Внеклассное мероприятие по
русскому языку
«Двуязычие – два
крыла»
Цель:
Разнообразить школьную жизнь, расширить кругозор учащихся и
повторить знания по русскому языку.
Задачи:
1. Проверить знания учащихся по русскому языку и через ответы
познать интеллектуальный уровень учеников.
2.Развивать творческие способности учащихся память, логическое
мышления, внимание, речь и умение работать в команде.
3. Воспитывать познавательный интерес к изучаемому языку, и
уважение к языкам других народов.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска с
использованием слайдов.
1. Вступительное слово
учителя:
Добрый день уважаемые учителя и ребята! Я рада приветствовать вас
на нашем конкурсе
«
Двуязычие - два крыла ».
Язык – это мысли и чувства народа, его история и культура. Язык –
это окно в новый мир. Нет на свете лучшего средства общения. В
Конституции РК сказано, что в нашей стране наравне с
государственным языком функционирует и русский язык как язык
межнационального общения. Люди говорят на разных языках, и таких
языков на земле очень много. Благодаря языку ты встречаешься с
разными людьми, у тебя появляются новые друзья. На русском языке
говорят не только русские. В настоящее время знание этого языка
стало первой необходимостью. Ия думаю, что нам тоже надо изучать
русский язык.
Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать, чему научились
и как научились. Начинаем наш праздник. И так у нас будет 2 команды
из 7-8 классов. Сейчас капитаны будут представлять нам команды. Но
прежде всего, давайте познакомимся с членами жюри и условиями
конкурса. Члены жюри в конце каждого конкурса будет выставлять вам
баллы.
1. Приветствие команды.
(В этом конкурсе команды должны представить себя, то есть название,
девиз, эмблему и капитан команды)
2. « Удивительное колесо»
(Составить слова и переводить эти слова на казахский язык)
3. «Загадки – шутки»
4. «Мозаика»
(Сложить из слов высказывания о русском и казахском языке)
5. Конкурс капитанов
( Скороговорки)
6. Конкурс переводчиков
(найти антонимы на русском и казахском языках и перевод на
казахский и русский язык)
7. Подведение итогов.
Мы уже ознакомились с членами жюри и условиями конкурса теперь
можно начинать конкурс. Первый конкурс приветствие команды. Я уже
сообщила вам, что у нас (перед вами) две команды. Первыми начинает
конкурс _____.(В этом конкурсе команды должны представить себя, то
есть название, девиз, эмблему команды)
2. «Удивительная
колесница» К О Л ЕСНИЦА
(Составить слова и перевести
эти слова на казахский язык)
Сок-шырын, сено-шөп, сон-түс, село-ауыл, колеса-щеңбер, колено-
тізе (иін, буын, ұрпақ), клен –үйеңкі, лес-орман, нос-мұрын,
окно-терезе, он-ол (ұл), оно-ол (қыз),
Результаты передаем членам жюри
Пока команды выполняют и переводят слова я провожу игру со
зрителями.
Какой язык имеет два «С»? /Русский/
Какой вид транспорта имеет два «Л»? /Троллейбус/
Что мы слышим при произнесении слова? /Звуки/
Сколько звуков в слове тень? /Три/
Какой раздел языкознания изучает звуки речи? /Фонетика/
Сколько букв в слове гусь? /Четыре/.
Какие буквы не обозначают звуков? /ь, ъ/
Сколько звуков в слове язык?/Пять/
Как отличить звук от буквы? /Буквы пишем, а звуки слышим/
Сколько звуков в слове Юла? /Четыре/
Сколько гласных в русском алфавите? /Десять
Сколько букв в слове урок? /Четыре/
Какое письмо имеет два «М» /Телеграмма
3. «Загадки –
шутки»
(Отгадываем загадки – шутки)
1. Какой болезнью люди не болеют на земле? (морской)
2. Из какой посуды люди не пьют и не едят? (пустой)
3. Из какого полотна нельзя сшить костюм? (железнодорожного)
4. Сколько горошек может войти в обыкновенный стакан? (ни одной –
все надо положить)
5. Что находится между небом и землей? (союз и)
6. Как слово «мышеловка» написать пятью буквами? (кошка)
7. Летела стая уток. Одну убили. Сколько осталось? (одна остальные
улетели)
8. Какие две ноты растут в огороде? (фа - соль).
4. Следующий конкурс
«Мозаика»
(Сложить из слов, высказывание о русском и
казахском языке которые, писали наши великие писатели)
Я зрителями провожу игру «Закончи пословицу».
Семь раз отмерь, ... /один раз отрежь/
Друзья познаются.../в беде/
Весна красна цветами, …/а, осень плодами/
Кончил дело - …/гуляй смело/
Нет друга – ищи, …/ а нашёл – береги/
Для родины своей ни сил, …/ни жизни не жалей/
Не имей сто рублей, …/ а имей сто друзей/
По платью встречают, …/по уму провожают/
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине
волшебный русский язык.
К.Г.Паустовский
Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой
поражающей.
М. Горький
Тіл – халықтың мәдениеті мен қуатының көрінісі.
Мұхтар Мағауин
Өз тілін сезбеген бала – ана сүтін татпаған жетіммен тең.
БауыржанМомышұлы
5. Конкурс
капитанов
(Скороговорки) Мы узнаем в этом конкурсе насколько вы сможете
говорить быстро, четко, ясно и самое главное без ошибок.
1. От топота копыт пыль по полю летит
2. Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
6. Конкурс
переводчиков
(найти антонимы на русском и казахском
языках, переводить эти слова на русский и казахский язык)
Тонкий – толстый, жуан – жіңішке
Қуаныш – қайғы, радость – беда
Кеш – ерте, поздно - рано
2. Грязный – чистый, лас – таза
Близко – далеко, жақын - алыс
7. Подведение итогов.
Заключительное слово учителя.
Вот и подходит к концу наш конкурс. Конечно, трудно переоценить
роль какого – либо языка в нашей жизни. Владеть несколькими языками
в 21 веке – уже не роскошь, а необходимость. Владеть языком,
значить, владеть информацией. А кто владеет информацией, тот
владеет миром. Учите языки, развивайте свои возможности, чтобы
понимать людей из разных точек нашей огромной планеты. И самое
главное, не забывайте один – единственный, порой самый важный язык
в жизни – язык чувств, любви и понимания, который есть внутри
каждого из вас, пользуйтесь им постоянно, старайтесь понять язык
чувств другого человека, и тогда вам станут доступны все языки мира
во всей их красе.
Ребята, вы все хорошо и добросовестно подготовились к этому
конкурсу. Вы показали свои знания по русскому языку по многим
разделам программы. Мы сегодня не только играли, но и повторили,
обобщили и систематизировали ваши знания. Благодарю всех, которые
пришли болеть за вас. А вам, ребята, спасибо за труд !
А теперь слова предоставляются членам жюри. Жюри подсчитывают очки,
объявляет счёт. Участники игры награждаются поощрительными призами
и грамотами.
Нам дан во владение самый
богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский
язык.К.Г.Паустовский
Русский язык
неисчерпаемо
богат
и все обогащается с
быстротой поражающей. М. Горький
Тіл – халықтың
мәдениеті мен
қуатының
көрінісі.
Мұхтар Мағауин
Өз тілін сезбеген бала
–
ана сүтін
татпаған
жетіммен тең.
БауыржанМомышұлы