Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
"Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи и его законы"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
КГУ СОШ-лицей №7
Жумагазина Аида Агыбаевна, учитель истории
Конспект урока истории, 5-й класс,
по теме "Древневавилонское царство.
Законы царя Хаммурапи и его законы"
Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.
Цели урока:
-
Сформировать представление о Древнем Вавилоне как государстве, основанном на силе закона.
-
Подвести обучающихся к представлению о праве как о совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны.
-
Развивать внимательность на уроке, умение работать в группе, сотрудничать , договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.
Формируемые универсальные учебные действия:
-
Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.
-
Познавательные УУД: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.
-
Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе на этапе закрепления, рефлексии и т.д.)
-
Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.
Основное положение: Вавилонское общество. Законы Хаммурапи. Что такое закон и зачем его изучать. Закон – источник знаний о древних людях.
Основные положения и термины: закон.
Личность в истории: Хаммурапи.
Оборудование урока: карта «Передняя Азия в древности».
План урока: 1. Проверка знаний. 2. Работа над понятием «закон». 3. Вавилонское царство и его расцвет. 4. Личность в истории Хаммурапи. 5. Находка «Законов Хаммурапи».
Ход урока
1. Проверка знаний – устный опрос. Покажите на карте территорию Междуречья. Какие современные государства расположены здесь? Сравните природные условия Месопотамии и Древнего Египта. Что общего вы в них находите? Чем занимались жители Междуречья?
Письменный опрос у доски: заполнить таблицу «Флора и фауна Междуречья и вашего региона».
2. Работа над понятием «закон».
Ребята, мы с вами можем сейчас закончить урок и выйти погулять на улицу? Нет. А почему? Это не положено, существуют определенные правила, по которым работает школа. По таким же правилам живет и каждая страна. Ведь люди, ее населяющие, покупают дома и автомашины, вступают в брак, уезжают за границу и возвращаются оттуда. Порой, к сожалению, совершают преступления, за которые должны быть наказаны. Так появилась необходимость в создании законов, по которым должны жить люди в любой стране. Закон - это строгое, непререкаемое предписание, веление, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства.
3.На сегодняшнем уроке мы будем знакомиться с государством, которое впервые дало нам первый свод записанных законов. Эта страна – Вавилония. Она существовала с начала ІІ тыс. до 539 г. до н.э. на юге Месопотамии (на юге современного Ирака). Расцвет Вавилонии пришелся на период царствования Хаммурапи, при котором страна достигла наибольших размеров. Хаммурапи удалось завоевать весь Шумер и часть Северного Двуречья (по карте учитель показывает границы Вавилонии в период Хаммурапи).
4.Хаммурапи – шестой царь первой династии Вавилонии, правил в 1792-1750 г.г. до н.э. Он был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодательным, расчетливым и умелым организатором. За 35 лет своего правления ему удалось создать обширную вавилонскую державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Хаммурапи назначал правителей областей и городов, руководил войском, по его приказу проводилась каналы. Однако в отличии от фараонов, вавилонский царь богом не назывался: он получал власть от бога и, управляя страной, выполнял их волю. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад.
5. О находке свода законов – «Кодекса Хаммурапи». Знаменитый памятник древневавилонский юридической мысли и письменности был найден в конце 1901 г. Французской археологической экспедицией под руководством Ж.де Моргана при раскопках на месте, где в древности находились Сузы, столица Эламского царства, восточного соседа Вавилонии.
Стела с законами Хаммурапи представляет собой двухметровый столб из черного базальта. В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом Солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом. Несмотря на то что стела была найдена расколотой на части, состояние памятника достаточно хорошее. Установлено, что на лицевой стороне столба было вырезано несколько столбцов, содержащих 35 статей из 282 во всем памятнике. Вероятно, это было сделано по приказу эламского царя, захватившего столб в качестве трофея. Уничтоженная часть текста поддалась реконструкции благодаря различным копиям текста, обнаруженным во многих городах. Видимо копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства.
Созданные по приказу Хаммурапи законы вступили в силу уже под конец его правления что видно по списку городов входящих в его государство. Значение законов Хаммурапи выходит далеко за пределы правления самого царя, даже за хронологические рамки существования древневавилонского царства. Они стали своеобразной энциклопедией вавилонской жизни, по которой можно знать, как жили древние вавилоняне, и легли в основу вавилонского права на многие столетия.
Конкурс юных детективов. Учитель делит класс на 4 группы. Первая группа – юные детективы. Представьте ситуацию. Вы – следователи по особо важным делам в Вавилонском царстве. Проводите расследование нескольких преступлений, опираясь на законы Хаммурапи. В вашем распоряжении несколько параграфов законов, которые помогут вам в трудной работе детектива прошлого.
§ 1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего должно убить.
§ 3. Если человек выступит в судебном деле для свидетельствования о преступлениях и не докажет сказанных им слов, то, если это судебное дело о жизни, этого человека должно убить.
§ 6. Если человек украдет достояние бога или творца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.
§ 14. Если человек украдет малолетнего сына человека, то его должно убить.
§ 15. Если человек выведет за городские ворота раба творца, или рабыню дворца, или раба мушкенума (свободного гражданина), или рабыню мушкенума, то его должно убить.
§ 19. Если он держит этого (беглого) раба в своем доме, и потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека должно убить.
§ 21. Если человек сделает пролом в доме, то перед этим проломом его должно убить и зарыть.
§ 22. Если человек свершит грабеж и будет схвачен, то его должно убить.
Вопросы. Почему ответственность за дачу ложных показаний в Вавилонии была столь суровой? Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в приведенных параграфах преступления с позиций сегодняшнего дня? Встаньте на место древних следователей. Помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему? За какие преступления, перечисленные здесь, вы бы оставили смертную казнь и в наши дни?
Вторая группа – юные судьи. Им предстоит «вынести приговор», опираясь на Законы Хаммурапи. Многие преступления в Вавилонии карались в соответствии с древним обычаем «око за око, зуб за зуб». Предлагаем «судьям» привести в соответствие начало и конец нескольких параграфов, определяющих преступления и меру наказания за них. Прежде чем «судить», внимательно прочтите.
§ 25. Если в доме человека вспыхнет огонь и человек, пришедший тушить его, обратит свой взор на пожитки хозяина дома и возьмет себе что-нибудь из пожитков хозяина дома….
§ 195. Если сын ударит своего отца….
§ 196. Если человек повредит глаз кого-либо из людей ….
§ 197. Если он сломает кость человека…..
§ 200. Если человек выбьет зуб человека, равного себе…
§ 203. Если кто-либо из людей ударит по щеке кого-либо из людей, кто подобен ему …
§ 205. Если раб человека ударит по щеке кого-либо из людей ….
§ 218. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причинит смерть этому человеку ….
§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома …..
§ 250. Если бык, идя по улице, забодает человека и причинит ему смерть…
Наказания:
1. (250) …. то это не основание для претензии
2. (197) … то должно сломать кость.
3. (203) … то он должен отвесить одну мину серебра.
4. (229) … то этого строителя должно убить.
5. (218) … то ему должно отрезать пальцы.
6. (205) … то должно отрезать ему ухо.
7. (200) … то должно выбить его зуб.
8. (196) … то должно выбить его глаз.
9. (195) … то ему должно отрезать пальцы.
10. (25) … то этого человека должно бросить в этот огонь.
Примечания: в текстах, розданных второй группе, наказания не должны иметь тот же порядковый номер, что и соответствующие параграфы. Идентичные номера даются нами в скобках.
Вопросы. Согласны ли вы с ответственностью судьи Вавилонии за изменение приговора? Почему в одном из десяти случаев нет оснований для претензий? Говорят ли наказания за перечисленные здесь преступления о социальном неравенстве в Вавилонии?
Третья группа – юные экономисты. Им предстоит познакомиться с рядом законов Хаммурапи и определить, кого они защищали.
§ 42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеба, то его должно изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его соседи.
§ 53. Если человек поленится крепить плотину своего поля, и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет заполнена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.
§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить ½ мины серебра.
§ 99. Если человек даст человеку серебро в порядке товарищества, то прибыль или убыток, который будет, они должны перед богами разделить поровну.
§ 117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь , то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года; на четвертый год должно отпустить их на свободу.
§ 122. Если человек отдает человеку на хранение серебро, золото или что бы то ни было, то он должен предъявить свидетелям все, сколько он отдаст, заключить договор и может отдавать на хранение.
§ 123. Если он отдаст на хранение без свидетелей и договора, и там, куда он отдал, станут отпираться перед ним, то это не основание для претензии.
§ 227. Если человек обманет цирюльника и тот сбреет рабский знак не своего раба, то этого человека должно убить и зарыть в его воротах; цирюльник должен поклясться: «Я сбрил не умышленно», и быть свободным от ответственности.
§ 233. Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу так, что стена обрушится, то этот строитель должен починить стену за собственное серебро.
§ 245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью или побоями, то он должен хозяину быка возместить быка за быка.
Вопросы. Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам? (Соседские общины землевладельцев). Какой труд поощряли законы? (Честный и кропотливый). Какой общественный строй существовал в Вавилонии, судя по законам? (Рабовладельческий). Можно ли утверждать, что приведенные законы поощряли и защищали частную собственность? (Да, можно).
Четвертая группа – адвокаты, защищающие права несовершеннолетних и семьи. Их вниманию предлагаются следующие законы:
§ 128. Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то это женщина – не жена.
§ 148. Если человек возьмет себе жену и ее постигнет проказа, а он вознамерится взять себе другую, то он может взять; покидать жену, которую постигла проказа, он не должен; она может жить в доме, который он построит, и он должен содержать ее, пока она жива.
§ 168. Если человек вознамерится изгнать своего сына и скажет судьям: «Я изгоню моего сына», то судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершал тяжкого греха, (достаточного) для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства.
§ 169. Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они должны на первый раз простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить своего сына наследства.
§ 177. Если вдова, имеющая малолетних детей, вознамерится войти в дом другого, то она не может войти без ведома судей. Когда она входит в дом другого, судьи должны исследовать дело дома ее первого мужа и должны поручить дом ее первого мужа ее второму мужу и этой женщине, и взять с них документ. Они должны хранить дом, а также воспитывать малолетних детей и не могут отдавать утвари за серебро. Покупатель, который купит утварь детей вдовы, теряет свое серебро; их достояние должно вернуться его хозяевам.
§ 185. Если человек усыновит малолетнего находившегося в пренебрежении, и вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по суду.
§ 186. Если человек усыновит малолетнего и, лишь когда его усыновили, он узнает своего отца и свою мать, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.
§ 188. Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, то он не может быть потребован обратно по суду.
§ 189. Если он не научит его своему ремеслу, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.
§ 190. Если человек вырастит малолетнего, которого он усыновил, но не причислит его к своим детям, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.
§ 191. Если человек вырастит малолетнего, которого он усыновил, но создаст свой дом и потом получит детей и вознамерится изгнать воспитанника, то этот сын не должен уйти с пустыми руками: отец, вырастивший его, должен дать ему из своего достояния 1/3 наследственной доли, и тогда тот может уйти; из поля, сада и дома он может не давать ему ничего.
Вопросы. Докажите, что законы Хаммурапи защищали права детей. Почему законы Хаммурапи требовали от подданных официального заключения брака? Как были защищены права приемных детей? Докажите, что законы Хаммурапи требовали от детей уважения к своим родителям.
В конце урока, выслушав ответы всех четырех групп, учитель организует обсуждение вопросов, поставленных перед классом в начале урока.
Домашнее задание: подготовить развернутые ответы (можно в письменном виде) на поставленные в начале урока вопросы.