Подвод учащихся к изучению новой
темы.
Учащиеся проходят мини-тест
на повторение ПСХЭ.
« Мой друг живет в квартире №13, его имя - ?»
(Ответ: алюминий)
«У меня 20 электронов – кто я ?» (Ответ:
кальций)
«Мой символ Ag
- кто я?» (Ответ: Серебро
)
«У меня 20 нейтронов и 20 электронов
,
а живу я в подъезде номер ?» (Ответ:
Кальций)
«Я – хлор, подскажите, сколько у меня
электронов?»
(Ответ: 17)
«Я живу в периоде №4, в
I А подгруппе, как меня зовут? (Ответ:
калий).
Загадки
Отгадайте, о какой
элементарной частице идет речь?
а) Очень
положительный
С массою
внушительной, А таких, как он, отряд Создает в ядре
заряд. Лучший друг его – нейтрон. Догадались?
Он-….(протон)!.
б) Зарядом я похвастать не
могу, А потому сижу в ядре и ни гу-гу. А то еще подумают:
шпион, А я нейтральный и
зовусь…(нейтрон)!
в) Он бежит по
проводам, Он бывает тут и там, Свет зажег, нагрел
утюг …. – наш лучший друг. Если в атом он попал
– То считай, почти пропал: Он с утра и до
утра Носится вокруг ядра. (электрон)
Прием «Инсерт»(Г)
Учащиеся читают текст учебника и делают
соответствующие пометки:
«V»–уже известный материал;
«–» –
противоречит представлениям;
«+» –
интересно и неожиданно;
«?» –
что-то неясно, возникло желание узнать
больше.
Учащиеся работают простым карандашом,
на полях выставляют знаки; заполняют таблицу (вписывают только
ключевые слова).
V
(уже знал)
|
–
(новое)
|
+ (думал иначе)
|
? (не
понял есть вопрос)
|
|
|
|
|
Объяснение
учителя.
Ядро атома любого элемента окружено электронами.
Электрон движется вокруг ядра со скоростью, близкой к скорости
света ≈ 300000 км/с. →нельзя указать какую-то определённую точку
его местонахождения, можно лишь указать область, где его пребывание
наиболее вероятно. Область вероятности обнаружения электрона не
имеет чётких границ. Однако можно выделить пространство, где
вероятность нахождения электрона будет
максимальной.
Совокупность точек в пространстве, где пребывание
электрона наиболее вероятно
называют электронным
облаком или атомной
орбиталью.
Важнейшей характеристикой движения электрона
на определённой орбитали является энергия его связи с ядром. Т.к.
электроны в атоме различаются своей энергией, то одни из них
притягиваются к ядру сильнее, другие – слабее. Главная причина –
удаление от ядра атома. Чем ближе к ядру, тем они прочнее связаны с
ним, и их труднее вырезать из электронной оболочки, а чем дальше
они от ядер, тем легче их оторвать. Значит, по мере удаления от
ядра запас энергии возрастает. Так образуются электронные слои в
электронной оболочке атома. Электроны, обладающие близкими
значениями энергии, образуют единый электронный слой, или
энергетический уровень. Энергетические уровни принято обозначать
либо цифрами1,2,3,4,5 либо буквами:
K
I
M
N
O
P
Q
и.т.д.
Нильс Бор предложил показывать распределение
электронов по ровням с помощью следующих диаграмм (рис. 2
стр.9).
На каждом уровне помещается строго определенное
число электронов, и чем дальше от ядра, тем больше увеличивается их
число. Таким образом, номер периода показывает число энергетических
уровней.
Атом в целом электронейтрален (не имеет заряда).
Электроны размещаются по энергетическим уровням. Номер периода
показывает число энергетических уровней. Каждый энергетический
уровень вмещает определенное число электронов.
Число
электронов N на данном энергетическом уровне определяется формулой
N=2n2 , где n –
главное квантовое число. Согласно
этой формуле : на первом
энергетическом уровне (n=1
) могут
находиться два
электрона (N=2 ∙
12 =
2), на втором
(n=2) –
восемь электронов (N=2 ∙
22 =
8), на третьем
(n=3) –
восемнадцать электронов
(N=2 ∙
32 = 18 ) и
т.д.
ФО «Фишки» У
каждого ученика имеются фишки трех цветов: все понятно
– зеленая,
остались вопросы – желтая,
непонятно – красная.
Работа в
группах.
С
помощью диаграммы Бора покажите распределение электронов следующих
химических элементов.
1 группа -
углерод
2 группа-
азот
3 группа -
неон
4 группа-
бериллий
ФО степень понимания при работе над темой
«Цветные стаканчики» У каждой группы имеются пластмассовые стаканчики
трех цветов: все понятно – зеленый, остались вопросы – желтый,
непонятно – красный.
Задание №1
Установите число энергетических уровней для
следующих элементов:
№3
литий, №13 алюминий, №10 неон,№ 6 углерод, №20
кальций.
Задание №2
Заполните табличные
данные:
символ
элемента
|
общее число
электронов
|
количество энергетических
уровней
|
число
протон
|
число
нейтронов
|
К
|
|
|
|
|
|
15
|
|
|
|
|