Министерство образования и науки Республики
Казахстан
Кызылординский государственный университет
имени Коркыт Ата
«Эффективность использования цеолита вблиз
ракетно-космического комплекса Байконур»
Ф.И. автора, группа: Ниязбек Аруна, студентка
группы Б-15-1 п/я
Научный руководитель: С.Ж.Ибадуллаева,
профессор
КГУ им.Коркыт Ата,
д.б.н.
Кызылорда, 2018 год
Аннотация
Близость к экватору определило место расположения
космодрома Байконур, так как при запуске ракет учитывается скорость
вращения Земли и второй важный момент район должен быть сейсмически
безопасным. При создании космодрома учитывались такие факторы как
малонаселенность территории, наличие водного бассейна. В наше время
регион нельзя назвать малонаселенным. Поэтому в наше время
немаловажное значение имеет влияние работы космодрома на окружающую
среду.
Данная работа отражает влияние бензинового и
дизельного топлив на состояние почвенного покрова и экологическую
эффективность применения его в качестве
адсорбента.
Кроме этого, в настоящее время запуски ракет и
имеющееся место антропогенное загрязнение среды вблизи космодрома,
требует проведение мониторинговых работ. Общеизвестно, что при
попадании гептила в почву ухудщаются физико-химические,
агроэкологические свойства почвы.
Гептил - это химическое вещество, которое наносит
огромный вред здоровью человека. Наш регион занимает первое место
по таким заболеваниям как туберкулез, рак легких – следует
задуматься о здоровье нации. Средняя продолжительность жизни в
регионе невысокая. В
работе рассматривается и раскрывается эколого-экономическая
эффективность использования цеолита в районах освоения космического
пространства.
Цель исследования:
оценка способности цеолита снижать содержание в
почве поллютантов, улучшая агрофизические, агрохимические и
биотоксикологические свойства загрязненной почвы.
Исходя из этой цели нами были поставлены
следующие задачи:
1.
Проведение литературного обзора по изучению состояния окружающей
среды вблизи РКК «Байконур».
2.
Изучение истории становления космодрома
«Байконур»;
3. Исследование динамики агрофизических,
агрохимических показателей, биологической активности почвы при
внесении цеолитов.
4. Оценка влияния различных доз и фракционного
состава бензинового и дизельного топлива на физико-химические
свойства почвы и мелиорирующего эффекта внесения
цеолитов.
Объекты, условия и методы
исследований
Экспериментальная работа состояла из полевых
опытов и
лабораторных исследований в
лаборатории инженерного профиля КГУ им. Коркыт
Ата.
Объект исследований - почва, отобранная вблизи
РКК «Байконур» искусственно загрязненная бензином. Загрязнение
создавалось внесением бензина (легкая фракция нефти) в дозах 2
л/м2 и 4
л/м2 и
дизельного топлива (конденсированная фракция) в дозе 2
л/м2. В
качестве мелиоранта вносился цеолит как почвоулучшитель
комплексного действия. Размер опытных делянок 1
м2,
повторность опыта 4-кратная.
Схема опыта № 1.
1 вариант – почва (контроль)
2 вариант – контроль + бензин 2
л/м2
3 вариант – контроль + 2
л/м2 +
цеолит 1 кг/м2
4 вариант - контроль + бензин 4
л/м2
5 вариант - контроль + бензин 4
л/м2 +
цеолит 1 кг/м2
6 вариант - контроль + дизельное топливо 2
л/м2
7 вариант – контроль + дизельное топливо 2
л/м2 +
цеолит 1 кг/м2
Постановку опытов, анализ и обработку данных
проводили согласно общепринятых методик.
Загрязнение почвы бензином и дизельным топливом,
неоднозначно сказывается на ее агрофизических показателях:
гранулометрическом составе, структурном состоянии,
влажности. Анализ
результатов свидетельствует о некотором изменении
гранулометрического состава изучаемой почвы под влиянием топлива:
отмечается сокращение фракции средней и мелкой пыли, хотя изменение
нельзя назвать значительным. В дальнейшем, по результатам
исследований данная тенденция также прослеживается. Внесение
цеолита несколько ослабляет тенденцию изменения гранулометрического
состава почвы под влиянием бензинового и дизельного топлив. Более
значительные изменения агрофизических свойств при загрязнении
нефтепродуктами происходят в структурном состоянии почвы:
отмечается значительное возрастание водопрочности структурных
агрегатов, причем наиболее существенно это выражено в варианте с
дизельным топливом (таблица 1). Так, коэффициент водопрочности
контрольной почвы составляет 0,4, при загрязнении бензиновой
фракцией нефти в дозе 2 л/м2 он
возрастает до 0,88, а при дозе 4
л/м2 бензина
достигает 0,93 и оценивается как высокий. Внесение дизельного
топлива еще более увеличивает водопрочность и коэффициент достигает
0,99 – избыточно высокий. Эти
изменения позволяют предполагать, что при загрязнении дизельным
топливом агрегаты «парафинируются», т. е. на них адсорбируются
трудноразлагаемые фракции нефти. Изменения структуры почвы под
воздействием бензинового и дизельного топлив являются
неблагоприятными с агроэкологических позиций.
Внесение цеолита в качестве мелиоранта
способствует снижению аномально высокой агрегированности и
водопрочности агрегатов, и коэффициент водопрочности к концу
эксперимента достигает средних величин даже в вариантах с внесением
дизельного топлива.
Таблица 1 - Влияние цеолитов на структурное
состояние загрязненной почвы
Варианты
|
Размер фракций агрегатов,
мм
|
>10
|
10-7
|
7-5
|
5-3
|
3-2
|
2-1
|
1-0,5
|
0,5
0,25
|
<0,25
|
Коэффициент водопрочности
S1/S2
|
почва (контроль)
|
1,3
-
|
3,2
-
|
13,1
-
|
15,6 18,7
|
13,2 13,8
|
24,8 24,3
|
16,3 15,3
|
9,6
5,1
|
2,9
22,8
|
0,4
низкий
|
контроль+ бензин
2 л\м2
|
1,2
-
|
2,1
-
|
12,7
4,4
|
14,3 28,7
|
18,4 41,8
|
26,8 8,3
|
17,3 6,3
|
5,4
5,1
|
1,9
5,4
|
0,88
высокий
|
контроль + бензин
2
л\м2 +цеолиты
|
1,2
-
|
2,6
-
|
12,6
2,3
|
14,7 25,4
|
17,2 35.6
|
25,3 11,5
|
17,7 13,8
|
6,6
5,3
|
2,1
6,1
|
0,84
высокий
|
контроль + бензин
4
л\м2
|
1,1
-
|
1,9
-
|
10,1
5,3
|
13,6 27,6
|
19,2 43,4
|
29,0 11,3
|
19,3 4,1
|
4,6
3,5
|
1,2
4,8
|
0,93
высокий
|
контроль + бензин
4
л\м2 +цеолиты
|
1,2
-
|
2,0
-
|
11,3
3,4
|
13,9 26,4
|
17,2 39,8
|
28,9 11,1
|
18,7 10,3
|
5,2
4,1
|
1,6
4,9
|
0,83
высокий
|
контроль + дизельное топливо
2
л\м2
|
0,9
-
|
1.4
-
|
9,3
4,9
|
12,4 28,7
|
22,2 44,5
|
30,8 11,9
|
18,3 3,3
|
3,4
2,4
|
1,3
4,3
|
0,99
чрезмерно высокий
|
контроль + дизельное топливо
2
л\м2 +цеолиты
|
1,1
-
|
1,9
-
|
10,1
3,8
|
14,6 27,2
|
19,5 42,8
|
29,6 10,9
|
16,5 7,4
|
4,6
3,3
|
2,1
4,8
|
0,94
высокий
|
Примечание. 1)
В числителе – результаты сухого просеивания, в знаменателе –
результаты мокрого просеивания.
Почвы,
насыщенные бензином, теряют способность впитывать и удерживать
влагу, для них характерны более низкие значения влажности всех
категорий, водопроницаемости по сравнению с фоновыми аналогами.
Наибольшее снижение показателя влажности (рисунок 1) почвы за
экспериментальный период отмечалось в вариантах с внесением
дизельного топлива в качестве загрязнителя и составило в июне
месяце 8,2%, по сравнению с 9,8% в контроле. Восстановление
водно-физических свойств до контрольных при внесении цеолита
наиболее активно происходит в первый моменты
опыта.
Под влиянием загрязнения бензином отмечено
увеличение плотности почвы, которая возрастает с увеличением как
дозы, так и характера нефтеполлютанта (таблица 2). Обусловленное
этим снижение порозности приводит к ухудшению режима аэрации и
подавлению активности микроорганизмов почвы. Внесение цеолита
несколько ускоряет процесс оптимизации агрофизических свойств
загрязненной бензином почвы.
Таблица 2 - Изменение физических свойств почвы,
загрязненной бензином и дизельным топливом при мелиорации
цеолитом
Вариант
|
Плотность сложения ,
г/см3
|
Объем твердой фазы,
%
|
Общая порозность,
%
|
Почва, отобранная вблизи РКК «Байконур»
(контроль)
|
1,31
|
48,6
|
51,4
|
контроль+ бензин 2
л\м2
|
1,38
|
53,2
|
46.8
|
контроль + бензин 2
л\м2 +цеолиты
|
1,35
|
52,8
|
47,2
|
контроль + бензин 4
л\м2
|
1.,43
|
53,7
|
46,3
|
контроль + бензин 4
л\м2 +цеолиты
|
1,39
|
52,1
|
47,9
|
контроль + дизельное топливо
2
л\м2
|
1,48
|
54,2
|
45,8
|
контроль + дизельное топливо
2
л\м2 +цеолиты
|
1,44
|
53,8
|
46,4
|
В результате загрязнения почвы, бензином и
дизельным топливом обнаружены изменения ее агрохимических свойств и
в первую очередь – снижение содержания нитратного азота,
обусловленное подавлением активности нитрифицирующих организмов.
Выявлена прямая зависимость показателя от дозы и токсичности
внесенного топлива, состояния водно-воздушного режима загрязненной
почвы при внесении цеолита. Отмечается большее негативное
воздействие на содержание нитратного азота фракции бензина, как
более токсичного загрязнителя, по сравнению с дизельным топливом
(рисунок 1).
Рисунок 1 – Динамика содержания нитратного азота
почвы, загрязненной бензином и дизельным топливом при внесении
цеолита
Выводы
1.Загрязнение почвы бензиновым и дизельным
топливами оказывает существенное отрицательное воздействие на
структурное состояние, водный и воздушный режимы
почв;
2.Необходимо отметить, что уровень негативного
влияния зависит от дозы и характера поллютанта: конденсированная
фракция (дизельное топливо) вызывает наибольший отрицательный
эффект при более низкой дозе по сравнению с легкой фракцией
нефти(бензином).
2. Внесение цеолитов на фоне нефтезагрязнения
способствует оптимизации почвенной структуры и восстановлению
водно-физических свойств.
3. Нефтепродукты в почве приводят к снижению
содержания нитратного азота и практически не изменяют реакцию
среды.
4. Применение цеолита как источника
макроэлементов способствует некоторому повышению содержания
питательных веществ.
Литература
1
Байтулин И.О. Задачи научных учреждений АН КазССР по улучше- нию
экологической обстановки Приаралья // Вестник АН КазССР. - 1990. -
N 9. - С. 37-45.
2
Резниченко Г. Аральская катастрофа //Новый мир. - 1990. - N 5. -
С.21-26.
3
Мудрый И.В., Гомога В.А., Воронова А и др. Эколого-гигиенические
значения транслокации тяжелых металлов из почвы в
сельско-хозяйственных растениях //Актуальные вопросы токсикологии,
гигиены применения пестицидов и полиматериалов в народном
хозяйстве. - Киев, 1990. - С. 65-67.
4
Казначеев В.П. Механизмы адаптации человека в условиях высоких 5.
Агаджанян Н.А. Экология человека: проблемы Арала и здоровья
населения // Медико-экологические проблемы Приаралья и здоровья
населения: Сб. науч. тр. - Нукус, 1991. - С.9-11.
6.
Исакова Г., Бильдебаева Р., Бигалиев А. Состояние здоровья
населения в Туркестане в предкризисной экологической зоне //
Вестник КазНУ. Сер.экол. – 2000. - № 1(8). - С.59-62.широт. - Л.,
1980. - 160 с.
7.
Курманбаев Р.Х., Кольбай И.С. Влияние цеолитов на уровень
протеолитической активности, состав крови и аккумуляцию ионов
металлов в тканях у овец в Приаралье // Механизмы
функционирования
висцеральных систем: Всеросс. конф. с
международным участием, посвящ. 75-летию со дня рожд. акад. А. М.
Уголева. - СПБ, 2001. - С.126.
8.
Баймуратов У. О решении социально-экономических и экологических
проблем Приаралья // Вестник АН КазССР. - 1990. - № 9. -
С.55-56.
9.
Шарипова М.А., Бигалиев А.Б., Жунусова К.Х., Халилов М.Ф.
использование патогенетических критериев для экологической оценки
состояния окружающей среды // Вестник КазНУ. Серия экологическая
2000. -№ 1(8). - С.42-44.
10.
Берденкулова А., Ибадуллаева С.Ж., Колбай И.С., Бахтиярова Ш.К.,
Тлеулиев К.Д., Сактапбергенова Г. Сезонные различния содержания
ряда химических элементов в почвах Кызылординской области //
Физиологические основы здорового образа жизни: Международ.
научно-практич.конф., посвящ. 60-летию Института физиологии
человека и животных ЦБИ МОН РК. - Алматы, 2005. -
С.32-33
11.
Баевский Р.М. Методико-экологический мониторинг здоровья населения
// Медико-экологические проблемы Приаралья и здоровья населения:
Сб.науч.тр. - Нукус, 1991. - С.65-68.
12. Shalakhmetova T.M., Kolbay
I.S. Heavy metals as a major antropogeneous factor affecting on
hepatic structure and functions in Aral region of Kazakstan //
Biological Monitoring: Abstracts of Internat.
Sympos. - Seoul, 1998. - N 1745
13.
Аликулов З.А., Богуспаев К.К. Восстановление засоленных почв
Приаралья с использованием специфических видов растений // Вестник
КазНУ. Серия экологическая. - 2000. - № 1(8). -
С.7-10.
14.
Мусабеков К.Б., Жанбеков Х.Н., Сейтжанов А.Ф., Жетписбай Д.Ш.
Токсикологическое воздействие тяжелых металлов на окружающую среду
// Вестник КазНУ. Серия экологическая. - 2000. - № 1(8). -
С.56-59.