (уже знал), «?» (не понял);
3. Четыре значка — « + » (новое) , «v» (уже знал), «?» (не понял) и
« - » — думал иначе.Во время чтения текста следует рекомендовать обучающимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут
заголовками граф. В таблицу тезисно вносятся сведения из текста.
( II. Смысловая стадия)
1. Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится
правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы
ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка
текста производится с помощью специальных знаков:
“ ! ” — Я это знал.
“ + ” — Новое для меня.
“ - “ — Вызывает у меня сомнение.
“?” — Вопрос.
2. Учащиеся коротко (слова и словосочетания) записывают новую информацию
во второй столбик таблицы.
3. Учащиеся формулируют и записывают вопросы в третий столбик таблицы
(только в том случае, если они возникают).
Приём «тонких» и «толстых» хорош для уч-ся , которые не умеют различать
те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не представляется возможным («тол-стые» вопросы).Для этого очень эффективен способ развития мышления: использование таблицы «Толстых и тонких вопросов».Тонкие ? Толстые ?
• Кто...• Что...
• Когда...• Может...
• Будет...• Могли...• Как звали...• Было ли...
• Согласны ли вы...• Верно...• Дайте объяснение, почему...
• Почему вы думаете...• Почему вы считаете...
• В чем разница...• Предположите, что будет, если...• Что, если...
На примере рассмотрим, как можно использовать эту таблицу для развития
мышления на одном из уроков русского языка в 5 классе. В этом возрасте
важно научить детей навыку различения толстых и тонких вопросов. С этими
детьми такая работа проводилась не впервые, и они уже знают, чем отличается
один тип вопроса от другого. Для подготовки к написанию обучающего
изложения в 5 классе . Таблицы «тонких» и «толстых» вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.
Синквейн
в переводе на русский язык означает – «пять строк»,.Правила написания синквейна:
Первая строчка-тема одним словом (существительное).
Вторая строчка-описание темы в двух словах (два прилагательных).
Третья строчка- описание действия (три глагола).
Пятая строчка-ассоциация, синоним темы (обычно существительное).
Синквейн можно использовать по любой теме, на любом уроке. Он позволяет кратко и ёмко выразить мысль, обобщить тему, подвести итог. Его можно использовать как игру и как творческое задание. С его помощью дети учатся кратко выражать свои мысли и эмоции. Пример написания с-на по теме: «Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик»
1.Суффиксы –ик –,–ек –.
2.Гласный, уменьшительно-ласкательный.
3.Изменяем, не выпадает, выпадает.
4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать.
5.Внимание.
Обучая детей работать с информацией обдуманно, системно, мы не только обеспечиваем их навыками, необходимыми во внешней жизни, но и предупреждаем нервное перенапряжение. Прием «Сводная таблица» помогает учащимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка называется «Линии сравнения». В ней перечислены категории, по которым предполагается сравнение. В колонки, расположенные по обе стороны от «Линий сравнения», заносится информация, которую предстоит сравнивать. Вот как эффективно можно применить этот прием при изучении темы «Деепричастие»и «Причастие».Составим таблицу.На основе такой таблицы составляется лингвистический рассказ «Чем различаются деепричастия и наречия?» или «Деепричастия и наречия родственники или нет?» Учить мыслить можно по-разному. На рисунке ниже представлена еще одна форма таблицы - сюжетная таблица, которая позволит детям целенаправленно работать с текстом. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информациец.Кто? Что? Когда? Где? Почему?Эту таблицу можно использовать при работе с художественными, публицистическими текстами. Речь идет о любых отрывках, где содержится описание какого-то события, явления. Читая, ученик делает пометки: «Кто?»,
«Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», создавая «скелет» текста. Опираясь на него, впоследствии он сможет воссоздать если не все содержание, то сюжет — точно.
Работа по теории развития критического мышления помогает учащимся
приобрести, кроме новых знаний, следующие образовательные результаты:
• умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
• умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
• умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
• умение решать проблемы;
• умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
• умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
• умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
• способность самостоятельно заниматься своим обучением ;
• способность брать на себя ответственность;
• способность участвовать в совместном принятии решения;
• способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;• умение сотрудничать и работать в группе и др.
Наблюдения за активной работой учащихся на уроке, за их умственным развитием и уровнем обученности, который становится выше и качественнее, появление удовлетворенности у учителя и учеников от своей работы свидетельствуют о том, что используемая технология развития критического мышления в ряду других известных технологий может быть использована для формирования не только коммуникативных компетенций на уроках русского языка, но и других современных ключевыех компетенций.Органичное включение работы по РКМЧП в систему школьного
образования даёт возможность личностного роста ,ведь такая работа обращена
прежде всего лицом к ребёнку ,к его индивидуальносии.
Список литературы
1.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. –
СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.
2. Заир-Бек С.И. «Развитие критического мышления через чтение и письмо:
стадии и методические приемы» «Директор школы», 2005, № 4, стр.66.
3.Ивонина А.И. «Технология критического мышления в структуре
современного урока (на примере уроков права)» - «Право в школе», 2006, № 3, стр.4
4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.
Кню2\В.И.Андреев.-Казань,1998.
5.Гузеев В.В. «О скрытом контексте в технологии развития критического
мышления» - «Педагогические технологии», 2006, № 2, стр.16.
6. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие: Л.А.
Турик , Н.А. Осипова.- Ростов н\Д: Феникс,2009.-281.